Здавалка
Главная | Обратная связь

Научная проблема, предмет и объект исследования



Понятийный аппарат научного исследования образуют: акту­альность исследования, его цель, проблема, объект, предмет, ги­потеза, задачи, методы, методологическая основа, методики, новизна, практическая значимость.

Эмпирическое исследование или инновационная работа в облас­ти практической психологии должны быть направлены на решение актуальной с практической и научной точек зрения проблемы. Прак­тическая актуальность определяется необходимостью поиска новых знаний для решения практической проблемы или важностью разработки методики, имеющей практическую направленность. Научная актуальность — необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний, методики исследования в соответствующей области психологии.

Актуальность темы исследования- это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения дан­ных проблем, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для дипломной работы достаточно одной страницы.

Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования?

Можно назвать два основных направления ее характеристики. Первое связано с не изученностью выбранной темы. В данном слу­чае исследование актуально именно потому, что определенные ас­пекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследова­ние направлено на преодоление этого пробела. Второе направле­ние характеристики актуальности связано с возможностью реше­ния определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

I. Примеры. Современное состояние психологической науки, свя­занное с не изученностью определенного психического явления или процесса.

1. «В настоящее время в психологии речи и психолингвистике существует большое количество исследований, посвященных та­ким аспектам речи, как онтогенетический (детская речь), комму­никативный, риторический, нейрофизиологический, исследование речи в контексте разнообразных социальных взаимодействий, компьютерное моделирование отдельных характеристик речевого процесса. Эти исследования характеризуются большой разнород­ностью, базируются на различных исходных посылках и основа­ниях. Особую актуальность поэтому приобретает целостное опи­сание системы речепорождения в единой модели, позволяющей добиваться принципиальной совместимости различных областей исследований в рамках единого каркаса представлений. Такая мо­дель разработана в Институте психологии РАН (см. Ушакова Т.Н., 1991).

Одновременно она позволяет намечать наиболее актуальные области исследования и концентрировать на них научный поиск» [2, с. 3].

2. «Введение должности практического психолога в систему обра­зования поставило перед высшей школой проблему качественной подготовки специалистов для решения психологических задач в школе.

Одной из таких задач является психологическая диагностика, включающая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитательном процессе, а также определение причин трудностей обучения и поведения с целью оказания пси­хологической помощи. При этом ошибки в диагностической прак­тике могут иметь самые негативные последствия для обследуемого ребенка, что повышает требования к качеству психологической подготовки будущих специалистов и выдвигает на первый план вопрос о поиске оптимальных путей постановки психологического диагноза.

Совершенствование диагностической деятельности практиче­ского психолога ориентирует психологическую науку на глубокое и детальное изучение особенностей процесса постановки психоло­гического диагноза в ходе решения психодиагностических задач. Между тем, содержание процесса решения психодиагностических задач до сих пор не являлось предметом специального исследования, как это было в технической и медицинской диагностике» [18, с. 1].

3. «Актуальность проблемы. Актуальность настоящего исследова­ния определяется прежде всего состоянием современной эргоно­мики, в которой накоплен огромный фактологический материал о человеке как ведущем звене в системе «человек-человек» (СЧЧ). Этот материал требует систематизации, обобщения, осмысления, структуризации и представления его как единого комплекса зна­ний об эргатических системах.

Эргономическая антропология является одним из первых на­правлений исследований в области синтеза эргономических зна­ний. Она отражает одну из сторон морфопсихологических иссле­дований комплексного и системного характера, сложившихся на стыке антропологии и психологии в рамках эргономики» [32, с. 3].

II. Возможность решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

1. «Актуальность темы. Современный этап развития профессио­нального мира характеризуется возросшей потребностью в про­фессионально мобильных специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических усло­виях. Однако реальная практика психологического консультиро­вания демонстрирует, что многие люди, даже испытывая неудов­летворенность профессией, продолжают работать в ней, так как считают смену сферы трудовой деятельности показателем собст­венной некомпетентности. При этом профессиональная деятель­ность становится неэффективной, возникает неудовлетворенность не только профессией, но и жизнью в целом.

В этой связи наряду с традиционными задачами психологии труда с необходимостью встают задачи анализа причин, условий и закономерностей сознательной смены профессии и ее осмысления и контексте построения и реализации личностной профессиональ­ной перспективы. Для изучения данной проблематики конструк­тивной представляется концепция профессионального развития» [16, с. 1].

2. «Актуальность исследования. Особая роль в системе подготов­ки специалистов принадлежит профессиональному психологиче­скому отбору абитуриентов как начальному этапу профессиональ­ного становления.

Анализ практики профотбора в военных вузах позволяет ут­верждать, что этот процесс протекает в настоящее время во мно­гом стихийно: отсутствует единая скоординированная стратегия проводимых мероприятий, отбор не рассматривается как целост­ная система, недостаточно проработаны психологические аспекты профессиональной деятельности» [12, с. 3].

