ИСПАНСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ
ГРАСИАН Б. (1601-1658)
Бальтасар Грасиан с печальной шутливостью издевается над своим веком., но не верит в возможность что-либо изменить в лучшую сторону- с конспекта… САНЧЕС Ф. (1550-1632)
Испанский философ Франсиско Санчес критиковал средневековую схоластику, призывал к изучению фактов, одновременно утверждая, что познать что-либо вряд ли возможно. Его книга «О том, что познания нет» (1581) была «библией» испанских скептиков и пессимистов XVII столетия. А их в Испании того времени было более чем достаточно, ибо Испания переживала не лучшие свои времена.
ПЛУТОВСКОЙ РОМАН
ГЛАВА 3 ФРАНЦУЗСКАЯ МЫСЛЬ XVII ВЕКА
Становление новоевропейской мысли шло вне стен университетов. Университеты XV-XVII веков были оплотом старого феодального общества и схоластики. Университеты в городах выступают в защиту цеховых организаций ремесленников. Естествознание в стенах университетах не изучалось, и если изучалось то в контексте учения Аристотеля.
ЯНСЕНИЗМ
Знаменательным явлением в христианстве было в то время учение Корнелия Янсения (1585-1638), автора широко известной в те времена произведения «Августин» (1640). В 1630 году он стал профессором богословия в Лувене, где учил в духе строгого августинианства. Причиной возникновения янсенистской оппозиции был протест против безнравственной политики иезуитов. Иезуиты, которые придавали большое значение свободной воле человека в деле спасения, считали грех как сознательное отступление от заповедей Христа. Но делали из этого странный вывод
Янсений, в противоположность учению иезуитов, утверждал, что человеческая воля несвободна и порабощена греховными страстями, от которых может освободить лишь очищающая благодать, а не извиняющая исповедь. Центром янсенизма стал женский монастырь около Парижа, Пор-Рояль. Настоятельницей монастыря была Анжелика Арно, дочь знаменитого парижского адвоката. При монастыре образовалось богословское училище, проповедовшае августинианство и идеи Янсения. Идеи Янсения принимались с большой симпатией всеми слоями французского общества. В 1683 году булла Иннокентия X осудила янсенизм как еретическое учение. В 1710 году Пор-Ройяль был окончательно разгромлен. Как подчеркивает В. Виндельбанд : «Во Франции участь философии Декарта определилась тем, что она была признана главным образом янсенистами и уже по этой причине оспаривалась иезуитами» (Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. Том 1. От Возрождения до Канта. Спб., 1908. С.157) ДЕКАРТ Р. (1596-1650) Основатель рационалистической традиции в Новой философии Рене Декарт, участвовал в молодости в Тридцатилетней войне - как на стороне протестантов, так и католиков, чтобы, как истинный философ, рассмотреть драму «театра мировой истории» со всех сторон. Живя в Париже, вел то светский образ жизни, то уединялся от всех. Большую часть своей зрелой жизни (с 1629 г.) провел в Голландии, наиболее свободной в идеологическом отношении стране, хотя и там нажил себе врагов в лице теологов, прежде всего Гисберта Воеция. Хотя и многие утверждают, что роль личности в истории велика, но, если бы не соответствие взглядов Декарта общему умонастроению эпохи и не воля случая, то Декарт так бы и остался французским эмигрантом-чудаком, занимающимся как дилетант анатомированием животных и решающий разные математические головоломки, - т.е. тем, чем занимались в то время многие. Сам Декарт был крайне удивлен, что его взгляды стали так популярны, ибо его жизненное кредо в то неспокойное для Европы время было: «хорошо жил тот, кто хорошо укрылся», - т.