Здавалка
Главная | Обратная связь

Теоретические основы определения ценности природных ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов.



Природные условия– это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и степени изученности существенны для жизнедеятельности человека, но непосредственно не участвуют в ней (продолжительность дня и ночи, рельефность).

Чем выше ценность природных объектов, тем больше вероятность, что принятые экономические решения будут эколого-сбалансированными, будут учитывать приоритеты охраны среды и экономии природных ресурсов.

Экономическая оценка природных ресурсов – определение денежной или товарной ценности объекта в абсолютных или относительных показателях. В узком экономическом смысле – определение в денежном выражении максимального хозяйственного эффекта от использования ресурсов Земли. Необходимо учитывать также экологические ограничения локального, регионального и глобального уровней, воздействие вариантов использования данного ресурса на другие сопряженные с ним ресурсы (например, связь воды, леса и рыбы) и на здоровье человека.

1 )Рыночная оценкаприродных ресурсов позволяет регулировать эффективность их использования. Однако деградация окружающей среды, истощение природных ресурсов, чрезмерное загрязнение свидетельствуют о сбоях в рыночном механизме. Цены, складывающиеся на «природных» рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных ресурсов. Это связано с неучетом в цене экстернальных издержек, что делает цену заниженной.

2) Для рентного подходаважен прежде всего факт лимитированности и уникальности ресурсов. Особенно широко рентный подход используется при оценке земельных ресурсов. Существует также понятие «дифференциальная рента» - получаемая благодаря разному качеству природных ресурсов.

3) 3атратный подход- суммировать затраты на подготовку и использование природных ресурсов, то эту величину можно использовать в качестве отправной точки при определении цены ресурса. Широко используется для оценки стоимости воссоздания природного блага при его утрате или деградации. Например, если в результате добычи полезных ископаемых изымается или разрушается почвенный слой, минимальной экономической оценкой теряемой почвы будут затраты на восстановление плодородия этого участка или повышение плодородия другого участка для компенсации потери первого участка.

4) Альтернативные стоимости позволяют оценить природный объект или ресурс, имеющие заниженную или вообще не имеющие рыночную цену, через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объекта или ресурса в других целях. Например, альтернативные стоимости охраняемых природных территорий есть выгоды, которые теряют индивидуумы или общество из-за консервации территорий. Эти издержки включают неполучение продукции от охраняемых территорий (животные, виды растений, древесина).

5)Величина общей экономической ценностирассчитывается:

TEV = UV + NV где UV — стоимость использования; NV — стоимость неиспользования.

UV = DV + IV + OV; DV — прямая стоимость использования;IV— косвенная стоимость использования;

OV — стоимость отложенной альтернативы

Стоимость неиспользования базируется на так называемой стоимости существования: оценка природы с эстетической стороны

 

Качество окружающей среды как ресурса, имеющего экономическую ценность. «Ассимиляционный потенциал» природной среды и его экономические оценки. Проблемы ратификации Киотского протокола.

Под качеством окружающей природной среды понимается ее способность во взаимодействии с обществом с учетом долгосрочной перспективы выполнять следующие функции:

• среды обитания и жизнедеятельности человека;

• пространственного базиса развития и размещения производительных сил и расселения населения;

• источника природных ресурсов и приемника (поглотителя) отходов производства и потребления;

• “хранилища” генофонда, видового разнообразия растительного и животного мира.

Окружающая природная среда удовлетворяет сложный комплекс сырьевых и экологических потребностей. В результате этого и возникла необходимость в проведении специальных мероприятий по поддержанию природной среды в продуктивном и устойчивом состоянии.

В развернутом виде оценке окружающей природной среды служит концепция полной экономической ценности. С ее помощью могут быть оценены самые разнообразные выгоды, которые связаны с сохранением (улучшением) качества окружающей природной

Ассимиляционный потенциал биосферы, т.е. способность ее и отдельных экосистем принимать, перерабатывать и превращать в безопасные формы разнообразные отходы производства и потребления. Таким образом, для устойчивости социально-экономического развития суммарные остаточные отходы не должны превышать ассимиляционный потенциал отдельных экосистем и биосферы в целом.

В качестве ассимиляционной емкости часто рассматривают объем предельно допустимых выбросов (ПДВ). Если объем загрязнителей, попадающих в окружающую среду, не превосходит ПДВ, то данная территория сама без дополнительных природоохранных затрат справляется с поступающими в нее вредными веществами и обезвреживает их без сколько-нибудь существенных для себя последствий.

Широко известно, например, что способность к самостоятельному восстановлению основных свойств окружающей среды в северных регионах существенно ниже, чем в южных и в средней полосе.

В 1997 г. Единогласно был принят Киотский протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Эта конференция должна была определить экономические условия и обязательства для разных стран. Стороны, по отдельности или совместно обеспечивают, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов были сокращены на 5% по сравнению с уровнями 1990 г. в период действия обязательств.

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят в 2004 г. Для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов.

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причинасостояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В марте 2006 года Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола.

К началу 2008 года в России были готовы процедуры работы по Киотскому протоколу, на официальном сайте ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. В России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, орган по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации) SGS, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.