Здавалка
Главная | Обратная связь

Подготовка к обучению письму



В процессе письма принимают участие различные анализаторы — речеслуховой, речедвигательный, общедвигательный, зрительный.

Письмо всегда начинается с побуждения, мотива, постановки задачи.

Письмо возможно только после анализа звукового состава слова, для осуществления которого необходим достаточно развитый фонематический слух. Задачи развития фонематического слуха, выделения фонем, обучения звуковому анализу решаются в курсе «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе.

Следующая операция — соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы. Эта буква должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для этого необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза и пространственных представлений.

Важный этап процесса письма — моторная операция, т.е. превращение зрительного образа-буквы с помощью движения руки в графический знак. При этом необходимы кинестетический (двигательный) и зрительный контроль, достаточное развитие моторной функции руки.

Записи букв представляют собой сложную двигательную «мелодию», которая требует определенной организации движений в пространстве (динамическая организация двигательного акта).

Несформированность любой из функций может вызвать нарушение овладения письмом. Результаты многих исследований детей с ЗПР показывают недоразвитие у них зрительных, слуховых и моторных функций.

Коррекция и формирование указанных функций лежат в основе предлагаемой программы. Решение задач осуществляется на основе принципа комплексного подхода. Задания даются в форме игр и игровых упражнений. Одновременно проводится коррекция нарушений базовых психических функций (памяти, внимания, переключаемости и др.).

Подготовка к обучению письму детей с ЗПР предусматривает:

 

развитие предметного зрительного восприятия, анализа и синтеза:

узнавание отдельных предметов;

узнавание реалистических изображений (в различном положении);

~ узнавание контурных изображений;

~ узнавание перечеркнутых контурных изображений;

выделение контурных изображений, наложенных, друг на друга;

узнавание недорисованных контурных изображений, дорисовывание до целого;

узнавание изображения предмета по его части;

выделение фигуры, замаскированной в другой, более сложной структуры;

выбор недостающего фрагмента изображения;,

нахождение сходства и различия в изображениях; развитие зрительной памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и нарисуй...»);

 


развитие ориентировки в пространстве:

общее направление движения («Возьми флажок», «Поймай колокольчик» и др,);

развитие целенаправленности движений («Попади мячом в корзину» и др.);

ориентирование в сторонах своего тела;

различение и определение направления движения в пространстве (правое — левое, верх — низ; слева направо,, сверху вниз);

ориентирование на листе бумаги («Мы — шоферы», «Улиточки на луту», «Мышка бегает по дорожке» и др.);







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.