Здавалка
Главная | Обратная связь

Методологическая основа дипломной работы



В основе любого научного исследования лежит наиболее общая система принципов, которая опирается на мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды. Эта система, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности, и есть методология.В зависимости от предмета данной науки, например, психологии, она воплощается в конкретно-научной методологии. От этой общей мировоззренческой позиции зависит способ конкретных исследований и интерпретация полученных результатов.

Методология определяет использующиеся методы. Метод – это совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. В психологии используются как общенаучные методы, например, теоретические методы исследования (теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия и др.); наблюдение, тестирование, эксперимент, беседа, методы математической обработки эмпирических данных.

Методы научного анализа оформляются в теории, концепции, подходы.

Любой метод находит свое воплощение в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил поведения конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий. В психологии конкретная методика учитывает также пол, возраст, этническую, а некоторые методики и профессиональную принадлежность испытуемого. Таким образом, метод воплощается в конкретных вариантах, которых может быть очень много.

Примеры методологической основы

Концепция психологической организации человека как субъекта саморазвития Л.М.Попова.

Концепция мотивации Е.П.Ильина, в которой мотивация понимается как осознанное самоуправление поведением.

Концепция деятельности А.Н.Леонтьева, в которой он отмечает, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность.

Принципы

Принцип единства теории эксперимента и практики Б.Ф.Ломова.

Принцип целостного изучения личности во всем многообразии ее проявлений, изложенный в трудах Б.Г.Ананьева, К.К. Платонова, В.Штерна.

Принцип системности, высказанный Б.Ф.Ломовым, рассматривающий психику как многопараметрическую и многоуровневую систему, реализуемый в структурном подходе к понятию Я-концепции.

Принцип субъекта, рассматривающий личность в качестве главной силы преобразования общества, природного мира и самого себя, с разных теоретических сторон, разрабатывающийся в трудах К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, В.А.Иванникова, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, В.А.Петровского, Л.М.Попова, С.Л.Рубинштейна, В.И.Слободчикова, В.Д.Шадрикова.

Принцип саморегуляции и самоуправления, в соответствии с которым психика является индивидуальным регулятором, позволяющим соотнести и разрешить противоречия в жизни и деятельности субъекта, заявленный в работах К.А.Абульхановой-Славской, А.К.Осницкого, Н.М.Пейсахова.

Теоретические представленияоб уровневой организации системы самоотношения, изложенные в работах В.В.Столина.

ПоложенияС.Л.Рубинштейна о признании человека субъектом собственной жизни.

Выводы

Выводы являются концентрацией основных положений работы и должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам. В них не следует включать новые положения или развивать не вытекающие из содержания работы идеи. Выводы представляют собой результат теоретического осмысления и критической оценки исследуемой проблемы.

Количество выводов – не более 5-7. Каждая глава завершается выводами (5-7).

Заключение по работе

Заключение — завершающий раздел текста дипломной работы, со­держащий краткое изложение основных итогов и выводов работы. По тому, как написано Заключение, судят о вашем умении обобщать, вы­делять то существенное, что достигнуто в результате проведенного исследования. Содержание данного раздела должно вытекать из тео­ретического анализа литературы, эмпирического исследования и представлять собой обобщение наиболее значимых результатов ивы­водов, сформулированных в конце каждой главы.

• Выводы должны быть написаны четким, лаконичным и ясным
стилем.

• Не нужно писать об актуальности изучаемой проблемы, об
этом уже речь шла в разделе Введение.

• Не нужно рассказывать о том, что вы собирались сделать и
что предполагали, когда начинали исследование. Важнее напи­сать, что вы сделали и к каким выводам пришли в результате проделанной работы.

• Не нужно пересказывать содержание работы и то, что вы в ней
хотели. Ошибкой некоторых студентов является краткий пе­ресказ содержания работы. Читатель ее уже прочитал и еще помнит содержание.

• Целесообразно сделать обобщенные выводыиз анализа литера­туры и проведенного исследования, резюмировать то, что вы написали в выводах по отдельным разделам.

• Для более четкого представления основных итогов и выводов
по всей работе Заключение(как и выводы по главам) должно
быть структурировано по порядку номеров.

Важно, чтобы выводы соответствовали задачам, поставлен­ным в исследовании и сформулированным в разделе Введение.Соответственно в разделе Заключениеобычно бывает не более 5—7 выводов общего и конкретного вида, которые позволят читателю увидеть главные достижения работы, проведенной вами. Это могут быть 1—2 вывода по теоретической части и 4—6 выводов по эмпирическому исследованию.

Вы должны показать, что цельисследования достигнута, за­дачи, поставленные в вашем исследовании, решены. Необходимо написать, подтвердило ли исследование вашу гипо­тезуи в чем именно.

Далее нужно четко обозначить границы применимости резуль­татов вашего исследования,возможные источники погрешно­стей в результатах исследования, а также перспективы дальнейшего изучения данной проблемы (какие но­вые задачи могут быть поставлены на основе опыта и результа­тов вашего исследования).

В Заключении указываются полученные данные теоретического и эмпирического характера. Текст не должен дублировать содержание выводов.

Заключение должно отражать результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В них могут освещаться как отрицательные, так и положительные моменты практики. Они являются обоснованием необходимости и целесообразности проведения рекомендуемых предложений и рекомендаций.

Предложения и рекомендации должны быть органически связаны с выводами и направлены на улучшение функционирования исследуемого объекта. При разработке предложений и рекомендаций обращается внимание на их обоснованность, реальность и практическую приемлемость.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.