ГЛАВА 2 ФИЛОСОФИЯ Г. СПЕНСЕРА (1820-1903)
Герберт Спенсер – один из самых выдающихся английских философов. Считался своими современниками «английским Аристотелем». Многие при его жизни считали последователем О. Конта, что сам Г. Спенсер категорически отрицал. И действительно его философская концепция имеет существенные отличия, что не позволяет считать его сторонником контизма. Спенсер по причине слабого здоровья до 13 лет не посещал школу, учился дома под руководством отца, который был учителем по профессии. Он так и до конца жизни остался самоучкой. Большую часть долгой жизни Спенсер провел как независимый кабинетный ученый, избегавший всяких академических постов и официальных должностей. До своего «добровольного затворничества» он работал с частыми перерывами с1837 по 1846 инженером, специализируясь на строительстве железных дорог. Перерывы были обусловлены тем, что спрос на инженеров был крайне нестабилен в то время, да и сам Спенсер был не совсем приспособлен для этой профессии, ибо с детства был склонен к писательской деятельности. Далее он сотрудничал в журналах, был вторым редактором журнала «Экономист», пытался участвовать в политической жизни. Впоследствии решил, да и был вынужден с силу своей психологической невстроенности в реальности жизни, жить исключительно литературным трудом. Это дело шло у него крайне неудачно, скудные средства .которые он тратил на издание своих произведений, не окупались, заказы же на журнальные статьи были крайне редки. В процессе написания «Основ психологии» (1853) перенес психическое заболевание, связанное с переутомлением. Хотя, в принципе, по своей сути он был на него обречен по причине своей слабой физической организации. После этого он периодически был вынужден прерывать свои занятия, ибо он просто не мог сосредоточиться – смысл читаемых текстов терялся, сам он не мог четко выразить свою мысль. Это и видно по его текстам, - он, чтобы выразить свою мысль прибегает к многословным объяснениям и разъяснениям, - это и дало нам многотомное наследство этого мыслителя, хотя, в принципе содержание своих идей он мог бы выразить посредством значительно меньшего объема текстов. Периодически он испытывал серьезные материальные затруднения, из которых ему помогали выйти то небольшое наследство отца, то пожертвования его богатых почитателей (в основном, американца Эд. Юманса., который был популяризатором идей Спенсера в Америке). С точки зрения здравомыслящего британца он вел жизнь полупомешанного идиота, вообразившего себя гением. В принципе, он таким и был, ибо, в противном случае, он не был философом. В 1860 году Спенсер составил себе план десятитомного издания «синтетической философии», включавшего его главное философское произведение – «Основные начала» (1862). Этот план ему удалось выполнить в 1896 году. В «Основные начала» входили: «Основы биологии» (1864-1867), «Основания психологии» (1855), «Основы этики» (1879-1893), «Основы социологии» (1876-1896). Автор и других работ «Социальная статика» (1850), «Социология как предмет изучения» (1873) и множества статей, объединенных в «Опыты научные, политические и философские». Его работы отличаются крайней многословностью, с явным признаком графомании. Но его работы постепенно стали пользоваться популярностью, книги стали покупаться, но это уже не могло ему принести удовлетворения, ибо приступы тупоумия и депрессии случались все чаще. ПРИНЦИПЫ ЗНАНИЯ
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
1. НЕПОЗНАВАЕМОЕ И ПОЗНАВАЕМОЕ
Спенсер считал, что и в религии есть доля истины. Но в ментальности антагонизм между религией и наукой является самым «глубоким», который проходит через всю сферу человеческого знания. Спенсер настроен в отношении религиозных верований не столь агрессивно, как некоторые позитивисты: «Как бы ложны они не казались, сущность состоит в том, что коренясь в данных опыта, они первоначально заключали, а может быть, и теперь заключают в себе некоторую, хотя и маленькую долю истины» (Спенсер Г. Основные начала. СПб, 1899. С.1). Спенсер ставить целью «…привести в соответствие противоположные повидимому убеждения, выражаемые религией и наукой. Вследствие соединения противоположных идей, содержащих в себе свою долю истины, всегда достигается более высокое развитие. Геология, приняв плутоническую и нептуническую гипотезы, быстро продвинулась вперед в биологии мы начинаем прогрессировать благодаря слиянию теории типов с теорией приспособления. В психологии задержанный прогресс начался снова, когда ученики Канта и Локка одинаково признали теорию, что систематизированные данные опыта порождают формы мышления. В социологии, только начинающей принимать положительный характер, мы находим обоюдное признание и партии прогресса, и партии порядка, так как каждая из них имеет за себя истину, которая составляет необходимое дополнение истины, признаваемое другой партией. То же самое должно быть, хотя и в больших размерах, и с религией и наукой. Здесь мы также должны стараться найти такое понятие, которое связывало бы между собой выводы и той, и другой, и в данном случае мы также можем ожидать важных результатов от их сочетания. Наша задача в том, чтобы понять, каким образом наука и религия выражают собой противоположные стороны того же самого факта: одна его ближайшую или видимую строну, другая – сторону отдаленную или невидимую, и достижения этой цели должно глубоко изменить нашу общую теорию существующего» (Спенсер Г. Основные начала. Спб., 1899. С.12)
