ФИЛОСОФИЯ В. КУЗЕНА (1792-1867)
Виктор Кузен был довольно авторитетным философом того времени. Как известно, в конце XVIII - начале XIX века французская философия находилась всецело под влиянием философской системы Э. Кондильяка. Его философия была взята за основу французской системы образования того времени. Теперь во времена Реставрации встала задача найти альтернативу философии Кондильяка. Провозвестником этой перестройки в области французской философии стал Ройе Колляр (1763-1845). Основой этой перестройки стала шотландская философия «здравого смысла» Т. Рида. Ипполит Тэн рассказывает следующий анекдот: Ройе Колляр, назначенный профессором философии в Сорбонну, думал, прогуливаясь, - что преподавать? От учения Кондильяка – «Библии философии» того времени «пахло» материализмом, что было, естественно, недопустимо. Ройе Колляр случайно увидел в «развалах» букинистической лавки книжку Т.Рида «Исследование о человеческом духе», она стоила всего 30 су. Он обрадовался ее дешевизне, купил и… основал новую французскую философию. Вот таким образом создавалась традиция французской философии XIX века. Из плеяды философов того времени: Р. Колляра (1763-1845), А. Жуффруа (1796-1842), В. Кузена (1792-1867), - выделяется В. Кузен. Виктор Кузен происходил из семьи бедных парижских рабочих, с трудом добывающих средства на пропитание. До одиннадцатилетнего возраста он рос на улице и кое-как научился грамоте. В 1803 г., защитив в уличной драке мальчика, возвращавшегося из школы (впоследствии профессора греческой филологии Вигле), он снискал расположение матери, которая определила его в среднюю школу (лицей Карла Великого). Затем он учился в Нормальной школе, где на него произвели неигзгладимое впечатление лекиции Ларомигьера, что направило его к философии. Кузен формировался под воздействием шотландской школы, интересовалмся Кантом. Он всю свою жизнь пронес любовь к философии, хотя сам он был философом неоригинальным, да и не стремился к этому. Он придерживался мнения, что все уже в философии сказано прошлыми мыслителями и видел задачей пропаганду их учений. Для него, как и для Гегеля, но несколько в другом ракурсе, история философии для него и есть философия. Первым заново открыл Франции Абеляра и Паскаля. Поднял из «небытия» много философских имен. Это было его страстью. Как писал И. Тэн: «Страсть Кузена к неизведанным текстам походит на любовь рыцаря к своей даме» (Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. СПб. 1896.С.115). Осваивая мысли других философов, он искренне проникался их мыслями, восхищался красотой и глубиной их мысли – большего он и не хотел. А потому основная его работа историко-философская - это его восьмитомный «Курс истории философии» (1815-1829). В 1818 году встречался в Германии с Шеллингом и Гегелем, был встречен крайне благодушно, сделавшись последователем их учений. Был другом Ф. Гизо. Прекрасный оратор, на его лекции стекались люди как на оперу. Когда он излагал философию того или иного мыслителя вся его душа «светилась», сама интонация его речь была проникнута светом любви к философии. После Июльской революции занимал пост министра просвещения и образования. Все философские кафедры были заняты его учениками и последователями. Влияние философии В. Кузена было сильным, что сыграло отрицательную роль далее, ибо все «новые» философы Франции после Кузена постоянно его критиковали – что понятно, - он же был «главой» всей официальной философии. В результате он был забыт, вся оценка его творчества, с подачи этих «новых» философов, традиционно негативна – эклектик. Став министром просвещения он сильно потерял свой авторитет как философа. Особенно его критиковали за поддержку клерикалов, применяя часто репрессивные меры против атеистически настроенных преподавателей.
