ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Вот что писал об Якове Молешотте наш русский философ Н. Страхов: «Он пишет напр. заглавие – Мышление. Вы думаете, что дело идет действительно о мышлении, а он толкует о том, если выпить шампанского, то являются веселые мысли, что на голодный желудок человек имеет мрачный взгляд на мир и т.п.- словом, что мышление зависит от тела» (Страхов Н. Философские очерки. Спб., 1895 с.6-7)
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ ЛИТЕРАТУРА: 1. Гербарт И.Ф. Психология. СПб., 1895. (142595). 2.
НЕМЕЦКАЯ ГЕОГРАФИЯ ФОРСТЕР Г. (1754-1794)
Георг Форстер родился в семье деревенского пастора Иоганна Рейнгольда Форстера. Иоганн Рейнгольд Форстер выбрал профессию пастора не по своей склонности, проявляя интерес боле не Библии, а трудам Линнея и Бюффона. Слал эрудитом, владел 17 языками. Георг рос болезненным ребенком, у него с раннего детства проявился интерес к живой природе. Форстер-старший тяготился жизнью сельского пастора, потому принял с радостью в 1765 году предложение правительства Екатерины II обследовать волжские немецкие поселения. По возвращении он составил доклад, который не понравился властям, ибо в нем указывалось о тячжелом положении немецких колонистов и хищениях саратовского воеводы. После этого он осенью 1766 года отправился с сыном в Англию, где в 1767 году он получил место преподавателя языков и естественной истории в протестантской академии в Уоррингтоне. В результате серии научных работ, Форстер-старший приобрел известность в научных кругах, был избран в члены Королевского общества. Все это происходило на фоне постоянной нищеты и борьбы за пропитание семьи. Летом 1772 года Форстер-старший получил выгодное предложение принять участие во второй кругосветной экспедиции Дж. Кука в качестве натуралиста. В эту экспедицию он взял и Георга, которому в то время только исполнилось 18 лет. По окончании экспедиции Форстер-старший расчитывал участвовать в создании труда по результатам экпедиции, но он противопоставил против себя лорда Адмиралтейства графа Сандвича, да и находился в напряженных отношениях в офицерами экспедиции, в результваите ему было вообще запрещено публиковать где бы то ни было результаты этой экспедиции. Но этот запрет не распространялся на его сына – Георга, который выпустил книгу «Путешествие вокруг света» (1877). В описании путешествия Кука Форстер не единственен. В 1773 году англичанин Дж. Хауксуорт (1719-1773) выпустил трехтомное описание европейских путешествий в Южные моря, включив и описание первого кругосветного плавания Дж. Кука, которое было литературной обработкой дневников Дж. Кука.
Третье путешествие Кука, в котором был убит Дж. Кук в 1779 году
ТАИТИ
Форстер подошел к описанию общественного устройства Таити по аналогии с европейским. На самом деле в таитянском обществе не существовало никаких королей. Таитянское общество находилось лишь с стадии формирования дифференциированного общества. Форстер сравнивал таитян с греками гомеровской эпохи.
Форстер выступал против идеализации первобытности Руссо. ЛИТЕРАТУРА: 1. Кук Дж. Плавание в Тихом океане в 1776-1780 гг. М. 1971. 2. Кук Дж. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772-1775 гг. М. 1964.
ГУМБОЛЬДТ А. (
Александр Гумбольдт родился в прусской семье аристократов. В Гёттингене Александр познакомился с Георгом Форстером, Форстер увлек Гумбольдта ботаникой. В 1790 году они отправились в путешествие по Рейну, затем отправились в Англию. Потом Гумбольдт поступил в Гную академию в Фрайберге (Саксония), где преподавал знаменитый А.Г. Вернер. Он создал школу горного дела для шахтеров и старался улучшить условия их жизни.
В 1796 г. в связи со смертью матери а. Гумбольдт получил небольшое наследство, оно освободидило от необходимости Гумбольдта зарабатывать себе наж изнь. Он совершил путешествие в Америку.
Наблюдая горные массивы Анд во время птуешествия по Америке А. Гумбольдт окончательно пришел к выводу об ошибочности теории А.Г. Вернера и что граниты и гнейсы имеют вулканическое происхождение.