е. он совершенно не стремился к какой-то публичной известности своих идей. Он был одинокий странник по «расколотому» Тридцатилетней войной «бытию» европейской культуры XVII века. Мамардашвили в своих популярных лекциях о Декарте пишет следующее: «..нет в истории философии текстов, написанных более прозрачно, просто и элегантно, так нет и текстов более непонятных, чем декартовские. В них ныряешь, как в прозрачную глубину, и там какие-то темные, непроницаемые глыбы, хотя и имеющие четкие очертания» (Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993. С.8). С такой оценкой творчества Декарта вряд ли могли согласиться современники Декарта. Его эпистемологические принципы вызывали целую серию возражений, возражений основательных. Его картина мира вообще не выдержала конкуренции с ньютоновой картиной мира, его биологическая теория о животных – механизмах вызывала совершенно правомерную иронию уже у его современников. Потому роль его в истории науки можно оценивать как негативную, современная же философия вообще есть радикальное «антикартезианство». Те «прозрачные глубины», которые увидел М. Мамардашвили, не более «глубины» искусственного пруда, а не смутные и таинственные глубины реального океана хаоса бытия. Те «темные, непроницаемые глыбы, имеющие четкие очертания» – это лишь искусственные бетонные блоки, погруженные в этот пруд для красоты. Но, с другой стороны, своими спорными положениями он инициировал возникновение новоевропейской традиции философствования, что дает нам право считать Декарта её основателем. Хотя и это вызывает споры, к примеру, А. Койре в своей работе «Декарт и схоластика» (1923) считал, что Декарт являлся союзником схоластической философии в борьбе против натурализма. Этой точки зрения придерживается и неотомист Э. Жильсон. В принципе, не зря же Декарт брал с собой в путешествие все время томики Фомы Аквинского.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.
Познание мыслится Декартом как деятельность инженера по конструированию машин.
Кассирер писал об «Рассуждении о методе» Декарта: «Цель данного произведения – строгая дедукция объективных основоположений и истин, но одновременно здесь непреднамеренно и как бы попутно вырисовываются ясные очертания личности и типа философа Нового времени» (Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб. 1997. С.11).
1. COGITO
Как правильно подчеркивал, в частности, Э. Мунье: «Обычно с Декартом связывают современный рационализм и идеализм, растворяющие конкретное существование в идее. При этом не учитывают всего содержательного богатства декартовского Cogito, способного принимать решение. В качестве этого субъекта и интуиции ума Cogito является утверждением бытия, останавливающего нескончаемое движение идеи и настоятельно полагающего себя в существовании. Эти пути уже были проложены волюнтаризмом от Оккама до Лютера. Философия отныне перестает быть уроком для заучивания, какой она была в поздней схоластике, и превращается в размышление о личности, к которому она призывает сех и каждого. Подобно Сократу, она направляет свою мысль к существованию. (Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика 1999. С.465)
Это, в частности, подчеркивал А. Варьяш: «Открытие сознания было, несомненно, величайшим культурно-историческим деянием Декарта. Ни Платон, ни средневековая философия не обладали ясным представлением о факте сознания. Ту роль, которую со времени Декарта стало в философии играть понятие сознания, ранее играло понятие души» (Варьяш А. История новой философии. Том 1 ч.1. М.-Л. 1926. С.101)
Декарт считает воображение, чувство, желание модусами ума, ибо он различает лишь две субстанции: ум и тело. Источником заблуждения Декарт считает не разум, а волю, которая побуждает человека высказывать суждения о том, где человеческий разум не имеет ясных идей:
