КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ДАРВИНИЗМА
1. ИОГАННСЕН В.
Существенной основой столкновения дарвинизма сменделизмом были опыты Иоганнсена с отбром фасоли на вес и размеры семян в течение 6-7 поколений, которые показали, что в пределах генетически гомогенного материала отбор не способен создать что-либо новое. Эти опыты на разных организмах были проведены многими биологами, которые показали неустойчивость изменений. Но тем не менее после многочисленных опытов, все же были выявлены незначительные мутации. Сам Иоганнсен уже был не так категоричен в своих выводах. Тем не менее в начале XX века результаты исследований Иоганнсена произвели сильное впечатление на биологов, считалось, что селекционный принцип эволюции опровергнут.
2. ДЕ ФРИЗ
Г. де Фриз был создателем варианта мутационной теории. С 1886 года де Фриз начал наблюдения и эксперименты над мутационной изменчивостью, которые он продолжал всю свою жизнь. В отличие от старых вариантов мутационной теории в виде неокатастрофизма., де Фриз отдавал предпочтение экпериментальным исследованиям. Де Фриз заново переоткрывает законы Менделя (независимо от Корренса и Чермака). По его мнению, прогресс жизни осуществляется скачкообразно, в основном природа стабильна, но временами происходят мутационные процессы. В процессе этих мутаций часто создается не более приспособленное, как считают дарвиничсты. С критикой дарвинизма выступили и философы, в частности, ученик Шопенгауэра Э. фон Гартман. Он в своей книге «Истина и заблуждение в дарвинизме» (1874) утверждал о смерти дарвинизма. Многие и без философов в начале века считали дарвинизм умершим безвозвратно.
ЛИТЕРАТУРА: 6. Де Фриз Групповое видообразование. СПб., 1913. 7. Де Фриз Происхождение мутационной теории. 1917. 8. Медников Б. М. Дарвинизм XX века. М., 1973. 9. Морган Т.Г. Теория гена. Л., 1927.
ГЛАВА 4 ПОЗДНИЙ ПОЗИТИВИЗМ ДЮРИНГ Е. (1833-1921)
Швед по происхождению, немецкий профессор Евгений Дюринг с 1863 года читал лекции в Берлинском университете по философии, а с 1865 года и по политэкономии. В 1877 году ему было запрещено преподавать в Берлинском университете ввиду конфликта с Гельмгольцем, которого он обвинил в плагиате и замалчивании работ Роберта Майера. В принципе Дюринг был прав, работа Р. Майера о законе эквивалента теплоты вышла раньше на пять лет, чем работы Гельмгольца на эту же тему, но университет принял сторону Гельмгольца. Человек он крайне удивительный, через некоторое время после окончания университета он в результате болезни ослеп, но это не помешало ему получить ученую степень доктора наук, успешно читать лекции, вообще быть оптимистом по жизни. Наш русский философ Михайловский писал о Е. Дюринге и Ф.А. Ланге: «В Европе нет писателей, которые были бы ближе к Правде, чем эти двое» (Михайловский Сочинения. Т.IV СПб. 1897. С.412).
В принципе довольно неплохой философ, особенно в области популяризации философии. Особо известен в истории философии как объект критики его воззрений Ф.Энгельсом («Анти-Дюринг»). Сторонник позитивистской интерпретации философии. В своей работе «Ценность жизни» критиковал пессимистическую философию А. Шопенгауэра, выступал против социал-дарвинизма, который отождествлял с самим учением Дарвина, противопоставляя ему Ламарка.
ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИИ
Философия по его мнению должна быть философией действительности, описывать реальность окружающего мира, и признавал философию «здорового» знания, не приемлющего фантазию и мистику. «Для достижения чистого, свободного от вымыслов, содержания вещей существует лишь один путь, а именно: чтобы здоровое знание со всеми его выводами получило должное значение. Призраки, которыми проникнуты природа и люди, должны исчезнуть, дабы процессы между рождением и смертью представлялись в том виде, как они есть в действительности, и дабы на обеих границах не оставалось места для неясных представлений. Область фикций, где работает необузданное воображение, должна быть не только сужена, но и совершенно освобождена от супранатурального направления. Ни одна метафизическая концепция не может иметь места там, где здоровый научный взгляд единожды порвал нить между вещами и внепредметными гипотезами.» (39) Он являлся противником «закрытости» философского знания, критикуя в этом отношении Канта, который заявил, что его философия никогда не будет достоянием народа, и Шопенгауэра, который утверждал, что его философия не «для сапожников и портных», превознося при этом философскую деятельность Сократа: «Всякая истинная мудрость должна стремиться к тому, чтобы не оставаться привилегией отдельных лиц, сословий и классов. В конце концов она должна стать достоянием всего народа – иначе значение её будет не велико.»(с.314) Сторонник деятельностного подхода: «Сознание, образованное путем правильного мышления и истинного знания, а также путем твердого упорядочения аффективных представлений, составляет великую силу; но сама по себе эта сила недостаточна, чтобы вполне удовлетворить человека. Для примирения мысли и чувства с характером существования, сюда должна привходить еще деятельность, т.е. участие в объективном преобразовании действительности в частностях и для целого человеческой жизни. Где недостатки и нарушения теснятся в лучшее сознание, там не поможет делу хотя бы самое превосходное упорядочение одних только идей; напротив, рядом с пользою, оно может принести немало вреда. Фантастическое предположение, будто тот или иной способ созерцания бытия и мира, т.е. одна только сила покоящихся представлений может дать удовлетворение, - имело свое место в философии, но оно несовместимо с учением действительности.»(310)
Учение о бытии.