После Гумбольдт вернулся в Берлин, но после поражение Пруссии от французов при Иене (1806), он ощутил изоляцию от европейской науки, потому сначала он отправился в Италию в целях наблюдения за извержением Везувия, а потом направился в Париж с дипломатической миссией, где пробыл около двадцати лет., где опубликовал отчет о путешествии в Америку объемом тридцать томов. Последние три тома его труда «Эксукрсы в историю путешествияя» вызвали большой резонанс в научном мире, и были переведены на многие европейские языки.
В 1827 году Гумбольдт возвратился в Берлин. Он начал испытывать материальные затруднения, ибо его состояние целиком поглотили путешествия и публикации его работ. Ему было предложено звание камергера при дворе прусского короля, что давало устойчивый доход. В 1829 году по приглашению Николая I А. Гумбольдт отправился в Россию., отправившись в путешествие по Сибири., все это путешествие имело характер триумфа – как только экипаж Гумбольдта приближался к какому-либо населенному пункту, то жители выстраивались вдоль дороги, устравивая гостю овацию. После путешествия а. Гумбольдт посоветовал царю организовать сеть метеостанций, что было сделано – уже в 1859 году была создана сеть метеостанций от Санкт-Петербурга до Алеутских островов.
В !827-1828 году гумбольдт прочел ряд лекций в Королевской академии наук в Берлине, на их основе А. Гумбольдт реализовал давно вынвшиваемую им идею о написании работы, дающий общую картину мироздания. Эта работу подназванием «Космос» была им написана в последние годы жизни. Эта работа стала наиболее авторитетным научным трудом по всеобщей географии того времени. В принципе тогда уже были работы по всеобщей географии, к примеру, Конрада Мальтебруна (М.К. Бруун) – автор одной из лучших работ по географии «Всеобщей географии», голландец по происхождению, но он был в 1800г. выслан из Голландии за либеральные взгляды, осел во Франции. В ней он излагал историю географии, затем описывал географические концепции, представления о форме и происхождении Земли, полемику между катастрофизмом и униформизмом.
«Космос объдинил в себе все самые различные сферы научных интересов и открытия того времени. В первом томе дано общеее представление о картине Вселенной. Во втором томе дано изложение того, как в истории культуры изменялось представление о природе у художников и поэтов, потом рассказвается история географических открытий. Третий том излагает астрономические данные. В четвертом томе Гумбольдт рассматривает взаимодействие человека с природой. По мнению А. Гумбольдта, ставшим классическим, география (или как он назвал – землеописание), занимается изучением разнообразных предметов и явлений, которые существую совместно во взаимосвязи на отедльных сегментах земной поверхности.
В 1817 году А. Гумбольдт создал карту изотерм, на базе этой карты пришел к созданию теории климатических зон.
ЛАНДШАФТ
«Все, из чего составляется характер ландшафта: очертания гор, которые в туманной дали ограничивают горизонт; сумрак леса, лесной поток, с грохотом проносящийся между нависшими утесами, - все это находится в постоянной таинственной связи с внутренней жизнью человека. Именно на этой связи и основывается самое благородное наслаждение, которое природа доставляет человеку» (Гумбольдт А. Картины природы. М. 1959. С.61-62).
«Воспоминания о далекой стране, богатой дарами природы, созерцание свободного, полного сил растительного мира освежают и укрепляют дух человека. Подавленный событиями современности, он часто стремится вырваться из настоящего времени, чтобы насладиться наивной простотой и величием, характерными для юности человечества» (Гумбольдт А. Картины природы. М. 1959. С.62).
2все, что отражает природу, истинные проявления жизни, оживляет человеческую речь, касается ли это изображение чувственных впечатлений, получаемых от внешнего мира, или глубоких движений мысли и чувств» (Гумбольдт А. Картины природы. М. 1959. С.92).
«Природа есть область свободы, чтобы живо изображать помыслы и настроение возбуждаемые прямым чувством природы, речь должна беспрестанно двигаться с тем достоинством и с тою свободой, которую ей может сообщить только высокое искусство» (Гумбольдт А. Космос. Опыт физического мироописания. Ч.1. М. 1862. С.1). Алесандр Гумбольдт много говорил об описании природы и ее истории, утверждая, что разделить их невозможно. Он дает пример Плиния Старшего, который назвал свой труд именно «Естественная история».