«Восторженное признание, которое, несмотря на свою трудность, встретила философия Кузена в широких либеральных кругах, объясняется именно тем, что она удовлетворяла их общественным запросам и возвращала носившиеся в воздухе идеи в новом виде, в логически построенной системе, снабженные методологически изощренными аргументами. Порочность метода и поразительную неубедительность доказательств были осознаны ..в другую эпоху»
Но этот эклектизм – видимость, это, вернее, стремление сочетать противоположные мнения в единую гармонию. Вот что он писал по этому поводу: «Единственно возможное разрешение этих противоречий - в гармонии противоположностей; единственное средство избежать заблуждения- это принять все истины» (цит. Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. Спб.,1896.С.328). Он видел в сочетании противоположностей, это касалось реальной жизни Франции, он считал, что в результате борьбы мнений и войн Наполеона выработалось позитивное движение всей европейской цивилизации: «Кто был победителем? Кто был побежденным при Ватерлоо? Господа, побежденных не было. Нет, я утверждаю, их не было: единственными победителями были европейская цивилизация и Хартия» (цит. Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. Спб.,1896.С.328-329). Большую роль он сыграл как историк философии. Он считал, что история философии содержит все истины.
1. ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ
«Подобно тому, как каждому явлению присуща его причина, как наши свойства мысли, желания и ощущения существуют только в одном существе, а именно – в нас самих, так точно истина предполагает существо, в котором она заключается, и абсолютные истины предполагают такое же, как он, абсолютное существо, в котором они имеют свое конечное основание. Это существо, абсолютное и необходимое, так как оно является субъектом абсолютных и необоходимых истин, называют одним словом: Бог» (цит. Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. Спб.,1896.С.97). Кузен считал, что разум- это способность создания аксиом и концептов о бесконечном. Содержание этих аксиом обусловлено Богом. Прежде всего, это понятие об «Истине», «Красоте» и «Добре»: «Всеобщие и необходимые истины не то же, что общие законы, выводимые нашим умом посредством отвлечения из частных явлений, так как явления относительны, случайны и не могут заключать в себе общего и необходимого. С другой стороны, эти истины сами по себе не существуют, иначе они были бы чистыми отвлеченностями, повиснушими в пустом пространстве и не имеющими ни к чему отношения. Истина, красота, добро - это свойства, а не существа; свойство же не существует вне предмета. А так как здесь речь идет об абсолютной истине, красоте и добре, то их субстанцией может быть только Абсолютное существо» (цит. Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. Спб.,1896.С.98). Видно стремление В. Кузена сочетать противоположности, что адекватно отражает сложившуюся ситуацию в современной ему европейской ментальности. Как писал И. Киреевский: «Вообще в целом быте просвещеннейшей части Европы образовался новый, сложный порядок вещей, в состав которого вошли не только результаты новых стремлений, но и остатки старого века, частию еще уцелевшие, частию возобновляемые, но в обоих случаях измененные новыми отношениями. Господствующее направление умов, соответствовавшее этому новому порядку вещей, заключалось в стремлении к успокоительному уравновешению нового духа с развалинами старых времен и к сведению противоуположных крайностей в одну общую, искусственно отысканную середину» ((Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998. С.86-87)
«Факт, засвидетельствованный наблюдением, состоит в том, что в сознании, где нет ничего, кроме явлений, находятся понятия, правильное развитие которых переходит за границы сознания и достигает сущностей. Остановите развитие этих понятий, и вы произовольно ограничите значение факта, вы посягнете таким образом на самый этот факт, а потому – посягнете на авторитет всех других фактов. Нужно ли усомнитьсяв значении самого сознания или допустить сполна значение всех фактов, засвидетельствованных сознанием» (цит. Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. СПб. 1896.С.62).
«Всякая субъективность и всякая рефлексивность исчезают в самопроизвольности восприятия» (цит. Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. Спб.,1896.С.4).
