ГЛАВА 3 БИОСОЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
Утверждение о «борьбе за существование» – как главном факторе развития вызвало много возражений, особенно в связи с тем, что стал популярным перенос этого принципа на человеческое общество. Возникло довольно обширное поле биосоциальных исследований, споры возникали, в основном по двум аспектам: о социальности животных и о разумности животных. И достижения в этих двух областях переносились, как правило на область человеческих отношений в качестве аргументов или контраргументов дарвинизму. В качестве контаргумента утверждалось, что фактор эволюции состоит не столько в факторе выживания в результате борьбы за существование наиболее сильных особей, а сколько в факторе внутривидовой солидарности между особями. Было выработано две концепции биосоциальности: «сильная» состоит в утверждении, что биосоциальность есть атрибутивное свойство жизни; «слабая» – состоит в утверждении, что биосоциальность выступает эпифеноменом биологической эволюции, которая проявляется лишь на поздних этапах эволюции жизни. В области же наличия интеллекта у животных эти исследования служили аргументами в пользу дарвинизма. В 80-х годах, в частности, даже развернулась дискуссия по поводу признания или непризнания разума у общественных насекомых. В этой дискуссии участвовали Дж. Леббок, Э. Васманн, О. Форель, К. Эмери и др. Они выяснили, что общественные насекомые способны к довольно быстрому обучению и использованию приобретенных навыков в жизни. Но, с другой стороны, также и выяснилось то, что поведение общественных насекомых в значительной мере все же определяется инстинктами. Общественные насекомые имеют свой достаточно развитый язык, но не могут использовать его как средство мышления. Тем не менее современные этологи начинают возрождать эту концепцию. В частности биолог Кипятков утверждает, что….
ФАБР Ж.А.
«Инстинкт все знает в той неизменной области действий, которая ему предназначена; инстинкт ничего не знает вне этой области. Его участь быть в одно и то же время
ЛЕББОК ДЖ.
ЭСПИНАС А. (1844-1922)
Альфред Виктор Эспинас, автор книги «Социальная жизнь животных» (1877, р.п. 1898), которая была в те времена крупным событием в научной мысли. Этой работой он заложил основы зоопсихологии и этологии. Но он не только ограничивался этим. Он автор монографий и по другим областям знаний: «Экспериментальная философия Италии» (1880), «История экономических доктрин» (1891), «Происхождение технологии» (1897), «Социальная философия XVIII века и Революция» (1898). Эспинас считал, что общественная жизнь в животном мире не составляет исключения, не присуща только отдельным видам «общественных» животных – это всеобщее правило и свойство животного мира. Что верно, даже мухи отдельно не летают.. Эспинас сообщества животных делил на три типа: 1) сообщества по потреблению пищи; 2) сообщества, основанные на функциях воспроизводства; 3) сообщества, основанные на интеллектуальном единстве- собственно социальные. Французский этолог А. Эспинас еще в прошлом веке подчеркивал: «От самых низших ступеней лестницы и до самых высших, все животные в известный момент их существования входят в состав какого-нибудь общества: социальная среда составляет необходимое условие сохранения и обновление жизни» (Эспинас А. Социальная жизнь животных. Спб, 1882. С.3) Интерес к изучению социальных форм организации животных уходит в далекое прошлое. Родство социальной организации животных, особенно общественных насекомых (пчел, муравьев и др.) всегда вызывало интерес у людей, служило основой для создания мощной традиции «животного эпоса» в литературе, устойчиво служит основой в обыденном мировоззрении для понимания и типологии поведения тех или иных общественных групп в человеческом обществе. В принципе, исходная и первая форма мировоззрения – тотемистическое мировоззрение – было основано именно на этом сопоставлении. С особой остротой проблема социальной жизни животных встала в второй половине XIX века в связи с вольной интерпретацией социал-дарвинистами учения Ч. Дарвина о «борьбе за существование» как фактора биологической эволюции. Эта интерпретация и перенесение её на жизнь человеческого общества вызвало ответную реакцию. Особо имеет смысл отметить взгляды А. Эспинаса, который совершенно справедливо утверждал, что в природе не существует «борьбы всех против всех», ибо «.. совместная жизнь в животном царстве не составляет случайного явления; она проявляется не по прихоти или какому-либо капризу то там, то здесь; это совсем не привилегия (как это часто думают) нескольких отдельно стоящих на зоологической лестнице видов, каковы, например, бобры, пчелы и муравьи, а, напротив,… - нормальный, постоянный и всемирный факт» (Эспинас А. Социальная жизнь животных. 1882, с.3). В связи с критикой социал-дарвинистов такую же точку зрения развивали анархисты. В частности особо интересны взгляды представителя анархизма П. Кропоткина, который утверждал:
РОМАНЕС Г.Д.
Наиболее ярко выражена была эта точка зрения последователем Дарвина Романесом. Его работа «Умственные способности животных» (1882) содержала обоснование родственности умственных способностей животных и человека. Романес наделял животных всеми способностями человеческого сознания. Но явно «перегнул палку», что подверг критике Морган в работе «Введение в сравнительную психологию» (1894).
ЛИТЕРАТУРА: 1. Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции: Теоретико-методологический анализ. Новосибирск. Наука, 1990. 2. Уайт У. Муравьи и их обычай. 3. Уоллес Естественный отбор. 1876. 4. Фабр Ж.А. Инстинкт и нравы насекомых. М.,1993. 5. Эспинас Социальная жизнь животных. !882. 6. Фридман Э.П. Приматы. М.,1979. 7. Леббок Дж. Муравьи, пчелы и осы. 8. Сузерланд А. О происхождении нравственного инстинкта. 9. Жиро Общества животных. 10. Романес О разуме животных. 11. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|