Он писал, что очень много непостижимого содержится как в положениях религии, так и в положениях науки. Типичный пример – это пространство и время – фундаментальные концепты науки. Они совершенно, по его мнению, непостижимы. Неясно, то ли они формы мышления, то ли факт реального мира. Таким же образом непонятно понятие «материя».Вообще он подчеркивает, что предельные понятия непостижимы: «Большие величины, долгие периоды времени, большие числа не могут быть поняты нами действительно, а понимается более или менее символически; точно также и все те классы предметов, о которых мы утверждаем, что-либо общее» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.14)
Это же повторял, к примеру, американский философ XX века Уолтер Стейс: «Религия ищет бесконечное. А бесконечное по самому его определению невозможно и недостижимо» (Philosophy of Religion. A Book of Rtfding. N.Y. 1970. P.81) По мнению Г. Спенсера с какой точки зрения мы бы не подходили – с точки зрения религии или науки, - мы, доходя до последних оснований религии и науки, приходим к выводу, что и религия и наука одинаково не могут дать адекватное знание о действительности, которая нам неизвестна, а истины религии и науки – это простые символы действительности, но не знание о ней. Мы не можем знать досконально прошлое, мы не можем точно предсказать будущее, мы не понимаем полностью настоящее. Мы не знаем сами себя – не знаем глубинные основы нашего сознания, не знаем полностью механизм его функционирования, не знаем – способен ли он адекватно понимать самое себя и адекватно отражать окружающую действительность
«…религия и наука по необходимости соотносительны. Как мы уже упомянули, они соответствуют тем двум противоположным видам сознания, которые не могут существовать один без другого. Известное нельзя мыслить отдельно от неизвестного, так же точно как и неизвестное нельзя мыслить отдельно от известного; а поэтому ни одно из них не может сделаться более ясным, не сообщив большей отчетливости другому. Развивая далее метафору, которой мы уже пользовались выше, можно сказать, что религия и наука составляют положительный и отрицательный полюсы мышления, из которых ни один не может длиться интенсивнее, не усиливая интенсивности другого» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.61).
2. ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ
«Для образования того стройного знания, которое мы называем умом, необходимо уподобление каждого впечатления другим, уже представлявшимися ранее сознанию» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.45)
«Таким образом, из самой природы мышления, тремя различными путями получается вывод об относительности нашего познания. Мы находим при анализе мышления и замечаем при объективном обнаружении его «Под термином реальность мы понимаем постоянство в сознании, которое или безусловно, как, например, наше сознание о пространстве, или условно, как, например, наше сознание о предмете в течение того времени, пока мы держим этот предмет в руках. Реальное, - как мы его сознаем, определяется исключительно свойством его постоянства; этим критерием мы различаем его от того, что мы называем нереальным» (Спенсер Г. Основные начала. Спб., 1899. С.91).
3. ФОРМЫ МЕНТАЛЬНОСТИ
«.. знание низшего разряда – это необъединенное знание, наука – отчасти объединенное знание, философия – вполне объединенное знание» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.76).
«Тот умственный скептицизм, который вызывается обыкновенно критическим разбором философии, проистекает в значительной степени от ошибочного понимания терминов» (Спенсер Г. Основные начала. Спб., 1899. С.90)
«…наука есть не что иное, как высшее развитие обыденного знания, и… если отвергается наука, то вместе с нею должно быть отвергаемо всякое знание. самый крайний изувер не увидит вреда в наблюдении, что солнце раньше восходит и заходит позже летом, нежели зимой; скорее он сочтет это наблюдение очень полезным пособием при исполнении житейских обязанностей. Астрономия же есть только приведенное в систему собрание подобных наблюдений, сделанных с большей точностью, распространенных на большое число предметов и анализированных так, что они объясняют действительное устройство неба и рассеивают наши ложные понятия о нем» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.10)
«Прогресс ума всегда был дуалистическим. Каждый шаг вперед, хотя этого и не замечали делавшие его, был в одно и то же время шагом и к естественному и к сверхъестественному» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.60)
По мнению г. Спенсера, всеобщая форма мышления – это отношение. Его формами являются: различие и сходство. Отношения бывают двух родов: «.. отношения последовательности и отношения сосуществования; один из этих разрядов есть первоначальный, а другой производный» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.93). «Абстракт всех последовательностей – время; абстракт всех сосуществований – пространство» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.93).
