Здавалка
Главная | Обратная связь

Слушать и слышать клиента



 

Данный раздел будет посвящен вопросу о том, как разобраться в словах клиента. Как распознать реакции, указывающие на то, что мы затронули его проблему.

Обобщая свой опыт психологического консультирования С.В.Петрушин (2009), считает, что в консультативной беседе необходимо обращать внимание на следующие моменты [166]:

1. Пауза, превышающая 5-10 секунд. Чем больше такая «задержка в коммуникации», тем больше значения эта тема имеет для человека. Можно предложить клиенту рассказать о том, что приходило ему в голову, когда он молчал. Отсутствие длительных пауз, говорит о доверии к психологу.

2. Многословные реакции, словесный поток, в котором скрываются ключевые слова. Человек хочет, что б психолог его услышал, но неосознанно пытается скрыть важное в общем словесном потоке.

Реакция психолога: можно попросить его, сформулировать наиболее существенную для него информацию.

3. Повторение предыдущего ответа на новый вопрос. Это говорит о сопротивлении этому «новому» вопросу, о скрытом нежелании на него отвечать.

Реакция психолога: можно спросить, чем клиенту не понравился последний вопрос.

4. Ответ клиента вопросом на вопрос. Наиболее явная защитная реакция. Пока психолог отвечает, клиент успевает придумать правдоподобный ответ на вопрос.

5. Ответ клиента на предыдущий вопрос. Таким образом клиент уходит от неприятного вопроса, выбирая из двух вопросов более безопасный для себя.

6. Ответы типа «не знаю» или отказ от собственного ответа. В этом случае клиент ведет себя как на экзамене, будто существуют правильные объективные ответы по поводу его субъективной реальности.

7. Ответ очень отдаленно связан с вопросом.

Реакция психолога: можно попросить человека самого рассказать о том, как его ответ связан с вопросом психолога.

8. Значение вопроса недооценивается, легкомысленная реакция.

9. Наличие в ответе неологизмов – слов являющихся новообразованием.

10. Непонимание вопроса либо вопрос не расслышан.

Реакция психолога: не надо повторять вопрос, надо спросить клиента, что он сам услышал.

11. Ответ содержит аффективный заряд, то есть эмоциональную окраску.

12. Несоответствие ответа сопутствующей невербальной реакции (жеста, движения телом, мимики).

13. Вместо своего ответа клиент цитирует кого-то другого.

Реакция психолога: спросить клиента о том, что он сам об этом думает.

14. Избегание определенных тем для совместного обсуждения. Это может быть связанно с болезненными областями жизни человека.

Как отмечает С.В.Петрушин, «самое важное для психолога при слушании клиента – не стремиться его разгадать. Клиент – это не ребус. Главное в консультации – это не то, чтобы вы поняли клиента, а чтобы он понял себя. Вы же создаете условия для его самопонимания» [166, с.101].

Подводя итог сказанному отметим, что и психологическое консультирование и психотерапия являются мощными способами разрешения и профилактики конфликтов, возникающих в отношениях между взаимодействующими людьми. Причем успешность или не успешность консультирования и психотерапии буде определять как желанием самого клиента (клиентов) решить возникшее в отношениях с партнером противоречие, компетентностью самого психолога (психотерапевта), а также, что на наш взгляд самое важное, отношений, которые складываются между психологом и клиентом.

 

Контрольные вопросы

1. Сравните различные определения понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия», найдите общие и отличительные признаки

2. Раскройте основные задачи психологического консультирования и психотерапии при разрешении межличностных конфликтов.

3. Опишите основные профессионально-важные качества психолога-консультанта.

4. Этапы психологического консультирования: анализ различных подходов

5. Что такое психологическая проблема?

6. Особенности позитивной психотерапии в разрешении конфликтов в межличностных отношениях.

7. В чем заключается умение слушать и слышать клиента.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог сказанному, отметим, что при написании книги самым сложным является поставить точку. В этом отношении хочется привести слова С.В.Петрушина о том, что любой акт творчества - как маленькая жизнь, и его окончание – это маленькая смерть для творца, это чем-то похоже на смерть для творческого процесса.

В учебном пособии была раскрыта проблема конфликтов возникающих в отношениях между людьми, описано их переживание взаимодействующими субъектами, а также способы профилактики и преодоления противоречий.

Учебное пособие носит междисциплинарный характер. В нем освещаются проблемы конфликтологии, психологии личности, общей и социальной психологии.

В работе показано, что конфликты в межличностных отношениях – явление «необходимо-неизбежное». Неизбежность возникновения конфликтов обусловлена индивидуально-психологическими особенностями взаимодействующих субъектов. Необходимость конфликтов связана с развитием отношений, при конструктивном разрешении противоречий.

В пособии были рассмотрены концепции отношений личности; проблема развития межличностных отношений.

Дано представление о конфликтах в межличностных отношениях. Описано понятие «конфликт»; динамика конфликтов. На основании проведенных эмпирических исследований были раскрыты причины конфликтов в межличностных отношениях.

