ЗАБОТА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 3 страница
2) Кто-л. теряет способность ясно соображать от волнения, пере- \ живаний и т. п. См. раздел «Беспокойство. Волнение. Переживание. Тревога» (1.10.12.). 3) Кто-л. испытывает головокружение (от усталости, переутомления и т. п.). 4. ГОЛОВА ВСКРУЖИЛАСЬ у кого, чья. -111. поведение, поступки (возомнив о себе под влиянием похвал, лести, успеха и т. п., обычно после достижения успеха в чём-л.). О — Кого же ещё хвалить, как не нас... — Гляди, чтоб от тех похвал да не вскружилась голова. С. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды. Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло. Крылов, Ворона и Лисица. Седая у Бобра вскружилась голова. И, потеряв покой и сон, Свою Бобриху бросил он, Решив, что для него, Бобра, Глупа Бобриха и стара. С. Михалков, Лиса и Бобёр. После первых же удачных выступлений у Петрова вскружилась голова. В функции предложения, обязательно требуется дополнение в род. п. с предлогом «у» («у кого») или определение («чья»), выраженное обычно притяжательным местоимением, обычно требуется и второе дополнение в род. п. с предлогом «от» («от чего»). 5. ЗНАЙ НАШИХ! Прост. -174. Выражение похвальбы, бахвальства (иногда говорится в шутку, с некоторой иронией по отношению к себе). Интонационно выделяются обычно оба слова. П.13.6. О — Молодец, молодец! — закричали ему со всех сторон.— Знайваших! — произнёс он самодовольно, Писемский, Взбаламученное море. В функции предложения. 6. ШАПКАМИ ЗАКИДАЕМ кого (!) Прост. -165. Легко и быстро победим, одолеем. Хвастливое уверение, бахвальство. О [Иоанн:] И если с новым войском Пожалует он кнам, в голодный край, Мы шапкамиих закидаем.А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного. — Мы их шапками заккдаем!—говорили институтские волейболисты перед встречей с командой политехнического института. И что же? Позорно проиграли. В предложении сказуемое, требуется прямое дополнение («кого»). Ill часть ХАРАКТЕРИСТИКА ЯВЛЕНИЙ И СИТУАЦИЙ 1. Сходство. Подобие. — Разница. Отличие. 2. Начало. — Конец. 3. Множество. 4. Целиком. Полностью. 5. Единство. Согласие. 6. Победа. 7. Сила. Власть. Влияние. Преобладание. 8. Смерть. 9. Цена. Оценка.
10. Ожидание. Надежда. Мечта. 11. Напоминание. Воспоминание. Память. 12. Успех. Удача. Признание. 13. Просьба. Мольба. 14. Риск. 15. Уступка. Примирение. 16. Отрицание. Отказ. Несогласие. Возражение. 17. Обман. Надувательство. 18. Точность. Чёткость. Правильность. Достоверность. 19. Быстрота. Скорость. Стремительивсть. 20. Помощь. Поддержка. Содействие. 1. СХОДСТВО. ПОДОБИЕ.-РАЗНИЦА. ОТЛИЧИЕ. Фразеологизмы данного раздела характеризуют людей, различные человеческие качества и свойства, атакже какие-л. явления, обстоятельства, предметы и т. д. с точки зрения их сходства и различия. Сходство. Подобие. 1. КАК ДВЕ КАПЛИ ВОДИ.Разг. -194. О Многочисленность написанных кем-либо драм., не составляет ещё достоинства и заслуги, особенно, если все драмы похожи одна на другую как две капли воды.Белинский, «Герой нашего времени» Лермонтова. Вечер был как две капли водыпохож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажжёнными свечами. Л. Толстой, Война и мир. Он видит., доску, на краешке которой нарисована смешная рожица, как две капли водыпохожая на главного технолога. В. Липатов, Чужой. Сын был на меня похож как две капливоды. С. Баруздин, Повторение пройденного. В предложении обычно обстоятельство образа действия в форме сравнительного оборота; часто в сочетании со словами «похож», «схож» и т. п. 2. НА ОДНО ЛИЦО.-228. О Просыпаюсь в семь часов, пью кофей [прост. = кофе] и лежу до трёх часов.. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой [= гречневой] кашей. Додевяти часов — читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо.