Подготовка к обучению письму
В процессе письма принимают участие различные анализаторы — речеслуховой, речедвигательный, общедвигательный, зрительный. Письмо всегда начинается с побуждения, мотива, постановки задачи. Письмо возможно только после анализа звукового состава слова, для осуществления которого необходим достаточно развитый фонематический слух. Задачи развития фонематического слуха, выделения фонем, обучения звуковому анализу решаются в курсе «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе. Следующая операция — соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы. Эта буква должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для этого необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза и пространственных представлений. Важный этап процесса письма — моторная операция, т.е. превращение зрительного образа-буквы с помощью движения руки в графический знак. При этом необходимы кинестетический (двигательный) и зрительный контроль, достаточное развитие моторной функции руки. Записи букв представляют собой сложную двигательную «мелодию», которая требует определенной организации движений в пространстве (динамическая организация двигательного акта). Несформированность любой из функций может вызвать нарушение овладения письмом. Результаты многих исследований детей с ЗПР показывают недоразвитие у них зрительных, слуховых и моторных функций. Коррекция и формирование указанных функций лежат в основе предлагаемой программы. Решение задач осуществляется на основе принципа комплексного подхода. Задания даются в форме игр и игровых упражнений. Одновременно проводится коррекция нарушений базовых психических функций (памяти, внимания, переключаемости и др.). Подготовка к обучению письму детей с ЗПР предусматривает:
развитие предметного зрительного восприятия, анализа и синтеза: •узнавание отдельных предметов; •узнавание реалистических изображений (в различном положении); ~ узнавание контурных изображений; ~ узнавание перечеркнутых контурных изображений; •выделение контурных изображений, наложенных, друг на друга; •узнавание недорисованных контурных изображений, дорисовывание до целого; •узнавание изображения предмета по его части; •выделение фигуры, замаскированной в другой, более сложной структуры; •выбор недостающего фрагмента изображения;, •нахождение сходства и различия в изображениях; развитие зрительной памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и нарисуй...»);
развитие ориентировки в пространстве: •общее направление движения («Возьми флажок», «Поймай колокольчик» и др,); •развитие целенаправленности движений («Попади мячом в корзину» и др.); •ориентирование в сторонах своего тела; •различение и определение направления движения в пространстве (правое — левое, верх — низ; слева направо,, сверху вниз); •ориентирование на листе бумаги («Мы — шоферы», «Улиточки на луту», «Мышка бегает по дорожке» и др.); ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|