Социальная теория.
ЛЕ ДАНТЕК Ф. (1869-1917)
Феликс Ле Дантек, ученик Пастера, испытал влияние учения И.И. Мечникова. Профессор эмбириологии. Он считал человека «механизмом в кубе», или как «механизм механизмов», т.е. не отходил от картезианской традиции рассмотрения человека, которая была представлена в развернутом виде Ж.О. Ламетри. Объединяющей связью между живым организмом и неживой материей он видел в явлениях ритма и резонанса, который объединяет эти два вида природы. Для него живое тело - это смесь различных коллоидных растворов, которые различаются по своим ритмам, но эти ритмы гармонизированы. Это видение живого является основой для его скепсиса в отношении морали. Вот что он пишет: «Моральное поле, в которое одеты троглодиты XX века является результатом длительного воспитательного усилия, в котором предохранительные законы общества соединены с естественным лицемерием людей, живущих в обществе. Но это платье очень тонко, и очень легко его порвать!» (цит. Кузнецов В. Н. Французская философия XX в. М.,1970 С.33).
«благоразумный человек должен примириться с постоянной ложью: надо слепо верить в свои руководящие принципы, когда это необходимо, чтобы действовать» (Ле Дантек Ф. Познание и сознание. Философия XX века. Спб.,1911 с.234)
«Человек, или высшее животное, может рассматриваться как механизм в кубе; как механизм механизмов механизмов» (цит. по: Кузнецов В.Н. Французская философия XX века М.,1970. с.29) «Связующее звено между органической и неорганической природой Ле Дантека пытался найти в явлениях ритма и резонанса. Способность материальных тел приобретать ритм колебаний, свойственных другим телам, он рассматривает как физическую ассимиляцию, характерной * уже для живых организмов. С этой точки зрения живая протоплазма, являющаяся комплексом различных коллоидов, предстает как прекрасный регулятор, способный воспринимать самые различные колебания. (Кузнецов В.Н. Французская философия XX века М.,1970.с.29-30)
Ле Дантек занимал позицию «средней линии» между дарвинизмом и ламаркизмом. Наиболее резко выступал против психоламаркизма, против антропоморфизма в биологии
ЛАЛАНД (1867-1963)
Андре Лаланд, профессор Сорбонны, многолетний генеральный секретарь Французского философского общества. Выступал с концепцией диссолюции, или, как он её именовал впоследствии – теории инволюции. Эти м он противопоставлял свою концепцию концепции Г.Спенсера, который, как известно считал основой всего эволюцию, которая им понималась как «интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения, переводящая материю из неопределенной в определенную, связную разнородность и производящая параллельное тому преобразование сохраняемого материей движения» (Спенсер Г. Основные начала. Спб.,1897. С.331). Известно, что удар этой концепции был нанесен распространением принципов второго начала термодинамики на мировоззренческий уровень, в результате оказывалось, что принципом материального мира является прямо противоположный принцип- принцип энтропии. Лаланд именно критикует эту спенсерову концепцию, утверждая принцип диссолюции. Под ней он понимает «такую серию перемен в изменяющихся вещах, направление которой противоположно эволюционным изменениям. Если, например, формирование и централизация сложного бытия являются, как общепринято говорить, эволютивными феноменами, то децентрализация этого организма и обретение свободы составляющими его элементами – это именно то, что называется диссолюцией» (цит.39)
«Философская концепция Лаланда является, согласно его собственной характеристике, дуалистической: «Она верит, что в явлениях и законах мира имеются две противоположные тенденции, одна из которых преобладает в инстинктивной и материальной жизни, а другая - в интеллектуальном и моральном развитии. Она противопоставляет принципы разума ощущениям, а право- естественной борьбе.. Она.. рассматривает всякую трансформацию не как прямую линию, но как траекторию, искривленную двумя антагонистическими тенденциями, законом природы и законом осмысленной воли.»( цит.1.38)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|