«Восприятие рассудком распространяется только на то немногое, что ему представляется, поэтому познание рассудком весьма ограниченно. Воля же в известном смысле может показаться беспредельной, ибо мы никогда не встретим ничего, что могло бы быть объектом кого-либо иного, даже безмерной воли бога, на что не могла бы простираться и наша воля. Вследствие этого нашу волю мы распространяем обычно за пределы ясно и четко воспринимаемого нами, а раз мы так поступаем, то неудивительно, что нам случается ошибаться» ( Избр. С441) «нет представления, которое бы удалял слабые умы с правильного пути добродетели в большей мере, чем то, будто душа животных имеет ту же природу, что и наша, и , следовательно, нам в той же мере, как мухам и муравьям, нечего бояться и не на что надеяться после этой жизни. Напротив того, когда знаешь, сколь эти души различны, понимаешь гораздо лучше доводы, которые доказывают, что наша душа имеет природу, совершенно не зависящую от тела, и, следовательно, не подвержена смерти вместе с ним; а так как других причин, которые бы её разрушали, не видно, то, естественно, склоняешься к мысли о ее бессмертии»( Декарт Р. Избранные произвед с.303)
2. МЕТОД ПОЗНАНИЯ
Как верно писал В. Виндельбанд: «Начальная стадия новой философии свойственна инстинктивная оппозиция против «схоластики» и наивное непонимание общей зависимости, в которой и сам они находятся от какой-либо ее традиции. Этот оппозиционный характер имеет своим результатом, что во всех тех случаях, когда старым учениям противопоставляются не только потребности чувства и не фантастические воззрения, на первом плане стоит обсуждение новых методов познания. Из сознания бесплодности «силлогизма», который может путем доказательства или опровержения обнаружить только известное или применить его к частному, возникает потребность в Ars inveniendi, в методе исследования, верном способек разысканию нового» (Виндельбанд В. История философии. К.: Ника-Центр, 1997.с.324)
3. ЯСНАЯ ОЧЕВИДНОСТЬ
Своим учением о ясной очевидности как критерии истинности он чем-то близок учению стоиков. Хотя позиция, особеннно древних стоиков своеобразна и не может в полной мере идентифицироваться с позицией Декарта и Гуссерля. То, что Декарт берет за основу сомнение - скептический принцип в данном случае не должно смущать. Современники Хрисиппа отмечали, что сам Хрисипп при уточнении принципов стоицизма Зенона, принял много принципов из пробабилизма академиков. Сам исходный «витальный» порыв стоиков состоял в своеобразной «феноменологической редукции» - отказу от эйдетических форм Платона и Аристотеля вневременного «мира Истины» и переход к непосредственности живого сознания, достижения синтеза мысли и бытия во временной текучести смысла («лектона»), живой пульсации бытия («пневмы») и динамичной системы мировосприятия («логоса»). Задачи «новых» философов XVII века и «новых» философов античности родственны. Новая философия родилась во многом не столько в результате развития науки, становления абсолютизма и развития торговли, но и в результате «аккумуляции» трагического опыта религиозных войн, английской революции и событий ей предшествующих, и прежде всего трагического опыта страшной Тридцатилетней войны. Они явили во всей прелести «буйство» человеческого естества и мнимость разного рода религиозных идей как католицизма, так и протестантизма. Люди устали - естественно потому найти основу в разуме, в рациональности самого жесткого типа. Таковы же исходные интенции и у древних стоиков, идеи которых получили признание и популярность после в такой же степени разрушительных и трагичных событий походов Александра и последующих далее войн диадохов.