Пушкин, Письмо Н. Н. Пушкиной, 30 октября 1833. Благодаря их одинаковым одеждам и резко выраженным типовым особенностям наружности все они казались Серёже на одно лицо— мужчины и женщины. А. Фадеев, Последний из удэге. Они вылезли из вагонов, серые в потёмках, и все на одио лицо;шапки на них торчали стоймя, и бороды ещё бывали смяты сном. Л. Леонов, Соть. В предложении обычно именное сказуемое; часто в сочетании с глаголом «казаться». с и н. На один покрой 3. НА ОДНУ КОЛОДКУ. Прост. -202. IIL1.4. Может употребляться как выражение пренебрежительного, отрицательного отношения к таким людям. О — Все эти городские на одну колодку.Мамин-Сибиряк, Дикое счастье. — У этих Кустовых вся семья такая. Все на одну колодку. Нелюди, ачистые волки. К. Седых, Даурия. В предложении обычно именное сказуемое; часто употребляется в сочетании с глаголом «казаться». 4. НА ОДИН ПОКРОЙ.Разг. -337. нии; лишены индивидуальных, отличительных черт. О Что сказать тебе о думах? Во всех встречаются стихи живые... Но вообще все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой.Пушкин, Письмо К. Ф. Рылееву, вторая половина мая 1825. — Кажется, я имел случай изучить эту породу людей [юродивых] — их столько к тебе ходит — все на один покрой.Вечно одна и та же история. Л. Толстой, Детство. В предложении обычно именное сказуемое; часто употребляется в сочетании с глаголом «казаться». с и н. На одно лицо 5. (ИСПЕЧЁН (испечена, -ы) [сделан (-а, -ы)|> ИЗ ОДНОГО Быть схожим с другим (по образу жизни, характеру, взглядам и т. п.) (о людях). О Мы свами из одного теста.Это я всё понимаю. А то бы я с вами и говорить не стал. А. Н. Толстой, Егор Абозов. — Будем верить, и у нас свои Дусматовы будут. Из одного теставсе мы, вот в чём дело. 77. Павленко, Труженики мира. Нечего удивляться, что Ирина такая же модница, как её мама, из одного и того же теста испечены. Впредложении обычно сказуемое. ант. <Испечён (испечена, -ы) [сделан (-а, -ы)]> из другого теста 6. ОДНИМ [тем же1 МИРОМ МАЗАНЫ.Разг. -235. Может употребляться как выражение пренебрежительного, отрицательного отношения к кому-л. О О представительницах [светских] салонов мать её всегда отзывалась с завистливой насмешкой и презрением, говоря, что и они тем же миром мазаныи в сущности одного с нею поля ягоды. В. Крестовский, Brie закона. — И дураки и умники — одним миром мазаны.М. Горький, Мать. — А попозже — помиритесь! — из своего угла сказал Семисадов. — Свой своему завсегда кум.. Все вы одним миром мазаны.Ю. Герман, Россия молодая. Более употребителен вариант «одним миром мазаны». В предложении обычно сказуемое. с и н. Одного [того же] поля ягода (ягоды) Два сапога пара 7. ОДНОГО [тогб же] ПОЛЯ ЯГОДА (ягоды).Разг. -539. Может употребляться как выражение пренебрежительного, отрицательного отношения к таким людям. IIL1.11. О — Вы, мадам, зря острите. Кому-кому, а вам ирония в мой адрес не к лицу. Мы — одного поля ягода, оба любим устроиться получше. Д. Павлова, Совесть, Если он [Радий] действительно преступник, то, возможно, и Арканов, который будто бы находил ему работу, того же поля ягода. П. Волков, Не дрогнет рука. Более употребителен вариант «одного поля ягода». В предложении обычно именное сказуемое. с и н. Одним [тем же] миром мазаны Два сапога пара 8. ДВА САПОГА ПАРА. Разг. -407. ]Может употребляться как выражение пренебрежительного отношения к кому-л. О Ах, да я тебе позабыл сказать: сестра тебе кланяется.. — Ну что, как она поживает? — Ничего, теперь переехала на прииск к Лоскутову. Два сапога пара: оба бредят высшими вопросами и совершенно довольны друг другом. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы. Редактор и Гурский с их любовью решать за других были два саксга пара.