Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 5 ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕ ГЕГЕЛЯ



 

Прусский король Фридрих Вильгельм III и его министр просвещения Карл Альтен­штейн по­кровительствовали гегельянцам, собственно именно благодаря их покрови­тельству гегель­ян­ство и получило распространению. Когда же на престол вступил Фридрих Вильгельм IV, он на­значил министром просвещения Эйхорна. Именно он на­чал поход против гегельянцев. С этим связано и приглашение для чтения лекций Шел­линга.

Как писал П.Л. Лавров: «Гегелизм был не только системою, гегельянцы были не только философской школой; точка зрения безсловного была не только метафизическим началом. Гегшелизм был учение реилигиозное, гегельянцы были сектаторы, безуслов­ное было догмат» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х т. М.,1965. Т.1. С.89)

 

РЕАЛИЗМ

 

ГЕРБАРТ Ф.(1776-1841)

 

Иоганн Фридрих Гербарт, ученик Фихте, хотя он достаточно быстро показал несогла­сие с Фихте. С 1808 г. Гербарт преподавал философию и психологию в Кенигсбергском универси­тете, после смерти Гегеля хотел занять кафедру в Берлине, но переезд не состоялся и философ до конца проработал в Геттингенском университете. Философия Гербарта долго не находила себе последователей. Интерес к его философии проявился в тридцатых годах после распада ге­гелевской философии.

Тенденция перевести философствование в русло психологии идет именно с И.Ф. Гер­барта (1776-1841), который имел полную возможность вместо Гегеля быть назначен­ным «главным прусским философом». Но Карл Альтенштейн, который был министром просвещения при правлении короля Фридриха Вильгельма III, покровительствовал Ге­гелю. После быстрого краха гегельянства в результате смены правительства, началось движение к позитивному стилю философствования, в частности проявился интерес к учению Гербарта, продолжившим ли­нию философской эволюции И. Канта, который в поздних работах шел по пути антропологиза­ции и психологизации своей «трансцен­дентальной» философии, что заметно по его поздней ра­боте «Антропология с прагма­тической точки зрения» (1798), которая отвечала на основной во­прос его философии - «Что есть человек?». Этому интересу далее к психологии способствовало и развитие естествознания, а также общеевропейский интерес к позитивизму Г. Спенсера (1820-1903) и Д.С. Милля (1806-1873), где психология занимала видное ме­сто. Во Франции, в частно­сти, психологической трактовкой сознания и мышления ха­рактерны учения знаменитых тогда философов - И. Тэна (1828-1893), А. Фулье (1838-1912), М. Гюйо(1854-1888) и др., которые пришли на смену официальной философии В. Кузена и его учеников. Германия была в этом от­ношении не исключением, более того, она стала родиной экспериментальной психологии, пре­жде всего в лице В. Вундта (1832-1920). Именно почти вся методика психологии В. Вундта (ко­торая в самой пси­хологии признана несостоятельной) через австрийского психолога и философа Ф. Брен­тано (1838-1917) была воспринята Э. Гуссерлем

 

«С позиций психологии Гербарт подверг критике прежде всего правомерность тради­ционного рассмотрения Кантом человеческих способностей – мышления, воли и чувствования – как обо­собленных и относительно независимых друг от друга. Он при­шел к убеждению, что душа че­ловека представляет собой первоначально некоторое единство – «реал», результатом соприкосновения которого с внешним миром является возникновение в ней представлений. Способность к образованию представлений сле­дует поэтому признать, по Гербарту, главной функцией души, а кажущиеся разнород­ными чистые априорные способности определять как психические состояния, различие между которыми объясняется разным соотношением рядов представлений, то смеши­вающихся, то вновь расходящихся в своем непрерывном течении.

Рассматривая представление как общий источник понятий, чувств, желаний, Гербарт утвер­ждает, вопреки Канту, что «связь.. практического рассудка с теоретическим ни­чуть не загадка, но сама собою понятная вещь», и выделяет в качестве разновидностей единой способности представления два типа суждений: логические, принадлежащие бесстрастному научному позна­нию, и эстетические, в которых представляемое не поддается абстрагированию от чувства одобрения или порицания. Характеризуя по­следние вслед за Кантом как независимые от дейст­вительного существования предмета и свободные от интереса, Гербарт усматривает в эстетическом представлении мира цель воспитания.» (Лекции по эстетике. Вып 3,ч.1 Л.,1976, с.37).

 

Гербарт сам по себе не совсем оригинален. Он интересен той традицией психологизма, которую он задал. Его идея математизации психологии, данная в работе «О возможно­сти и необходимости применять в психологии математику» (1822), выглядит довольно странно. Он считал, что психология должна быть обоснована на опыте, метафизике и математике. В отношении математики Гербарт допускает следующий пассаж: «Сократ восхваляется всеми веками за то, что призвал философию с неба на землю и к людям. Но, если бы он, восстав из мертвых и узнав состояние наших наук, опять взглянул на небо, чтобы взять оттуда людям что-нибудь целебное, то там, вверху, он гораздо меньше занялся бы нынешней философией, чем математикой, - и его усилия увенча­лись бы самым счастливым и блестящим успехом» (Гербарт И.Ф. Психология. СПб. 1895. С.5).

 

«…во временном восприятии я вообще не могу найти себя, как того, что я собственно есмь» (Гербарт И. Ф. Психология. СПб., 1895. С.44).

 

«Общие понятия, которые мыслятся только при помощи своего содержания, без представления объема суть … логические идеалы; потому что вся логика есть мораль мышления, а не естественная история рассудка» (Гербарт И.Ф. Психология. СПб., 1895. С.222).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.