Здавалка
Главная | Обратная связь

Использование таблиц, графиков, диаграмм



При описании результатов эмпирического исследования обычно приводится большое количество фактического и цифрового материа­ла. Наглядность ему придает использование таблиц и схем.

Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после тек­ста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа, сверху и снизу ограничиваются линиями. Таб­лицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в правом верхнем углу после слова «Таблица» (например, Таблица 1). Допускается нумерация таблиц как сквозная — по всей работе, так и в пределах раздела. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют.

В таблицах рекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения столбцов или делать промежутки между столбцами не менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Однако, когда колонки таблицы содержат цифры, чтение затрудняется; тогда можно использовать разделяющие линии (Куликов, 2001, с. 116).

Таблица должна иметь номер и заголовок. Номер ставится сразу после слова «Таблица». Заголовок помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой) бук­вы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения сло­ва «Таблица» или названия таблицы не используются.

Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных (больших) букв, подзаголовки — со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Графу «№ п/п» (номер по поряд­ку) в таблицу включать не следует. Если заголовки граф очень длин­ные, то они могут быть заменены краткими условными сокращениями или цифрами, пояснения которых должны быть помещены в текст заглавия всей таблицы.


Таблица

Распределение общей дисперсии (в %) каузальной атрибуции в зави­симости от трех критериальных параметров (по данным Л. МакАртура)

 

  Параметры       Казуальная атрибуция     Средняя доля общей дисперсии  
  Объекту   обстоятельствам     субъекту     субъекту или объекту
  Специфичность              
  Согласованность            
  Стабильность            

 

(Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер-Пресс; М.: Смысл, 2003. - С. 642)

 

Стандартный вид таблиц для представления первичных результа­тов: по строкам — испытуемые, по столбцам — значения измеренных параметров. В таблицах целесообразно размещать сводные итоги ста­тистической обработки, а также другие типы систематизированных данных.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее можно было без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу распо­лагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часо­вой стрелке.

При переносе таблицы на другую страницу ее заголовки следует повторить и над ней размещают слова «Продолжение таблицы», с ука­занием ее номера. Если заголовки таблицы велики, допускается их не повторять: в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Основой заголовок таблицы не повторяют.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной единице измерения, то ее обозначение указывается в пояснительном тексте заголовка таблицы. Если все по­казатели, приведенные в какой-либо графе, выражены в одних итех же единицах измерения, то ее обозначение помещается в скобках пос­ле заголовка графы. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице элементы — цифры, знаки и др. — не допускается. При наличии в тек­сте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять в таблицу, а следует давать в виде текста, располагая циф­ровые данные в колонки.

Нет необходимости в тексте повторять все коэффициенты и чис­ловые критерии, представленные в таблице. Выделите в тексте, ком­ментирующем таблицу, наиболее важные показатели, на которые дол­жен обратить внимание читатель, подтверждающие вашу гипотезу и выводы.

Выделите курсивом соответствующие статистические символы, например, t, p, F ит.п.).

Для представления эмпирических данных полезно использовать та­кие графические формы, как диаграммы, гистограммы, полигоны рас­пределения, а также различные графики.Их следует располагать в ра­боте непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Зависимости изучаемых параметров наглядно могут отражать графики.

График представляет собой линию, которая изображает зависи­мость между переменными. На осях откладываются значения изучае­мых количественных показателей. При использовании двумерного графика по оси абсцисс обычно размещают независимую перемен­ную, по оси ординат — зависимую переменную.

Л.В. Куликов дает следующие рекомендации по построению диаг­рамм и графиков.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все
необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четы­рех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра,
важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квад­ратами и треугольниками (Куликов, 2001, с. 116).

Рис. 1. График. Возрастная динамика изменения значимости протестной мотивации употребления водки и других крепких спиртных напитков («Употребляю, потому что мне запрещают») среди юно­шей и девушек (%)

(Собкин B.C., Адамчук Д.В. Особенности употребления алкоголя в подростковой среде // Вестник практической психологии образо­вания. 2006. № 1 (6))

Диаграммы используются главным образом для изображения соот­ношения между величинами.

Это способ графического изображения величин при помощи фи­гур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны величинам.

Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объ­единить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абс­цисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат.

Секторная диаграмма — диаг­рамма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круго­вых секторов.

 

 

Рис. 2. Диаграмма. Отношение выпускников к ЕГЭ (в целом по рес­публике)

(Мартынова Т.Ф., Павлова Л.Е. Социологический опрос выпускни­ков в контексте организации эксперимента по введению ЕГЭ в Рес­публике Саха (Якутия) // Психология образования: региональный опыт. Материалы Второй национальной научно-практической кон­ференции. М., 2005)

Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистограмма — это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоуголь­ников, расположенных основаниями на одной прямой (например, оси абсцисс).


Гистограммы часто используются для графического представле­ния плотности распределения (частотного распределения), при кото­ром число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, полос). По оси абсцисс откладывают значения наблюдае­мой величины, а по оси ординат — ее частоты (отношение числа на­блюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюде­ний) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получается ступенчатая линия (Куликов, 2001, с. 114).

