Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 4. Мировая культура ХХ века



Особенности мировой культуры ХХ в. Дальнейшее развитие индустриального общества. Противоречия и парадоксы ХХ века. Техногенная цивилизация и процесс «расчеловечивания» масс. Возникновение новых типов людей. Проблема диалога и синтеза культур в ХХ веке.

Художественная культура ХХ в. Искусство ХХ в. Модернизм как одно из основных направлений в искусстве, его специфические черты.

Литература модернизма, главные направления ее развития (экспрессионизм, экзистенциализм, прагматизм и др.)

Живопись ХХ в., основные стили и направления (экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, авангардизм, фовизм, сюрреализм).

Архитектура, скульптура, театр и музыка ХХ в.: новые принципы, творческие методы и строительные материалы.

Постмодернизм как новый этап в развитии культуры конца ХХ в. Ж.Лиотар и его книга «Постмодернисткое состояние». Идеология постмодернизма.

Эклектика как характерная черта культуры ХХ в. Проблема дилетантизма в искусстве.

Новые постомодернистские направления искусства ХХ в. (поп-арт, оп-арт, хэппенинг, саморазрушающееся и кинетическое искусство.)

Литература постмодернизма (У.Эко, П.Зюскинд и др.), ее особенности и индивидуальные черты.

Киноискусство как явление культуры ХХ в. Зарубежное кино: Ф. Феллини, Б. Бертолуччи (итальянское кино), А.Куросава (японское кино), И.Бергман (шведское кино), А.Хичкок (английское кино), Ж.-Л. Годар., Л.Бессон (французское кино). Феномен «Планеты Голливуд»: Ф. Коппола, М. Скорсезе, М. Николс, С. Спилберг. Отечественный кинематограф: Э. Рязанов, Л. Гайдай, А. Тарковский, Н. Михалков. «Язык» кино. Визуальные эффекты кинематографа. Социальное воздействие кинематографа как средства массовой коммуникации. Кино как механизм культурной экспансии. Кинематограф и идеология.

Попытки прогнозирования дальнейшего развития мировой культуры в ХХI веке.

 

Тема 5. Искусство и литература Киевской Руси

Христианство как одна из великих религий. Проникновение христианства в Европу. Православие как ветвь христианства и его особенности. Объективная необходимость принятия христианства в эпоху Киевской Руси: необходимость отхода от язычества в эпоху укрепления государственности, установления международных связей – политических, экономических, культурных. История крещения Руси (IX–X вв.) Укрепление связей с Византией.

Византийское влияние на Русь – зодчество, живопись, литература Византии и его роль в становлении собственно русской культуры эпохи христианства. Развитие письменности, два слоя литературы – переводная и самобытная, роль последней в традиции устного народного творчества. Роль православия в укреплении философской мысли в Древней Руси, начала национальной философии в трудах митрополита Иллариона, К. Туровского, Д. Заточника. Значение летописей. Монастыри как центры культуры. Проблема двоеверия: раскол церкви, влияние раскольников на умонастроение народа.

Высокий уровень материальной культуры Древней Руси. Художественные памятники докиевской и дохристианской эпохи. «Звериный» стиль скифской культуры. Деревянная языческая скульптура и храмы (капища). Языческие культы: одухотворение природы: культ предков, культ племенных богов. Киевская Русь после принятия христианства. Эпоха Ярослава Мудрого, его роль в развитии духовной культуры: «Русская правда», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, храмовое зодчество, основание Киево-Печерской лавры. «Слово о полку Игореве» – вершина и символ духовности Древней Руси.

Тема 6. Искусство и литература России XVIII века

Два периода в русской культуре XVIII в. Период реформ Петра I и период Просвещения. Предпосылки Петровских реформ. Открытость духовной культуры эпохи Петра I, ее взаимосвязь с культурой Западной Европы, обращенность к дворянскому слою. Развитие науки и образования. Реформы письменности. Открытие Академии наук. Первые представители светстской интеллигенции. Новые отношения в быту, новое в определении ценностей члеовеческой личности. Строительство Санкт-Петербурга, гражданское строительство. Неоднозначность роли Петра I как великого реформатора русской культуры.

Просвещение в России как этап вовлечения страны в целостный мировой культурный процесс. Екатерина II — продолжательница дел Петра I. Идеи Европейского Просвещения, вольтерьянство, масонство, теория естественного права. Либерализация государственности.

Русские просветители: М. Ломоносов, И. Новиков, А. Радищев. Проблема человека и значение личности. Развитие науки и культуры. Искусство второй половины XVIII в. Классицизм и барокко. Садово-парковое искусство и архитектура. Театр и музыка; расцвет искусства портрета, жанровой живописи, скульптуры. Свободомыслие и атеизм в России этого периода.

Тема 7. Искусство и литература России XIХ века

Ведущие исторические, социальные и культурные тенденции времени. Морально-философские изыскания этого периода. Отечественная война 1812 г. и ее роль в становлении национального самосознания Мировоззрение декабристов, их влияние на последующие поколения дворянской интеллигенции. П.Я. Чаадаев и его «Философское письмо». Роль А.С. Пушкина в развитии духовной культуры России. Спор славянофилов и западников, поиск «русской идеи», развитие русского национального самосознания. Образование, научные открытия в России XIX в. Крымская война как стимулирующее начало в реформировании России.

Реформы 60-х гг. XIX в. и их влияние на духовное сознание эпохи. Атмосфера свободомыслия. Публицистика и журналистика. Разночинцы — новый социальный слой в культурном бытие эпохи. Место русской философии в духовной культуре, писатели и публицисты. Русская религиозная философия.

Великое искусство XIX в. Выдающееся значение русской литературы, ее последующее влияние на мировой литературный процесс.

Л. Толстой и Ф. Достоевский как вершина духовного взлета России. Расцвет музыкального искусства. Открытие Московской и С.-Петербургской консерваторий. «Могучая кучка», идеи народной музыки в творчестве П.И. Чайковского и других композиторов. Дискуссии в сфере живописного искусства, академическая школа и передвижники. Великие архитекторы и скульпторы. Искусство XIX в. — духовное богатство народа.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.