К. Симонов, Мы не увидимся с тобой... В предложении обычно именное сказуемое. с и н. Одним [тем же] миром мазаны Одного [того же] поля ягода (ягоды) 9. ВАШ БРАТ. Разг. -43. Вы и вам подобные (о людях одинакового пола, положения, одинаковых профессий, взглядов и т. п.). О Я не верю в твою любовь. Знаю я вашего брата мужчин.. Уходи, ненавистный!.. Видеть тебя не могу. М. Бубеннов, Стремнина. [Орлов:] Вот вы журналистка. Ваш брат [журналисты] должен быть справедливым и непримиримым. А. Суров, Далеко от Сталинграда. В предложении может быть подлежащим, прямым или косвенным дополнением, за которым обычно следует уточняющий член, обозначающий какую-л. определённую группу людей. 10. НАШ БРАТ.' Разг. -43. одинаковых профессий, взглядов и т. п.). О — Вы удивляетесь? Вот, дескать, откровенный человек. И, боже мой! Наш брат степняк так правду-матку и режет. Тургенев, Гамлет Щигровского уезда. — Нашего брата, старых холостяков, принято вышучивать, и мы это вполне заслужили. Мамии-Сиби-ряк, Запоздавшая весна.— Интеллигентная, стихи на самых разных языках знает, даже бредила и то не как наш брат. Ю. Герман, Операция «С Новым годом». Глаз у неё хороший, нашего брата насквозь видит, человека от хмыря в два счёта умеет отличить. Б. Санин, Одержимый. В предложении может быть подлежащим, прямым или косвенным дополнением, за которым обычно следует уточняющий член, обозначающий какую-л. определённую группу людей. П. СВОЙ БРАТ. Разг. ' -43. Такой же, как другой, другие (о людях одинакового пола, поло-Ксения, одинаковых профессий, взглядов); единомышленник, друг, близкий. Сл.-справ. по русск. фрззеол. Ш.1.12. О С утра встречались странникам Всё больше люди малые, Свой браткрестьянин-лапотник, Мастеровые, нищие, Солдаты, ямщики. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо. Постеснялся я, признаться, сказать ему откровенно всю правду. Он хошь [ = хотя] и свой брат,да в этаком деле и своему-то не сразу доверишься. Короленко, Соколинец. — Измывается надо мной барин, — ну, ладно, могу терпеть... он — лицо. А — когда свой брат,мужик, теснит меня — как я могу принять это? М. Горький, Мои университеты, А главное, солдат — значит, свойже братмужик — вооружённое восстание не поддержал. И не поддержал потому, что понимания настоящего не было у него, всё ещё на царя--батюшку надеялся. Г. Марков, Строговы. В предложении может быть подлежащим, прямым или косвенным дополнением, за которым обычно следует уточняющий член, обозначающий какую-л. определённую группу людей. 12. ВАША СЕСТРА.Разг. -422. О — Ну, смотри,., неладно тебе будет!.. Я тоже с вашей сестройумею обращаться. М. Горький, Мальва. — Сама догадывайся, зачем вашу сеструтравят свои же бабы. Мамин-Сибиряк, Три конца. В предложении может быть подлежащим, прямым или косвенным дополнением. 13. НАША СЕСТРА.Разг. -422. О [Даша:] Нынче даже и наша сестране очень так кидается, чтоб непременно замуж... Островский, Светит да не греет. — Это очень хорошо тебе, что ты не горяч. Наша сестрагорячих любит распалить, да и спечь до золы. М. Горький, Жизнь Клима Сам-гина. В предложении может быть подлежащим, прямым или косвенным дополнением. 14. ОДИН В ОДНОГО (один в один, одна в одну, однб в Совершенно одинаковы {обычно с одобрением о ком-л. или о чём-л., одинаковом но величине, каким-л. качествам и т. п.). О Лошади были не крупные, почти все своего завода — саврасой масти, сытенькие, крепенькие, одна в одну.Л. Толстой, Фальшивый купон. Было у вдовы девять сыновей и десятая дочь — и уродились все девять сыновей один в одного:,голос в голос, волос в волос. М. Вовчок, Сказка о девяти братьях. В предложении обычно именное сказуемое, часто в сочетании с глаголом «уродиться». син. Один к одному (одна к одной, одно к одному)4 15.ОДИНК ОДНОМУ(одна к одной, одно к одному). Совершенно одинаковы (обычно с одобрением о ком-л. или о чём-л. одинаковом но величине, каким-л. качествам и т.п. О — Лес-то какой! деревья одно к одному, словно солдаты стоят! Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. По соседству с Васю-ковыми живут Зефировы — старик и три сына. Сыновья — один ь* одному, крепкие ребята. С. Антонов, Дело было в Пенькове. Ш.1.19. Про всю свою бригаду: — одинк одномуподобрался. Ю. Герман, Наш друг Иван Бодунов. В предложении обычно именное сказуемое, часто в сочетании с глаголами «оказаться», «подобраться». с и н. Один в одного (один в один, одна в одну, одно в одно) 16. ПОД ПАРУ кому. Разг. -311. качествам (обычно как супруг или супруга). О А вот есть паренёк, рядом тут, в Синегорье живёт.. И летами и ростом как раз ей под пару. Так вот он ей не очень, видишь ли, нравится. С. Антонов, Поддубепские частушки. Ни в слободе, ни в Москве самой не найти было бойца Никифорову под пару.С. Мстиславский, Грач — птица весенняя. — Каков ваш молодой-то барин?.. — Смирненек очень, Федотовна; не под парунашей-то,., ей бы надо муженька посердитее. Писемский, Тюфяк. В предложении — именное сказуемое, обязательно дополнение в дат. п. («кому»). ант. Не пара кому 17. ПОПАДАТЬ / ПОПАСТЬ В ТОНкому. Разг. -342. настроениям, взглядам и т. п. кого-л. О Желание попасть в тони показать знание светских приличий убивало его и заставляло делать тысячи несообразностей. Салтыков-Щедрин, Господа ташкентцы. Он хочет смягчить свои слова иронией, но я понимаю его и стараюсь только об одном — получше попадатьему в тон,чтобы поскорее и поприличнее уйти. Бунин, Без роду-племени. Остап Петрович всегда считал, что с Лаврентьевым работать легко и в то же время очень трудно. Никогда не знаешь, как попастьему в тон. Рабичкин и Тельман, Белая бабочка. В предложении обычно сказуемое; глагол обычно в наст, и прош. времени, в ед. ч., в сочетании с глаголами «хотеть», «желать», «пытаться» и т. д. — в форме инфинитива; обязательно дополнение в дат. п. («кому»). 18. СТИРАТЬ / СТЕРЕТЬ ГРАНИ (грань)между кем, между Устранять какие-л. различия, уподоблять одно другому. О На корабле не было порядка. Над людьми, вместо командира, теперь властвовал ужас смерти. Он стёр гранимежду офицерами и матросами, свёл на нет чины, ордена, звание, благородное происхождение. Новиков-Прибой, Цусима. В предложении обычно сказуемое; глагол обычно в наст и прош. времени; обязательно дополнение в твор. п. с предлогом «между». ант. Проводить / провести грань между кем, между чем Разница. Отличие. 19. ПРОВОДИТЬ / ПРОВЕСТИ ГРАНЬмежду кем, между Устанавливать какие-л. различия (обычно точные, определённые). 6* 163 III. 1.20. О -Я не провожу непереходимой грани между основными жан-рами Эренбурга — романом, статьёй, памфлетом. В них одна душа у них общее дыхание. К. Федин, Илья Эренбург. Заведующи' отделом был человек требовательный и отчётливо проводил гра между хорошими работниками и теми, кто не утруждал себ работой. В предложении обычно сказуемое; глагол обычно в наст, прош. времени; обязательно дополнение в твор. п. с предлогом «меж ду». ант. Стирать / стереть грани (грань) между кем, между чем 20. ПУТИ [дороги] РАСХОДЯТСЯ / РАЗОШЛИСЬ кого или Прекращается связь, общение между кем-л. из-за несходства взглядов, интересов, образа жизни и т. п. О — Мне ведь это совершенно всё равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись. Тургенев, Omi/ы и дети. Юрий не написал Тане больше ни строчки: как видно, пути их разошлись навсегда. Г. Шолохов-Синявский, Волгины. В функции предложения, обязательно определение, выраженное существительным в род. п. («кого») или притяжательным местоимением («чьи»). 21. {ИСПЕЧЁН (испечена, -ы) [сделан (-а, -ы)1> ИЗ ДРУГОГО Быть несхожим с кем-л. другим (по образу жизни, характеру, взглядам и т. п.) (о людях). О Но отец Иван испечён был из другого теста, чем все смертные. Елеонский, Папаша-крёстный. Рита, по его мнению, была сделана «совсем из другого теста, как её папа и мама». Куприн, Хорошее общество. — Богач Каргин, ничего не скажешь. Только он совсем из другого теста сделан, чем, к примеру ска-, зать, Сергей Ильич. К. Седых, Даури.