Как писал Гастон Башляр (1884-1962)6 «. картезианский метод, который столь прекрасно объясняет мир, не способен усложнять физический опыт, а это и является задачей объективного исследования» (Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс. 1987 с.126) Или еще высказался по этому поводу Ж. Делёз: «Картезианский метод (поиск ясного и отчетливого) – это метод решения предположительно заданных задач, а не метод изобретения, свойственный формированию самих задач и пониманию вопросов» (Делёз Ж. Различие и повторение. Петрополис. 1998 с.200) Критерий ясной очевидности, которая может быть постигнута cogito есть крайне слабый критерий. Вспоминается в этом отношении М. Фуко, который пишет следующее: «Если и впрямь человек в мире является местом эмпирико - трансцедентального удвоения, если ему приходится быть той парадоксальной фигурой, в которой эмпирические содержания познания высвобождают из самих себя те условия, которые сделали их возможными, то человек и не может даваться в непосредственной державной прозрачности cogito; однако он не может также и покоиться в вещной бездейственности того, что недоступно и никогда не будет доступно самосознанию. Человек есть такой способ бытия, в котором находит свое собственное обоснование постоянно открытое, заведомо не ограниченное, но, напротив, вновь и вновь преодолеваемое пространство между всем тем, что человек пока еще не осмысливает в свете cogito, и тем мыслительным актом, которым, наконец, оно все же постигается; обратно – между этим чистым постижением и нагромождением эмпирии, беспорядочным накоплением содержаний, грузом опыта, не дающегося самому себе, безмолвным горизонтом всего того, что предстает в зыбкой протяженности не-мысли. Будучи двуединством эмпирического и трансцендентального, человек является, таким образом, местом непонимания – того самого непонимания, которое постоянно грозит затопить мысль ее собственым небытием, но в то же время позволяет мысли собраться в целостность на основе того, что от нее ускользает» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб., А-cad, 1994 с.343-344)
Вообще декартова «ясность» и «отчетливость», которая потом переходит в феноменологическую традицию современной философии, явный «нонсенс. Еще в то время Локк правильно старался избежать этих понятий, ввиду их путанности, предпочитая им понятие «определенность». Этот метод роднит его со схоластикой, от котрой он так открещивается. Правильно подчеркивал В. Вундт: «Схоластика наиболее торжествовала, когда ей удавалось при посредстве искусства определения и доказательства создавать реальные объекты, о которых настойчиво утверждалось, что они могут быть получены этим путем логической очевидности. Вполне соответственно этому источнику, и зкоторого вытекает картезианское правило, из него развился затем тот онтологический метод, который усматривал единственную гарантию реальности в отвлеченной логической необходимости, а потому принимал все, фактически данное, но не спсобное представить за себя подобной гарантии, лишь за неадекватное или смутное представление» (Вундт В. Система философии. Спб.,1902. С.64)
В философии Декарта видны два источника: математический метод и интуитивизм Августина.
ДЕКАРТ И ГУССЕРЛЬ
СОЗНАНИЕ
Как писал, в частности, известный венгерский историк философии А. Варьяш (1885-1939): «Открытие сознания было, несомненно, величайшим культурно-историческим деянием Декарта. Ни Платон, ни средневековая философия не обладали ясным представлением о факте сознания. Ту роль, которую со времени Декарта стало в философии играть понятие сознания, ранее играло понятие души. Прежние философы занимались, главным образом, двумя вопросами: проблемой бессмертия, 2) вопросом об универсалиях» (Варьяш А. История новой философии. Т.1. Ч.1. М.-Л. 1926. С.101). «Открытие сознания и выведение отсюда единства интеллекта, концепция универсальной математики, попытка охватить его все области науки, основание аналитической геометрии, закон сохранения количества движения, тенденция объяснить все явления природы при помощи математических * принципов, - вот прочные результаты научных исследований Декарта» (Варьяш А. История новой философии. Т.1. Ч.1. М.-Л. 1926. С.116-117) А. Варьяш правильно подчеркивал далее: «Грань между новой и старой эпохой в истории человеческой культуры… в том, что в новое время, в качестве актуальной проблемы, выступила проблема сознания. В этом пункте нет никакого расхождения между системами нового времени. Как бы различно ни относились отдельные мыслители к этому решающему вопросу, как бы существенно ни отрицали друг друга, например, теории сознания Лейбница и Локка, но все были согласны в том, что именно решение проблемы сознания должно определить судьбу и всех остальных вопросов философии» (Варьяш А. История новой философии. Т.1. Ч.2. М.-Л. 1926. С.1)
1. ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
Проблема врожденности идей – это одна из самых «больных» мест в философии. Эта проблема преследует философию на всем её протяжении. В наше время она, вроде бы, получила достаточно детальную разработку. Во-первых, проясняется, что сознание человека изначально интенционально по своей сути с точки зрения самой биологической «конституции», этот момент нам проясняют представители так называемого направления «эволюционной эпистемологии», которая основана во многом на идеях К. Лоренца – одного из основателей современной этологии. В 1941 году Конрад Лоренц опубликовал статью «Кантовская доктрина a priori в свете современной биологии», где обосновывалась позиция, согласно которой познание изначально обусловлено определенными биологическим предзаданностями человека. Вот что пишут сторонники этой точки зрения современные философы К. Хахлвег и К. Хукер:
Далее, проблема врожденности обосновывается в социологии науки, особенно подробно она разработана Э. Дюргеймом
В когнитивной психологии проблема врожденности исследовалась в рамках когнтивной психологии, особенно школой Ж. Пиаже
Далее, в психоанализе этот же аспект рассматривался К.Г. Юнгом с его концепцией «архетипов»
Но и в самой философии науки доминирует сейчас «платонова» точка зрения. Взять, хотя бы, исследователя психологии познания Дж. Брунера. Он пишет: «Восприятие предполагает акт категоризации. Фактически в эксперименте происходит следующее: мы предъявляем субъекту сответствующий объект, а он отвечает путем отнесения воспринятого раздражителя к тому или иному классу вещей или событий» (Брунер Дж. Психология познания. М., 1977 с.13)
«Адекватное восприятие.. достигается кодированием поступающих раздражителей с помощью соответствующих категорий, то есть категорий, обеспечивающих переход от признаков к категориальной идентификации..» (там же, с.30). Он правильно подмечает: «.. категоризация объекта при восприятии служит основой для соответствующей организации действий, направленных на этот объект» (там же, с.18)
Кроме психологического угла рассмотрения этой проблемы врожденных идей, можно рассмотреть эту проблему с социокультурного угла зрения. В этом отношении можно взять для рассмотрения нашего отечественного лидера современной философии науки В.С. Степина. Он утверждает следующее6 «отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности. Их можно разделить на три основные группы: 1) идеалы и нормы объяснения и описания; 2) идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний; 3) идеалы строения (организации) знаний» (Степин В.С. Идеалы и нормы в динамике научного поиска \\ Идеалы и нормы научного исследования. Минск., 1981 с.18-19) «Идеалы науки регулируют становление и развитие не только картины мира, но и связанных с ней конкретных теоретических моделей и законов. Они как бы запечатляются в соответствующих образцах знания и таким путем усваиваются исследователем. В этом случае они могут не осознаваться в качестве исторически изменчивых идеалов и норм познавательной деятельности, а расцениваются как очевидные презумпции научного поиска» (Ид. И нормы с.22)
Степин В.С. : «В основании сложившейся теории всегда можно обнаружить взаимосогласованную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику данной теории. Эту сеть объектов мы будем называть фундаментальной теоретической схемой» (Степин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976 с.30)
В результате этих исследований «линия Платона» все же победила. Тем более, интересно, что радикальный эмпиризм никогда не существовал, а если существовал, то представлял из себя явный «нонсенс». Человек не может освоить данные опыта без определенной предзаданной концептуальной теоретической схемы.
