ФРАНЦУЗСКИЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ
«Защита христианства Шатобрианом в его «Гении христианства» имеет такой характер, что об этом знаменитом произведении можно было сказать, что автор доказывает годность христианского верования для опер и балетов. Бенжамин Констан пишет первые главы своей книги в защиту религии на игральных картах, которые перекидывает через стол своей любовнице» – этим Лавров подчеркивает лживость и пустоту эпохи Меттерниха. (П.Угрюмов (П.Л. Лавров) Сент-Бёв как человек \\ Отечественные записки. 1881. №1).
ШАТОБРИАН Ф.Р.(1768-1848)
Шатобриан известен своей работой «Гений христианства» (1802). Шатобриан негативно оценивал Французскую революцию, которую считал делом философов- просветителей, следствием излишней веры в человеческий разум.
«Род человеческий дважды пребывает в природном состоянии: в начале и в конце развития общества. В противном случаечеловек, постепенно удаляясь от своего первоначалного облика, превратился в некое чудовище; но по воле Провидения чем более цивилизованным становится образ жизни, тем более приближаются люди к тому, какими были они в начале: наивысшей ступенью знания оказывается неведение, а вершиной искусства – природа. Именно эта природа, природа общественная, и является наиболее прекрасной: гений её – инстинкт, добродетель её – непорочность, ибо гений и добродетель человека цивилизованного – не что иное, как облагороженные инстинкт и непорочность дикаря..» (Эстетика раненего французского романтизма. М.,1982 с.211)
Как подчеркивал Э. Бутру: «Поэзия колоколов есть аргумент более сильный, чем силлогизм, ибо она чувствуется и переживается, тогда как силлогизм оставляет нас равнодушными» (Бутру Э. Наука и религия в современной философии. СПб. 1910. С.46-47).
КОНСТАН Б. (1767-1830)
Бенжамен Констан в 1803 г. покинул столицу вместе с де Сталь, которая была выслана из Парижа. Уже смертельно больной принял активное участие в Июльской революции. Считается духовным отцом континентального либерализма.
МЕСТР Ж. Де
МЭН де БИРАН (1766-1824)
БАЛЛАНШ П.С. (1776-1847)
Наиболее известным является труд Пьера Симона Балланша «Опыты социальной палигенезии» (1827-1829). Под палигенезией Балланш понимал время коренного перерождения мира. В этот период история движется резко вперед. Этим периодом Балланш считал, в частности, 20-е годы XIX века.. Идеи Балланша были популярны в первой трети XIX века в среде молодежи. Июльскую революцию называли именно «палигенезической». Балланш, подобно Руссо также аппелировал к чувствительности, стремясь придать чувству моральный характер, противопоставить его Разуму просветителей. Вот что он утверждает: «Чувство- это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет по законам нашей животной, личностной и духовной природы. Чувство никогда не разделяет эти три сферы: оно воспринимает их мгновенно и разом. Первая связана с физической чувствительностью, или ощущениями, вторая- с индивидуальностью, или совестью, а третья -–с нашими мыслительными способностями, или нашей душой. Первая сфера роднит нас со всей видимой природой; вторая дарует нам способность к самопознанию и умение отличать добро от зла; третья приобщает нас к высшему порядку, и наше земное существование начинает казаться нам лишь его отголоском, оно открывает нам бесконечность. Из этих трех ипостасей складывается четвертая - наша человеческая сущность» (Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982 с.31) Или: «порою чувство прозревает истину, опережая научные наблюдения. Действительно, в метафорическом языке поэтов и чувствительных душ цветы жили и дышали задолго до того, как поразительная система Линнея доказала чувствительность растений» (там же, с.40-41)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Кожевников в.А. Философия чувства и веры в ее отношении в рационализму XVIII в к критической философии. М., 1897. 2. Бутру Э. Наука и религия в современной философии. СПб., 1910. (95000). 3. Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. СПб. 1896. (124429).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|