Тема 5. Функционально-смысловые типы речи.
Преподаватель: Кожабекова Н.А. Цели. Понятие о функционально-смысловых типах речи; формировать умения определять тип речи; развивать речевые способности студентов. Ключевые слова: текст, типы речи, задача речи, описание, повествование, рассуждение.
Во внешнем облике речи, и ее строе многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий, от назначения речи. Действительно, одно дело описать что-либо, например, осень, лес, горы, речку, другое- рассказать о событии, приключении, третье - объяснить, истолковать причины каких-либо явлений- природных или общественных. Таким образом, все разнообразие содержания наших высказываний в конечном итоге может быть сведено к трем видам: мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно; мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени; мир в причинно-следственных связях. В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во-втором – в форме повествования, в третьем – в форме рассуждения.
повествование предмета описание места Типы речи рассуждение состояния среды оценка действительности человека
Задание. Прочитайте тексты. Текст Люблю осень. Осенью тише становится в лесах. Березки, клены, осины покрываются разноцветными листьями. Эти листья постепенно опадают и ложатся на землю. Осень в Жетысу необыкновенно хороша в сентябре. Солнце в эту пору еще пригревает землю. Осенние цветы радуют нас своими красками, а осенние деревья еще не сбросили свой прекрасный, но печальный наряд. Определите тип речи и докажите примерами из текста. Текст В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|