Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 4 СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ГЕРМАНИИ



Что наиболее свойственно немецкой философии – это стремление сохранить традицию схоластической философии. Процесс модернизации немецкой философии Нового времени шел в рамках университетской схоластической философии, да и шел он именно в рамках университетов, не выходя на широкую светскую публику. Немецкая философия всегда была университетской философией. Все это привело к специфическим чертам немецкой философии: тяжелому непонятному для «непосвя­щенных» философскому языку, склонности к пустому «логицизму», любви к разного рода мистико-теологическим спекуляциям. Эти черты немецкой философии сохраня­ются по сей день.

 

НЕМЕЦКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ

 

ВЕЙГЕЛЬ Э. (1625-1699)

 

Эрхард Вейгель – личность крайне интересная и своеобразная. Был в свое время ши­роко известен как математик, изобретатель разного рода хитроумных механизмов, так популярных в те времена и вызывающих неподдельный интерес у людей, за это по­лу­чил славу «черного мас­тера». Вместе с Лейбницем, творчество которого будет рассматриваться далее подробно, он был одним из инициаторов создания Берлинской Академии наук.

Основной идеей, которая его преследовала всю жизнь и которую он старался воплотить – это попытка создания единого и всеобъемлющего знания на принципах универсаль­ного логико-ма­тематического метода, образцом для этого он брал геометрию Евклида и логику Аристотеля. Он пробовал произвести математические расчеты «добра и зла», занимался геометрическим до­казательством триединства бога. Эту универсальную ма­тематику он называл – «пантометрией», а математизированный вариант гносеологии – «пантогносией». В лице Э. Вейгеля механицизм получил свое крайнее выражение.

 

ЧИРНХАУЗ Э.В. (1651-1708)

 

Эренфильд Вальтер фон Чирнхауз – еще одна яркая личность того времени. Лейбниц считал его выдающимся человеком Германии. Был членом Парижской академии, лично был знаком со многими выдающимися людьми того времени, вел активную переписку с ними. Знаком был лично со Спинозой, много с ним полемизировал. Приложил много сил в создании Берлинской академии наук. Много занимался математикой, физикой. Занимался активно техническими во­просами. Он является, в частности, одним из соз­дателей знаменитого саксонского фарфора. Основа его деятельности – это убежден­ность в том, что ученый создан для того, чтобы облегчить жизнь людей. Разум для него имел «терапевтический» характер, для него мысль – это медицина для души. Автор следующих философских работ: «Медицина души» (1686), «Медицина ума, или Опыт подлинной логики, в которой обсуждается метод открытия неиз­вестных истин» (1687).

Как все философы искал «третий путь».

 

ПУФЕНДОРФ С. (1632-1694)

 

Самуэль фон Пуфендорф был профессором правоведения в университетах Гейдельберга, Лунде (Швеция) и Берлина. Он автор, получившего большую известность трактата «О естественном праве и праве народов, в восьми книгах» (1672). В те времена философы «естественного права» стремились создать всеобъемлющую картину общества, приближаясь к культурологической проблематике. Он в духе Т. Гоббса противопоставил «естественное состояние» – «культур­ному состоянию». После этого противопоставление «культуры» от «природы» вошло в обиход.

ТОМАЗИЙ Х. (1635-1728)

 

Христиан Томазий – сын выдающегося в то время историка философии, профессора моральной философии Лейпцигского университета Якоба Томазия (1622-1684). Учитель Лейбница, в которым далее он вел активную переписку. Очень много о Томазии у Г. Геттнер

Томазий выступил с лекциями о Гуго Гроции и Пуфендорфе в 1681 году в Лейпциге. Студенты были поражены его смелостью. Через два года он снова выступил со своими лекциями, его выступление было одобрено, но клерикалы подняли шум. О нем начали распространяться сплетни и толки, обвинявшие его в безбожии.

НИКОЛАИ

 

6. ЮНГ И. (1587-1657)

 

Иоахим Юнг – немецкий естествоиспытатель и философ из Любека. Был предшествен­ником Лейбница в стремлении к возрождению наук. Огромное рукописное наследие. В 1622 году основал в Ростоке первое немецкое общество естествоиспытателей. Лейбниц ценил его даже выше Декарта.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Пуфендорф С. введение в историю европейскую. Т.1-2. СПб. 1767-1777

2. Пуфендорф С. Политическое рассуждение о согласии политики истинной с религией христианскую. Спб. 1815.

3. Пуфендорф С. О должности человека и гражданина. СПб. 1726.

4. Геттнер Г. История всеобщей литературы XVIII века. Т.III кн.1. Немецкая литература (1648-1740). М. 1872. (95969).

5.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.