Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ, синтез и обобщение в обзоре литературы



В то же время цитирование в процессе написания реферативной части работы не нужно превращать в самоцель. Текст работы должен носить аналитико-синтетический и обобщающий характер.Ондол­жен отражать собственное осмысление и обобщение проблемы на основе изучения литературы, оценки разных аспектов психологичес­ких концепций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат.

Наряду с изложением концепций, описанием фактического матери­ала важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. Пос­леизложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент может выразить собственное мнение и взгляды по проблеме.

 

ОПИСАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Структура и название разделов, содержащих описание эмпиричес­кого исследования (или разработки в области практической психоло­гии), может быть различной в зависимости от особенностей проекта исследования (подробнее этот вопрос рассматривался выше). Однако в любом случае в качестве заголовков или их составных частей долж­ны быть следующие:

1. Методы.

2. Результаты.

3. Обсуждение.

Описание методов

Методический аппарат исследования описывается с достаточно подробной характеристикой методик и указанием авторов. Указывается новизна методик, их апробированность и на каких выборках происходит апробация. Если методика модифицирована, то указывается характер модификации. Отдельно обосновывается, почему взяты именно эти, а не другие методики, т.е. указывается цель использования методик. В обычном эмпирическом исследовании используется не менее трех методик. В иных случаях необходимо обосновать выбор количества методик.

Далее излагается план исследования, описываются его этапы и основные данные.

В разделе Методыдолжна быть подробно охарактеризована вы­борка испытуемых, описаны методы и методики, используемые сту­дентом в своей работе, обоснованы целесообразность и особенности их применения для решения поставленных задач. Более мелким шрифтом выделяются подпункты: Испытуемые (или Участники иссле­дования), Методики, Процедура в разделе Методы.

Испытуемые (или Участники исследования).Вэтом разделе дается подробное описание выборки, которую вы использовали в исследова­нии: ее состав по возрасту, полу, национальности, социальный, эконо­мический статус, а также другие демографические характеристики участников, если в этом есть необходимость. В общем приводятся все те данные о них, которые могли повлиять на результаты исследования в качестве контрольных переменных. Обосновывается репрезентатив­ность выборки относительно задач вашего исследования, описывается способ, которым она подбиралась исследователем. Если выборка исследования имеет недостатки с точки зрения репрезентативности, важно признать этот факт и обозначить соответствующие ограничения в применимости выводов. Например: «Поскольку использовалась только доступная нам выборка, то более широкие обобщения нельзя делать достаточно уверенно».

Испытуемые или Участники?Традиционно людей или животных, которых изучает исследователь, обозначают понятием Испытуемые.Однако в последние годы, исходя из соображений этики, и только в том случае, когда участие людей, входящих в выборку, является осоз­нанным и информированным, их стало принято называть Участники.

Методики.Далее в разделе Методыописываются методики иссле­дования. При этом вы должны дать операциональные определения изу­чаемых переменных, то есть определение изучаемого понятия через конкретные показатели, процедуры, операции, которые его измеря­ют. Поэтому, планируя эмпирическое исследование и измерение по­нятия, вы должны определить показатели, по которым будете судить овыраженности, проявлениях или изменениях параметров изучаемо­го понятия в процессе исследования. Например, количество правиль­но вычеркнутых букв в корректурной таблице за определенный про­межуток времени может быть показателем концентрации внимания; количество правильно выполненных заданий — показателем соответ­ствующих способностей; субъективное шкалирование (по заданной шкале) эмоциональных переживаний — показателем соответствую­щих эмоциональных состояний. Длительность взгляда ребенка на предмет может быть показателем его интереса кэтому предмету. Вре­мя, которое требуется человеку для принятия решения, — показате­лем его решительности. Скорость реакции — показателем протекания процессов обработки информации у человека.

Точность операциональных определений психологических поня­тий обусловливает надежность и валидность их измерения.

