Здавалка
Главная | Обратная связь

СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРЫ



 

1. ИДЕИ И ОБЩЕСТВО

 

В отличие от О. Конта он не считает, что «идеи» (ментальный фактор) имеет существенное значение в культуре: «…хотя передовые идеи, раз установившись, и влияют на общество и на его дальнейший прогресс, однако установление таких идей зависит от способности общества их воспринять. На практике национальный характер и социальное состояние определяют преобладающий ход идей; таким образом, отнюдь не идеи определяют социальное состояние и национальный характер. Изменение нрав­ственной природы человека, порождаемое постепенным беспрерывным воздействием дисциплины в социальной жизни, есть главная непосредственная причина прогресса общества» (Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск. 1999. С.606-607)

 

Для Спенсера: «Усредненное мнение в любое время и в любой стране является функцией социальной структуры этого времени и этой страны» (Spenser H. The study of sociology. N.Y., 1891. P.390)

 

«..законы, управляющие поведением, вовсе не являются, как то многие решительно ут­верждают, последствием соглашений, обдуманно созданных в то или другое время. На­против того, они суть естественные и постепенно развивающиеся продукты общест­венной жизни» (Спенсер Г. Начала социологии. Обрядовые учреждения. Киев. 1880. С.332)

 

Суть тут интересна. Не только тут разговор идет о влиянии идей и общества, но того, то эти идеи, если и действуют на общество то довольно неадекватно, ибо сознательные действия не руководствуются искусственными соглашениями разума, а естественными, часто нам непонятными причинами.

 

2 СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

 

Согласно Г. Спенсеру, развитое общество состоит из трех систем. Поддерживаю­щая сис­тема - это система, которая обеспечивает материальные потребности людей. Распределительная система обеспе­чивает систему взаимодействия частей общества по принципу разделения труда. Регулятивная система в лице государства обеспечи­вает управление.

 

Воинственный тип общества характерен централизацией и иерархическим по­рядком власти. Церковь также похожа на во­енную организацию, а религия является воинст­вующей идеологией

В индустриальном обще­стве торговля имеет большее значение, чем военные завоевания, социаль­ная организация демократизируется.

 

Институты или учреждения. Г. Спенсер является тем мыслителем, который ввел в употребление понятие общественного института. Имеется шесть типов учреждений: домашнее, обрядовые, поли­тические, церковные, профессио­наль­ные* и промышлен­ные. Все они являются продук­тами медленной эволюции.

 

3. ФАКТОРЫ ПРОГРЕССА

Основным фактором прогресса Г. Спенсер считает, в противоположность О. Конту, со­циальный фактор. Но это относится лишь к раннему периоду его творчества.. В более зрелый период творчества он придерживается многофакторного характера обществен­ной эволюции. Он подразделяет группы факторов на «первичные» и «вторичные». А также производит разделение этих групп факторов на «внешние» и «внутренние». К внешним факторам относится физико-географические условия: климат, почву, флору и фауну. Внутренний фактор – это само устройство человека, его психология. Но это первичные факторы. Вторичные же факторы – это факторы которые вызваны «деятельностью гобществ». К их числу он относит опять-таки изменение географиче­ской среды, которая происходит под воздействием человеческой деятельности. Другой вторичный фактор – это возрастание плотности нваселения. Третьим он считает взаим­ное влияние общества на личность и обратно. Четвертый фактор – это воздействие дру­гих обществ. Он также рассматривает фактор орудий труда.

 

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ

 

Общества различаются как по структуре (простое, сложное и т.д.),так и по преобла­дающей в них сис­теме организации(военной или промышленной).Воинственный тип общества характе­ризуется силь­ным централизованным контролем и иерархическим по­рядком власти. Всю жизнь здесь подчиняется дисциплине. Даже церковь похожа на во­енную организацию, а религия яв­ляется воинствующей. Ин­дивид принудительно под­чиняется целому. В индустриальном обще­стве торговля имеет большее значение, чем война: появляется политическая свобода, социаль­ная организация становится более гибкой, власть рассматривается как выражение воли индиви­дов, а кооперация индиви­дов становится добровольной» (Кон И.С. «Позитивизм в социологии» Л.,1964. С.27-28)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.