Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. Массовая коммуникация как социальная подсистема



Роль коммуникативных процессов в становлении и развитии общества. Возникновение массовых коммуникаций. Символическая, языковая природа коммуникативных процессов. Этапы становления современных моделей массовых коммуникаций. Взаимосвязь технологических революций, изменений социальных структур и развития систем массовых коммуникаций. Функции массовых коммуникаций в социальном пространстве: их роль в системах со­циального контроля, обеспечения единообразия социальных ролей. Массо­вые коммуникации как один из главных механизмов социализации.

Механизмы взаимодействия информационного и коммуникативного пространств. Знаковый характер социальных отношений как поля коммуни­кации. Коммуникативные процессы в традиционных и индустриальных куль­турах. Социальные функции массовой коммуникации. Генезис коммуника­тивной культуры. Коммуникация как репрезентация смыслов. Модели массо­вой коммуникации. Организационные контексты массовых коммуникаций. Барьеры коммуникации. Взаимодействие формальных и неформальных ком­муникативных сетей.

Субъект-объектные аспекты коммуникативных процессов. Деятель­ность СМК как реализация интересов социальных общностей. Группы инте­ресов. Лидеры мнений. Одноступенчатая и двухступенчатая модели коммуникации. Механизмы институционализации массовых коммуникаций в индуст­риальных обществах. Парадигма средств массовой информации. Формальная структура СМК. Каналы массовой коммуникации. Агенты производства кон­тента. Пространственная локализация СМИ и процессы глобализации. Ком­мерциализация информационного и коммуникативного пространств. Реклама в СМК.

СМК и власть. Тоталитарные и демократические модели массовых коммуникаций. СМИ как «четвертая власть». Формы регулирования деятель­ности СМК. Правовые механизмы. Профессиональные кодексы этики. Не­формальные инструменты регулирования. Отношения собственности и право на информацию. Гарантии свободы СМИ, плюрализма представляемой ин­формации. Проблемы информационной безопасности.

Значение СМК для формирования и развития гражданского общества. Деятельность СМИ как форма диалога социальных общностей. СМИ и обще­ственное мнение. Роль СМК в механизмах демократии. Опросы обществен­ного мнения в СМИ как инструмент выражения общественного мнения. Тре­бования к публикациям данных опросов. Общественное влияние публикаций рейтингов общественного мнения.

 

Тема 2. Каналы массовой коммуникации

Печатные СМК. Социальная обусловленность становления и развития печатных СМИ. Логика эволюции газетных организаций. Общее падение спроса на печатные издания. Социокультурные различия в потреблении печатной продукции. Типологии печатных изданий. Изменение типов позицио­нирования современными печатными изданиями. Таблоидизация. Интенси­фикация развития бесплатной прессы. Отказ от ежедневного чтения газет и утрата монополии на постоянный контакт с читателем. Деполитизация газет, акцентирование их на досуговую сферу. Дифференциация журналов по сег­ментам аудитории. Уменьшение периодичности. Государственная поддержка печатных СМИ.

Электронные СМК. Радио как первый способ организации коллективного досуга; его переориентации с коллективного досуга на индивидуальный. Складывание программных форматов. Ювенализация радио. Телевидение как наиболее затратное и прибыльное средство массовой коммуникации. Посто­янный формат: сериалы и рубрики. Социокультурные смыслы жанра телено­веллы. Смещение акцента на ток-шоу, образовательные программы, «мыль­ные оперы». Дженералистские (универсальные) и нишевые, тематические и специализированные телеканалы. Три основных модели телевидения.

Средства массовой коммуникации в режиме online. Проблемы свободы информационного пространства в глобальной сети. Жанр "сетевой" прессы. WEB-форумы. Коллективы участников сетевых игр. Блоги. Чат как одна из основных форм коммуникации в режиме online.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.