Значительная часть пособия посвящена тому, как переживают конфликты субъекты отношений. Раскрыты вопросы профилактики и разрешения конфликтов в межличностных отношениях, приведены конкретные техники и рекомендации.

Отдельный раздел книги описывает использование психологического консультирования в разрешении межличностных конфликтов. Представлены конкретные модели и этапы психологического консультирования, что показывает практическую направленность учебного пособия.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 496с.

2. Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопросы психологии, 1995. - №2. – С.130-137

3. Абульханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. – 335с.

4. Абульханова – Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. – М.: Наука, 1973. – 288с.

5. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. – М.: Наука, 1989. – 248с.

6. Августин Аврелий. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 440с.

7. Акопян Т.А. Детско-родительские отношения как фактор формирования этнической идентичности в национально-смешанных семьях. Автореф. …дис. канд. психол. наук, Санкт-Петербург, 2003. – 23с.

8. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М., 1993.

9. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.И. социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: МГУ, 1997

10. Алиева З.А. Взаимосвязь направленности личности и межличностных отношений старшеклассников. Автореф. …дис. канд. психол. наук, Москва, 2001.

11. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 368.

12. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). – Изд-во «Печатный двор», СПб, 1993. – 327 с.

13. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. – 1985. – №6. – С.107–115.

14. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272с.

15. Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию. // Журнал практического психолога.- 1999. - №7-8

16. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.

17. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2002 – 364с.

18. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Академия, 2004. – 264с.

19. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. – 197с.

20. Анциферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия // Психологический журнал. – 1993. – №3. – С.3–16.

21. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с.

22. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416с.

23. Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 535 с.

24. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде. // Психологический журнал. – 1995. - №4. – С.109-121

25. Балуцкий И.В. Особенности проявления доверия в статусных межличностных отношениях. Дис. канд. психол. наук, Ростов н/Д, 2002. – 160 с.

26. Барабанщиков В.А. Онтологические характеристики перцептивного процесса // Психологический журнал. – 2001. - №5. – С.17-28.

27. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. – 1969. - №2. – С.118-125.

28. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М..: Искусство, 1979

29. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. - Минск: Харвест, 1999

30. Бердяев Н.А. Дух и реальность. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. – 679с.

31. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993.

32. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2003. – 701с.

33. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. – 480с.

34. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. – М.: Республика, 1995.

35. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.: Специальная Литература, 1995. – 399с.

36. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576с.

37. Бодалев А.А. Проблема общения в психологии // Психологический журнал. – 1983. – №1.

38. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

39. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М:, Воронеж, 1995. – 352с.

40. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 120с.

41. Больнов О. Философия экзистенциализма. – СПб.: Лань, 1999.

42. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 544с

43. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672с.

44. Брудный А.А. Понимание и общение. – М., 1989

45. Брушлинский А.В. О взаимосвязи природного и социального в развитии человека // Проблемы генетической психофизиологии человека / Под ред. Б.Ф.Ломова, И.В.Равич-Щербо. – М., 1978

46. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. – 1991. - № 6. - С.3-12.

47. Бубер М. Два образа веры. М., 1995

48. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1986

49. Бурдье П. Социология политики. – М., 1993

50. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал, 2002 - №1. – С.5-17.

51. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200с.

52. Вербицкая С.Л. Социально-психологические факторы переживания одиночества. Дисс. канд. психол. наук (19.00.05). - Санкт-Петербург, 2002

53. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 352с

54. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников // Ежегодник российского психологического общества. – СПб., 2003. Т.2. – С.198-2003

55. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников воспитывающихся вне семьи. // Психологический журнал. – 1996. - №4. – С.55-63

56. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003. – 1136с.

57. Галин А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1999

58. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. Сер.6. – 1991. - №1. – С.47-55.

59. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния. – Л., 1981. Вып. 10. С.6-16

60. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987

61. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. – 1997. - №6. – С.73-83

62. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния. – Л., 1981. – с.91

63. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2004. – 464с.

64. Губачев Ю.М., Иовлев Б.Д., Карвасарский Б.Д., и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. – Л.: Медицина, 1976. – 224с.

65. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Речь. 2001. – 352 с.

66. Гусерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск: Сагуна, 1994.

67. Гуссерль Э. Картезианские размышления. - СПб.: Наука, 1998

68. Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9 – 11 лет. Дисс. канд психол наук. – М., 1990.

69. Дашков И.М., Курганский Н.А., Чумакова Н.П. Калифорнийский психологический опросник: Руководство. – «ПсиХРОН», Челябинск, 2003. – 47с.

70. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991 - 368с.

71. Дильтей В. Описательная психология. - СПб.:Алетейя, 1996.

72. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом возрасте. дисс.канд.психол.наук (19.00.07). – Санкт-Петербург, 2002

73. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - Киев.: Наукова Думка, 1987. – 324с.