Если вы используете опубликованный исследовательский инстру­мент, измеряемые переменные могут быть операционально определены через цитирование соответствующего источника, однако при этом они должны быть описаны.

Если используется неопубликованный инструмент или методика, в тексте данного раздела необходимо воспроизвести примеры вопросов (или, еще лучше, весь текст методики).

Операциональные определения должны быть достаточно конкретны,чтобы другой исследователь мог воспроизвести исследование.

Инструменты, материал, аппаратура и методикиисследования должны описываться настолько подробно, насколько это возможно. Все это традиционно в отечественной исследовательской практике обозначается термином Методики,под которыми имеются в виду различные измерительные инструменты (такие как тесты достижений, опросники, программы интервью) и экспериментальные процедуры. При описании каждой методики читателю должны быть понятны все детали того, как вы ее проводили, обрабатывали, интерпретировали. Эта информация важна для адекватного понимания приводимых в последующих разделах результатов вашего исследования. При описа­нии методик обычно используются глаголы прошедшего времени. Вы должны описывать не то, как обычно проводится данная методика, а то, как вы ее проводили в своем исследовании.

Детализация описания методик должна быть такой, чтобы любой квалифицированный исследователь мог воспроизвести данную мето­дику в своем исследовательском проекте. Для этого все детали проце­дуры проведения методики приводятся в данном разделе, а стимульный материал приводится в приложении (за исключением тех случаев, когда это ограничивается авторским или издательским правом на ко­пирование соответствующего материала).

Нет необходимости в том, чтобы приводить в приложении стимульный материал широко известных методик, однако в тексте разде­ла Методы должны быть описаны основные шаги и процедуры ее про­ведения в вашем исследовании, шкалы и подшкалы, которые содержит методика, их формат, возможный разброс получаемых дан­ных и варианты интерпретации.

Если же вы используете оригинальную или малоизвестную методи­ку, то она должна быть описана в достаточных деталях. На опубли­кованный ранее измерительный инструмент (методику) должна быть дана соответствующая ссылка.

Во всех случаях должны быть представлены данные о валидности и надежности методик (если они имеются).

Экспериментальные процедуры, оборудование и другой исследователь­ский материал должен быть описан в деталях, которые бы позволили другому квалифицированному исследователю воспроизвести его.

В случае практической психологической работы должны быть опи­саны основные этапы разработки методики и проверки ее эффектив­ности. Если вы разрабатывали или адаптировали методику психоди­агностики, то должны быть описаны все этапы проведенной работы. Если вы разрабатывали консультационную, психотерапевтическую или развивающую методику или адаптировали уже существующую к условиям изучаемой вами выборки, то соответствующая методика должна быть описана также во всех деталях, обеспечивающих доказательность выводов работы и ее воспроизводимость другим квали­фицированным психологом. При этом характеризуются эмпирические показатели, получаемые в ходе ее апробации, или критерии для оценки практической психологической работы, способы их количе­ственной и качественной обработки и интерпретации.

Процедура исследования. В данном разделе описывается общий план исследования и процедура его проведения в целом. При этом необходима достаточная детализация, показывающая переменные и факторы, ко­торые могли повлиять на результаты исследования. Кратко опишите, как участники исследования были информированы о его целях, и ка­ким образом вы сохраняли конфиденциальность результатов.

Если на начальном этапе выявились серьезные недостатки про­цедуры исследования, которые в дальнейшем корректировались, обо­значьте этот этап как пилотажное исследование и рассматривайте его отдельно в процессе анализа, не включая соответствующие дан­ные в основную выборку.

Далее необходимо объяснить, какие показатели сопоставлялись друг с другом, какие показатели описательной статистики и какие кри­терии статистического вывода использовались. При этом недостаточ­но их назвать. Важно показать, в каких случаях, при сопоставлении каких показателей они использовались, и обосновать адекватность их применения. Стандартные статистические процедуры достаточ­но назвать. Обычно нет необходимости приводить формулы или вы­числения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.