Здавалка
Главная | Обратная связь

Гайм Р. Гегель и его время. СПб., 1861. (1138211).



2. Геффдинг Г. История новейшей философии. СПб., 1900. (142741).

3. Лазарев В.В., Рау И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. М., 1991.

ГЛАВА 4 БРИТАНСКАЯ МЫСЛЬ.

 

В 1760-1820 гг британский престол занимал Георг III. В это время возобладали консервативные черты. Это время колониальной экспансии Британии, борьбы с северо-американскими колониями. Британия активно участвовала в борьбе против Великой французской революции.

Правление Вильяма Питта (1784-1801) – представителя «новых тори».

 

§1 КОНСЕРВАТИЗМ.

 

МИТФОРД У. (1743-1827)

 

Ближайшим современником Эд. Гиббона был автор восьмитомного сочинения «Исто­рия Гре­ции», в котором особенно ярко проводились убеждения тори и против­ника фран. Революции. Это Вильям Митфорд.

 

БЕРК Э.

 

ПЕРИОД РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА

 

Эдмунд Бёрк «Защита естественного общества»(1756)

 

Зрелый Бёрк: «Искусственное естественно для человека.»

 

«Великий недостаток нашей натуры в том, что мы не знаем, где остановиться, не удов­летворя­емся достижениям разумного предела, не принимаем во внимание обстоятель­ства и теряем все приобретенное из-за ненасытного стремления иметь больше.»(1.49)

«Это общество, основанное на естественных потребностях и инстинкте, а не на каких-либо по­ложительных институтах, я буду называть естественным обществом.(1.49)

«..а поскольку природа не создала* никаких уз, способных сплотить их, человек ис­правляет сей недостаток изобретением законов. Это- политическое общество.(1.49-50)

«Первые имеющиеся у нас сведения о человечестве- это многочисленные свидетель­ства о кро­вопролитиях. Кровь цементировала все империи. В давние времена, когда люди только начали создавать партии и союзы, первым результатом таких объединений и , конечно же, целью, ради которой они образовывались и для которой лучше всего годились, было взаимное уничтоже­ние.»(1.54)

«политическое общество действительно в наибольшей степени виновно в подобном ис­треблении человечества.»(1.65)

«С самого возникновения политического общества и до наших дней изобретательность людей оттачивает и развивает умение убивать, начиная с первых попыток использовать дубинки и камни, кончая нынешним совершенством артиллерийского дела, стрельбы, бомбардировки, ми­нирования и тех разновидностей искусственной, просвещенной утонченной жестокости, в ко­торой мы теперь поднаторели и которые, как учат нас по­литики, является нашим главным предметом гордости.

О том, к чему мы способны от природы, можно судить по животным, подчиняющимся ее зако­нам, причем даже по тем из них, кому она дала гораздо более свирепый нрав и гораздо более ужасное оружие, чем когда-либо имевшееся у нас…(66)

«Орфей, Моисей, Миносы, Солоны, Тезеи, Ликурги, Нумы, что касается до вас, то я должен ска­зать: вы своими предписаниями обдуманно причинили больше вреда, чем когда-либо нано­сила или вообще могла нанести ярость самых свирепых зверей под влиянием страха или вели­чай­шего неистовства.*

Это зло не случайно. Если кто-либо возьмет на себя труд рассмотреть природу обще­ства, то придет к выводу, что зло- прямое следствие его устройства.»(66-67)

Бедлам- психиатрическая лечебница в Лондоне.

 

«Рассматривая странные и недостижимые выдумки и изобретения разума, я как-то раз назвал нашу Землю Бедламом солнечной системы. Глядя сейчас на последствия некоторых этих при­чуд нельзя с тем же основанием назвать её вроде Ньюгейта или ис­правительного дома Вселенной?»(102)

 

О ПРЕКРАСНОМ И ВОЗВЫШЕННОМ

 

КРИТИКА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

 

Огюстен Кошен (1876-1916) – французский историк и консерватор считал, что теория «общественного договора» Руссо – это воспроизведение модели «литературной республики».

 

МАКИНТОШ ДЖ. (1765-1832)

 

При жизни Джеймс Макинтош считался одним ихз крупнейших историков и философов своего времени.

 

 

МАКОЛЕЙ Т. Б. (1800-1859)

 

Томас Бабингтон Маколей – английский историк, ублицист, политик (виг). В 1839-1841 гг. – военный министр. Автор многотомной «Истории Англии» (Т.1-5, 1849-1861, рус. пер. Собрание сочинений. Т.1-16. Спб., 1860-1866.), охватывающий период от 1685 по 1762 гг.

 

И. Тэн так пишет о Маколее: «В своем слоге он следует философии Бэкона и Локка. У него, как и у них, начало великой идеи – ощущение. Всякое сложное * рассуждение, всякая концепция относительно целого имеет единственную опору в нескольких част­ных фактах. В них же опора всякого здания идей и всякой научной теории. За данными исчислениями, алгебраическими формулами, тонкими дедукциями, за исписанными томами, заключающими в себе комбинации и работу ученых умов, скрываются два-три наглядных опыта, два-три мелких факта, которые можно нащупать пальцами, оборот колеса в машине, разрез скальпеля на живом теле, непредусмотренная окраска жидко­сти. Вот где таятся решающие образы. Вся сущность теории, вся сила доказа­тельств содержится в них, как орех в своей скорлупе; тяжелое и искусное рассуждение ничего не прибавляет; оно только позволяет извлечь орех» (Тэн И. История английской литературы. Т.V. Современники. М., 1904. С.135-136)

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Чудинов А.В, Размышления англичан о Французской революции: Э. Берк, Дж. Макинтош, У. Годвин. М. 1996.

2. «Эгалитаристские памфлеты в Англии сер.XVIII в. М.,1992

3. Чудинов А.В. Огюстен Кошен \\ 200 лет Великой Французской революции. Французский ежегодник. 1987. М. 1989.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.