ч. В предложении обычно сказуемое. ант. (Испечён (испечена, -ы) [сделан (-а, -ы)]> из одного <и того же) теста 22. НЕ ПАРА кому. Разг. -310. {иногда как супруг или супруга). О — Будет лучше, если ты прекратишь сношения с твоими старыми знакомыми. Теперь они уже ие пара тебе... и даже могут сконфузить тебя. М. Горький, Трое. [Фамусов:] Кто беден, тот; тебе не пара. Грибоедов, Горе от ума. Катерина задумалась.. Мария внимательно наблюдала за ней. — Может быть, жалеешь, Катя? Катерина словно очнулась от забытья: —О чём? Ах этот?.. Я ему не пара. А. Лебеденко, Девушка из тайги. В предложении — именное сказуемое; обязательно требуется дополнение в дат. п. («кому»). а н т. Под пару кому 23. НЕ В ПРИМЕР кому, чему. Разг. -356. как кто-л. или что-л. III.L26. О — Мой Тихон не в пример другим. Уж такой степенный был. Бунин, Весёлый двор. Хотя, ие в пример вчерашнему дню, стояла жара, в полутёмной кухоньке., было на редкость прохладно. В. Беляев, Старая крепость. Учёба давалась ему легко, не в пример Андрею. Д. Гранин, Искатели. В функции предлога с дат. п. 2) Горзздо, несравненно (лучше, хуже и т. п.). 24. КАК НЁБО И ЗЕМЛИ. Разг. -272. при внешнем сходстве, при общности чего-л. па первый взгляд). О Удивляюсь, как вы можете так рассуждать! Да разве можно сравнить то, что было раньше и что делается сейчас? Это как небо и земля. И. Соловьёв, Будни милинии. В предложении может быть именным сказуемым, обстоятельством образа действия в форме сравнительного оборота; употребляется обычно в сочетании с глаголами «отличаться», «различаться». Нёбо и земля. Разг. О Я деликатно напомню, что они и я — это разница-с. Земля и небо. Достоевский, Скверный анекдот. В предложении — именное сказуемое. 25. КАК НЁБО ОТ ЗЕМЛИ. Разг. -272. О — Тут только увидел я разом плоды десятилетних трудов. Поля моих крестьян отличались от соседних, как небо от земли. Герцен, Записки одного молодого человека. Окончательный вариант статьи как небо от землн отличался от первоначального. В предложении обстоятельство образа действия в форме сравнительного оборота; употребляется обычно в сочетании с глаголом «отличаться». 26. БЕЛАЯ ВОРОНА. Разг. -79. О — Ну, дазай, — .. в тон корнету сказал Николай и пригубил бокал. Он решил остаться в «Вилла — Родэ» до утра и, чтобы как-нибудь скоротать время и не чувствовать себя белой вороной, перестал отказываться от шампанского. //. Кремлёв, Большевики. — Василием Андреевичем вы с полным правом можете гордиться. — Так-то оно так, да ведь Василий-то среди нас белой вороной был. И если он против царя пошёл, то моей заслуги тут нет. К. Седых, Даурия. В предложении обычно именное сказуемое, может быть подлежащим, прямым или косвенным дополнением. 2. НАЧАЛО. - КОНЕЦ. Фразеологизмы данного раздела отражают явления и ситуации, связанные с началом (начинанием, основанием и т. д.) чего-л. и концом (окончанием, завершением и т. д.) чего-л. (трудовой Деятельности, творческого пути и т. п.); идея окончания также связана с результатом, итогом, выводом. III. 2.1. Начало. 1. ПЕРВЫЕ ШАГИ (первый шаг) кого или чьи {чей). -531. деятельности. О Первый шаг Александра Ипсиланти прекрасен и блистателен. Он счастливо начал. А. Пушкин, Письмо В. Л. Давыдову, март 1821 г. Не утерпев, я сел записывать эту историю моих первых шагов на жизненном поприще. Достоевский, Подросток. Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя. Телешов, Записки писателя. Надо точно сказать самой себе: первый мой шаг в этом направлении — ошибка, второй мой шаг — признание этой ошибки! Г. Николаева, Жатва. В предложении может быть подлежащим, именным сказуемым, прямым или косвенным дополнением, обязательно требуется определение, выраженное существительным в род. п. («кого») или притяжательным местоимением («чьи» или «чей»), обычно требуется и второе дополнение в предл. п. с предлогом «в» или «на» («в чём», «на чём»). 2. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ. Разг. -344. чьей-л. жизни или пребывания где-л. и т. п.). О Я до того испугался неожиданного появления отца, что даже на первых порах не заметил, откуда он шёл и куда исчез. Тургенев, Первая любовь. По подсчёту главного инженера, на первых порах требовалось три полуторки и хотя бы один тягач. А. Чаковский, У нас у лее утро. В предложении — обстоятельство времени. 3. ЗАКЛАДЫВАТЬ / ЗАЛОЖИТЬ ОСНОВЫ [фундамент] чего. Создавать то, что является исходным, начальным, основным {для какой-л. отрасли науки, культуры, образования и т. п.). Употребление фразеологизма обычно связывается с созданием чего-л. фундаментального, основополагающего. О В средней же школе люди только приучаются систематически работать, они только закладывают фундамент образования. М. И. Калинин, О коммунистическом воспитании. Дидло заложилосновы классического танца XIX столетия. Ю. Слонимский, Мастер балета. В предложении обычно сказуемое, глагол обычно в наст, и прош. времени; требуется косвенное дополнение в род. п. («чего»). 4. С АЗОВ. Разг. -30. О Кантемир терпеливо и добросовестно исполнял труд просветителя, вынужденного начинать буквально с азов. Плеханов, История русской общественной мысли. Занятия в нейрохирургической клинике Иван Иванович, уже опытный хирург, начал почти с азов, а через три года блестяще защитил кандидатскую диссертацию. А. Коптяева, Иван Иванович. В предложении — обстоятельство образа действия. — От названия первой буквы церковнославянского алфавита, с которой начинали обучение учеников грамоте. III. 2.8. 5. ОТ АДАМА. Разг. -29. О л Пишите сценами, как делают французы... И чтобы не было этих предварительных вступлений от Адама, эпизодических вставок. Мамин-Сибиряк, Черты из жизни Пепко. Мы пошли на лекцию о Пушкине, которую профессор начал от Адама — со становления русского стихосложения в XVIII веке. Иногда фразеологизм может употребляться как выражение иронии по отношению к человеку, который вместо того, чтобы непосредственно осветить какой-л. вопрос, начинает с изложения его истории. В предложении обычно обстоятельство образа действия; употребляется в сочетании с глаголом «начинать»; может быть несогласованным определением. 6. ОТ ПЁЧКИ. Разг. -320. начала (делать что-л.). О — Прошло полчаса, а мне опять приходится начинать от печки. Я спрашиваю у тебя: здесь Чумалов? —Ну, здесь, у себя. Занят — не принимает. Ф. Гладков, Энергия. — До чего ж непонятливый ученик попался! Казалось бы, к концу занятия всё понял, усвоил, повторил даже! А на следующий день — будто и не было вчерашнего! —опять сначала, опять танцуем от печки! В предложении — обстоятельство образа действия; употребляется обычно в сочетании с глаголами «начинать», «танцевать». 7. ПРОБА ПЕРА. Книжн. -360. О Со времён нашего свидания на Капри, где вы не поленились пробежать \разг. = бегло прочитать] мои начальные строки и пробы пера,., я напрягаю ум, чтоб на бумагу по возможности чётко и ясно передать то, что необходимо знать начинающему актёру. Станиславский, Письмо А. М. Горькому, 10 февр. 1933. «Проба пера», которая может быть у любого человека, необязательно связана с началом литературной деятельности. Иногда фразеологизм употребляется с шутливым оттенком, иронически. В предложении может быть подлежащим, именным сказуемым, прямым или косвенным дополнением. 8. РАСПРАВЛЙТЬ / РАСПРАВИТЬ КРЬ'ШЬЯ. Книжн. -385. начинать действовать энергично, решительно, смело {обычно о талантливом, энергичном человеке). О Вам надо писать по 20—30 печатных листов в год, чтобы понять себя, развернуться, возмужать, чтобы на свободе расправить крылья, и тогда Вы подчините себе сцену, а не она Вас. Чехов, Письмо к Е. П. Гославскому, 11 мая 1899. Теперь °н [Грум-Гржимайло] мог шире расправить свои крылья. Ему Поручили выстроить новую рельсопрокатную, и я застал его за большой работой; всё проектировал он сам. М. Павлов, Воспоминания металлурга. Ш.2.9. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|