Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗАБОТА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 3 страница



2) Кто-л. теряет способность ясно соображать от волнения, пере- \ живаний и т. п. См. раздел «Беспокойство. Волнение. Переживание. Тревога» (1.10.12.).

3) Кто-л. испытывает головокружение (от усталости, переутомления и т. п.).

4. ГОЛОВА ВСКРУЖИЛАСЬ у кого, чья. -111.
Кто-л. потерял способность трезво и правильно оценивать своё

поведение, поступки (возомнив о себе под влиянием похвал, лести, успеха и т. п., обычно после достижения успеха в чём-л.).

О — Кого же ещё хвалить, как не нас... — Гляди, чтоб от тех похвал да не вскружилась голова. С. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды. Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло. Крылов, Ворона и Лисица. Седая у Бобра вскружилась голова. И, потеряв покой и сон, Свою Бобриху бросил он, Решив, что для него, Бобра, Глупа Бобриха и стара. С. Михалков, Лиса и Бобёр. После первых же удачных выступлений у Петрова вскружилась голова.

В функции предложения, обязательно требуется дополнение в род. п. с предлогом «у» («у кого») или определение («чья»), выраженное обычно притяжательным местоимением, обычно требуется и второе дополнение в род. п. с предлогом «от» («от чего»).

5. ЗНАЙ НАШИХ! Прост. -174.
Вот мы какие, вот с кем вы имеете дело.

Выражение похвальбы, бахвальства (иногда говорится в шутку, с некоторой иронией по отношению к себе). Интонационно выделяются обычно оба слова.


П.13.6.

О — Молодец, молодец! — закричали ему со всех сторон.— Знайваших! — произнёс он самодовольно, Писемский, Взбаламученное море.

В функции предложения.

6. ШАПКАМИ ЗАКИДАЕМ кого (!) Прост. -165.

Легко и быстро победим, одолеем.

Хвастливое уверение, бахвальство.

О [Иоанн:] И если с новым войском Пожалует он кнам, в голодный край, Мы шапкамиих закидаем.А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного. — Мы их шапками заккдаем!—говорили институтские волейболисты перед встречей с командой политехнического института. И что же? Позорно проиграли.

В предложении сказуемое, требуется прямое дополнение («кого»).


Ill часть

ХАРАКТЕРИСТИКА ЯВЛЕНИЙ И СИТУАЦИЙ

1. Сходство. Подобие. — Разница. Отличие.

2. Начало. — Конец.

3. Множество.

4. Целиком. Полностью.

5. Единство. Согласие.

6. Победа.

7. Сила. Власть. Влияние. Преобладание.

8. Смерть.

9. Цена. Оценка.

 

10. Ожидание. Надежда. Мечта.

11. Напоминание. Воспоминание. Память.

12. Успех. Удача. Признание.

13. Просьба. Мольба.

14. Риск.

15. Уступка. Примирение.

16. Отрицание. Отказ. Несогласие. Возражение.

17. Обман. Надувательство.

18. Точность. Чёткость. Правильность. Достоверность.

19. Быстрота. Скорость. Стремительивсть.

20. Помощь. Поддержка. Содействие.


1. СХОДСТВО. ПОДОБИЕ.-РАЗНИЦА. ОТЛИЧИЕ.

Фразеологизмы данного раздела характеризуют людей, различные человеческие качества и свойства, атакже какие-л. явления, обстоятельства, предметы и т. д. с точки зрения их сходства и различия.

Сходство. Подобие.

1. КАК ДВЕ КАПЛИ ВОДИ.Разг. -194.
Совершенно, очень сильно (похож, похожий, схож ит. п.).

О Многочисленность написанных кем-либо драм., не составляет ещё достоинства и заслуги, особенно, если все драмы похожи одна на другую как две капли воды.Белинский, «Герой нашего времени» Лермонтова. Вечер был как две капли водыпохож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажжёнными свечами. Л. Толстой, Война и мир. Он видит., доску, на краешке которой нарисована смешная рожица, как две капли водыпохожая на главного технолога. В. Липатов, Чужой. Сын был на меня похож как две капливоды. С. Баруздин, Повторение пройденного.

