ТЕОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ
1. СЕМИОТИКА
2. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Эпистемология Лейбница в полном своем выражении не была известна его современникам. Свои «Новые опыты о человеческом понимании», где она представлена в полном объеме, он окончил в 1704 году, но так как Локк в это время умер, то Лейбниц, в это время и без этого наживший себе в Англии врагов из-за своей полемики с Ньютоном, решил не опубликовывать эту работу. Это не свидетельствует о его «порядочности» или «боязни», а, вернее обусловлено тем, что отношение его к философии было, как раньше сказано, «случайное». Но это не значит, что общие положения эпистемологии Лейбница его современникам не были известны. Они содержаться в различных статьях, в письмах. Он не соглашается как с мнением Дж. Локка, что не существует врожденных идей, так и с мнением Н. Мальбранша что все идеи находиться в Боге, а не в нас. В отличие от Локка, который сравнивает сознание с «чистой доской», Лейбниц утверждает: «Я предпочел бы этому сравнение с глыбой мрамора с прожилками сравнению с гладким куском мрамора или с чистой доской- тем, что философы называют tabula paza. В самом деле, если душа походила на такую чистую доску, то и истины заключались бы в нас так, как фигура Геркулеса заключается в глыбе мрамора, когда она абсолютно безразлична к тому, чтобы принять форму данной фигуры или какой-нибудь иной. Но если в этой глыбе имелись прожилки, которые намечали бы фигуру Геркулеса предпочтительно перед другими фигурами, то она была бы более предопределена к этому и Геркулес был бы некоторым образом как бы врожден ей, хотя потребовался бы труд, чтобы открыть эти прожилки и отполировать их, удалив все то, что мешает им выступить наружу. Таким же образом идеи и истины врождены нам подобно склонностям, предрасположениям, привычкам или естественным потенциям, а не подобно действиям, хотя эти потенции всегда сопровождаются соответствующими, часто незаметными действиями» (Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. М.,1983. Т.2 С.51-52) Или же он берет еще образ «темной комнаты (камеры)», который был дан Локком в «Опытах…».. По поводу этой метафоры Локка он делает следующее замечание: «Чтобы сходство было еще больше, следовало предположить, что в темной комнате имеется полотно, для того чтобы принимать изображения, притом не гладкое, а со складками, представляющими врожденные знания. Кроме того, это полотно или эта мембрана, будучи натянута, должна обладать чем-то вроде упругости или силы действия и даже активностью или реактивностью, приспособленной как к прошлым, так и к новым складкам, получившимся благодаря впечатлениям от изображений. Активность эта должна состоять в известных вибрациях, или колебаниях, какие наблюдаются, например, при прикосновении к натянутой струне так, чтобы она издавала своего рода музыкальный звук» (Т.2. С.144) Примечательна его работа «Рассуждение о метафизике» (1686, изд.1846), где он разъяснял понятие «идеи». Здесь он принимает точку зрения Платона. Он проводит интересное различение: «.. те выражения (expression), которые существуют в нашей душе независимо от того, представляем мы их или нет, можно было бы назвать идеями; те же, которые мы представляем или образуем, - понятиями (conceptus). Но в каком бы смысле мы ни говорили, всегда будет ложным утверждать, будто все наши понятия происходят из так называемых внешних чувств, ибо то понятие, которое я имею о себе и о своих мыслях, а следовательно, и понятия о бытии, субстанции, действии, тождестве и многие другие происходят из опыта внутреннего» (Т.1. С.152)
Что важно для дальнейшей традиции философствования, это подчеркивание бессознательности действия приобретенных привычек и впечатлений, что потом имело продолжение в психоанализе Фрейда и Юнга: «приобретенные привычки и накопленные в памяти впечатления не всегда осознаются нами и даже не всегда являются нам на помошь при нужде, хотя часто приходят нам в голову по какому-нибудь поводу, вызывающему их в памяти, подобно тому как для нас достаточно начала песни, чтобы вспомнить ее продолжение»( там же, С.52) По его мнению, ни одна субстанция не может быть без движения, идет постоянный процесс «жизни сознания», который нами не осознается, «есть тысячи признаков, говорящих за то, что в каждый момент в нас имеется бесконечное множество восприятий, но без осознания и рефлексии, т.е. имеются в самой душе изменения, которых мы не осознаем, так как эти впечатления либо слишком слабы и многочисленны..»( там же с.53)
«Первичное отчетливое понятие мы можем познать только интуитивно, в то время как сложные понятия – по большей части только символически» (Лейбниц. Т.3 С.103 ут.)
Как писал Лейбниц в «Монадологии»: «души вообще суть живые зеркала, или отображения универсума творений»(т.1 428) Самое главное, что он пишет далее еще –«..а духи, кроме того, суть отображения самого Божества, или самого Творца природы, и способны познавать систему вселенной и подражать ему кое в чем своими творческими попытками, так как всякий дух в своей области – как бы малое божество»( там же ,с428)
3. ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
Лейбниц не согласен с точкой зрения окказионалистов – основного философского направления того времени. Как известно, окказионалисты рассматривали взаимодействие мыслящей и протяженной субстанции таким образом, что они взаимодействуют случайно, по воле Бога. Лейбниц, рассматривая эту концепцию, пришел к мысли, что душа и тело взаимодействуют по принципам предустановленной гармонии, которая была заложена исходно Богом: «Душа следует своим собственным законам, тело – также своим, и они сообразуются в силу гармонии, предустановленной между всеми субстанциями, так как они все суть выражения одного и того же универсума» (Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.,1982. С.427) И далее: «Души действуют согласно законам конечных причин, посредством стремлений, целей и средств. Тела действуют по законам причин действующих (производящих), или движений. И оба царства – причин действующих и причин конечных – гармонируют между собой» (Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.,1982. С.427). И эти субстанции действуют независимо, следуя собственным законам: «… тела действуют так, как будто бы (предлагая невозможное) вовсе не было душ, а души действуют так, как будто бы не было никаких тел; вместе с тем оба действуют так, как будто бы одно влияет на другое» (Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.,1982. С.427) Далее он расширяет этот принцип гармонии и на соотношение между природой и культурой: «Как выше мы установили совершенную гармонию между двумя естественными царствами: царством причин действующих и царством причин конечных, так и здесь мы должны отметить еще другую гармонию между физическим царством природы и нравственным царством благодати, т.е. между богом, рассматриваемым как устроитель машины универсума, и Богом, рассматриваемым как Монарх божественного Государства Духов» (Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.,1982. С.427-428) И далее: «В силу этой гармонии вещи ведутся к благодати природными путями, и наш земной шар, например, должен быть разрушаем и восстановляем естественными путями и те моменты, когда этого требует правление над духами для кары одних и награды других» (Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.,1982. С.429)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|