Здавалка
Главная | Обратная связь

Язык и стиль дипломной работы



Дипломная работа должна быть написана грамотно, в научном стиле, профессиональным научным языком. На это важно обратить особое внимание при использовании материала учебников, научно-популярных книг и статей, которые обычно пи­шутся в ином жанре. Для того, чтобы освоить стилистику научной речи, студенту необходимо обращать внимание на язык, которым пи­шутся научные работы.

Работа должна быть написана грамотным русским языкомс со­блюдением правил орфографии и пунктуации. Грамматические ошиб­ки могут привести кснижению оценки рецензентами и аттестацион­ной комиссией всей работы в целом.

Дипломная работа является квалификационной работой и поэтому ее языку и стилю следует уделять серьезное внимание.

Формально-логический способ изложения материала является наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:

1. последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.);

2. противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

3. причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);

4. переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдем к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть…);

5. итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать…).

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

Для научной речи основным признаком является целенаправленность, поэтому эмоциональные языковые элементы не играют особой роли. Научный текст характеризуется тем, что в него вклю­чаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов, сведения и факты. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определе­ния и характеристики научных фактов, понятий, процессов, яв­лений.

Следует твердо помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и оп­ределения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте раз­личную терминологию.

Фразеология научной прозы имеет ряд особенностей:

1 – выражает логические связи между частями высказываний («привести результаты», «как показал анализ», «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что»);

2 – обозначает определенные понятия с помощью фразеологических оборотов, которые можно назвать терминами.

Грамматические особенности научной речи также существенно влияют на языково-стилистическое оформление текста дипломной работы. С точки зре­ния морфологии следует отметить в ней наличие большого ко­личества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изу­чение и т.п.).

Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее».

Особенностью языка научной прозы является также отсутствие экспрессии.Отсюда доминирующая форма оценки — констатация признаков, присущих определяемому слову. Поэтому большинство прилагательных являются здесь частью термино­логических выражений. Отдельные прилагательные употребля­ются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» за­меняет местоимение «такие» и везде подчеркивает последова­тельность перечисления особенностей и признаков.

Глагол и глагольные формы в тексте дипломных ра­бот несут особую информационную нагрузку. Обычно пишут «рассматриваемая проблема», не «рассмотренная проблема». Эти глагольные формы служат для выражения постоянного свойства предмета в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования. Они употребляются также при описании хода исследования.

Используйте преимущественно глаголы прошедшего времени.Ваша работа представляет собой отчет о проделанной работе, то есть о ра­боте, уже законченной. Поэтому целесообразно большую часть рабо­ты, особенно отчет о проделанной эмпирической работе, писать в прошедшем времени. Например, описывая методы и методики иссле­дования, которые вы использовали, нужно писать не о том, как они проводятся, а о том, как они проводились в исследовании; не о том, как обрабатываются, а о том, как они обрабатывались вами.

В научной речи очень распространены указательные мес­тоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями вы­сказывания (например, «Эти данные служат достаточным осно­ванием для вывода...»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-ни­будь» в силу неопределенности их значения в тексте научных работ не используются.

Синтаксис научной речи. Посколь­ку такая речь характеризуется строгой логической последова­тельностью, здесь отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты (простые и сложные), как правило, очень тесно связаны друг с другом, каждый по­следующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении. Поэтому для текста дипломной работы, требующего сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные пред­ложения различных видов с четкими синтаксическими связями. Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов «благодаря тому что», «между тем как», «так как», «вместо того чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствие того что», «после того как», «в то время как» и др. Особенно употребительны пред­логи «в течение», «в соответствии с...», «в результате», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с...» и т.п.

В научном тексте чаще встречаются сложноподчиненные, а не сложносочиненные предложения. Безличные, неопределенно-личные предложения в тексте дипломных работ используются при описании фактов, яв­лений и процессов. Номинативные предложения применяются в названиях разделов, глав и параграфов, в подписях к ри­сункам, диаграммам, иллюстрациям.

Стилисти­ческие особенности письменной научной речи.Объективность изложения — основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и сло­восочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения матери­ала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принад­лежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосо­четания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Стиль письменной научной речи — это безличный моно­лог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической по­следовательности сообщения, а не на субъекте.

Использование местоимений «мы», «нашей»,даже в том случае, ког­да у работы один автор, стало традицией отечественной психологии.В тексте дипломной работы, правда, незримо, в качестве соавтора, как правило, присутствует научный руководитель (хотя всю ответственность за работу несет студент).

Сейчас стало неписаным правилом, когда автор дипломной работы выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального кол­лектива придает больший объективизм изложению.

Действительно, выражение авторства через «мы» позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это вполне объ­яснимо, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективность творчества, комп­лексный подход к решению проблем. Местоимение «мы» и его производные как нельзя лучше передают и оттеняют эти тенденции.

Культура научной речи определяется точностью, ясностью и краткостью.

Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность информации, заключенной в тексте дипломной работы:

Ясность научной речи – это умение писать доступно и доходчиво.

Краткость научной речиболее всего определяет ее культуру.

Студенту следует знать, что

при использовании в тексте аббревиатуры (сокращения) необходи­мо ее пояснение.При этом рекомендуется постепенно вводить читате­ля в ее понимание. Сначала целесообразно написать все выражение полностью, а в скобках — его аббревиатуру. В последующих фрагмен­тах текста, где употребляется данное выражение, пишется уже аббре­виатура. В тексте работы не должно быть сокращений слов за исклю­чением общепринятых;

выделение в тексте абзацев — важный способ структурирования работы. Начало нового абзаца обычно соответствует началу новой мысли или нового фрагмента информации и поэтому помогает логич­ному восприятию материала читателем;

- использование жирного шрифта, курсива, подчеркивания, отсту­пов.Для лучшего восприятия читателем главного содержания в тексте могут жирным шрифтом, подчеркиванием или отступами выделяться отдельные термины, ненумерованные разделы и подзаголовки. Одна­ко выносить их на страницу «Содержание» не нужно. Отступы полез­ны при перечислении определенных пунктов в целях их простран­ственного структурирования. При этом отступы должны быть, как правило, не более 1,27 см от левого края текста.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.