В предложении обычно обстоятельство образа действия в форме сравнительного оборота; часто в сочетании со словами «похож», «схож» и т. п.

2. НА ОДНО ЛИЦО.-228.
Очень похожи друг на друга; лишены индивидуальных, от
личительных черт.

О Просыпаюсь в семь часов, пью кофей [прост. = кофе] и лежу до трёх часов.. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой [= гречневой] кашей. Додевяти часов — читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо.Пушкин, Письмо Н. Н. Пушкиной, 30 октября 1833. Благодаря их одинаковым одеждам и резко выраженным типовым особенностям наружности все они казались Серёже на одно лицо— мужчины и женщины. А. Фадеев, Последний из удэге. Они вылезли из вагонов, серые в потёмках, и все на одио лицо;шапки на них торчали стоймя, и бороды ещё бывали смяты сном. Л. Леонов, Соть.

В предложении обычно именное сказуемое; часто в сочетании с глаголом «казаться».

с и н. На один покрой

3. НА ОДНУ КОЛОДКУ. Прост. -202.
Одинаковы, похожи (обычно о людях с одинаковыми недо
статками).


IIL1.4.

Может употребляться как выражение пренебрежительного, отрицательного отношения к таким людям.

О — Все эти городские на одну колодку.Мамин-Сибиряк, Дикое счастье. — У этих Кустовых вся семья такая. Все на одну колодку. Нелюди, ачистые волки. К. Седых, Даурия.

В предложении обычно именное сказуемое; часто употребляется в сочетании с глаголом «казаться».

4. НА ОДИН ПОКРОЙ.Разг. -337.
Очень похожи друг на друга, одинаковы в каком-л. отноше-

нии; лишены индивидуальных, отличительных черт.

О Что сказать тебе о думах? Во всех встречаются стихи живые... Но вообще все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой.Пушкин, Письмо К. Ф. Рылееву, вторая половина мая 1825. — Кажется, я имел случай изучить эту породу людей [юродивых] — их столько к тебе ходит — все на один покрой.Вечно одна и та же история. Л. Толстой, Детство.

В предложении обычно именное сказуемое; часто употребляется в сочетании с глаголом «казаться».

с и н. На одно лицо

5. (ИСПЕЧЁН (испечена, -ы) [сделан (-а, -ы)|> ИЗ ОДНОГО
<И ТОГО ЖЕ> ТЕСТА.
Разг. -475.

Быть схожим с другим (по образу жизни, характеру, взглядам и т. п.) (о людях).

О Мы свами из одного теста.Это я всё понимаю. А то бы я с вами и говорить не стал. А. Н. Толстой, Егор Абозов. — Будем верить, и у нас свои Дусматовы будут. Из одного теставсе мы, вот в чём дело. 77. Павленко, Труженики мира. Нечего удивляться, что Ирина такая же модница, как её мама, из одного и того же теста испечены.

Впредложении обычно сказуемое.

ант. <Испечён (испечена, -ы) [сделан (-а, -ы)]> из другого теста

6. ОДНИМ [тем же1 МИРОМ МАЗАНЫ.Разг. -235.
Одинаковы, похожи друг на друга по своим качествам, свой
ствам, поведению (обычно отрицательным) (о людях).

Может употребляться как выражение пренебрежительного, отрицательного отношения к кому-л.

О О представительницах [светских] салонов мать её всегда отзывалась с завистливой насмешкой и презрением, говоря, что и они тем же миром мазаныи в сущности одного с нею поля ягоды. В. Крестовский, Brie закона. — И дураки и умники — одним миром мазаны.М. Горький, Мать. — А попозже — помиритесь! — из своего угла сказал Семисадов. — Свой своему завсегда кум.. Все вы одним миром мазаны.Ю. Герман, Россия молодая.

Более употребителен вариант «одним миром мазаны».

В предложении обычно сказуемое.

с и н. Одного [того же] поля ягода (ягоды)

Два сапога пара

7. ОДНОГО [тогб же] ПОЛЯ ЯГОДА (ягоды).Разг. -539.
Одинаковы, похожи друг на друга по своим качествам, свойст
вам (обычно отрицательным) (о людях).

