Здавалка
Главная | Обратная связь

ДРУГИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЫСЛИ



БЁМЕ Я. (1575—1624)

 

Якоб Бёме родился в семье бедных крестьян, по профессии был сапожником. У немецких сапожеиков странная любовь к литературному творчеству, вспомним Ганса Сакса, который также был сапожником. Был верующим че­лове­ком, отличался склонно­стью к мистике. Особый авторитет этому мистику придали немецкие романтики в на­чале XIX века. Его имя было своебразным лозунгом романтиков.

 

«Вся германская философия получила прививку от германской мистики, и в ней можно открыть под­земное её действие. Кант от этого отталкивался, но Гегель это признает, давая вы­сокую оценку Я.Беме. Германская мистика внесла новизну в историю духа. Это первоначально не имело философ­ского выражения, В философской мысли резуль­таты сказались лишь в конце XVIII и начале XIX века.» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.,1995. Опыт эсх. Мет. С.173)

 

ПИЕТИЗМ

 

Пиетизм получил распространение во втрой половине XVII века. Основателем ми ли­дером этого движения был Филипп Яков Шпенер (1635-1705). Личность интересная и деятельная. Размышлял он в русле протестантизма, подчеркивая интимно-личност­ный характер веры. Выступал против церковной иерархии, в своих речах апеллировал к сердцам простых людей, что, естественно, вызывало у них симпатию к нему. Самым значительным в деятельности пиетистов было не содержание их философских идей, а то, что они активно участвовали в ре­форме образования 70-х годов XVII века и создании сети учебных заведений (что, может быть, значительнее и важнее теоретиче­ской деятельности). В этих учебных учреждениях было увеличен объем преподавания естественнонаучных дисциплин, преподавание велось в основном на немецком языке, был открыт доступ для представителей всех сословий.

 

Г. Гейне писал: «Пантеизм – это публичная тайна в Германии. Мы в самом деле переросли деизм. Мы свободны и не хотим громовержущего тирана. Мы стали совершеннолет­ними и не нуждаемся ни в каком отеческом попечении. Мы также и не машины, вы­шедшие из рук великого механика. Деизм есть религия для рабов, религия для детей, для женевцев, для часовщиков» (Гейне Г. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.6. Гос­издат. 1958. С.73)

 

СПИНОЗИЗМ

 

Спинозизм был достаточно популярен именно в Германии, «мистические» мотивы его философии всегда импонировали немцам, склонным к этому. Его активно пропаганди­ровали Фридрих Вильгельм Штош (1648-1704) и Теодор - Людвиг Лау (1670-1740). Ф.В. Штош известен своей работой «Согласие разума и веры или моральной философии и христианской религии». Как говорит само название книги, он считал, что между верой и разумом нет противоречия, - тезис известный. Ф.В. Штош, даже более самого Б. Спи­нозы, пантеизирует Бога. Самое интересное, что под влиянием общеевропейских идей того времени, вводит в свое философское мировоззрение идеи атомизма. Он, в ча­стно­сти, утверждал, что мир как книга природы состоит из атомов, как книга из букв. Более естесвенна для немцев, склонных к спекуляциям, идеи другого последователя спинозизма Т.-Л. Лау, который в учение Спинозы вводит элементы неоплатонизма и мистицизма, в результате чего его мировоззрение начинает напоминать мистический пантеизм Дж. Бруно.

 

1. ШТОШ Ф.В. (1648-1704)

 

Его основная работа «Согласие разума и веры или моральной философии и христианской религии». В ней он утверждал, что между верой и разумом нет противоречия, тезис известный. Интересна аналогия Штоша – мир как книга природы состоит из атомов, как книга из букв.

 

2. ЛАУ Т.-Л. (1670-1740)

 

Автор работы «Философские размышления о Боге, мире и человеке» (1717). Интересно его аналогия об отношении Бога и мира, он сравнивает эти отношения паука с паутиной. Бог – мыслящее мышление.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лау Т.Л. Философские размышления о боге, мире и человеке \\ Ученые записки Латв. Ун-та им В. Стучки. Т.1-2. 1965.

 

ЛЕЙБНИЦ Г.В. (1646-1716)

Георг Вильгельм Лейбниц родился в семье профессора морали Лейпцигского универ­ситета. Рано проявил свои способно­сти. Поступил в Лейпцигский университет, заинтересовавшись идеями создания «всеобщего алфавита» и математикой проучился первый семестр, где преподавал Э. Вейгель. Когда закончил юридический факультет Лейпцигского университета он защитил диссертацию «Диссертация о комбинаторном искусстве» на философском факультете этого университета, получив звание магистра фи­лософии. В том же 1666 году он в Альтдорфском университете защитил уже докторскую диссертацию «О запутанных су­дебных случаях». Но работать в качестве профессора не стал, что естественно, ибо уни­верситеты того времени были оплотом схоластики. Он поступил на службу к майнц­скому курфюрсту, служба состояла в ра­боте по приведению в порядок законодательства.

Готфрид Вильгельм Лейбниц – личность крайне активная во всех областях. Везде он выступает как генератор новых идей. Кроме этого он еще и крайне активен в общест­венной деятельности. Прямо-таки философский «Фигаро». Ж. Делёз считает его ярким выразителем барокко, что имеет основание. Сама «витиеватость» его жизни как интеллектуальной, так и общественной свидетельствует об этом. Отношение к нему ис­ториков философии двоякое. Это обусловлено вышеуказанной «разбросанностью» и необработанностью его идей, которые он выдавал «направо и налево», не обременяя себя детальной их проработкой. В этом отношении он сам себе противоречит – стремясь создать строгую научную философию, он на самом деле, создал какой-то «цветник» из различных сырых статеек, которые местами интересны, но в большинстве случаев мало информативны. И это нельзя отнести к «духу времени» – мы имеем при­мер его современника - Дж. Локка. Современники называли такое философствование Лейбница «случайным философствованием». Благодаря следованию мысли своего оп­понента Дж. Локка он написал свою наиболее обстоятель­ную и системную работу «Но­вые опыты о человеческом разуме» (1703-1704), но она была опубликована лишь в 1765 году, а по­тому не могла повлиять на духовную атмосферу философии того времени и на его оценку как философа современниками. Эта работа сыграла потом суще­ствен­ную роль в формировании философии Канта. Это подчеркивал В. Виндельбанд, считая, что именно выход «Новых опытов..» был одним из факторов перехода Канта к крити­ческой философии. «Новые опыты..» произвели большое впечатление на Д. Дидро. Но при всем этом, тем не менее влияние его философии было большим уже при его жизни. Как правильно подчерки­вает, в частности, Г. Гейне: «С Лейбницем расцвело великое рве­ние немцев к изучению философии. Он пробуждал умы и направлял их на новые пути» (Гейне Г. Со­брание сочинений в 10-ти томах. Госиздат. Т.6. 1958. С. 61). Такое значение Лейбница обусловлено это тем, что в Германии было мало философов «нового стиля» в то время. Но более обусловлено тем, что он являлся одним из создателей дифференциального исчисления. Из истории философии мы знаем, что внимание к философии того или иного ученого или общественного деятеля более обу­словлено именно его научной или общественной деятельностью, чем собственно фило­софской.

Есть свидетельства, что в Нюрнберге он сблизился с обществом «розенкрейцеров», став даже его секретарем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.