Тема 1. Массовая коммуникация как социальная подсистема
Роль коммуникативных процессов в становлении и развитии общества. Возникновение массовых коммуникаций. Символическая, языковая природа коммуникативных процессов. Этапы становления современных моделей массовых коммуникаций. Взаимосвязь технологических революций, изменений социальных структур и развития систем массовых коммуникаций. Функции массовых коммуникаций в социальном пространстве: их роль в системах социального контроля, обеспечения единообразия социальных ролей. Массовые коммуникации как один из главных механизмов социализации. Механизмы взаимодействия информационного и коммуникативного пространств. Знаковый характер социальных отношений как поля коммуникации. Коммуникативные процессы в традиционных и индустриальных культурах. Социальные функции массовой коммуникации. Генезис коммуникативной культуры. Коммуникация как репрезентация смыслов. Модели массовой коммуникации. Организационные контексты массовых коммуникаций. Барьеры коммуникации. Взаимодействие формальных и неформальных коммуникативных сетей. Субъект-объектные аспекты коммуникативных процессов. Деятельность СМК как реализация интересов социальных общностей. Группы интересов. Лидеры мнений. Одноступенчатая и двухступенчатая модели коммуникации. Механизмы институционализации массовых коммуникаций в индустриальных обществах. Парадигма средств массовой информации. Формальная структура СМК. Каналы массовой коммуникации. Агенты производства контента. Пространственная локализация СМИ и процессы глобализации. Коммерциализация информационного и коммуникативного пространств. Реклама в СМК. СМК и власть. Тоталитарные и демократические модели массовых коммуникаций. СМИ как «четвертая власть». Формы регулирования деятельности СМК. Правовые механизмы. Профессиональные кодексы этики. Неформальные инструменты регулирования. Отношения собственности и право на информацию. Гарантии свободы СМИ, плюрализма представляемой информации. Проблемы информационной безопасности. Значение СМК для формирования и развития гражданского общества. Деятельность СМИ как форма диалога социальных общностей. СМИ и общественное мнение. Роль СМК в механизмах демократии. Опросы общественного мнения в СМИ как инструмент выражения общественного мнения. Требования к публикациям данных опросов. Общественное влияние публикаций рейтингов общественного мнения.
Тема 2. Каналы массовой коммуникации Печатные СМК. Социальная обусловленность становления и развития печатных СМИ. Логика эволюции газетных организаций. Общее падение спроса на печатные издания. Социокультурные различия в потреблении печатной продукции. Типологии печатных изданий. Изменение типов позиционирования современными печатными изданиями. Таблоидизация. Интенсификация развития бесплатной прессы. Отказ от ежедневного чтения газет и утрата монополии на постоянный контакт с читателем. Деполитизация газет, акцентирование их на досуговую сферу. Дифференциация журналов по сегментам аудитории. Уменьшение периодичности. Государственная поддержка печатных СМИ. Электронные СМК. Радио как первый способ организации коллективного досуга; его переориентации с коллективного досуга на индивидуальный. Складывание программных форматов. Ювенализация радио. Телевидение как наиболее затратное и прибыльное средство массовой коммуникации. Постоянный формат: сериалы и рубрики. Социокультурные смыслы жанра теленовеллы. Смещение акцента на ток-шоу, образовательные программы, «мыльные оперы». Дженералистские (универсальные) и нишевые, тематические и специализированные телеканалы. Три основных модели телевидения. Средства массовой коммуникации в режиме online. Проблемы свободы информационного пространства в глобальной сети. Жанр "сетевой" прессы. WEB-форумы. Коллективы участников сетевых игр. Блоги. Чат как одна из основных форм коммуникации в режиме online. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|