ГЛАВА 5 ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕ ГЕГЕЛЯ
Прусский король Фридрих Вильгельм III и его министр просвещения Карл Альтенштейн покровительствовали гегельянцам, собственно именно благодаря их покровительству гегельянство и получило распространению. Когда же на престол вступил Фридрих Вильгельм IV, он назначил министром просвещения Эйхорна. Именно он начал поход против гегельянцев. С этим связано и приглашение для чтения лекций Шеллинга. Как писал П.Л. Лавров: «Гегелизм был не только системою, гегельянцы были не только философской школой; точка зрения безсловного была не только метафизическим началом. Гегшелизм был учение реилигиозное, гегельянцы были сектаторы, безусловное было догмат» (Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2-х т. М.,1965. Т.1. С.89)
РЕАЛИЗМ
ГЕРБАРТ Ф.(1776-1841)
Иоганн Фридрих Гербарт, ученик Фихте, хотя он достаточно быстро показал несогласие с Фихте. С 1808 г. Гербарт преподавал философию и психологию в Кенигсбергском университете, после смерти Гегеля хотел занять кафедру в Берлине, но переезд не состоялся и философ до конца проработал в Геттингенском университете. Философия Гербарта долго не находила себе последователей. Интерес к его философии проявился в тридцатых годах после распада гегелевской философии. Тенденция перевести философствование в русло психологии идет именно с И.Ф. Гербарта (1776-1841), который имел полную возможность вместо Гегеля быть назначенным «главным прусским философом». Но Карл Альтенштейн, который был министром просвещения при правлении короля Фридриха Вильгельма III, покровительствовал Гегелю. После быстрого краха гегельянства в результате смены правительства, началось движение к позитивному стилю философствования, в частности проявился интерес к учению Гербарта, продолжившим линию философской эволюции И. Канта, который в поздних работах шел по пути антропологизации и психологизации своей «трансцендентальной» философии, что заметно по его поздней работе «Антропология с прагматической точки зрения» (1798), которая отвечала на основной вопрос его философии - «Что есть человек?». Этому интересу далее к психологии способствовало и развитие естествознания, а также общеевропейский интерес к позитивизму Г. Спенсера (1820-1903) и Д.С. Милля (1806-1873), где психология занимала видное место. Во Франции, в частности, психологической трактовкой сознания и мышления характерны учения знаменитых тогда философов - И. Тэна (1828-1893), А. Фулье (1838-1912), М. Гюйо(1854-1888) и др., которые пришли на смену официальной философии В. Кузена и его учеников. Германия была в этом отношении не исключением, более того, она стала родиной экспериментальной психологии, прежде всего в лице В. Вундта (1832-1920). Именно почти вся методика психологии В. Вундта (которая в самой психологии признана несостоятельной) через австрийского психолога и философа Ф. Брентано (1838-1917) была воспринята Э. Гуссерлем
«С позиций психологии Гербарт подверг критике прежде всего правомерность традиционного рассмотрения Кантом человеческих способностей – мышления, воли и чувствования – как обособленных и относительно независимых друг от друга. Он пришел к убеждению, что душа человека представляет собой первоначально некоторое единство – «реал», результатом соприкосновения которого с внешним миром является возникновение в ней представлений. Способность к образованию представлений следует поэтому признать, по Гербарту, главной функцией души, а кажущиеся разнородными чистые априорные способности определять как психические состояния, различие между которыми объясняется разным соотношением рядов представлений, то смешивающихся, то вновь расходящихся в своем непрерывном течении. Рассматривая представление как общий источник понятий, чувств, желаний, Гербарт утверждает, вопреки Канту, что «связь.. практического рассудка с теоретическим ничуть не загадка, но сама собою понятная вещь», и выделяет в качестве разновидностей единой способности представления два типа суждений: логические, принадлежащие бесстрастному научному познанию, и эстетические, в которых представляемое не поддается абстрагированию от чувства одобрения или порицания. Характеризуя последние вслед за Кантом как независимые от действительного существования предмета и свободные от интереса, Гербарт усматривает в эстетическом представлении мира цель воспитания.» (Лекции по эстетике. Вып 3,ч.1 Л.,1976, с.37).
Гербарт сам по себе не совсем оригинален. Он интересен той традицией психологизма, которую он задал. Его идея математизации психологии, данная в работе «О возможности и необходимости применять в психологии математику» (1822), выглядит довольно странно. Он считал, что психология должна быть обоснована на опыте, метафизике и математике. В отношении математики Гербарт допускает следующий пассаж: «Сократ восхваляется всеми веками за то, что призвал философию с неба на землю и к людям. Но, если бы он, восстав из мертвых и узнав состояние наших наук, опять взглянул на небо, чтобы взять оттуда людям что-нибудь целебное, то там, вверху, он гораздо меньше занялся бы нынешней философией, чем математикой, - и его усилия увенчались бы самым счастливым и блестящим успехом» (Гербарт И.Ф. Психология. СПб. 1895. С.5).
«…во временном восприятии я вообще не могу найти себя, как того, что я собственно есмь» (Гербарт И. Ф. Психология. СПб., 1895. С.44).
«Общие понятия, которые мыслятся только при помощи своего содержания, без представления объема суть … логические идеалы; потому что вся логика есть мораль мышления, а не естественная история рассудка» (Гербарт И.Ф. Психология. СПб., 1895. С.222).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|