ВОЛЮНТАРИЗМ И НЕОРОМАНТИЗМ
ШОПЕНГАУЭР А. (1788-1860)
Артур Шопенгауэр – вышел из семьи состоятельного купца. Его мать - Иоганна Шопенгауэр (1766-1823) – очень известная писательница тех времен (при её жизни вышло 24-томное собрание её сочинений), дама экстравагантная и эгоистичная. Когда её муж, отец Шопенгауэра, получил травму и стал инвалидом, она его забросила, предпочитая вести салонную жизнь, полную бесконечных флиртов и любовных романов. После смерти своего мужа (вероятно покончившего жизнь самоубийством) она в Веймаре открыла салон, пользовавшийся популярностью, в него были вхож, в частности, Гете. В общем, типичная представительница дам «интеллигентных», которые, как известно, любят деньги, разврат и разговоры на «умные и благороднык» темы: о религии, о философии и нравственности. Артур свою мать ненавидел. Но получил он доступ в немецких «культурных» кругах именно как сын этой известной писательницы. Артур Шопенгауэр преподавал вместе с Гегелем в Берлинском университете(1820-1832), но его лекции не пользовались успехом, его карьера университетского преподавателя провалилась. Основная его работа «Мир как воля и представление» вышла в 1818 году, но она не вызвала совершенно никого интереса. Спасаясь от эпидемии холеры в Берлине (1833), от которой умер Гегель, Шопенгауэр поселяется в Франкфурте-на-Майне, где уединенно живет до конца своей жизни. Известность как философ получил лишь после революции 1848 года.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
Мир является нашим представлением. Это довольно банальное утверждение является одним из основных в его философствовании. Он различает что существует два вида представлений. Это понятия, которые присущи только человеку и составляют его разум. Но основу составляют интуиция. Именно интуитивное представление «.. объемлет весь мир, или совокупность опыта вместе с условиями его возможности» (Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., Т.1. 1992. С.57) Причиной того, что предполагается наличие мира вне нас, по мнению Шопенгаэра, служит то, что смешивается причинность между предметами и причинность между объектом и субъектом. Если первая действительно существует как связь между явления, то вторая совершенно не обязательна. Первая причинность – это связь, обусловленная рассудком и без него она ничто.
Дуализм между объектом и субъектом – исходная проблема философствования решается у Шопенгауэра путем соединения их в представлении, которое их объединяет. В этом отношении он отделяет себя от субъективного идеализма Фихте и от материализма, считая обе точки зрения ошибочными. Его метод отличается тем, что он исходит не из субъекта, не из объекта: «.. а из первого факта сознания, представления, первой и самой существенной формой которого является распадение на объект и субъект» (Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., Т.1. 1992. С.79) Непосредственное представление он считает наиболее верным, но когда мы переходим в сферу разума и его абстрактных понятий, то появляются проблемы, здесь он повторяет Канта: «если в наглядном представлении видимость искажает действительность на миг, то в абстрактном представлении заблуждение может царствовать тысячелетия, налагать на целые народы свое железное ярмо, душить благороднейшие побуждения человечества и даже, при помощи своих рабов, своих обманутых, заключать в оковы тех, кого оно не в силах обмануть» (Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., Т.1. 1992. С.80)
«Высшая ценность знания, абстрактного познания, заключается в том, что его можно передавать другим и, закрепив, сохранять: лишь благодаря этому оно делается столь неоценимо важным для практики» (Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., Т.1. 1992. С.97)
«догматы занимают досужий разум; поступок в конце концов идет своим путем, независимо от них, и совершается он большей частью не по абстрактным, а по невысказанным максимам, выражением которых является именно сам человек в его целостности» (Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., Т.1. 1992. С.99). Роль разума в определении действия подчиненная.
ОБЪЕКТИВАЦИЯ ВОЛИ
В своей концепции он обыгрывает две парадигмы рассмотрения природы – механическую и оргначескую. КЬЕРКЕГОР С. (1813-1855)
Кьеркегор относился крайне скептично философию Гегеля, называя её «плесенью помпезности», «интеллектуальным сладострастием», «постыдным величием продажности».
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ЭТИЧЕСКОЕ
РЕЛИГИОЗНОЕ ГАРТМАН Э. (1842-1906)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Штиренер М. Единственный и его собственность. Харьков. 1994.
НЕОАРИСТОТЕЛИЗМ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|