Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 3 ФИЛОСОФИЯ Г. В. Ф. ГЕГЕЛЯ (1770-1831)



 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

 

Берлинский университет был создан в 1809 году, который был организован как свободное сообщество ученых. XIX век вообще характерен фундаментальным изменением университетской науки: если ранее в университетах студенты обучались в соответствии с религиозно-политическими установками общества того времени, а обучение сводилось к освоению древнегреческой и древнеримской классики, теологии, теории права, логики и риторики, то в университетах XIX века, студенты были освобождены от обязательного посящения занятий и были вольны в выборе курсов лекций и посещали те лекции, которые им были интересны. На должность же преподавтелей назначали людей, которые действительно зарекомендовали себя как ученые. После назначения в качестве преподавателей каждому ученому давалось разрешение на проведение научной работы и прочитку тех курсов лекций, которые сам ученый считал нужным и полезным для слушателей.

 

Сформировался как оригинальный философ сравни­тельно поздно, его первая оригинальная и серьезная работа «Феноменология духа» вы­шла в 1807 году. Многие не относят его к роматизму, но он находится в нем своими корнями. Более того, вскрывается истинная сущность тех изменений в ментальности, которые привели к взлету романтического направления в философии – это идеология Реставрации. Р.Гайм писал следующее: «Прусское государство, задушаемое Австрией, вступило те­перь (1818) в период реставрации. Философия, которая отождествлялась с ним и к нему приноров­лялась, вступила, по его следам, в ту же колею. Гегелева система сделалась наукообразною хранительницею духа прусской реставрации» (Гайм Р. Гегель и его время. Спб.,1861. С.307).

Именно в этом исходная «тайна» Гегеля. Как писал пер­соналист Э. Мунье: «Гегель на­всегда сохранит за собой славу великого и бесстрастного архитектора всемогущей и безличной идеи. Все вещи и все существа растворяются в ней. И не случайно в конеч­ном итоге Гегель провоз­глашает полное подчинение индивида государству» (Э. Мунье Манифест персонализма. М.: Республика. 1999. С.465).

Это же подчеркивал Н.Кареев: «Его система такая же проповедь квиетизма в филосо­фии, какой в политике была система Меттерниха: реакционер и софист делали одно дело, один заставлял всех смирно сидеть, другой усыплял всех своими изречениями» (Кареев Н.И. Основные во­просы философии истории. 3-е сокр. изд. Спб., 1897. С.207)

Еще существенный момент в мировоззрении Гегеля, который подчеркивает мистиче­ско-романтический характер его мировоззрения – это тяжелый язык, который пред­ставлял собой какую-то помесь не слов, презентирующих реальные смыслы, а каких-то мистических шифров, требующих медитативной расшифровки. Как правильно писал А. Герцен: «Немецкая наука, и это ее главный недостаток, при­учи­лась к искусственному, тяжелому, схоластическому языку своему именно потому, что она жила в академиях, т.е. в монастырях идеализма, это язык попов науки, язык для верных, и никто из оглашен­ных его не понимал; к нему надобно иметь ключ, как к шифрованным письмам. Ключ этот теперь не тайна; понявши его, люди были удивлены, что наука говорила очень дель­ные вещи и очень простые на своем мудреном наречии» (Герцен А. Сочине­ния в 2-х т.: Т.2 М.,1986. С.191-192)

 

Карл Поппер правильно даже не старался сравнивать отца современной философии – И. Канта с Г. Гегелем, воспринимая её «со смесью презрения и ужаса» (Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2 1992. С.471)

Философия нового времени осуществляла исходную свою задачу, которая состояла в инициировании развития научного знания. В связи с этим имеет смысл заметить, что мнение о философии Гегеля как вершины философии Нового времени глубоко оши­бочно. Философия Гегеля является одним из частных направлений в европейской философии времен «Реставрации», которая после смерти Гегеля, почти мгновенно рас­палась, отдельные же рецидивы возрождения гегельянства далее не определяют общего фона раз­вития философии, и одно из направлений, которое причисляло себя к гегелев­ской традиции, не следовало «букве и духу» этого учения. Истинной же реализацией философской программы Нового времени был позитивизм, который и представляет вер­шину философии Нового времени. После же позитивизма начинается новейшая ис­тория философии. Такое видение историко-философского процесса важно, ибо полностью ме­няет понимание сути и задач философии этого периода.

 

ТАЙНА ГЕГЕЛЯ: ФАУСТ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА

 

Э. Блох, Ильин

 

Многие считают философию Гегеля, как философию, которая следует традиции фило­софии Канта, что глубоко ошибочно. Философия Канта не породила немецкую философию последующего пеиода, она послужила лишь отправной точкой для медита­ций романтиков, которая использовала кантовскую терминологию для своих целей. Философия Канта идет в «плане имманенции» Просвещения и была навеяна идеями Французской революции; последующая же философия движется в «плане имманенции» Реставрации.

 

ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ

 

Здесь более правомерно согласиться, в частности, с мнением Рейхенбаха: «Система Ге­геля – это слабое построение фанатика; который увидел одну эмпирическую истину и пытается сделать её логическим законом в рамках самой ненаучной из логик» (Reichenbach H. The Rise of Scientific Philosophy. Berkley. 1951. P.72)

 

Логика Гегеля воспроизводит по сути развитие греческой философии. Как подчерки­вали Делёз и Гваттари: «Новоевропейская философия ретерриториализуется в древней Греции как форме собственного прошлого. Соотношение с Грецией переживалось как личное отношение в особенности немецкими философами. Но они переживали себя именно как противоположение или обратное грекам, как зеркально симметричное им..» (Делез Ж., Гаттари Ф. Что такое философия. С.131)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.