 

Рис. 3. Гистограмма. Возрастная динамика юношей и девушек, упот­ребляющих алкоголь на территории школы (% от числа учащихся, употребляющих спиртные напитки)

(Собкин B.C., Адамчук Д.В. Особенности употребления алкоголя в подростковой среде // Вестник практической психологии образо­вания. 2006. -№ 1 (6).

Аналог диаграммы — полигон. Этот графический способ отобра­жения данных преимущественно используется для изображения диск­ретных рядов.

Диаграммы и профили представляют результаты диагностики сиспользованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме показать индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по факторам.

Для отображения корреляционных связей между параметрами можно использовать схему, которая называется корреляционной плея­дой. Параметры изображаются кружками, внутри них проставляются номера признаков или сокращенно записывается название признаков (параметра). Если записываются номера, то они должны быть рас­шифрованы в подписях к рисунку. Линии, соединяющие кружки, ко­дируют характер корреляционных связей. Например, положительные связи (положительной направленности) могут быть изображены сплошными линиями, отрицательные — прерывистыми, связи досто­верные на уровне 5% — одной линией, а достоверные на уровне 1% — двумя линиями. Использованные обозначения должны быть объясне­ны в тексте под рисунком. Признаки лучше распределять группами, объединяющими их по какому-либо критерию. В центре корреляци­онной плеяды обычно размещают либо наиболее важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции.

 


Рис. 4. Полигон. Оцениваемая учителями стабильность различных каузальных факторов успешности занятий определенным предметом и корреляция между выраженностью этого фактора и прогнозируе­мым учителем успехом школьников, показатели которых репрезента­тивны для соответствующей подгруппы класса (по данным Ф. Райнберга)

(Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер-Пресс; М.: Смысл, 2003. - С. 687.)

Большую наглядность представлению результатов корреляционного анализа придают корреляционные кольца и корреляционные ряды.Под­робнее соспособами графического представления данных эмпири­ческого исследования можно познакомиться в книге Л.В. Куликова (2001).

Все иллюстрации, графики, диаграммы в работе обозначаются как рисунки: «Рис. 1», «Рис. 2» и т.д. Они должны иметь названия, которые помещаются под ними после слов «Рис. 1» (или 2, 3 и т.п.). Их необхо­димо нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пре­делах всей работы. При необходимости после заголовка помещается текст, поясняющий содержание и обозначения рисунка.

На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таб­лицы, диаграммы, графика считается методической ошибкой. Невер­но полагать, что в таблице, на диаграмме «и так все видно». Должны быть названы все сходства и различия, их оценки по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах ва­рьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие пози­ции. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению ре­зультатов, придает доказательность выводам.

При ссылках на таблицы, следует писать: «в соответствии с данны­ми в таблице 5»; или «как видно из таблицы 5»; или «результаты, при­веденные в таблице 5, показывают, что...»; или давать ссылку в скоб­ках: (таблица 5).

При ссылках на рисунки пишется: «как видно на рис. 3»; «как представлено на рис. 6»; или «из рис. 3 видно, что...»; или дается ссылка в скобках (рис. 3) и т.п. Если далее по тексту необходимо по­вторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6) или (см. рис. 6 на с. 24).

При ссылках на формулы обычно пишется: «...по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например: «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или: «программа развивающих занятий, использованная в нашей работе, приводится в приложении 2».

При использовании числительных нужно обратить внимание на правильное их написание. Однозначные количественные числитель­ные (от нуля до девяти) пишутся словами, если при них нет единиц измерения. Например: «в двух случаях из восьми» (неправильно — «в 2 случаях из 8»). Многозначные количественные числительные пи­шутся цифрами. Например: «67 испытуемых» (неправильно — «ше­стьдесят семь испытуемых»). Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. При этом после сокращенных единиц измерения (миллиметр — мм) точки не ставятся. Количе­ственные числительные при записи арабскими цифрами не имеют па­дежных окончаний, если сопровождаются существительными. На­пример, правильно написать «в 30 случаях из 100» (неправильно — «в 30-ти случаях из 100»).

Однозначные и многозначные порядковые числительные часто пишутся словами: «девяносто пятый». Если порядковые числитель­ные записываются арабскими цифрами и склоняются в тексте, для этого существуют определенные правила. Падежные окончания числительных, оканчивающиеся на две гласные, «й» или согласную, со­стоят из одной буквы. Например, «шестая» — «6-я», а не «6-ая». Па­дежные окончания числительных, оканчивающихся на гласную, со­стоят из двух букв. Например, «эксперимент первого типа» — «эксперимент 1-го типа» (а не «1-ого типа» или «1-о типа»).

Представляйте описание качественных показателей и данных в логичной и упорядоченной последовательности, которая сделает их яс­ными для читателя. В ряде исследований (или на отдельных его эта­пах) количественные показатели не используются. В этом случае ис­следователь сообщает об основных тенденциях и темах, которые выявляются при субъективном или объективном анализе получен­ных качественных данных (продуктов деятельности, описаний, инт­роспективных отчетов, стенографии интервью). Подзаголовки в ана­лизе таких результатов делают более структурированными для читателя.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.