Здавалка
Главная | Обратная связь

ФИЛОСОФЫ - РОМАНТИКИ.



 

ШЛЕЙЕРМАХЕР Ф. (1768-1834)

 

Фридрих Даниил Эрнст Шлейермахер в 1797 году сотрудничал с Ф. Шлегелем в «Ате­нее». За­тем преподавал в Галле, а с 1810 г. – в Берлинском университете. Знаменит своей психологиче­ской интерпретацией религии, переводами Платона и своими герме­невтическими работами.

 

1. ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ

 

2. ПОНИМАНИЕ РЕЛИГИИ

 

Вот что он утверждал: «..нельзя дать иного верного и обоснованного ответа, как найти место религии там, где живые прикосновения человека с миром принимают преимуще­ственно харак­тер чувства, и указать, что в чувстве произрастают прекрасные и благо­уханные цветы ре­ли­гии..( Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. Спб.,1994. С.98)

 

Шлейермахер не считает, что страх, который, по мнению многих, являлся причиной возникно­вения религии: «Страх же, который вы имеете в виду, не только сам не есть религия, но и не может подготовить и подвести к ней. Напротив, единственное хоро­шее, что можно сказать о нем, - это только то, что он вынуждает людей обратиться к мирскому общению, к государству, чтобы этим путем избавиться от него; благочес­тие же человеческое начинается лишь там, где человек уже избавился от страха. Ибо любить мировой дух и радостно созерцать его действие – вот цель религии, страх же не есть любовь» (Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. Спб.,1994. С.100)

 

Акцентированием эмоционального начала в религии Шлейермахер не нов и оригина­лен. Такой способ рассмотрения свойственен для ранних апологетов религии христиан­ства – Тертуллиана у Арнобия и др. они в противовес интеллектуализму римской языческой культуры ставили непосредственное, эмоционально-восторженное отноше­ние к миру в противовес разуму, плодившему только антиномии – душу, в которой ис­ходно коренится христианская вера. Природная, не приобщенная к разврату разума, душа человека есть сама христианка. Ей врождены основные христианские истины, так как душа есть тварный образ бога. Не нов и не оригинален еще ипотому, что сентимен­тализация культуры вообще свойственна культуре XVIII века.

 

3. ГЕРМЕНЕВТИКА

 

Происхождение термина «герменевтика» идет из греческой мифологии. Как известно, посредником между богами и людьми был Гермес. Он должен был людям толковать указания богов, а просьбы людей – богам. Герменевтика же означала способы толкова­ния изречений оракулов, она была крайне популярна в древности. Потому герменев­тика – одна из самых старых «наук». Мы вообще все герменевты – только и занимаемся тем, что истолковываем поведение и поступки других людей, самих себя и окружаю­щего мира.

В средневековье герменевтика была одной из ведущих занятий теологов – истолкова­ние священных текстов была сутью и основой их деятельности. В новое время в связи с развитием национальных языков, необходимостью переводов, возникла необходи­мость пользования герменевтическими методами.

Традиционно считается, что основоположником современной философской герменев­тики считается Ф. Шлейермахер, этой точки зрения мы обязаны В. Дильтею.

Но в его время в Германии были и другие концепции герменевтики. Главным отличием от них было, может быть, лишь то, что Шлейермахер исходил из первоначальной и принципиальной установки тотального непонимания текста, тогда как другие рассуж­дали более здраво и считали необходимым применение герменевтических операций в случае лишь трудно понимаемых мест текста. Более того о ставил проблему создания универсальной герменевтики (не филологической, теологической или юридической).

Также им подчеркивалась активная позиция герменевта при толковании текста. Также он утверждал принцип: понимать автора лучше, чем он сам себя понимает. Исследовал проблемы герменевтического круга, делал упор не только на технические аспекты герменевтики, но и на психологические моменты истолкования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.