«Вещество и движение – это конкретное понятие, выведенное из всего содержимого различных мысленных отношений, тогда как пространство и время – это абстрактные понятия о формах этих разнообразных отношений» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.96).
Подчеркивая, что у Гамильтона и Манселя рассматриваются два типа деятельности мышления – различение и отношение, он добавляет подобие.
Как подчеркивал Г. Спенсер: «Для образования того стройного знания, которое мы называем умом, необходимо уподобление каждого впечатления другим, уже представившимся ранее сознанию» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.45).
«Таким образом, из самой природы мышления, тремя различными путями получается вывод об относительности нашего познания. Мы находим при анализе мышления и замечаем при объективном обнаружении его в каждом предложении, что оно заключает в себе отношение, различие, подобие. Все, в чем не проявляются эти три элемента, не допускает познания. Таким образом, мы в праве сказать, что безусловное, как не представляющее ни одного из указанных элементов, трижды немыслимо» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.47)
«Доступное нам знание – это единственное знание, которое может быть полезным нам» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.49).
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
Г. Спенсер не приемлет классификацию О. Конта. Он дает свою классификацию. Науки подразделяются у него на абстрактные, абстрактно-конкретные и конкретные. Абстрактные – логика, математика и абстрактная механика. Абстрактно-конкретные – механика, физика и химия. Конкретные: астрономия, геология, биология, психология, социология.
ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ
Исходной парадигмой философствования Г. Спенсера был эволюционизм, идеи которого у него сложились под влиянием идей К. Бэра. Мысль К. Бэра о том, что организмы в процессе развития переходят от гомогенного к гетерогенному состоянию стала основной у Г. Спенсера. Эволюционизм сложился у Спенсера задолго до Дарвина. Далее Спенсер не стал ортодоксальным сторонником дарвинизма. Он считал, что механизмы приспособления вообще меняются в связи с усложнением организации. Адаптация («уравновешивание») идет двумя путями – прямым и косвенным. Прямой путь адаптации – это непосредственное изменение посредством наследования приобретенных признаков (т.е. по схеме Ламарка). Но существует и косвенный путь – это приспособление путем естественного отбора (т.е. по схеме Дарвина). В ходе усложнения организмов значимость прямого приспособления возрастает и одновременно снижается значение фактора естественного отбора. У высших животных он вообще не имеет значения, - вступает в действие механизм активной адаптации организма. Для Спенсера эволюционизм имел универсальный характер, который свойственен для всех процессов как в неорганической, так в органической и социальной сфере. В начале он был сторонником однолинейной эволюции, для него: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности..» (Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.237) Но далее он переходит на более гибкую и основательную в научном отношении позицию многолинейного характера эволюции6 «Как и другие виды прогресса, социальный прогресс не является линейным, а расходится и распространяется.. Распространяясь по всей земле, человечество обнаруживало окружение различного характера и в каждом случае возникала жизнь, частично предопределенная предыдущей
Сильный удар по его концепции эволюции нанесла термодинамика. Спенсер был потрясен, когда узнал, что согласно второму началу термодинамики, состояние равновесия есть смерть.
«Эволюция не предполагает непременно находящегося повсюду в действие скрытого стремления к совершенствованию. Мы не видим однообразного восхождения от низшей к высшей форме; наблюдаются лишь отдельные случаи возникновения форм, которые, в силу их большей приспособленности к более сложным условиям, оказываются способными к более продолжительной и разнородной жизни» (Спенсер Г. Основания социологии. Т.2..)
«Естественный подбор или переживание приспособленнейших действует почти исключительно в растительном мире и БИОЛОГИЯ «Естественный подбор или переживание приспособленнейших действует почти исключительно в растительном мире и в низшем животном мире, характеризуемом относительной пассивностью. Но по мере восхождения к высшим типам животных, его влияния в возрастающей степени усложняются
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|