Может употребляться как выражение пренебрежительного, отрицательного отношения к таким людям.


IIL1.11.

О — Вы, мадам, зря острите. Кому-кому, а вам ирония в мой адрес не к лицу. Мы — одного поля ягода, оба любим устроиться получше. Д. Павлова, Совесть, Если он [Радий] действительно преступник, то, возможно, и Арканов, который будто бы находил ему работу, того же поля ягода. П. Волков, Не дрогнет рука.

Более употребителен вариант «одного поля ягода».

В предложении обычно именное сказуемое.

с и н. Одним [тем же] миром мазаны Два сапога пара

8. ДВА САПОГА ПАРА. Разг. -407.
Одинаковы, похожи друг на друга по своим качествам, свой
ствам {обычно отрицательным) (о людях).

]Может употребляться как выражение пренебрежительного отношения к кому-л.

О Ах, да я тебе позабыл сказать: сестра тебе кланяется.. — Ну что, как она поживает? — Ничего, теперь переехала на прииск к Лоскутову. Два сапога пара: оба бредят высшими вопросами и совершенно довольны друг другом. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы. Редактор и Гурский с их любовью решать за других были два саксга пара.К. Симонов, Мы не увидимся с тобой...

В предложении обычно именное сказуемое.

с и н. Одним [тем же] миром мазаны

Одного [того же] поля ягода (ягоды)

9. ВАШ БРАТ. Разг. -43.

Вы и вам подобные (о людях одинакового пола, положения, одинаковых профессий, взглядов и т. п.).

О Я не верю в твою любовь. Знаю я вашего брата мужчин.. Уходи, ненавистный!.. Видеть тебя не могу. М. Бубеннов, Стремнина. [Орлов:] Вот вы журналистка. Ваш брат [журналисты] должен быть справедливым и непримиримым. А. Суров, Далеко от Сталинграда.

В предложении может быть подлежащим, прямым или косвенным дополнением, за которым обычно следует уточняющий член, обозначающий какую-л. определённую группу людей.

10. НАШ БРАТ.' Разг. -43.
Мы и нам подобные (о людях одинакового пола, положения,

одинаковых профессий, взглядов и т. п.).

О — Вы удивляетесь? Вот, дескать, откровенный человек. И, боже мой! Наш брат степняк так правду-матку и режет. Тургенев, Гамлет Щигровского уезда. — Нашего брата, старых холостяков, принято вышучивать, и мы это вполне заслужили. Мамии-Сиби-ряк, Запоздавшая весна.— Интеллигентная, стихи на самых разных языках знает, даже бредила и то не как наш брат. Ю. Герман, Операция «С Новым годом». Глаз у неё хороший, нашего брата насквозь видит, человека от хмыря в два счёта умеет отличить. Б. Санин, Одержимый.

В предложении может быть подлежащим, прямым или косвенным дополнением, за которым обычно следует уточняющий член, обозначающий какую-л. определённую группу людей.

П. СВОЙ БРАТ. Разг. ' -43.

Такой же, как другой, другие (о людях одинакового пола, поло-Ксения, одинаковых профессий, взглядов); единомышленник, друг, близкий.


Сл.-справ. по русск. фрззеол.



Ш.1.12.

О С утра встречались странникам Всё больше люди малые, Свой браткрестьянин-лапотник, Мастеровые, нищие, Солдаты, ямщики. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо. Постеснялся я, признаться, сказать ему откровенно всю правду. Он хошь [ = хотя] и свой брат,да в этаком деле и своему-то не сразу доверишься. Короленко, Соколинец. — Измывается надо мной барин, — ну, ладно, могу терпеть... он — лицо. А — когда свой брат,мужик, теснит меня — как я могу принять это? М. Горький, Мои университеты, А главное, солдат — значит, свойже братмужик — вооружённое восстание не поддержал. И не поддержал потому, что понимания настоящего не было у него, всё ещё на царя--батюшку надеялся. Г. Марков, Строговы.

В предложении может быть подлежащим, прямым или косвенным дополнением, за которым обычно следует уточняющий член, обозначающий какую-л. определённую группу людей.

