Здавалка
Главная | Обратная связь

Жизнь и здоровье наших людей должны стать приоритетными ценностями в общественном сознании, в стратегии и тактике государственной социально-экономической политики.



Не все спортивные Эвересты мы покорим, но здоровье нации, несомненно, укрепим.

 

 

О государственной идеологии

И средствах массовой информации

 

Ежедневно, ежечасно, ежеминутно идеология входит в каждый дом, в каждую семью. Ее наиболее оперативными носителями являются средства массовой информации: печать,

— 57 —

 

радио, телевидение. В последнее время к ним добавился Интернет. Но, к сожалению, преимущественно как мусоросборник.

Особенность воздействия СМИ на сознание людей заключается в том, что информация к ним поступает из разных источников. Порой об одном и том же событии доходят противоречивые сообщения. И человеку непросто разобраться, где правда, а где ложь. Любая информационная «утка» мгновенно обрастает различными слухами и домыслами, может дестабилизировать обстановку в регионе или в обществе в целом. Не случайно во всем мире прессу называют «четвертой властью».

Глубоко убежден, журналистика — профессия государственная. В том смысле, что журналист, как никто другой из специалистов социальной сферы, может активнейшим образом влиять на процессы, происходящие в стране, формировать общественное мнение о событиях и явлениях нашей жизни. Этим обусловлена поистине государственная ответственность каждого, кто ведет разговор с читателем, слушателем, телезрителем.

Работа всех СМИ, независимо от формы собственности, должна консолидировать белорусское общество. У нас нет закрытых тем, и я далек от мысли, что средства массовой информации обязаны отражать только позитивное. Никто в нашем государстве не выведен и не будет выведен из-под критики.

К чести белорусских СМИ, большая их часть не стала фактором разрушения нравственных ценностей, созданных народом на протяжении веков, не выродилась в крикливые, «желтые», беспардонные газетенки, спекулирующие, простите за выражение, на «чернухе» и «порнухе».

Я говорю, как вы понимаете, главным образом о государственных изданиях, а также о той «поросли» частных изданий в столице и регионах, которые далеки от откровенной одиозности. По сути в стране наберется едва ли пяток печат-

— 58 —

 

ных изданий, которые явно зациклились на огульной критике властей. Из-за чего, кстати, и потеряли читательскую аудиторию, хотя и ставят в выходных данных явно дутые сведения о своих якобы значительных тиражах.

Сегодня, к примеру, тираж самой массовой государственной газеты «Советская Белоруссия» превышает тираж крупнейшей оппозиционной газеты в 15-20 раз. Но я считаю. что для нашей главной государственной газеты вполне реален тираж в 500 тысяч и даже в миллион экземпляров.

Пассивность, самоуспокоенность руководителей многих республиканских и местных СМИ, их упование на постоянные бюджетные дотации, слабое владение журналистами современными информационными технологиями, недостаточная оперативность в освещении событий, жанровая и тематическая бедность публикаций и телерадиопередач оборачиваются на практике серьезнейшими проблемами.

На белорусском информационном поле наблюдается ряд негативных, вызывающих тревогу тенденций.Снижаются подписные тиражи ведущих государственных газет, сокращаются объемы их розничных продаж. Значительная часть нереализованных газет и журналов идет «под нож», в макулатуру. Тем самым на ветер выбрасываются миллионы бюджетных рублен. И никого в Правительстве это не волнует. Кстати, Урал Рамдракович (Латыпов), за это главные редакторы должны нести ответственность, в том числе материальную. Зачем печатаете, если не можете продать?

В некоторых городах Минской, Гродненской, Могилев -ской областей (Борисов, Слоним, Бобруйск) государственные издания по тиражам уступают частным. Многие «районки» превратились в жалкие, примитивные «боевые листки», бессодержательные и скучные.

Не выплачивается вовремя зарплата — газета молчит, как, например, «Слава працы» Копыльского района. Никто из представителей местной власти не соизволил выступить в газете по этой жгучей проблеме. Почему? Нечего людям ска-

— 59 —

 

зать? Или стыдно выходить «на трибуну»? Ждете, пока на меня перекинут ответственность?

Сельское население в ряде регионов спивается, уровень преступности и правонарушений растет, а <<районки» ограничиваются констатацией фактов, ни к кому с живым словом не обращаясь.

Я помню, совсем недавно, примерно десять лет назад «рай-онка» бьла самой главной газетой. Я боролся за депутатский мандат и старался, чтобы именно в «районке» разместили мои статьи, чтобы именно в районной газете я мог что-то опубликовать. Не областная газета и не республиканская, — они были самыми читаемым!. А сегодня что происходит? Или вы скажете, что у вас денег не хватает на то, чтобы тиражом в 5-7 тысяч, самое большое, наверное, 10 тысяч издать районную газету на местном материале? Сделать ее красочной, красивой? Не хотите. Все сеете, убираете, доите, кормите и коров случаете. Но где же проблемы человека, его души? Все, якобы, всем занимаются, а толку нет.

Нельзя не видеть, что наше информационное пространство активно осваивают российские издатели — сегодня распространяется уже более 3 тысяч газет и журналов. Далеко не все эти издания настроены к нам дружелюбно... Да, трудно найти дружелюбные, за исключением двух-трех изданий.

Хаотично развивается рынок электронных СМИ, особенно кабельное телевидение, FM-вещание. В белорусском эфире доминируют зарубежные телерадиостанции, в основном российские. Следовательно, сужается аудитория читателей, зрителей и слушателей государственных средств массовой информации.Диалог власти и народа посредством СМИ, таким образом, становится малоэффективным.Неужели вы, руководители областей, городов и районов, не понимаете, к чему это может привести?

Министерство информации (М.В.Подгайный) в данной ситуации выступает в роли статиста и наблюдателя, по существу самоустранилось от проведения активной государ-

— 60 —

 

ственной информационной политики. Возложенные на него функции в полном объеме не выполняет.

Я требую от министрапровести инвентаризацию всех имеющихся в стране информационных ресурсов.Вместе с Администрацией Президента займитесь этим и доложите. Максимально задействуйте все силы для формирования конструктивного общественного мнения. Не подходящие, не идущие в ногу, работающие во вред государству ликвидируйте.

Эту задачу, похоже, министр собрался решать в течение нескольких пятилеток. Хотя уже год или два тому назад ему было дано поручение. Такого запаса времени у нас нет. Пока раздумывает государство, активно действует частник. По количеству СМИ статистика уже в его пользу.А ведь мы создали Министерство информации именно для обустройства национального информационного пространства и эффективного государственного влияния на процессы в сфере СМИ. Пора министерству вместе с «вертикалью» брать ситуацию в свои руки.

Особое место в государственной идеологии занимает телевидение и радио. Человек готов отказать себе в чем угодно, но телевизор и радиоприемник обязательно купит.

Имеем ли мы сегодня качественный белорусский телевизионный продукт? Думаю, вряд ли кто из присутствующих ответит на этот вопрос утвердительно. Кроме программ новостей, рейтинг которых в последнее время значительно вырос и практически не уступает российским, смотреть, по большому счету, на телевидении нечего.

Сегодня, в эпоху спутникового телевидения, когда человеку доступен весь телевизионный мир, наш внутренний телепродукт должен быть высочайшего класса.Это — не просто конкуренция, не просто информационное соперничество.Это — борьба идеологий. Не дай Бог проиграть в этой борьбе: лишимся самого святого — государственного суверенитета, национальной самобыт-

— 61 —

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.