Здавалка
Главная | Обратная связь

Установление контакта и построение доверительного диалога



Клиент. Возникновение доверия. Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы.

Консультант. Достижение согласованной позиции. Распределение ролей (Я… Ты… Мы…). Поддержание доверительного диалога.

Исследование ситуации

Клиент. Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего противоречия.

Консультант. Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.). Выделение и анализ предмета работы. Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение, на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики. Выделение позитивной основы, для разрешения клиентом своей проблемы.

Постановка цели

Клиент. Формулирование желаемого результата (Я хочу…), его уточнение (Я действительно этого хочу, так как…).

Консультант. Содействие клиенту в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий. Оценка реалистичности, конкретности, привлекательности поставленной цели.

Поиск решений

Клиент. Выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлемости.

Консультант. Помощь в организации поиска решения. Активация клиента, влияние на его позиции.

Подведение итогов

Клиент. Сравнение полученного результата с желаемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий.

Консультант. Выводы о продвижении клиента, выделение того, что удалось достичь клиенту. Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов. Выход из контакта.

Ю.Е.Алешина, предложила методику четырехфазной консультативной беседы: знакомство и начало беседы; расспрос клиента; формулирование и проверка консультативных гипотез; коррекционное воздействие; завершение беседы.

Первая фаза. Психолог организует психологическое пространство беседы, устанавливает контакт с клиентом, осуществляет знакомство и самопредставление, раскрывает свои возможности, дает гарантию анонимности, приглашает к разговору, преодолевает сопротивление клиента.

Вторая фаза. Психолог поддерживает контакт, стимулирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, способствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает сказанное клиентом. Происходит уточнение гипотез через конкретные вопросы, анализ конкретных ситуаций с точки зрения гипотез. Если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвержденной если нет, то опровергнутой.

Третья фаза. Психолог оказывает коррекционную помощь, которая не носит характера директивных советов и рекомендаций, а связана с катарсисом и приобретением смысла, и, как следствие изменением личностных структур. Если гипотеза психолога и предлагаемая интерпретация ситуации приняты клиентом, то необходимо помочь клиенту сформулировать как можно больше альтернатив решения его проблемы.

Четвертая фаза. Происходит подведение итогов консультативной беседы. На ней выясняются дальнейшие «рабочие» отношения психолога и клиента, совершается акт прощания с клиентом.

В следующей части учебного пособия опишем такое направление психологической помощи, как позитивная психотерапия или терапия центрированная на клиенте.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.