Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие речевого слуха



Дети с задержкой психического развития при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве средства общения. Медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации, связанной с речью. Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с задержкой психического развития (ЗПР) последовательное выделение звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказывается малодоступным. Развитие речевого слуха, формирование действий звукового анализа и синтеза в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР приобретают выраженную коррекционную на-

В первой подготовительной группе основное содержание занятий направлено на развитие умения ребенка вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, на выработку четкой артикуляции, уточнение звучания звуков. Слово, выступавшее для детей как средство общения, становится предметом их наблюдений и изучения'.

Вычленение звуков из слова начинается с гласных: [а], [о], [ы], [у], находящихся в ударном положении; знакомство с согласными — с взрывных и сонорных [м], [и], [к]. Последовательность изучения звуков определяется их сохранностью в звукопроизношении детей: указанные звуки почти всегда правильно произносятся. Ознакомление со звуками, сходными по артикуляции (типа [о] — [у]) или звучанию (типа [с] — [з]), раздвигается во времени. С твердыми и мягкими согласными дети знакомятся последовательно. В содержание образования входит осознание ребенком изменения значения слова в зависимости от мягкости или твердости согласного звука в слове (мышка — мишка).

Ознакомление с отдельными звуками продолжается и во второй подготовительной группе. Однако сокращается количество заданий, отводимых для их изучения, так как значительно развивается фонематический слух детей.

Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствуют игровая форма их проведения, использование дидактических и сюжетных игр, игровых приемов. Однако необходимо, чтобы деятельность детей была направлена непосредственно на решение познавательной задачи, в частности, в рассматриваемом разделе — на вырабатывание умения вслушиваться в звучание слова, выделять из него отдельные звуки, давать им характеристику.

 

' Программа обеспечена тетрадью с печатной основой авторов РД. Три-
гер, Е.В, Владимировой «Звуки речи, слова, предложения — что это?».
Ч. 1. Изд-во «Ассоциация ХХ1век», 2000.

 

2. Чувственное (сенсорное) развитиеЧувственное развитие в области родного языка является необходимой составной частью подготовки детей кобучению грамоте, К.Д. Ушинский писал: «В речи нет ничего, что не: могло быть воспринято слухом, произношением, зрением, что не опиралось бы на слуховые, произносительные, зрительные ощущения». Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произнесения: участием голоса, положением губ, зубов, языка. Опираясь на воспринимаемые самим ребенком свойства звуков речи, особенности их произношения, педагог обращает внимание детей на то, что одни звуки произносятся с голосом, свободно; произношение других связано с тем, что губы, зубы или язык образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха. Таким образом, дети знакомятся с существенными, опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка (гласными и согласными), а также с условными обозначениями этих звуков (гласные звуки обозначаются красными фишками, согласные — синими фишками). Особое внимание уделяется различению на слух твердых и мягких согласных звуков (они обозначаются зелеными фишками). Сознательное усвоение звуковых и речедвигательных свойств отдельных звуков способствует развитию у ребенка направленности на звуковую сторону речи, что в свою очередь способствует коррекции недостаточной отчетливости, вялости артикуляции, свойственной речи многих детей. Четкая и ясная артикуляция каждого звука в отдельности, улучшая отчетливость речи в целом, активизирует слуховое восприятие, улучшает его взаимодействие с артикуляцией. Овладение четкой артикуляцией, умение дифференцированно воспринимать звуки на слух — средства, помогающие успешному овладению письмом и чтением.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей каждого звука, отнесение его к группе гласных или согласных звуков завершаются ознакомлением детей с буквой, обозначающей изученный звук. На основе четкого разграничения звуков и букв идет тщательное и всестороннее изучение каждой буквы. Оно предполагает прежде всего целостное восприятие буквы. Ребенку трудно самостоятельно выделить ее отдельные части. Слитность, нерасчлененность восприятия особенно свойственны детям в работе с незнакомым материалом, каким на первоначальном этапе обучения являются

 

буквы. Поэтому активная деятельность ребенка направляется на анализ частей, составляющих буквы, их местоположения. При этом необходимо показать каждый элемент буквы, обозначить словом его форму, величину, рассмотреть взаимное расположение частей, сравнить с изученными сходными буквами.

3. Формирование звукового анализа и синтеза'Основная задача занятий во второй подготовительной группе состоит в том, чтобы научить детей устанавливать последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове. Формирование звукового анализа предусматривает использование слов разной звуковой и слоговой трудности. В этот период следует особенно внимательно подбирать слова для звукового анализа, выделяя лишь те, произнесение которых соответствует написанию'. Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы.

В содержание обучения входит понимание детьми условно-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек и квадратиков условно-графической схемы; причину их разного количества в разных схемах; знание правил заполнения схем фишками слева направо.

 

 

Программа обеспечена тетрадью с печатной основой авторов. РД. Тригер, Е.В. Владимирова «Звуки речи, слова, предложения — что это?». Ч. 2, 3. Изд-во «Ассоциация ХХ! век», 2000.

'Не следует проводить фонетический анализ слов с йотированными, безударными гласными и парными согласными в слабой позиции. Список слов, рекомендуемых для звукового анализа, представлен в пособии РД. Тригер «Подготовка к обучению грамоте». Изд-во «Ассоциация ХХ1век», 2000.

 

Формирование полноценного звукового анализа возможно лишь при соблюдении определенной поэтапности действий ребенка. Содержанием обучения являются последовательное выделение ребенком звуков из слова по готовойусловно-графической схеме, соотнесение каждого выделенного звука с клеточками условно-графической схемы звукового состава слова и обозначение его фишкой соответствующего цвета. В дальнейшее содержание обучения входит последовательное выделение звуков, предусматривающее такие же действия ребенка, но без готовойсхемы. Кроме того, дети учатся самостоятельно вычерчивать условно-графические схемы звукового состава слова цветными карандашами или ручками (на доске — цветными мелками). Дети как бы записывают слова. В клеточки (или кружочки), обозначающие гласныезвуки, вписывают соответствующие буквы. Обозначив звуки цветными фишками и буквами, дошкольники проверяют правильность выполненного ими задания: «читают» по схеме проанализированное слово. Включение в схему звукового состава слов букв, обозначающих гласные звуки„предупреждает в дальнейшем их пропуск на письме, а также подготавливает детей к обучению чтению. Таким образом, они приобретают ,навык ориентироваться на гласную, сливая звуки в слоги. Далее они учатся в проанализированном слове заменять буквы, обозначающие гласные звуки, и «читать» измененное или новое слово (заменить в модели звукового состава слова лапы букву ы на букву а или заменить в модели звукового состава слова стол букву о на букву у). Содержанием обучения является также последовательное выделение звуков из слов только на основе проговаривания вслух, без опоры на условно-графическую схему и без действий с фишками.

Формирование умения анализировать звуковой состав слов каждой слоговой структуры должно включать все указанные выше действия. Пропуск отдельных этапов в действии последовательного выделения звуков ведет к неустойчивости вырабатываемого навыка. Большое внимание необходимо уделять постепенному росту самостоятельности и самоконтроля при выполнении заданий.

Действие звукового анализа считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять звуки из слов различной слоговой структуры.

Индивидуализация заданий определяется тем, какой способ действия освоен ребенком, на какие структуры слов он может распространить усвоенные им умения. Так, отдельным детям необходимо предоставить возможность действовать с фишками по готовой схеме, несмотря на то, что вся группа уже анализирует слова определенной слоговой структуры без развернутого действия с фишками, только на основе проговаривания вслух.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.