Гайм Р. Гегель и его время. СПб., 1861. (1138211).
2. Геффдинг Г. История новейшей философии. СПб., 1900. (142741). 3. Лазарев В.В., Рау И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. М., 1991. ГЛАВА 4 БРИТАНСКАЯ МЫСЛЬ.
В 1760-1820 гг британский престол занимал Георг III. В это время возобладали консервативные черты. Это время колониальной экспансии Британии, борьбы с северо-американскими колониями. Британия активно участвовала в борьбе против Великой французской революции. Правление Вильяма Питта (1784-1801) – представителя «новых тори».
§1 КОНСЕРВАТИЗМ.
МИТФОРД У. (1743-1827)
Ближайшим современником Эд. Гиббона был автор восьмитомного сочинения «История Греции», в котором особенно ярко проводились убеждения тори и противника фран. Революции. Это Вильям Митфорд.
БЕРК Э.
ПЕРИОД РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА
Эдмунд Бёрк «Защита естественного общества»(1756)
Зрелый Бёрк: «Искусственное естественно для человека.»
«Великий недостаток нашей натуры в том, что мы не знаем, где остановиться, не удовлетворяемся достижениям разумного предела, не принимаем во внимание обстоятельства и теряем все приобретенное из-за ненасытного стремления иметь больше.»(1.49) «Это общество, основанное на естественных потребностях и инстинкте, а не на каких-либо положительных институтах, я буду называть естественным обществом.(1.49) «..а поскольку природа не создала* никаких уз, способных сплотить их, человек исправляет сей недостаток изобретением законов. Это- политическое общество.(1.49-50) «Первые имеющиеся у нас сведения о человечестве- это многочисленные свидетельства о кровопролитиях. Кровь цементировала все империи. В давние времена, когда люди только начали создавать партии и союзы, первым результатом таких объединений и , конечно же, целью, ради которой они образовывались и для которой лучше всего годились, было взаимное уничтожение.»(1.54) «политическое общество действительно в наибольшей степени виновно в подобном истреблении человечества.»(1.65) «С самого возникновения политического общества и до наших дней изобретательность людей оттачивает и развивает умение убивать, начиная с первых попыток использовать дубинки и камни, кончая нынешним совершенством артиллерийского дела, стрельбы, бомбардировки, минирования и тех разновидностей искусственной, просвещенной утонченной жестокости, в которой мы теперь поднаторели и которые, как учат нас политики, является нашим главным предметом гордости. О том, к чему мы способны от природы, можно судить по животным, подчиняющимся ее законам, причем даже по тем из них, кому она дала гораздо более свирепый нрав и гораздо более ужасное оружие, чем когда-либо имевшееся у нас…(66) «Орфей, Моисей, Миносы, Солоны, Тезеи, Ликурги, Нумы, что касается до вас, то я должен сказать: вы своими предписаниями обдуманно причинили больше вреда, чем когда-либо наносила или вообще могла нанести ярость самых свирепых зверей под влиянием страха или величайшего неистовства.* Это зло не случайно. Если кто-либо возьмет на себя труд рассмотреть природу общества, то придет к выводу, что зло- прямое следствие его устройства.»(66-67) Бедлам- психиатрическая лечебница в Лондоне.
«Рассматривая странные и недостижимые выдумки и изобретения разума, я как-то раз назвал нашу Землю Бедламом солнечной системы. Глядя сейчас на последствия некоторых этих причуд нельзя с тем же основанием назвать её вроде Ньюгейта или исправительного дома Вселенной?»(102)
О ПРЕКРАСНОМ И ВОЗВЫШЕННОМ
КРИТИКА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Огюстен Кошен (1876-1916) – французский историк и консерватор считал, что теория «общественного договора» Руссо – это воспроизведение модели «литературной республики».
МАКИНТОШ ДЖ. (1765-1832)
При жизни Джеймс Макинтош считался одним ихз крупнейших историков и философов своего времени.
МАКОЛЕЙ Т. Б. (1800-1859)
Томас Бабингтон Маколей – английский историк, ублицист, политик (виг). В 1839-1841 гг. – военный министр. Автор многотомной «Истории Англии» (Т.1-5, 1849-1861, рус. пер. Собрание сочинений. Т.1-16. Спб., 1860-1866.), охватывающий период от 1685 по 1762 гг.
И. Тэн так пишет о Маколее: «В своем слоге он следует философии Бэкона и Локка. У него, как и у них, начало великой идеи – ощущение. Всякое сложное * рассуждение, всякая концепция относительно целого имеет единственную опору в нескольких частных фактах. В них же опора всякого здания идей и всякой научной теории. За данными исчислениями, алгебраическими формулами, тонкими дедукциями, за исписанными томами, заключающими в себе комбинации и работу ученых умов, скрываются два-три наглядных опыта, два-три мелких факта, которые можно нащупать пальцами, оборот колеса в машине, разрез скальпеля на живом теле, непредусмотренная окраска жидкости. Вот где таятся решающие образы. Вся сущность теории, вся сила доказательств содержится в них, как орех в своей скорлупе; тяжелое и искусное рассуждение ничего не прибавляет; оно только позволяет извлечь орех» (Тэн И. История английской литературы. Т.V. Современники. М., 1904. С.135-136)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Чудинов А.В, Размышления англичан о Французской революции: Э. Берк, Дж. Макинтош, У. Годвин. М. 1996. 2. «Эгалитаристские памфлеты в Англии сер.XVIII в. М.,1992 3. Чудинов А.В. Огюстен Кошен \\ 200 лет Великой Французской революции. Французский ежегодник. 1987. М. 1989.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|