2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 3. ШКОЛА КУЗЕНА
Жан-Филиберт Дамирон (1794-1862) – ученик Кузена, был авторитетен как историк философии, аувтор «Истории французской философии». Оказал сильное влияние на Сент-Бёва. Он учил, что познать философа можно только узнав его жизнь, характер, условия воспитания и образования. Чтобы понять философа надо проникнуть в его психологию и внутренний мир.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Сын Отечества 1825 CIV; 1828 CXVII. 2. Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. Спб.,1896. (124429) 3. Кузнецов В.Н. Французская философия XX века. М. 1970. 9)
ИСТОРИОГРАФИЯ
Как подчеркивал И. Киреевский: «История в наше время есть центр всех познаний, наука наук, единственное условие всякого развития, направление историческое обнимает все» ((Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998. С.61)
Германо-романская проблема поднималась и ранее. К примеру, Н. Фрерэ в 1714 году доказывал, что салические франки селились еще в начале IV века и были надежными союзниками Рима. Они только при Хильдерлике выступили против римлян, когда там правил Эгидий. За завоевание Аквитании Хлодвиг получил от императора Анастасия титул патриция. Концепцию завоевания представил граф Буленвилье (1727), но его концепцию опровергал аббат Дюбо(1734). С этой точкой зрения Дюбо выступал Монтескье. Сийес «Что такое третье сословие?» (1789, р.пер.1908) – эта книга была политической программой буржуазии. Сайес пишет: «Почему бы, в самом деле, не препроводить обратно во Франконские леса все те семьи, которые сохраняют безумные притязания на права первоначальных завоевателей Франции? Нация, освободившись от завоевателей, вероятно, кое-как утешилась бы в том, что ей пришлось бы считать своими родоначальниками одних только галлов и римлян» (Сийес Что такое третье сословие? Спб.,1903. С.11)
Франсуа Доминик де Монлозье (1755-1838)
Концепция Монлозье развивал идеи графа Буленвилье. По его теории государство создается путем завоевания одного народа другим. В результате государство состоит и «расы победителей» и «расы побежденных». История государства - это история борьбы между этими расами. Барант Проспер де(1782-1866) -нарративная школа. “История герцогов Бургундских”
ВИЛЬМЕН А.-Ф (1790-1870)
Абель-Франсуа
«Трижды увенчанный Академией, избранный ее членом в тридцатилетнем возрасте, пользующийся всеобщим признанием.., Вильмен был одной из самых заметных фигур на литературном горизонте эпохи. Уже в конце 1810-х годов он отходит от классицизма и высказывает в своих лекциях взгляды, поражающие поборников старой школы. Несмотря на свои доктринерские взгляды, он во время Реставрации непрерывно читает курсы в Сорбонне и в 1828-1830 гг., вместе с Гизо и Кузеном составляет известный "триумвират". Параллельно с литературой он занимается историей. В начале Реставрации он заменяет Гизо на кафедре новой истории, а в 1819 г. печатает свою первую большую собственно- историческую работу «История Кромвеля»(1.56) Вильмен утверждает все принципы романтической историографии. Он рекомендует воображение как метод познания, отказ от субъективизма, воспроизведение духа изображаемой эпохи, повествование, а не анализ, колорит,..
ЛАМАРТИН??????
ТЬЕРРИ О.(1795-1856)
Огюстен Тьерри подчеркивал, что третье сословие – это не просто определенный слой общества, это все общество и народ минус дворянство и духовенство.
«Тьерри просто применил к английской истории теорию завоевания, во французской историографии имевшую вековую давность. В XVIII в. она была разработана графом Буленвилье, который завоеванием оправдывал феодальные права аристократии. К мнению Буленвилье склонялся и Монтескье, между тем как Дюбье отрицал и завоевание и порабощение галлов, а Мабли утверждал, что франки, завоевав Галлию, «освободили» галлов от тирании императора и установили нечто вроде «народного правления».(1.16) Публицисты эпохи революции воспользовались этой теорией. В знаменитой брошюре «Что такое третье сосоловие?», Сийес, принимая теорию двух рас, предлагает отправить аристократов и дворян в их франконские леса.. «Высшие и низшие классы, которые с таким недоверием следят друг за другом..являются не чем иным, как народами- победителями и народами, побежденными в предшествующие эпохи» По мнению Тьерри- английская революция и французская революция-это окончательный реванш над победителями побежденных.
