Здавалка
Главная | Обратная связь

Логика обзора литературы



Логика обзора литературы может быть основана на разных крите­риях:

1) на переходе от рассмотрения общих проблем к описанию кон­кретных вопросов;

2) на хронологии исследований в этой области;

3) на подходах к исследованию проблемы;

4) на изучении логических аспектов динамики психических яв­лений;

5) на изучении отдельных сторон проблемы.

В первом случае при построении теоретического анализа перехо­дят от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопро­сов. Например, если тема вашей работы «Проблема посттравматичес­кого стресса», то целесообразно в первом разделе описать общие подходы к изучению стресса, а затем перейти к специфике посттрав­матического стресса.

Во втором случае описывается история изучения проблемы по пе­риодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы. Например: «Проблема стресса впервые стала изучаться ...»; «Следующим этапом в разработке проблемы стресса стало...»; «В конце 1980-х годов главной темой исследований было...».

В третьем случае акцент в анализе делается на различии исследо­вательских подходов в разных научных школах или у разных групп ис­следователей. Например: «При рассмотрении проблемы мотивации в бихевиоризме внимание обращалось прежде всего на...»; «В психоана­лизе главный акцент в изучении мотивации был сделан на...»; «Пред­ставители когнитивной психологии анализировали...».

В четвертом случае в проблеме (психическом явлении) выделяют­ся предпосылки, ход действий, результаты, факторы, благоприятству­ющие и препятствующие возникновению психического явления. На­пример, могут рассматриваться предпосылки формирования самооценки, факторы, ее определяющие, поведение человека с раз­ными типами самооценки, следствия неадекватной самооценки.

В пятом случае логика рассмотрения проблемы может заключать­ся, например, в описании: 1) понятия стресса; 2) причин стресса; 3) последствий стресса.

Все рассмотренные типы логики построения теоретической части могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает более целесообразной для изло­жения, и анализа материала публикаций.

В теоретической части работы важно рассмотреть все проблемы, непосредственно связанные с изучаемой темой. Например, тема работы «Влияние успехов в учебной деятельности на формирование само­оценки младших школьников». В таком случае целесообразно рас­крыть вопросы психологии младшего школьника, особенности его учебной деятельности, проблему самооценки, ее специфику в младшем школьном возрасте и попытаться найти в литературе некоторые данные, говорящие о влиянии успехов в учебной деятельности на са­мооценку младшего школьника. При этом предполагается, что этот вопрос полностью не исследован. В противном случае проводимая научная работа оказывается неактуальной. Должна быть указана спе­цифика работы, ее новизна.

Теории и модели, на которые вы опираетесь в исследовании, должны быть четко определены и раскрыты в тексте. При этом дается ссылка на источник, где может быть найдена более подробная информации по данной теории.

Реферативная часть работы должна содержать определение основ­ных понятий изучаемой автором проблемы, имеющих отношение к его эмпирическому исследованию. В частности, должны быть опреде­лены все изучаемые переменные и понятия, используемые при форму­лировке гипотезы и цели исследования, психологические и соци­альные характеристики изучаемой категории людей. Определение понятия должно быть достаточно конкретным, включать характерные особенности и основные исследовательские факты, выявленные спе­циалистами при его изучении. Недостаточно формального определе­ния понятия, выраженного в одном предложении. Для этого необхо­димы, по крайней мере, один или два абзаца. Для каждого понятия должно быть также дано его операционное определение.

 

Стилистика текста

Начинать каждый раздел полезно с вводного предложения. Формы егo построения могут быть разными. Например: «Проблема посттравматического стресса рассматривалась в работах многих психологов»; «Рассмотрим основные проблемы самооценки»; «При изучении проблемы личности выделяют следующие основные понятия» и т.п. Текст каждого раздела не должен представлять набор выписок из прочитан­ных источников. Необходимо, во-первых, упорядочить их содержание определенным логическим образом; во-вторых, нужно стремиться пересказать их содержание более или менее близко к тексту оригинала, стараясь передать идеи и факты источника. Это может достигаться за счет частичного переформулирования фразы, ее упрощения, выражения главной мысли за счет опускания несущественных для вашей работы фрагментов, слов, выражений.

При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на ка­кие работы вы опираетесь, то есть содержание работы не должно быть безличным. Например, «Как показано в работах А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, память является...»; «Психологические проблемы учебной деятельности рассматривались в работах Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.Б. Ительсона, И.И. Ильясова....»; «П.Я. Гальперин считает, что...»; «Ис­следования В.В. Давыдова показали, что...» и т.п.

Для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также выражая к ним свое отношение можно использовать такие глаголы, как: анализирует, возражает, высказыва­ет мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отве­чает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повто­ряет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, согла­шается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, ука­зывает, упоминает, утверждает, уточняет.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.