ФИЛОСОФЫ - РОМАНТИКИ.
ШЛЕЙЕРМАХЕР Ф. (1768-1834)
Фридрих Даниил Эрнст Шлейермахер в 1797 году сотрудничал с Ф. Шлегелем в «Атенее». Затем преподавал в Галле, а с 1810 г. – в Берлинском университете. Знаменит своей психологической интерпретацией религии, переводами Платона и своими герменевтическими работами.
1. ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ
2. ПОНИМАНИЕ РЕЛИГИИ
Вот что он утверждал: «..нельзя дать иного верного и обоснованного ответа, как найти место религии там, где живые прикосновения человека с миром принимают преимущественно характер чувства, и указать, что в чувстве произрастают прекрасные и благоуханные цветы религии..( Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. Спб.,1994. С.98)
Шлейермахер не считает, что страх, который, по мнению многих, являлся причиной возникновения религии: «Страх же, который вы имеете в виду, не только сам не есть религия, но и не может подготовить и подвести к ней. Напротив, единственное хорошее, что можно сказать о нем, - это только то, что он вынуждает людей обратиться к мирскому общению, к государству, чтобы этим путем избавиться от него; благочестие же человеческое начинается лишь там, где человек уже избавился от страха. Ибо любить мировой дух и радостно созерцать его действие – вот цель религии, страх же не есть любовь» (Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. Спб.,1994. С.100)
Акцентированием эмоционального начала в религии Шлейермахер не нов и оригинален. Такой способ рассмотрения свойственен для ранних апологетов религии христианства – Тертуллиана у Арнобия и др. они в противовес интеллектуализму римской языческой культуры ставили непосредственное, эмоционально-восторженное отношение к миру в противовес разуму, плодившему только антиномии – душу, в которой исходно коренится христианская вера. Природная, не приобщенная к разврату разума, душа человека есть сама христианка. Ей врождены основные христианские истины, так как душа есть тварный образ бога. Не нов и не оригинален еще ипотому, что сентиментализация культуры вообще свойственна культуре XVIII века.
3. ГЕРМЕНЕВТИКА
Происхождение термина «герменевтика» идет из греческой мифологии. Как известно, посредником между богами и людьми был Гермес. Он должен был людям толковать указания богов, а просьбы людей – богам. Герменевтика же означала способы толкования изречений оракулов, она была крайне популярна в древности. Потому герменевтика – одна из самых старых «наук». Мы вообще все герменевты – только и занимаемся тем, что истолковываем поведение и поступки других людей, самих себя и окружающего мира. В средневековье герменевтика была одной из ведущих занятий теологов – истолкование священных текстов была сутью и основой их деятельности. В новое время в связи с развитием национальных языков, необходимостью переводов, возникла необходимость пользования герменевтическими методами. Традиционно считается, что основоположником современной философской герменевтики считается Ф. Шлейермахер, этой точки зрения мы обязаны В. Дильтею. Но в его время в Германии были и другие концепции герменевтики. Главным отличием от них было, может быть, лишь то, что Шлейермахер исходил из первоначальной и принципиальной установки тотального непонимания текста, тогда как другие рассуждали более здраво и считали необходимым применение герменевтических операций в случае лишь трудно понимаемых мест текста. Более того о ставил проблему создания универсальной герменевтики (не филологической, теологической или юридической). Также им подчеркивалась активная позиция герменевта при толковании текста. Также он утверждал принцип: понимать автора лучше, чем он сам себя понимает. Исследовал проблемы герменевтического круга, делал упор не только на технические аспекты герменевтики, но и на психологические моменты истолкования.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|