74. Достовалов С.Г. Система доверительных отношений как детерминанта восприятия индивидуальности в юношеском возрасте. Дис. канд. психол наук, Ростов н/Д, 2000. – 160 с.

75. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997. – 344с.

76. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 320с.

77. Духновский С.В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. 19.00.01. - Казань, 2002. – 22с.

78. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – 174с.

79. Духновский С.В. Проблема одиночества в отношениях между людьми // Человек в современных философских концепциях. – Волгоград: Изд-во ВолГу, 2007. – С.214-218.

80. Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. – СПб.: Речь, 2006. – 54с.

81. Духновский С.В. Изучение параметров социально-психологической дистанции в межличностных отношениях больных неврозом // Вестник Санкт-Петербургского университета, выпуск 3, сентябрь 2007. – С.313-319

82. Духновский С.В. Шкала субъективного переживания одиночества. Руководство. – НПЦ «Психодиагностика», Ярославль, 2008. – 17 с.

83. Духновский С.В. Одиночество в межличностных отношениях: диагностика и преодоление: Монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007 – 180с

84. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2010. – 141с.

85. Духновский С.В., Куликов Л.В. Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Сер.12. – июнь, 2009. – С.14-20.

86. Духновский С.В. Дистанция в межличностных отношениях. Регуляция и диагностика: Монография – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2010 – 209 с.

87. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Н., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. – Минск.: Издательство «Университетское», 1985.

88. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

89. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. – СПб.: Речь, 2004. – 368с.

90. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999 – С.89-109

91. Забродова Ю.А. Социально-психологическая презентация одиночества // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. Т-3. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003. – С.344-347.

92. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. – Иркутск.: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1976 - 192с.

93. Зенько Ю.М. Основы христианская антропологии и психологи. – СПб.: Речь, 2007. – 980с

94. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. – М., 2000

95. Зиновьева Д.М. Отчуждение как актуальная проблема психологии // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. Т-3. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003. – С.447-451.

96. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.

97. Знаков В.В. Основные условия межличностного понимания в совместной деятельности // Вопросы психологии. – 1984. - №1. – С.138-141

98. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. – 2000. - №2. – С.7-15

99. Иванова Е.И. Переговоры принуждения. – СПб., 2009. – 124 с.

100. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 512с.

101. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 694с.

102. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга третья: Философия XIX - XX века/Под ред.Н.В. Мотрошиловой и A.M. Руткевича. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина. - 1998

103. Калмыкова Е.С., Ващенко А.П., Дальбендер Р., Покорны Д. Интрапсихические модели межличностного взаимодействия: сравнение российской и немецкой выборок // Психологический журнал. – 1997. – №3. – С.58-73

104. Калмыкова О.И. Психологическая дистанция как показатель успешности педагогического взаимодействия в системе «учитель-подросток». Дисс. канд. психол. наук (19.00.07). - Ставрополь, 2001

105. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990

106. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / Сочинения. В 6 т. Т. 6. - М.: Мысль, 1966. – С.349-531.

107. Карвасарский Б.Д. Неврозы (руководство для врачей). – М.: Медицина, 1980. – 448с.

108. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. – 1988. - №5. – С.121-128.

109. Катунин Д.Б. Половозрастные и гендерные особенности тенденции к манипулятивному поведению. – СПб., 2006. – 26 с.

110. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. – 368с.

111. Ковалев В.В. Психологические условия оптимизации межличностных отношений офицеров подразделений Сухопутных войск. Дис. канд. психол. наук, Москва, 2002. – 241 с.

112. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб.пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 432с.

113. Короткина Т.И. Влияние предшествующих межличностных отношений на групповой процесс в тренинге общения. Дис. канд. психол. наук, СПб., 2002 – 161 с.

114. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявление школьной дезадаптации. Дис. канд. психол. наук, Улан-Удэ, 1998. – 166 с.

115. Кочарян А.С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения, в зависимости от сложности социальной перцепции: Автореф. дис… канд. психол. наук. - Киев, 1986. – 23с.

116. Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. В.В.Розановой. М., 1982. 245 с.

117. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. – М.: Мысль, 1989. – 204с.

118. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. Дубна: Издательский центр «Феникс», Изд-во «Когито-центр», 1998 – 224с.

119. Кузьмин В.П. Системное качество // Вопросы философии - № 9. – 1973. – С.81-94.

120. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, – 1967

121. Кузьмина Е.И. Психология свободы. – СПб.: Питер, 2007. – 336с

122. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 464с.

123. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: Изд-во С.Петербургского университета, 1997. – 234с.

124. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544с.

125. Купрейченко А.Б. Восприятие психологической дистанции различными социальными группами. Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. Т-4. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003. – С.565-567.

126. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

127. Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989. – 624с.

128. Лабунская В.А. Экспрессия человека. – Ростов-на-Дону, 1999

129. Леви В.Л. Одинокий друг одиноких. – М.: Торобоан, 2006. – 356 с.

130. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб., 2000

131. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964

132. Левченко Е.В. История и теория психологии отношений. – СПб.: Алетейя, 2003. – 312с.

133. Левченко Е.В. История психологии отношений В.Н. Мясищева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.4. – Санкт-Петербург, 1996.

134. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПб.: Питер, 2001. – 688с.

135. Леонтьев А.Д. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487с.

136. Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь. – В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – С.238-246.

137. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. – 444с.

138. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПБ, 2004. – 704с.

139. Лютова-Робертс Е.К. Техники психологического консультирования для тех, кто работает с людьми. – СПб.: Речь, 2011.

140. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций //Психологический журнал. – 1983. №2.

141. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. - М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. – 496с.

142. Макаров В.В., Макарова Г.А. Сценарии персонального будущего. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 383с.

143. Мамардашвили М.К. Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 832с.

144. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

145. Меерсон Ф.З. Физиология адаптационных процессов. – М.: Наука, 1986. – 186с.

146. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы. – М., 1986

147. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн.пособ. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.

148. Мень А. Отец Александр отвечает на вопросы. – М.: Центр «Путь, истина и жизнь», 2004. – 320с.

149. Мерлин В.С. Социально-типические свойства личности в типологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии / Труды научно-исследовательского психоневрологического института им. Бехтерева. Т. 38. – Л., 1966. - С.93-101.

150. Мне хорошо только в одиночестве // Psychologies – № 16. – 2007 – С.76-77

151. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973

152. Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

153. Мягер В.К., Мишина Т.М. семейная психотерапия при неврозах. Методические рекомендации. Л.: Изд-во НИПИ им.В.М.Бехтерева, 1976

154. Мясищев В.Н. Психология отношений // Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2003. – 400 с.

155. Мясищев В.Н., Журавель В.А. На пути создания психологической теории личности (К столетию со дня рождения А.Ф.Лазурского) // Вопросы психологии. – 1974. - №2. – С.32-42

156. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 112с.

157. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 167с.

158. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2004. – 340 с.

159. Новейший философский словарь. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – 1280с.

160. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. – НПЦ «Психодиагностика», 1998.

161. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Изд-во Ленинградского ун-та. – Л., 1979. – 151с.

162. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / Под ред. д-ра филолог. Наук проф. Н.Ю. Шведовой. – М.: Сов. Энциклопедия, 1972. – 846с.

163. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: Изд-во «АСТ», 2002. – 512с.

164. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1984. – 272с.

165. Петрушин С.В. Любовь и другие человеческие отношения. – СПб.: Речь, 2005. – 96с.

166. Петрушин С.В. Искусство быть вместе: любовь и переговоры. – СПб.: Речь, 2009. – 240 с.

167. Погольша В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния. Дис. …канд. психол. наук. – СПб., 1998.

168. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1979.

169. Прангишвили И.В. Поиск подходов к решению проблем. – М., Наука, 1999.

170. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. – 1996. - № 3. – С. 9-18.

171. Психология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 752 с.

172. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002. – 1024 с.

173. Пять шагов к собственному «Я» // Psychologies. – № 15. – 2007 – С.156-159.

174. Риккерт Г. Науки о природе науки о культуре.- М.: Республика, 1998.

175. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

176. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2007. – 175 с.

177. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997.

178. Руденко А.М. Психология любви или как добиться взаимности. – СПб.: Элексис Принт, 2005.

179. Руденко А.М., Самыгин С.И. Феномен любви. Любовь как человеческий экзистенциал: философско-антропологический, социально-культурный и психологический аспекты. – Ростов-на-Дону: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009.

180. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. – М., 1993.

181. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-пресс, 1992

182. Семь способов перестать быть несчастным // Psychologies. – № 16. – 2007 – С.162-166.

183. Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. – СПб.: Речь, 2006. – 224с.

184. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Развитие психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416с.

185. Словарь русского языка: В 4 т. / РАН Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А.П.Евгеньевой. – М.: Рус.яз., Полиграфресурсы Т.1. А-Й. – 1999. – 702 с.

186. Словарь русского языка: В 4 т. / РАН Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А.П.Евгеньевой. – М.: Рус.яз., Полиграфресурсы Т.2. К-О. – 1999. – 702 с.

187. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. – М.: Астрель, 2006. – 618с

188. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.

189. Спиноза Б. Избранные произведения. – Ростов на/Д. Феникс, 1998. - 608с.

190. Суходольский Г.В. Математико-психологические модели деятельности. – СПб., 1994.

191. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989

192. Тихонов Г.М. Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты. Автореф…дис.докт.философ.наук.- Нижний Новгород, 2006. – 47 с.

193. Товбаз Е.Г. Восприятие человеческих отношений в подростковом и юношеском возрасте. Дис. канд. психол. наук, Комсомольск-на-Амуре, 1997. – 176 с.

194. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы. – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003. – 383с.

195. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 992с.

196. Франк С.Л. Реальность и человек. - М.: Республика, 1997.

197. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.

198. Фрейд З. Толкование сновидений. – Мн.: ООО «Попурри», 1997.

199. Фромм Э. Душа человека. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзит книга», 2004. – 572с.

200. Фромм Э. Здоровье общество. Догмат о Христе. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005.

201. Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. – 688с.

202. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 250с.

203. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.

204. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. – М.: ИГ «Прогресс», Издательство «Ювента», 2000. – 480с.

205. Хорошилова Е.А.Феномен субъективной значимости другого человека. – М., 1994

206. Хоффмайстер X. Что значит мыслить философски. - СПб.: Лань, 2000

207. Чикер В.А., Почебут Л.Г. Организационная социальная психология. – СПб.: Речь, 2002. – 198 с.

208. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. // Вопросы психологии. – 1997. - №. – С.102-111

209. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии. // Психологический журнал. – 1993. - №5. - С.3-12.

210. Шакуров Р.Х. Эмоции. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). – Казань: Центр инновационных технологий.– 2001. –180с.

211. Шалютин Б.С. Душа и тело. – Курган: Изд-во Курганского университета, 1997. – 230 с.

212. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. – Саратов: Из-во сарат. ун-та, 2004. – 180 с.

213. Шафранская К.Д. Фрустрация при переживании жизненных трудностей // Человек и общество. Вып. 9. – 1971. - С.171-178.

214. Швец И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников. Автореф. …дис. канд. психол. наук, Калуга, 2001.

215. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 512с.

216. Шерозия А.Е. К проблеме сознания и бессознательного психического, Т.I. Тбилиси, 1969.

217. Шерозия А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. К обобщенной теории психологии. – Тбилиси, 1979

218. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия.-М.: 1993.

219. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999 – 544с.

220. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999. – 448с

221. Шмелев А.Г., Кондратьева А.С. Психосемантический анализ стилей межличностного восприятия в семье // Семья и формирование личности: Сб. науч. тр. /Под ред. А.А. Бодалева. – М., 1981. – С.80-86.

222. Шопенгауэр А. Афоризмы и истины: Сочинения. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; Харьков: Изд-во «Фолио», 2001. – 736с.

223. Шутц В. Глубокая простота. Основы социальной философии. – СПб.: Редакционно-издательская фирма «РОЗА МИРА», 1993. – 218с.

224. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. – 336с.

225. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 192с.

226. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. – 560с.

227. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 304с.

228. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Канон+», 2001. – 400с.

229. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КНИГА» АСТ, 1996. – 716с

230. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л., 1979

231. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976. – 463с.

232. Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. – М.: Практика, 1997. – 1056с.

233. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

234. Welwood John. Intimate relationship as path // J.Transpers.Psychol. – 1990. - № 1. – р.51-58


ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

 

Абрамова Галина Сергеевна – отечественный психолог, специалист в области педагогической психологии

Адлер Альфред (1870-1937) – австрийский психолог, основатель системы индивидуальной психологии. Одним из основных направлений его учения стал принцип компенсации.

Амбрумова Айна Григорьевна – доктор медицинских наук, профессор, заведующая отделением психиатрии МЗ РСФСР, руководитель Всесоюзного суицидологического центра.

Ананьев Виктор Алексеевич – доктор психологических наук, профессор, занимался проблемами психологии здоровья. Автор такого направления психологической помощи как «потрясающая» терапия.

Андреева Галина Михайловна – советский психолог и социолог, доктор философских наук.

Анохин Петр Кузьмич – советский физиолог, академик Академии наук СССР, действительный член Академии Медицинских наук СССР. Главные работы посвящены изучению целого организма и особенно головного мозга на основе разработанной им теории функциональной системы.

Анцупов Анатолий Яковлевич – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Военного университета.

Асмолов Александр Григорьевич - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова; занимается проблемами методологии психологии, психологии личности, культурно-исторической психологии, практической психологии образования.

Басов Михаил Яковлевич – отечественный ученый, специалист в области педагогической психологии; создатель методики психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста; экспериментального изучения внутри психических функций.

Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975) – русский философ, социолог, литературовед, теоретик культуры.

Бек Арон – американский психотерапевт, профессор психиатрии.

Бергсон Анри (1859-1941) – французский философ, дин из основоположников гуманитарно-антропологического направления западной философии.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – русский философ и публицист, организатор Вольной академии духовной культуры в Москве (1918-1922).

Библер Владимир Соломонович – российский философ, культуролог, историк культуры, создатель учения о диалоге культур, автор работ по истории европейской мысли, а также культурного развития, теории научного познания.

Божович Лидия Ильинична (1908-1981) – советский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, а также психологии личности.

Братусь Борис Сергеевич – отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор. Основные интересы: общая психология, психология личности, клиническая психология. Возглавляет лабораторию философско-психологических основ развития человека в Психологическом Институте Российской Академии Образования.