«Физическая география и история долго оставлись заманчиво перемешанными, пока возрастающие политические интересы и разнообразно движущаяся государственная жизнь не ветеснили первую, перешедшую тогда в особенную науку» (Гумбольдт А. Космос. Опыт физического мироописания. Ч.1. М. 1862. С.55).
РИТТЕР К. (1779-1859)
В отличие от Гумбольдта К. Риттер – академический ученый. В 1820 году он стал главой первой кафедры географии в Берлинском университете. К. Риттер был блестящим лектором, его лекции выгодно отличались от его книг ясностью изложения. Его лекции пользовались большой популярностью, аудитория едва включала всех желающих, значительно большей, чем лекции преподававшего одновременно с ним Гегеля. Курс лекций в этом университете он вел вплоть до конца жизни. Кроме этого он занимал разные посты, был с 1822 года членом Прусской Академии наук и учредителем Берлинского географического общества. В отличие от А. Гумбольдта его взгляды телеологизма, что близко с идеями Гердера. Риттер при всех своих обощениях исходит из идеи присутствия божественного провидения.
Под природой Риттер понимал всю совокупность окружающего нас мира. Природа представляет из себя «единую, великую систему», она подразделяется на неорганическую и органическую. Противоположность между ними не абсолютна: «..в обоих царствах существует постоянная деятельность; нет застоя, но существует космическая жизнь в высшем и обширнейшем значении слова, все представляет собой великий организм и в этом организме так называемая неорганическая природа является основанием и условием для природы одушевленной» (Риттер К. Общее землеведение. М., 1864. С.1). Для него: «Земля… есть космический индивидуум с особенной организацией, Ens sui generis с продолжающимся развитием. Она составляет систематическое целое, одаренное особенного рода движением, космической жизнью. Кристалл, растение и животное, планета, человек, суть, по восходящему порядку, различные организмы земного существования вещей» (Риттер К. Общее землеведение. М., 1864. С.14) Свое Общее Землеведение он рассматривает с точки зрения, что Земля – это Дом Человечества, её родина. А потому Общее Землеведение – это главная и основная наука, более того Земля – это самый главный учитель и воспитатель человеческого рода. Интересна мысль К. Риттера о том, что собственно все науки являются описанием Земли, а потому Общее Землеведение (география) есть синтезирующая все эти естественные науки. Можно сказать, что она по этой роли может выстыпать как минимум отраслью философии, если не самой философией. Более того, она есть еще и политическая наука: «В народах отражается их отечество. Местные влияния ландшафтов на характеристику их жителей, на образ их и телосложение, на форму черепа, цвет, темперамент, язык и духовное развитие, неоспоримо. Отсюда происходит и бесконечное разнообразие явлений, равно и в образовании и характерах, также и в стремлениях различных народов. Антропология и этнография, наука о человеке и народах, суть важнейшие комментарии для географии и топографии. Историк, занимаясь судьбами народов, только бегло обозревает землю; географ выходит из свойства стран и вопрошает народные судьбины. Что должна была страна, чем могла она, при данных обстоятельствах, сделаться для народа? Чем стала она для государства? Что еще остается сделать для развития и счастья государства? – Таким образом, география становится и школой науки политической. Существование человека совершенно связано с землей, скреплено с нею тысячами неразрывных корней. При рождении своем человек получил не только духовный, но и телесный дар, которого он отложить не может и который, следовательно, он должен хорошо знать» (Риттер К. Общее землеведение. М., 1864. С.11). К. Риттер является предтечей геополитики
«Невозможно понять высших взглядов, невозможна философия о бесконечном и вечном, не исследовав и не узнав прежде конечного и земного. Кто не узнал и не исследовал земного и конечного, не может понять и вечного, бесконечного. Пифагор исследовал меру и число, прежде чем возвысился до высших областей метафизических размышлений; Платон исследовал прежде душу человеческую и законы народов, прежде чем возвысился до высочайшей философии. Аристотель прежде был естествоиспытателем и физиком, а потом сделался великим логиком и метафизиком. И Кант прежде был математиком и астрономом, прежде чем возвысился до метафизики и еритики чистого разума – величайшей задачи науки. Шеллинг от натуральной философии перешел к философии духа» (Риттер К. Общее землеведение. М., 1864. С.12).