12. ВАША СЕСТРА.Разг. -422.
Вы и вам подобные женщины; все вы, женщины.

О — Ну, смотри,., неладно тебе будет!.. Я тоже с вашей сестройумею обращаться. М. Горький, Мальва. — Сама догадывайся, зачем вашу сеструтравят свои же бабы. Мамин-Сибиряк, Три конца.

В предложении может быть подлежащим, прямым или косвенным дополнением.

13. НАША СЕСТРА.Разг. -422.
Мы и нам подобные женщины; все мы, женщины.

О [Даша:] Нынче даже и наша сестране очень так кидается, чтоб непременно замуж... Островский, Светит да не греет. — Это очень хорошо тебе, что ты не горяч. Наша сестрагорячих любит распалить, да и спечь до золы. М. Горький, Жизнь Клима Сам-гина.

В предложении может быть подлежащим, прямым или косвенным дополнением.

14. ОДИН В ОДНОГО (один в один, одна в одну, однб в
одно).
Разг. —295.

Совершенно одинаковы {обычно с одобрением о ком-л. или о чём-л., одинаковом но величине, каким-л. качествам и т. п.).

О Лошади были не крупные, почти все своего завода — саврасой масти, сытенькие, крепенькие, одна в одну.Л. Толстой, Фальшивый купон. Было у вдовы девять сыновей и десятая дочь — и уродились все девять сыновей один в одного:,голос в голос, волос в волос. М. Вовчок, Сказка о девяти братьях.

В предложении обычно именное сказуемое, часто в сочетании с глаголом «уродиться».

син. Один к одному (одна к одной, одно к одному)4

15.ОДИНК ОДНОМУ(одна к одной, одно к одному).
Разг. -295.

Совершенно одинаковы (обычно с одобрением о ком-л. или о чём-л. одинаковом но величине, каким-л. качествам и т.п.

О — Лес-то какой! деревья одно к одному, словно солдаты стоят! Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. По соседству с Васю-ковыми живут Зефировы — старик и три сына. Сыновья — один ь* одному, крепкие ребята. С. Антонов, Дело было в Пенькове.


Ш.1.19.

Про всю свою бригаду: — одинк одномуподобрался. Ю. Герман, Наш друг Иван Бодунов.

В предложении обычно именное сказуемое, часто в сочетании с глаголами «оказаться», «подобраться».

с и н. Один в одного (один в один, одна в одну, одно в одно)

16. ПОД ПАРУ кому. Разг. -311.
Соответствует в каком-л. отношении, подходит по каким-л.

качествам (обычно как супруг или супруга).

О А вот есть паренёк, рядом тут, в Синегорье живёт.. И летами и ростом как раз ей под пару. Так вот он ей не очень, видишь ли, нравится. С. Антонов, Поддубепские частушки. Ни в слободе, ни в Москве самой не найти было бойца Никифорову под пару.С. Мстиславский, Грач — птица весенняя. — Каков ваш молодой-то барин?.. — Смирненек очень, Федотовна; не под парунашей-то,., ей бы надо муженька посердитее. Писемский, Тюфяк.

В предложении — именное сказуемое, обязательно дополнение в дат. п. («кому»).

ант. Не пара кому

17. ПОПАДАТЬ / ПОПАСТЬ В ТОНкому. Разг. -342.
Говорить или делать так, как это соответствует желаниям,

настроениям, взглядам и т. п. кого-л.

О Желание попасть в тони показать знание светских приличий убивало его и заставляло делать тысячи несообразностей. Салтыков-Щедрин, Господа ташкентцы. Он хочет смягчить свои слова иронией, но я понимаю его и стараюсь только об одном — получше попадатьему в тон,чтобы поскорее и поприличнее уйти. Бунин, Без роду-племени. Остап Петрович всегда считал, что с Лаврентьевым работать легко и в то же время очень трудно. Никогда не знаешь, как попастьему в тон. Рабичкин и Тельман, Белая бабочка.

В предложении обычно сказуемое; глагол обычно в наст, и прош. времени, в ед. ч., в сочетании с глаголами «хотеть», «желать», «пытаться» и т. д. — в форме инфинитива; обязательно дополнение в дат. п. («кому»).