Брентано Франс Клеменс Гоноратус Герман (1838-1917) – австрийский философ и психолог.

Бубер Мартин (1878-1965) – еврейский философ диалогист. В качестве исходной точки своей философии выбирает феномен сосуществования «Я» с другой личностью, ибо существование человека является всегда «со-бытием с другими людьми».

Василюк Федор Ефимович – российский психотерапевт, декан факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), доктор психологических наук, профессор кафедры индивидуальная и групповая психотерапия.

Вунд Вильгельм (1832-1920) – немецкий философ, психологи и филолог; организовал первую лабораторию экспериментальной психологии в университете города Лейпциг.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) – советский психолог, создал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций.

Ганзен Владимир Александрович – советский, российский психолог, доктор психологических наук, профессор Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета, автор методики системного описания целостных объектов.

Гассет Хосе Ортега (1883-1955) – испанский философ и социолог.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, создатель философской системы, являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой трансцендентально критической философии, но и одной из последних всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма.

Гербарт Иоганн Фридрих (1776-1841) – немецкий философ, психолог, педагог. Основные сочинения: «Общая педагогика», «Общая практическая философия»; «Учебник психологии»; «Психология как наука, по-новому обоснованная с помощью опыта, метафизики и математики» и др.

Гозман Леонид Яковлевич – российский политик, окончил факультет психологии Московского государственного университета. Кандидат психологических наук, доцент.

Гришина Наталья Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Занимается проблемами психологии конфликта, психологии жизненного пространства и социальных ситуаций, онтопсихологии и экзистенциальной психологии.

Грот Николай Яковлевич (1852-1899) – русский философ; заведовал кафедрой философии Новороссийского университета; затем работал на кафедре философии Московского университета. С 1888 года был председателем психологического общества. В 1896 году основал и возглавил журнал «Вопросы философии и психологии».

Гулина Марина Анатольевна – российский психолог, доктор психологических наук, профессор, член Европейской Федерации психоаналитической терапии, Международной ассоциации транзактного анализа. Занимается проблемами психологического консультирования, психоаналитической психологии, психоанализа.

Гуссерль Эдмунд (1859-1938) – немецкий философ, основатель феноменологии, одна из наиболее значительных фигур в философии 20 века.

Дарендорф Ральф – англо-германский социолог, философ, политолог и общественный деятель. Экс-председатель Немецкого социологического общества; разработал теорию социального конфликта.

Дильтей Вильгельм (1833-1911) – немецкий философ, психолог и историк культуры.

Журавлев Анатолий Лактионович – российский психолог, доктор психологических наук, профессор; специалист в области социальной, организационной и экономической психологии, ученик Б.Ф.Ломова.

Зенько Юрий Михайлович – российский психолог, преподаватель психологии; занимается проблемами психологии религии и христианской антропологии.

Зинченко Владимир Петрович – российский психолог, доктор психологических наук, профессор. Один из создателей инженерной психологии в России. Активно развивает идеи культурно-исторической психологии. Область научных исследований — теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Зимбардо Филипп - американский социальный психолог, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента, в ходе которого 24 обычных студента колледжа были случайным образом распределены на группы «заключённых» и «надзирателей» в оборудованной в подвале факультета психологии имитации тюрьмы. Было обнаружено, что участники игры очень быстро вживаются в свои роли, надзиратели начинают испытывать садистские эмоции и намерения, а заключённые — депрессию и безнадёжность. Хотя эксперимент был запланирован на две недели, он был прекращён досрочно, через шесть дней, по этическим соображениям.

Иванова Елена Никитична – кандидат психологических наук, доцент Петербургского государственного университета путей сообщения.

Ильин Евгений Павлович – доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. И.И.Герцена. Специалист в области общей и дифференциальной психофизиологии, психологии физического воспитания и спорта.

Камю Альбер (1913-1960) – французский философ, публицист, писатель и драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957).

Карвасарский Борис Дмитриевич – доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения неврозов и психотерапии института им.В.М.Бехтерева, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Главный психотерапевт Министерства Здравоохранения Российской Федерации, возглавляет Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии Министерства Здравоохранения РФ.

Ключевский Василий Осипович (1841-1911) - видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям Русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

Козер Льюис – американский социолог, представитель позитивного функционализма; внес вклад в разработку социального конфликта.

Крылов Альбер Александрович – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Куликов Леонид Васильевич – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Занимается проблемами психологии личности, психологической устойчивости и психодиагностики.

Куницына Валентина Николаевна – доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук, заслуженный работник высшей школы. Занимается проблемами социальной психологии личности, психологии общения, психологии межличностных отношений.

Купрейченко Алла Борисовна – отечественный психолог, доктор психологических наук, занимается проблемами экономической психологии, нравственной регуляции экономической активности, организационной психологии, психологии рекламы.

Кьеркегор Серен (1813-1855) – датский философ и писатель.

