ФИЛОСОФИЯ ФИХТЕ И.Г. (1762-1814)
Иоганн Готлиб Фихте мыслитель не слишком глубокий, но его идея деятельностного подхода своеобразная и записана в культурное наследие человечества. Различаются два его периода. Историю с анонимным сочинением… Фихте сам не думал, что он «гений», пришлось срочно подтягиваться под обществ. спрос.. это видно по его сочинениям
А. Шопенгауэр, его младший современник, писал о его философии следующее: «.. как ни мало истинной ценности и внутреннего содержания заключало в себе его учение; оно вообще было только надувательством, но излагаемое с видом только надувательством, но излагаемое с видом глубокой серьезности, в выдержанном тоне, с живым увлечением, красноречиво защищаемое в полемике со слабым противником, оно могло блистать и казаться чем-то настоящим» (Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., Т.1. 1992. С.77). В принципе это высказывание можно отнести ко всей , и особенно немецкой, философии, включая философию самого А. Шопенгауэра.
1. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сторонники «деятельностного» подхода к культуре все принимают идеи Фихте. В частности Щедровицкий.
2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Его история культуры фантастическая и глубоко априорная, … описание..
3.ФИЛОСОФИЯ ПОЗДНЕГО ФИХТЕ
Онтологизация субьективизма – см…«Фил.Фихте и соврем.» ЛИТЕРАТУРА: 1.
ФИЛОСОФИЯ Ф. ШЛЕГЕЛЯ (1772-1829)
Йена была родиной романтизма- здесь в конце XVIII в. создался кружок из братьев Шлегелей – Августа Вильгельма (1767-1845) и Фридриха, и молодого Шеллинга. Каролина, тогда еще жена А. Шлегеля, была, как её назвал Шиллер, «мадам Люцифер» этого содружества.
Фридрих Шлегель философом не считался, но сам себя философом считал. В этом есть доля правды, ибо его философия – это философия «поэтического» мышления, не «авторитетным» во времена «наукообразных» спекуляций того времени, но ставшего популярным в наши времена. Фридриха Шлегеля можно считать провозвестником экзистенциализма и современной французской постмодернистской философии. Философия для него определенный род «эпического стихотворения».
Вот что пишет о нем Г. Гейне: «.. во всем, что говорит Шлегель, слышится этот католический трезвон…
«Химия и медицина в конце XVIII в. были привилегированными науками для тех, кто сражался с espirit de systéme (духом системы) физиков. В пользу науки, способной учитывать разнообразие происходящих в природе процессов» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 1986.С.132).
ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ
ТЕОРИЯ ИРОНИИ
Теория романтической иронии была изложена Ф. Шлегелем его рецензионных статьях «О Лессинге», «О «Мейстере» Гёте», в различных фрагментах. Если позволить себе философствовать, то ирония есть фундаментальная сущность философии. Нам известна методология иронии Сократа – нашего отца-прародителя. Ирония – это не скепсис, это игра феноменологического «оглядывания» явления с различных сторон, игра часто «шутовская» в надежде вызвать этот предмет на «диалог», заставить его «улыбнуться», тем самым «раскрыть» свою душу. Но сократическая ирония отличается от романтической иронии. Эта ирония задирает, «прокалывает» оболочку, вскрывая внутренние смыслы таким способом. В своей первой философской работе «Трагедия эстетизма», которая получила общественный резонанс, П.П. Гайденко довольно подробно исследовала феномен романтической иронии…….
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА: 1. Лосев А.Ф. История античная и романтическая \\ Эстетика и искусство. М. 1966. 2. Литературная теория немецкого романтизма. Л. 1934. 3. Берковский Н.Я. романтизм в Германии. Л. 1973. 4. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М. 1978. 5. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: Фрагментарный стиль мышления. Л. 1991. (2342254).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|