«Европа уподобляется искусно-разведеннному саду, способному воспринять в себя и приютить растения различных стран и видов и заставить эти растения приносить ранние плоды, увеличить рост их, украсить их и облагораживать. Играть двойственную роль приюта и развития..» (Риттер К. Европа. М. 1864. С.15).
«Если Азия приспособлена была к тому, чтобы быть колыбелью и первоначальной родиной человеческого рода, быть свидетельницей зачатков его культуры, то, с другой стороны, Европа, при самом творении нашей планеты, приспособлена была к тому, чтобы быть великим театром, на котором достигается вторая ступень народного развития и чтобы воспринять в себе народы, подвигающиеся на запад, способные к раннему развитию и к продолжительному существованию» (Риттер К. Европа. М.1864. С.15).
Он разделял народы на исчезающие, прозябающие, процветающие и только что пробуждающиеся. В среде последователей К. Риттера были Элизе Реклю и Арнольд Гюйо
ЛИТЕРАТУРА: 1. Гумбольдт А. Космос. Т. 1-5. М. 1848-1863. 2. Риттер К. Общее землеведение. М., 1864. (1840420) 3. Гумбольдт А. Космос. Ч.1. М. 1862. (193971). 4. Гумбольдт А. Картины природы. М. 1959. (934967). 5. Риттер К. Европа. М., 1864. (105912) АНТРОПОЛОГИЗМ ФЕЙЕРБАХ Л. (1804-1872)
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
КРИТИКА ХРИСТИАНСТВА
Среди последователей Фейербаха хочется отметить Германа Гетнера. Гетнер считал, что искусство – это форма сознания. Оно есть своеобразный язык, - язык, имеющий свои специфические особенности, язык не понятий, а конкретных образов. Искусство есть «чувственное выражение наших чувственных идей, чувств и созерцаний». Индивидуально – чувственное созерцание искусства может быть выражено только с помощью чувственных форм природы и жизни. В общем, определенное возрождение романтических идей. Эти же идеи потом получат выражение у другого последователя Фейербаха – Р. Вагнера.
МЛАДОГЕГЕЛЬЯНЦЫ Младогегельянцы группировались в кружке «Вольница», который образовался в одной из пивных Берлина (тогда такое явление традиционно для Германии). Организатором этого кружка были Бруно и Эдгар Бауэры, писатель Лювиг Буль, литератор Эдуард Мейен, журналист Фридрих Засс и другие.
1. ШТИРНЕР М.(1806-1856)
Макс Штирнер - это псевдоним Каспара Шмидта. Закончил на философский факультет Берлинского университета, где слушал лекции К. Риттера, Г. Гегеля и Ф. Шлейермахера. После окончания работал преподавателем в учебно-воспитательном учреждении для девиц, занялся литературной деятельностью, участвоал в кружке «Вольница». В нем он имел за его высокий лоб прозвище «Stirn» - по-немецки «лоб», откуда и пошел его псевдоним – «Штирнер». Знаменит своей работой «Единственный и его собственность» (1844). Эта книга имела перед революцией 1848 года большой успех, ей зачитывалась в основом молодежь. Но в дальнейшем его литературная деятельность не пошла, в революции 1848 года он участия не принимал, и о дальнейшей его жизни ничего неизвестно. Умер в нищете. Штирнер считается основателем традиции индивидуалистического анархизма, именно в связи с анархизмом (сам он этот термин не применял) о нем вспоминают в 1866 году, после этого к нему часто обращаются анархисты и критики анархизма.
2. БАУЭР Б. (1809-1882)
Бруно Бауэр с 1834 года читал лекции на богословском факультете Берлинского университета, в то время он занимал позиции правого гегельяства. Переселившись в Бонн, он примыкает к левогегельянцам. После 1870 года Б.Бауэр сделался одним из страстных приверженцев Бисмарка. Первая часть «Трубного гласа..» печаталась ананимно в 1841 г.
ВАГНЕР Р.
Рихард Вагнер – выдающийся композитор, достаточно интереный философ.. В философии испытал влияние Л. Фейербаха. Автор работ «Художественное произведение будущего», «О государстве и религии», «Религия и искусство»,
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|