ГИЗО Ф. (1787-1874)
Франсуа – Пьер – Гильом Гизо происходил из старой протестантской семьи. Гизо следует методу Томаса Рида Его лекции «История цивилизации в Европе» и «История цивилизации во Франции» вызывали широкий общественный резонанс, на них ходили целые толпы людей, газеты печатали содержание этих лекций. Он поодержал июльскую революцию 1848 года и правление Луи-Филиппа. Занимал важные посты в его правительстве. Став политиком, он проявил себя не лучшим образом. Его презирали все. Лозунги «Долой Гизо?» были основными во время революции 1848 года. Луи-Филипп был вынужден отправить его в отставку, но это не помогло и ему удержаться у власти.
«Цивилизация нечто вроде океана, который составляет достояние народа, которым соединяются все элементы, все силы народной жизни» (Гизо Ф. история цивилизации в Европе. СПб., 1906. С.6)
«..история есть строгая геометрия; все эпохи, их число, их порядок, их относительное развитие, - все это отмечено неподвижными знаками и предопределено выше»
Интересен курс лекций, прочитанный им в Сорбонне в 1828 году. Он считал, что существует общий вектор движения цивилизации и общая логика её движения: «Что касается меня, то я глубоко убежден, что действительно человечество имеет общее предназначение; что существует передача сокровищ цивилизации из поколения в поколение, и следовательно существует всеобщая история цивилизации» (Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1905. С.5)
«Мне кажется, что сущность * заключающаяся в слове цивилизация… есть прогресс, развитие; термин этот неизбежно связан с представлением о народе, который движется вперед, - и движется для того, чтобы переменить не только место, но и состояние, - о народе, жизнь которого все более и более расширяется и улучшается. Идея прогресса, развития кажется мне основной идеей цивилизации» (Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1905. С.9-10) «Различные начала, не иея возможности уничтожить одно другое, принуждены были волей-неволей существовать совместно и примирились путем компромиссов. Каждое из них ограничилось той ролью в ходе * развития, которая приходилась ему по праву: повторяем: тогда как в других странах господство одного начала порождало тиранию, в Европе результатом разнообразие и постоянной борьбы элементов цивилизации явилась свобода» (Гизо Ф. История цивилизации В Европе. СПб., 1905. С.27) «Различные силы, начала, системы, смешиваются, ограничивают друг друга, находятся в непрерывной борьбе, то возвышаясь, то упадая, но никогда не оставаясь вполне победителями или побежденными. В этом именно бесконечном разнообразии форм, идей, начал, в их соперничестве, в их стремлении к известному единству, к идеалу, который никогда, может быть, не будет достигнут, но к которому путем труда и свободы вечно будет стремиться человеческий род – в этом именно состоит мировой процесс.. европейская цивилизация есть точное изображение этого процесса; в ней точно нет ни односторонности, ни исключительности, ни застоя» (Гизо Ф. История цивилизации В Европе. СПб., 1905. С.27)
«Феодальное дворянство, духовенство, городские общины имели совершенно различное положение, различные законы и нравы; каждое из этих учреждений было как бы отдельным обществом, управлялось собственными средствами и властью, по своим особым законам. Они находились между собой в сношениях, в соприкосновении, но не в истинном единстве; они не составляли, строго говоря, ни государства, ни нации» (Гизо Ф. История цивилизации В Европе. СПб., 1905. С.190)
«… история европейской цивилизации может быть разделена на три главных периода: 1) период, который я назову периодом возникновения, образования, когда различные элементы нашей цивилизации выходят из хаоса, получают жизнь, и * являются в свойственных им формах вместе с принципами, одушевляющими их; это время продолжалось до XII века. 2) второй период есть время опыта, попыток, колебаний; различные элементы общественного быта сближаются, соединяются между собою, испытывают силы, не имея возможности произвести что-либо общее, правильное, прочное. Это состояние оканчивается не ранее XVI века. 3)Наконец, период развития в собственном смысле слова, когда общество получает в Европе окончательную форму, следует определенному направлению, быстро, общими силами идет к ясной и точно сознанной цели; эта эпоха началась в XVI веке и продолжается еще в настоящее время» (Гизо Ф. История цивилизации В Европе. СПб., 1905. С.157-158)
«Крестовые походы обнаружили существование христианской Европы» (Гизо Ф. История цивилизации В Европе. СПб., 1905. С.158)
Он говорил о двух факторах цивилизации – развитии общества и развитии человека.