Лазурский Александр Федорович (1874-1917) – русский психолог, сотрудник В.М.Бехтерева, разработал методику естественного эксперимента, стоял у истоков отечественной психологии отношений.

Леви Владимир Львович - российский врач-психотерапевт, психолог, писатель, художник и музыкант. Автор научных работ и популярных книг по психологии и медицине, художественной прозы, стихов и песен, оформитель собственных книг.

Левин Курт (1980-1947) – немецко-американский психолог; разработал концепцию личности, в основе которой лежит заимствованное из физики понятие «поля».

Лейбин Валерий Моисеевич – специалист в области психоанализа, действительный член Академии педагогических и социальных наук, главный научный сотрудник Института системных исследований Российской академии образования; доктор философских наук.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) – советский психолог, доктор психологических наук, профессор; автор наиболее теоретически и экспериментально разработанного деятельностного подхода в психологии.

Леонтьев Дмитрий Алексеевич – доктор психологических наук, профессор факультета психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Специалист в области психологии личности, психологии искусства, психологии рекламы, теории и истории психологии, психодиагностики.

Ломов Борис Федорович (1927-1989) – советский психолог, ученик Б.Г.Ананьева; один из создателей отечественной инженерной психологии, крупный методолог психологической науки, сформулировавший принципы системного подхода к анализу психических явлений.

Лотман Юрий Михайлович – выдающийся советский и российский филолог, историк русской культуры и искусства. Основатель московско-тартуской семиотической школы, автор универсальной семиотической теории и методологии.

Макаров Виктор Викторович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования; президент Профессиональной психотерапевтической лиги и Азиатской федерации психотерапии.

Мамардашвили Мераб Константинович (1930-1990) – грузинский и российский философ, на Западе получивший имя «Грузинский Сократ». Считал, что «философия – это сознание вслух».

Маслоу Абрахам (1908-1970) – американский психолог, один из основателей гуманистической психологии.

Мерлин Вольф Соломонович (1889-1982) – психофизиолог; занимался проблемами связи волевого действия и условно-рефлекторных механизмов, а также проблемами дифференциальной психологии. В.С.Мерлин является автором концепции интегральной индивидуальности, согласно которой понятие индивидуального стиля деятельности выступает опосредующим звеном между разноуровневыми свойствми психики.

Мид Джордж Герберт (1863-1931) – американский психолог, социолог и философ; заложил теоретические и методологические основания симовлического интеракционизма.

Мясищев Владимир Михайлович (1893-1973) – отечественный психиатр, психотерапевт, психолог. История становления его концепции включает пять этапов: 1) период ориентации на познание сложных психических образований (1914-1924 год); 2) рефлексологический период (1924-1930 год); 3) период интегральной психологии (1930-1948 год); 4) период психологии отношений человека (1948-1960 год); 5) период психологии личности и её отношений (1960-1973 год).

Небылицын Владимир Дмитриевич (1930-1972) – представитель такого направления отечественной психологии, как психология индивидуальных различий. Считал, что все способности человека основаны на врожденных особенностях и задатках, проявление которых в свою очередь зависит от темперамента.

Немов Роберт Семенович – советский и российский психолог; доктор психологических наук, профессор, академик и член корреспондент академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук.

Немчин Тигран Анатольевич – профессор психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, занимался проблемами нервно-психического напряжения, эмоциональной сферы, тревожности.

Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий мыслитель, который дал пролог к новой культурно-философской ориентации, заложив фундамент «философии жизни».

Осгуд Чарльз (1916-1991) – известный психолог, основными направлениями научных изысканий которого были: экспериментальная, популяционная психология, психология личности и социальная психология. Научные достижения Ч.Осгуда могут быть отмечены в следующих сферах: бихевиоризм против когнитивизма; теория смысла; кросскультурные исследования и борьба за мир.

Парыгин Борис Дмитриевич – советский и российский философ, социолог, один из основатель социальной психологии в советском союзе; заслуженный деятель науки Российской Федерации; специалист в области философско-социологических проблем социальной психологии, её истории, методологии, теории и праксиологии.

Петровский Артур Владимирович – психолог, академик Российской Академии Образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Петрушин Сергей Владимирович – доктор психологических наук, доцент кафедры общей психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, директор «Тренинг-Центра ИНО КГУ»

Почебут Людмила Георгиевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Прохоров Александр Октябринович – доктор психологических наук, профессор, Казанского (Приволжского) федерального университета. Область научных исследований: теория и методология психологии, психология психических состояний, психическая саморегуляция, психосоматика, психология сознания

Риккерт Генрих (1863-1936) – немецкий философ, виднейший представитель Баденской школы неокантианства.

Рождественский Дмитрий Сергеевич – российский психолог, психоаналитик, преподаватель Восточно-Европейского Института психоанализа (Санкт-Петербург). Сфера профессиональных интересов: психоаналитическая психотерапия, психоанализ, психоаналитическая культурология (преподавание и практика).