18. СТИРАТЬ / СТЕРЕТЬ ГРАНИ (грань)между кем, между
чем.
—456.

Устранять какие-л. различия, уподоблять одно другому.

О На корабле не было порядка. Над людьми, вместо командира, теперь властвовал ужас смерти. Он стёр гранимежду офицерами и матросами, свёл на нет чины, ордена, звание, благородное происхождение. Новиков-Прибой, Цусима.

В предложении обычно сказуемое; глагол обычно в наст и прош. времени; обязательно дополнение в твор. п. с предлогом «между».

ант. Проводить / провести грань между кем, между чем

Разница. Отличие.

19. ПРОВОДИТЬ / ПРОВЕСТИ ГРАНЬмежду кем, между
че-и. -361.

Устанавливать какие-л. различия (обычно точные, определённые).

6* 163


III. 1.20.

О -Я не провожу непереходимой грани между основными жан-рами Эренбурга — романом, статьёй, памфлетом. В них одна душа у них общее дыхание. К. Федин, Илья Эренбург. Заведующи' отделом был человек требовательный и отчётливо проводил гра между хорошими работниками и теми, кто не утруждал себ работой.

В предложении обычно сказуемое; глагол обычно в наст, прош. времени; обязательно дополнение в твор. п. с предлогом «меж ду».

ант. Стирать / стереть грани (грань) между кем, между чем

20. ПУТИ [дороги] РАСХОДЯТСЯ / РАЗОШЛИСЬ кого или
чьи. —371.

Прекращается связь, общение между кем-л. из-за несходства взглядов, интересов, образа жизни и т. п.

О — Мне ведь это совершенно всё равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись. Тургенев, Omi/ы и дети. Юрий не написал Тане больше ни строчки: как видно, пути их разошлись навсегда. Г. Шолохов-Синявский, Волгины.

В функции предложения, обязательно определение, выраженное существительным в род. п. («кого») или притяжательным местоимением («чьи»).

21. {ИСПЕЧЁН (испечена, -ы) [сделан (-а, -ы)1> ИЗ ДРУГОГО
ТЕСТА. Разг. . -475,

Быть несхожим с кем-л. другим (по образу жизни, характеру, взглядам и т. п.) людях).

О Но отец Иван испечён был из другого теста, чем все смертные. Елеонский, Папаша-крёстный. Рита, по его мнению, была сделана «совсем из другого теста, как её папа и мама». Куприн, Хорошее общество. — Богач Каргин, ничего не скажешь. Только он совсем из другого теста сделан, чем, к примеру ска-, зать, Сергей Ильич. К. Седых, Даури.ч.

В предложении обычно сказуемое.

ант. (Испечён (испечена, -ы) [сделан (-а, -ы)]> из одного <и того же) теста

22. НЕ ПАРА кому. Разг. -310.
Не подходит по каким-л. качествам, в каком-л. отношении;

{иногда как супруг или супруга).

О — Будет лучше, если ты прекратишь сношения с твоими старыми знакомыми. Теперь они уже ие пара тебе... и даже могут сконфузить тебя. М. Горький, Трое. [Фамусов:] Кто беден, тот; тебе не пара. Грибоедов, Горе от ума. Катерина задумалась.. Мария внимательно наблюдала за ней. — Может быть, жалеешь, Катя? Катерина словно очнулась от забытья: —О чём? Ах этот?.. Я ему не пара. А. Лебеденко, Девушка из тайги.

В предложении — именное сказуемое; обязательно требуется дополнение в дат. п. («кому»). а н т. Под пару кому

23. НЕ В ПРИМЕР кому, чему. Разг. -356.
1) кому, чему. В отличие от кого-л. или чего-л.; не так,

как кто-л. или что-л.


III.L26.

О — Мой Тихон не в пример другим. Уж такой степенный был. Бунин, Весёлый двор. Хотя, ие в пример вчерашнему дню, стояла жара, в полутёмной кухоньке., было на редкость прохладно. В. Беляев, Старая крепость. Учёба давалась ему легко, не в пример Андрею. Д. Гранин, Искатели.

