Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОЛЮНТАРИЗМ И НЕОРОМАНТИЗМ



 

ШОПЕНГАУЭР А. (1788-1860)

 

Артур Шопенгауэр – вышел из семьи состоятельного купца. Его мать - Иоганна Шопенгауэр (1766-1823) – очень известная писательница тех времен (при её жизни вышло 24-томное собра­ние её сочинений), дама экстравагантная и эгоистичная. Когда её муж, отец Шопенгауэра, по­лучил травму и стал инвалидом, она его забросила, пред­почитая вести салонную жизнь, пол­ную бесконечных флиртов и любовных романов. После смерти своего мужа (вероятно покончившего жизнь самоубийством) она в Вей­маре открыла салон, пользовавшийся популярностью, в него были вхож, в частности, Гете. В общем, типичная представительница дам «интеллигентных», которые, как из­вестно, любят деньги, разврат и разговоры на «умные и благороднык» темы: о религии, о философии и нравственности. Артур свою мать ненавидел. Но получил он доступ в немецких «культурных» кругах именно как сын этой известной писа­тельницы. Артур Шопенгауэр преподавал вместе с Гегелем в Берлинском университете(1820-1832), но его лек­ции не пользовались успехом, его карьера университетского преподавателя про­валилась. Основная его работа «Мир как воля и представление» вышла в 1818 году, но она не вызвала совершенно никого интереса. Спасаясь от эпидемии холеры в Берлине (1833), от ко­торой умер Гегель, Шопенгауэр поселяется в Франкфурте-на-Майне, где уединенно живет до конца своей жизни. Известность как философ получил лишь после революции 1848 года.

 

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

 

Мир является нашим представлением. Это довольно банальное утверждение является одним из основных в его философствовании. Он различает что существует два вида представлений. Это понятия, которые присущи только человеку и составляют его ра­зум. Но основу составляют интуиция. Именно интуитивное представление «.. объемлет весь мир, или совокупность опыта вместе с условиями его возможности» (Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., Т.1. 1992. С.57) Причиной того, что предпо­лагается наличие мира вне нас, по мнению Шопенгаэра, служит то, что смешивается причинность между предметами и причинность между объектом и субъектом. Если первая действительно существует как связь между явления, то вторая совершенно не обязательна. Первая причинность – это связь, обусловленная рассудком и без него она ничто.

 

Дуализм между объектом и субъектом – исходная проблема философствования решается у Шопенгауэра путем соединения их в представлении, которое их объеди­няет. В этом отношении он отделяет себя от субъективного идеализма Фихте и от мате­риализма, считая обе точки зрения ошибочными. Его метод отличается тем, что он ис­ходит не из субъекта, не из объекта: «.. а из первого факта сознания, представления, первой и самой существенной формой которого является распадение на объект и субъ­ект» (Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., Т.1. 1992. С.79)

Непосредственное представление он считает наиболее верным, но когда мы переходим в сферу разума и его абстрактных понятий, то появляются проблемы, здесь он повто­ряет Канта: «если в наглядном представлении видимость искажает действитель­ность на миг, то в абстрактном представлении заблуждение может царствовать тысячелетия, налагать на целые народы свое железное ярмо, душить благороднейшие побуждения человечества и даже, при помощи своих рабов, своих обманутых, заключать в оковы тех, кого оно не в силах обмануть» (Шопенгауэр А. Собрание сочи­нений в 5-ти томах. М., Т.1. 1992. С.80)

 

«Высшая ценность знания, абстрактного познания, заключается в том, что его можно передавать другим и, закрепив, сохранять: лишь благодаря этому оно делается столь неоценимо важным для практики» (Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., Т.1. 1992. С.97)

 

«догматы занимают досужий разум; поступок в конце концов идет своим путем, неза­висимо от них, и совершается он большей частью не по абстрактным, а по невысказан­ным максимам, выражением которых является именно сам человек в его целостности» (Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., Т.1. 1992. С.99). Роль разума в определении действия подчиненная.

 

ОБЪЕКТИВАЦИЯ ВОЛИ

 

В своей концепции он обыгрывает две парадигмы рассмотрения природы – механиче­скую и оргначескую.

КЬЕРКЕГОР С. (1813-1855)

 

Кьеркегор относился крайне скептично философию Гегеля, называя её «плесенью помпезности», «интеллектуальным сладострастием», «постыдным величием продажно­сти».

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

 

ЭТИЧЕСКОЕ

 

РЕЛИГИОЗНОЕ

ГАРТМАН Э. (1842-1906)

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Штиренер М. Единственный и его собственность. Харьков. 1994.

 

 

НЕОАРИСТОТЕЛИЗМ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.