2. РАЗУМ И ТРАДИЦИЯ: ДЕКАРТ И ПИРС
Известный химик и философ науки М. Полани (1891-1976) правильно подчеркивает: «Критическое знание, которое сегодня приблизилось к своему концу, было, по-видимому, наиболее плодотворной линией развития человеческого разума. Последние четыре или пять столетий, на протяжении которых был постепенно разрушен весь космос срелневековья, принесли интеллектуальные и моральные плоды, которых не знал ни один сравнимый по длительности период человеческой истории. Пламя, создавшее этот накал, питалось христианским наследием, а кислородом в этом процессе служил греческий рационализм; когда это топливо подошло к концу, стала догорать сама критическая система»(Полани М. Личностное знание. М.,1985 с.276-277)
Пирс придает Декарту большое значение, считая, что вся философия движется в русле картезианской традиции, что совершенно верно. Кардинальное отличие учения Декарта от прежней схоластической философии он видит в следующих пунктах: «1. Оно учит, что философия должна начинаться с универсального сомнения, в то время как схоластика никогда не ставила под вопрос свои основные принципы. 2. Оно учит, что высший критерий достоверности должен быть найден в индивидуальном сознаниии, в то время как схоластика опиралась на свидетельство авторитетов и католической церкви. 3. Многообразные виды аргументации, характерные для средних веков, заменяются единой линией рассуждения, часто зависящего от не привлекающих внимания посылок. 4. У схоластики были свои мистерии веры, но она пыталась объяснить все сотворенные вещи. Но есть множество фактов, которые картезианство не только не объясняет, но делает абсолютно необъяснимыми, если только не рассматривать как объяснение слова: «Бог делает их такими»» ( Цит. Мельвиль Чарльз Пирс и прагматизм. С.85)
Известна критика радикального сомнения у Ч.С. Пирса. Он пишет следующее: «Мы не можем начинать с полного сомнения. Мы должны начинать со всех тех предрассудков, которые у нас фактически есть, когда мы приступаем к изучению философии. Эти предрассудки нельзя развеять какой-либо максимой, потому что это такие вещи, возможность сомневаться ув которых нам не приходит в голову. Поэтому этот исходный скептицизм будет простым самообманом, а не действительным сомнением»( Цит. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм МГУ.,1968 с.86)
Далее Пирс подвергает критике учение Декарта об интеллектуальной интуиции. Свои контртезисы Пирс формулирует следующим образом: «1.У нас нет способности интроспекции, но все знание внутреннего мира получается путем гипотетитечского рассуждения, основанного на нашем знании внешних фактов. 2.У нас нет способности интуиции, но каждое знание логически определено предыдущим знанием. 3.У нас нет способности мыслить без помощи знаков. 4.У нас нет понятие об абсолютно непознаваемом»( цит. Мельвиль с.89)
Далее Пирс критикует Декарта за субъективизм, он считает выводить истинность из индивидуального субъекта пагубной
Как известно «принцип Пирса» был изложен в его статье «Как сделать ясными наши идеи»
3. ДУАЛИЗМ СУБСТАНЦИЙ
Декарт несет ответственность перед европейской культурой за эту шизофреническую раздвоенность, в которой движется современная культура. Как пишет П.П. Гайденко: «В мышлении Декарта сомкнулись две разные идеи: во-первых, христианская идея божественного всемогущества и, во-вторых, идея мира как тончайшей системы машин» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII- XVIII вв.) Формирование научных программ нового времени. М., Наука, 1987 с.168)
«… противоположность мыслящей и протяженной субстанции делает проблематическим – человеческое познание и человеческую жизнь» (Фишер К. История новой философии. Т.1. СПб., 1862. С153)
В принципе, у декарта всегда присутствует как синтезирующая третья субстанция – это Бог. Но этот картезианский Бог анонимен, он находится где-то в стороне размышлений Декарта, субстанции связаны с Богом анонимно. Это упущение Декарта потом в различных вариантах исследуется в философии XVIi-XVIII века.