3. «Актуальность и постановка проблемы исследования. Сущест­вующая тенденция роста преступлений в России в последние годы, гибель многих сотрудников ОВД при выполнении служебного долга, все возрастающие требования в обществе к проблеме борь­бы с преступностью предопределяют необходимость существен­ного повышения уровня боевой, физической и морально-психологической подготовки личного состава, поиска новых, эф­фективных путей его обучения.

О наличии проблемной ситуации неоднократно подчеркивалось в решении Коллегии МВД России, на встречах Министра внутрен­них дел с профессорско-преподавательским составом учебных за­ведений МВД России, где было прямо указано, что выпускники учебных заведений не всегда способны противостоять криминаль­ной среде, и имеют слабую физическую и психологическую подго­товленность.

Перспективы развития психологической подготовки в органах внутренних дел могут быть определены лишь на основе научно обоснованной концепции. Однако, на наш взгляд, такой концеп­ции в МВД сегодня нет» [25, с. 3].

Проблема исследования. Проблема — это научный вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Постановка проблемы и соответствующего исследовательского вопроса — начало любого исследования. Не нуждаются в исследовании лишь очевидные истины. Однако очевидность субъективна, а научное исследование требует объективного доказательства. Например, считается, что чем больше у человека стремление достичь цели, тем он лучше будет работать. Очевидно? Кажется, что да. Однако научные исследования показывают, что это далеко не всегда так. Если мотивация превышает некоторый оптимум (закон Йеркса-Додсона), то в деятельности возрастает количество ошибоки научение происходит медленнее.

Научная проблема, в отличие от житейской, формулируется в терминах определенной научной отрасли. «Являются ли различия в агрессивности генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?» — это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена соответствующими методами. Формулируя научную проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования.

Новизна и практическая значимость исследования. Любое научно-психологическое исследование — фундаментального, прикладного или практического характера — должно содержать определенную новизну в решении поставленной проблемы. Степень новизны исследовательских проектов, в том числе в студенческих дипломных работах, бывает большей или меньшей. Но в любом случае научное исследование в рамках дипломной работы, должно вносить определенный новый вклад (хотя бы крупицу вклада в совокупность имеющихся знаний по изучаемой проблеме). Поэтому студенту важно определить место, которое займет его исследовательская работа среди других, и то новое, что она внесет. Рассмотрим некоторые примеры. Новизна исследования может проявляться:

• В изучении ранее не изучавшихся факторов, приводящих к возникновению психического явления. Например: «Влияние вкусовых ощущений на скорость реакции выбора среди аудиальных стимулов».

• В выявлении ранее не изучавшихся связей между психически­ми явлениями (понятиями). Например: «Взаимосвязь агрес­сивности и самооценки младших школьников».

• В изучении определенных связей между психическими явле­ниями на новых объектах. Например: «Взаимосвязь агрессив­ности и самооценки в период ранней юности».

• В разработке нового психологического принципа, лежащего в
основе развивающей методики, направленной па изменение
определенного психического свойства. Например: «Обратная связь как средство формирования адекватного различения звуков у детей 4-5 лет».

• В проверке эффективности методики, разработанной другим
автором, в новых условиях (в работе с другой возрастной кате­горией или в работе с людьми, характеризующимися другими индивидуальными особенностями, особыми условиями про­живания или профессиональной деятельности).

Практическая значимость исследованиясостоит в возможности применения его результатов для решения задач практики. Здесь студенту необходимо показать, чем полученные им научные результаты могут быть полезны для решения практических задач в определенной сфере деятельности.

Объект и предмет исследования.Объектом исследования является фрагмент реальности, который изучается. Объектами психологичес­кого исследования могут быть индивид, группа людей. Объектом ис­следования в общем случае могут быть люди определенной группы (дошкольники, младшие школьники, подростки, учащиеся 8—9 классов, подростки с девиантным поведением, консультант, консультиру­емые и т.д.).

Предметом же исследования в таком случае являются оп­ределенные стороны или отношения объектов, психические процессы, состояния или свойства людей, функции и характеристики отдельных психических явлений, связи и влияние их друг на друга. В качестве предмета исследования может выступать, например, самооценка младших школьников; объектом исследования — младшие школьники.

Объектом исследования может быть не только тип индивидов или групп, но также определенные формы поведения, деятельности лю­дей (или животных), психические явления (процессы, состояния, свойства). Например, объектом исследования может быть самооценка младшего школьника. В таком случае предметом исследования станут факторы формирования самооценки младшего школьника. Объектом исследования может быть учебный процесс, учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрас­тной ступени. В таком случае предметом исследования могут стать оп­ределенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Еслиобъекты исследования — психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом исследованиябудут психические состояния, то предметом его будут их проявления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования оказываются психические свойства, то его предметом могут стать факторы и механизмы развития, связь с други­ми свойствами. Как видим, методологические понятия предмета и объекта психологического исследования относительны.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.