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) – советский психолог и философ, занимался разработкой теории и методологии психологии; описал принцип взаимосвязи и единства психических функций и деятельности, а также принципа детерминизма; один из создателей деятельностного подхода в психологии.

Сартр Жан Поль (1905-1980) – французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма.

Свенцицкий Анатолий Леонидович (1936) – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Селье Ганс (1907-1982) – ученый, врач; разработал концепцию стресса; установил, что в развитии некроза миокарда определенную роль играют гормоны.

Слободчиков Виктор Иванович – российский психолог, доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент Российской Академии Образования, занимается проблемами психологической антропологии, автор интегральной периодизации развития субъективной реальности человека.

Смирнов Александр Васильевич – кандидат психологических наук, доцент Института психологии Уральского государственного педагогического университета, разработчик графологической психодиагностической методики «ГАЛС-2005»; занимается проблемами аддикций и аддиктивного поведения.

Сорокин Питерим - российско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Спенсер Герберт (1820-1903) – британский философ и социолог, создал фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма.

Теплов Борис Михайлович - отечественный психолог, основавший школу дифференциальной психологии; описал программу изучения физиологических основ индивидуальных психических различий, опираясь на концепцию И.П.Павлова.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) – грузинский психолог и философ, один из основателей Тбилисского университета, в последующем директор Института психологии Академии Наук Грузии. Разрабатывал теорию и понятие установки как антиподы и конкуренты теории психоанализа и понятия бессознательного в учении З.фрейда.

Франк Семен Людвигович (1877-1950) – русский философ. В 1921-1922 году работает в Москве в Академии духовной культуры, созданной Н.А.Бердяевым. Выступил одним из основных деятелей «русского религиозного ренессанса». Переосмысление опыта революции и вынужденной эмиграции предопределил поворот С.Л.Франка к метафизике человеческого существования, религиозной проблематике и уход от проблематики социальной.

Франкл Виктор (1905-1997) – американский психолог и психиатр, представитель европейской гуманистической психологии, основатель «логотерапии» (от греч. Logos - смысл). Считал, что основной движущей силой развития личности, является стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самоубийству.

Фромм Эрих (1900-1980) – немецко-американский философ, психолог, социолог, один из основателей и главный представитель неофрейдизма.

Хайдеггер Мартин (1889-1976) – немецкий философ, один из крупнейших мыслителей 20 века.

Хасан Борис Иосифович – российский психолог, доктор психологических наук, кандидат юридических наук. Исследовательские интересы: конфликты в образовании, деструктивные и продуктивные стратегии разрешения конфликта, конфликты взросления и половой идентичности, конструирование конфликтов.

Хекхаузен Хайнц (1926-1988) – немецкий психолог, широко известен своими исследованиями по психологии мотивационных и волевых процессов, психодиагностике, психологии развития и обучения.

Хорни Карен (1885-1952) – немецко-американский психолог, психоаналитик, создательница одного из вариантов неофрейдизма, сторонники которого отрицали главную роль сексуальности в развитии и становлении личности.

Чалдини Роберт – американский популяризатор социальной психологии и психологии влияния, экспериментальный социальный психолог; изучает психологическую уступчивость, изучает механизмы просьб и требований.

Чикер Вера Александровна - кандидат психологических наук, кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Занимается проблемами социальной и организацонной психологии, организационного консультирования.

Шакуров Рафаил Хайруллович – доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук СССР, действительный член Российской Академии образования, автор более 30 монографий и книг по социальной, педагогической и общей психологии.

Шалютин Борис Соломонович – доктор философских наук, профессор Курганского государственного университета; специалист по онтологии и теории познания; автор оригинальной концепции эмоционально-информационной природы субъективной реальности.

Шестов Лев (Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938) – российский философ и литератор, представитель русского религиозно-философского возрождения начала 20 века.

Шопенгауэр Артур (1788-1860) – немецкий философ, основоположник системы проникнутой волюнтаризмом, пессимизмом и иррационализмом.

Шпенглер Освальд (1880-1936) – немецкий мыслитель (философ), один из основоположников философии культуры.

Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич – доктор медицинских наук, профессор Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Специалист в области семейной психотерапии.

Юнг Карл Густав (1875-1961) – швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры; основатель аналитической психологии.

Ядов Владимир Александрович – ведущий российский социолог, специалист в области социологии труда и экономической социологии; автор первого в России учебника по методологии социологического исследования: «Стратегия социологического исследования».

Ярошевский Михаил Григорьевич (1915-2001) – российский и советский психолог, известный главным образом своими работами по истории психологии и научной методологии.

Ясперс Карл (1883-1969) – немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма. Считал, что философия придает системе наук внутренеесвязующий их смысл; философия разрушает постоянно культивируемый наукой догматизм и амбиционные претензии.

 


Учебное издание

 

 

Духновский Сергей Витальевич







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.