В функции предлога с дат. п.

2) Горзздо, несравненно (лучше, хуже и т. п.).

24. КАК НЁБО И ЗЕМЛИ. Разг. -272.
Ничего похожего, полная противоположность друг другу {иногда

при внешнем сходстве, при общности чего-л. па первый взгляд).

О Удивляюсь, как вы можете так рассуждать! Да разве можно сравнить то, что было раньше и что делается сейчас? Это как небо и земля. И. Соловьёв, Будни милинии.

В предложении может быть именным сказуемым, обстоятельством образа действия в форме сравнительного оборота; употребляется обычно в сочетании с глаголами «отличаться», «различаться».

Нёбо и земля. Разг.

О Я деликатно напомню, что они и я — это разница-с. Земля и небо. Достоевский, Скверный анекдот.

В предложении — именное сказуемое.

25. КАК НЁБО ОТ ЗЕМЛИ. Разг. -272.
Очень сильно, резко (отличаться, различаться и т. п.).

О — Тут только увидел я разом плоды десятилетних трудов. Поля моих крестьян отличались от соседних, как небо от земли. Герцен, Записки одного молодого человека. Окончательный вариант статьи как небо от землн отличался от первоначального.

В предложении обстоятельство образа действия в форме сравнительного оборота; употребляется обычно в сочетании с глаголом «отличаться».

26. БЕЛАЯ ВОРОНА. Разг. -79.
Человек, резко выделяющийся чем-л. среди окружающих, отли
чающийся чём-л., не похожий на них.

О — Ну, дазай, — .. в тон корнету сказал Николай и пригубил бокал. Он решил остаться в «Вилла — Родэ» до утра и, чтобы как-нибудь скоротать время и не чувствовать себя белой вороной, перестал отказываться от шампанского. //. Кремлёв, Большевики. — Василием Андреевичем вы с полным правом можете гордиться. — Так-то оно так, да ведь Василий-то среди нас белой вороной был. И если он против царя пошёл, то моей заслуги тут нет. К. Седых, Даурия.

В предложении обычно именное сказуемое, может быть подлежащим, прямым или косвенным дополнением.

2. НАЧАЛО. - КОНЕЦ.

Фразеологизмы данного раздела отражают явления и ситуации, связанные с началом (начинанием, основанием и т. д.) чего-л. и концом (окончанием, завершением и т. д.) чего-л. (трудовой Деятельности, творческого пути и т. п.); идея окончания также связана с результатом, итогом, выводом.


III. 2.1.

Начало.

1. ПЕРВЫЕ ШАГИ (первый шаг) кого или чьи {чей). -531.
Самое начало, начальный период каких-л. действий, чьей-л.

деятельности.

О Первый шаг Александра Ипсиланти прекрасен и блистателен. Он счастливо начал. А. Пушкин, Письмо В. Л. Давыдову, март 1821 г. Не утерпев, я сел записывать эту историю моих первых шагов на жизненном поприще. Достоевский, Подросток. Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя. Телешов, Записки писателя. Надо точно сказать самой себе: первый мой шаг в этом направлении — ошибка, второй мой шаг — признание этой ошибки! Г. Николаева, Жатва.

В предложении может быть подлежащим, именным сказуемым, прямым или косвенным дополнением, обязательно требуется определение, выраженное существительным в род. п. («кого») или притяжательным местоимением («чьи» или «чей»), обычно требуется и второе дополнение в предл. п. с предлогом «в» или «на» («в чём», «на чём»).

2. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ. Разг. -344.
Вначале, в первое время {обычно о начале какой-.и. деятельности,

чьей-л. жизни или пребывания где-л. и т. п.).

О Я до того испугался неожиданного появления отца, что даже на первых порах не заметил, откуда он шёл и куда исчез. Тургенев, Первая любовь. По подсчёту главного инженера, на первых порах требовалось три полуторки и хотя бы один тягач. А. Чаковский, У нас у лее утро.

В предложении — обстоятельство времени.

3. ЗАКЛАДЫВАТЬ / ЗАЛОЖИТЬ ОСНОВЫ [фундамент] чего.
Книжн.
— 165.