«Изучение земельных отношений должно предшествовать изучению положения людей. Чтобы понять политические учреждения, надо знать различные общественные слои, существующие в обществе, и их отношения. Чтобы понять эти различные общественные слои, надо знать природу отношений собственности» (Guizot F. Essais sur l´histoire de France. P., 1823. P.90)
ТОКВИЛЬ А.(1805-1859)
Алексис Токвиль
МИШЛЕ М.(1798-1874)
Сын разорившегося типографа, прошел тяжелую жизненную школу. Все же он окончил лицей Карла Великого и с 1821 года стал преподавать историю. «Французская история»(1832) «Вместе с появлением мира началась война, которая закончится вместе с миром и не раньше: война человека против природы, духа против материи.. История только рассказ об этой войне» Прекрасна его работа «Народ». Огромна роль в публикации и пропаганде идеи Дж. Вико. Он осуществил перевод Дж. Вико в 1827 году, к слову сказать, что Дж. Вико был переведен на немецкий только в 1882 году. Именно благодаря Мишле этот забытый антикартезианец вошел в европейскую культуру.
СИСМОНДИ
ВИКО Д. (1668-1744)
Джованни Баттиста Вико - итальянский социальный мыслитель. Заведовал кафедрой риторики в Неаполитанском университете. Автор «Новой науки..». Главным оппонентом для вико был Декарт. Он критиковал тезис Декарта о рациональности.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Кареев Н.И. французские историки первой половины XIX века. Л. 1924. 2. Тьерри О. Исчезновение античного рабства (смешение рас). СПб. 1912. (468485). 3. Тьерри О. Городские коммуны во Франции в средние века. СПб., 1901. (90679). 4. Алпатов М.А. Политические идеи французской буржуазной историографии XIX М.,Л.,1949. (0231482) 5. Биск И. История исторической мысли в Новое время. М, 1983. 6. Буонаротти Ф. Заговор во имя равенства. М.,1948. 7. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. 1925. 8. Виппер Р.Ю. Очерки исторической мысли в XIX в.\\ Мир божий 1901, №3 9. Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1905. (346744) 10. Далин В.М. Историки Франции XIX-XX веков М.. 1981 11. Дьяконова Н.Я. Из истории эстетических идей в Англии \\ Проблемы романтизма, вып.2. М.,1971. 12. Историография античности. Античность и XVIII век. Вып.1. Казань. 1974. 13. Историография истории Новвого времени стран Европы и Америки. М., 1990. (2326782). 14. История в Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Л., 1978. 15. Ла Барт гр.Ф.,де. Литературное движение на Западе в первой трети столетия. М.,1914. 16. Мабли Г. Об изучении истории. СПб., 1812. 17. Мишле М. О Системе и жизни Вико. Харьков. 1896. 18. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1983. 19. Пименова Л.А. Дворянство накануне Великой Фрнацузской революции. М., 1986. 20. Реизов Б.Г. Французская романтическая историография (1815-1830) ЛГУ 1956. (818993) 21. Робеспьер М. Избранные произведения. М.,1965. 22. Старосельская – Никитина Очерки по истории науки и техники.. М.Л., 1946. 23. Эпоха промышленного капитализма в документах и материалах. 1933. 24. Историографпия новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М, 1977. 25. Фаге Э. Политические мыслители и моралисты I трети XIX века. М. 1900. 26. Гизо ф. История английской революции. Р\на Д. 1996. 27. Рогинская а.Е. Очерки по истории Франции XVII-XIX. М., 1958. 28. Мечников Л.И. Школа борьбы в социологии \\ Дело. СПб., 1884. №5. 29. Фагэ Э. Политические мыслители и моралисты XIX века.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|