МАТЕМАТИКА
Декарт считается основателем аналитической геометрии, хотя все основные положения её были разработаны П. Ферма (1601-1665). Декарт считается основателем аналитической геометрии ввиду своей известности. Сыграло роль также то, что работы П.Ферма были опубликованы его сыном после смерти, а «Геометрия» Декарта была опублткована как часть «Рассуждения о методе» в 1637 году. Принцип соединения числовых взаимоотношений с геометрическим имел революционное значение. Известно, что над этим бились многие античные математики, но так не пришли к идее выражения соотношений геометрических тел через систему координат. ОНТОЛОГИЯ
П. Гайденко акцентирует свое внимание на изменение понятия материи в Новое время: «В античности материя мыслилась как возможность, которая сама по себе, без определяющей её формы, есть ничто. Так понимали её Аристотель. В платоновской школе материя- это начало множественности, и оно опять-таки есть ничто без оформляющего его единого, вносящего начало структурности в эту беспредельно –бесформенную материю. Что же касается Декарта, то у него материя сама по себе уже одна, а что значит, что она не есть просто возможность, а есть дейсвительность, которая даже носит название субстанции, т.е. того, что может существовать сама по себе, не нуждаясь ни в чем другом, кроме сотворившего её бога» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII- XVIII вв.) Формирование научных программ нового времени. М., Наука. 1987. С.156-157) Самое интересное, что Гайденко подмечает, что это понимание материи во многом родственно учению стоиков. Именнно то, что материя стала субстанцией Гайденко видит суть революционного переворота XVII века, которая послужила базой для становления научного знания. Как она подчеркивает далее: «гораздо больше разрыва с традицией – в декартовом понимании природы; именно втех понятиях, которые служат базой для картезианской научной программы, глубоко чуждые античности и средним векам» (Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII- XVIII вв.) Формирование научных программ нового времени. М., Наука. 1987. С.191)
Основополагающий образ материи – это представление окружающего мира как образованной посредством вихрей. Это главное понятие картезианской космогонии. В семнадцатом веке на пример плутархова сопоставления греков и римлян в его знаменитых «Жизнеописаниях» было популярно противопоставлять Декарта и Ньютона. Особо пропагандировал ньютонианство Вольтер. По Декарту наиболее совершенным движением является прямолинейное. Прямолинейным движение тела остается до того времени, как оно не вступит во взаимодействие с другими телами. У Декарта взаимодействие тел сводится к соударениям, но каждое соударение не приводит тела к криволинейному движению, а изменяет одно прямолинейное движение на другое. Лишь в результате большого числа взаимодействий получается замкнутая траектория, образующая вихрь Вихрь- это наиболее важное в учении Декарта, именно эти вихри создали мир и служат причиной космических, химических и биологических явлений.
Картина мира у Декарта потеряла свои красочные оттенки, стала похожим на чертеж или график.
ПСИХОЛОГИЯ 1. ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ОПТИКА
Геометрическая оптика послужила исходной парадигмой для создания теории восприятия. «Болезненный» интерес к оптике обусловлен тем, что «новые» философы старались опровергнуть общераспространенное в то время мнение, что смотреть на мир через линзы (очки) – это «бесовское» занятие. Ибо здесь действует сам «дьявол», который искажает изображение предметов. Современный американский философ Маркс Вартофски, один из первых сторонников «исторической эпистемологии» подчеркивал, что восприятие не является неизменным, оно меняется с соответствии с теми исходными мировоззренческими установками, которое присуще той или иной культуре в тот или иной период её истории. Он подчеркивал, что«..столь исторически молодая теория, как теория геометрической оптики, или столь недавнее явление, как изображение в рисунке перспективы, в такой степени стали неотъемлемой частью нашего визуального понимания, или нашего визуального «здравого смысла», что могут оказывать влияние на наше визуальное восприятие окружающей среды» (Вартофски М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М. 1988. С.181)
2. ТЕОРИЯ РЕФЛЕКСА
Под рефлексом Декарт понимал движение «животных духов» от мозга к мышцам, по типу отражения светового луча. Теория рефлекса имела продлоложение в учении о рефлексе Й. Прохаски (1749-1820) 3. УЧЕНИЕ ОБ АФФЕКТАХ Как подчеркивает Л.М. Косарева: «Первое, что бросается в глаза при чтении работ Декарта, это этическая нагруженност его метода познания и самого содержания научного знания. «Знать природу, чтобы правильно жить», - эту максиму философии Эпикура и стоиков полностью разделяет и Декарт. Декарт создавал свои работы в разгар 30-летней войны в Германии, вовлекшей в свой круговорот всю Европу. Будучи участником и свидетелем («зрителем» и «актером») этой кровавой пьесы, полной стихии безумия, Декарт весь пафос своего философского и научного творчества обращал к разумному в человеке, и достижению им состояния «кротости и согласия». Его работы, опубликованные в период этого тяжелого 30-летия, воспринимались современниками так же, как стоически возвышенное «Слово утешения средь бедствий войны» Мартина Опица» (Косарева Л.М. Рождение науки нового времени из духа культуры. М.,1997 с.87-88) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|