Создавать то, что является исходным, начальным, основным {для какой-л. отрасли науки, культуры, образования и т. п.).

Употребление фразеологизма обычно связывается с созданием чего-л. фундаментального, основополагающего.

О В средней же школе люди только приучаются систематически работать, они только закладывают фундамент образования. М. И. Калинин, О коммунистическом воспитании. Дидло заложилосновы классического танца XIX столетия. Ю. Слонимский, Мастер балета.

В предложении обычно сказуемое, глагол обычно в наст, и прош. времени; требуется косвенное дополнение в род. п. («чего»).

4. С АЗОВ. Разг. -30.
С самого начала, с простого, с самого элементарного (начи
нать делать что-л.) {обычно об изучении чего-л.).

О Кантемир терпеливо и добросовестно исполнял труд просветителя, вынужденного начинать буквально с азов. Плеханов, История русской общественной мысли. Занятия в нейрохирургической клинике Иван Иванович, уже опытный хирург, начал почти с азов, а через три года блестяще защитил кандидатскую диссертацию. А. Коптяева, Иван Иванович.

В предложении — обстоятельство образа действия.

— От названия первой буквы церковнославянского алфавита, с которой начинали обучение учеников грамоте.


III. 2.8.

5. ОТ АДАМА. Разг. -29.
Издалека, с самого начала.

О л Пишите сценами, как делают французы... И чтобы не было этих предварительных вступлений от Адама, эпизодических вставок. Мамин-Сибиряк, Черты из жизни Пепко. Мы пошли на лекцию о Пушкине, которую профессор начал от Адама — со становления русского стихосложения в XVIII веке.

Иногда фразеологизм может употребляться как выражение иронии по отношению к человеку, который вместо того, чтобы непосредственно осветить какой-л. вопрос, начинает с изложения его истории.

В предложении обычно обстоятельство образа действия; употребляется в сочетании с глаголом «начинать»; может быть несогласованным определением.

6. ОТ ПЁЧКИ. Разг. -320.
Возвращаясь к привычному, простому, повторяя всё с самого

начала (делать что-л.).

О — Прошло полчаса, а мне опять приходится начинать от печки. Я спрашиваю у тебя: здесь Чумалов? —Ну, здесь, у себя. Занят — не принимает. Ф. Гладков, Энергия. — До чего ж непонятливый ученик попался! Казалось бы, к концу занятия всё понял, усвоил, повторил даже! А на следующий день — будто и не было вчерашнего! —опять сначала, опять танцуем от печки!

В предложении — обстоятельство образа действия; употребляется обычно в сочетании с глаголами «начинать», «танцевать».

7. ПРОБА ПЕРА. Книжн. -360.
Первый литературный опыт.

О Со времён нашего свидания на Капри, где вы не поленились пробежать \разг. = бегло прочитать] мои начальные строки и пробы пера,., я напрягаю ум, чтоб на бумагу по возможности чётко и ясно передать то, что необходимо знать начинающему актёру. Станиславский, Письмо А. М. Горькому, 10 февр. 1933.

«Проба пера», которая может быть у любого человека, необязательно связана с началом литературной деятельности.

Иногда фразеологизм употребляется с шутливым оттенком, иронически.

В предложении может быть подлежащим, именным сказуемым, прямым или косвенным дополнением.

8. РАСПРАВЛЙТЬ / РАСПРАВИТЬ КРЬ'ШЬЯ. Книжн. -385.
Начинать проявлять в полной мере свои силы, способности;

начинать действовать энергично, решительно, смело {обычно о талантливом, энергичном человеке).

О Вам надо писать по 20—30 печатных листов в год, чтобы понять себя, развернуться, возмужать, чтобы на свободе расправить крылья, и тогда Вы подчините себе сцену, а не она Вас. Чехов, Письмо к Е. П. Гославскому, 11 мая 1899. Теперь °н [Грум-Гржимайло] мог шире расправить свои крылья. Ему Поручили выстроить новую рельсопрокатную, и я застал его за большой работой; всё проектировал он сам. М. Павлов, Воспоминания металлурга.


Ш.2.9.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.