Методы и технология сбора социологической информации
Анализ документов Документ (лат. documentum – доказательство) – материальный объект, содержащий в зафиксированном виде по установленным формам и правилам информацию, необходимую для научно-исследовательских и практических целей. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Необходимо отметить, что единичные документы крайне редко становятся объектом социологического изучения, обычно интерес для исследователя представляет некоторый массив документальных источников. Документы содержат информацию о каком-либо явлении, процессе или событии, которое когда-то имело место, т.е. документы содержат первичную информацию. Изучение документов дает вторичные сведения, систематизированные, обобщенные и теоретически обработанные. Поэтому в социологических методах сбора информации анализ документов обладает свойствами так называемого «метода вторичного анализа данных». Это свойство данного метода и определяет специфику его использования. Анализ документов может быть использован в социологических исследованиях в двух качествах: · как главный или единственный метод; · в сочетании с другими методами. В качестве единственного метода сбора информации в процессе социологического исследования анализ документов применяется довольно часто. Например, биографический метод, история жизни, история семьи – все это различные вариации метода анализа документов, используемого самостоятельно, без привлечения других методов. В тоже время необходимо отметить, что не менее широко в практике социологических исследований используется этот метод в совокупности с другими. Анализ документов позволяет более точно сформулировать проблему, очертить границы объекта и предмета исследования, а также может дать результаты для формулировки рабочих гипотез исследования. Способ использования данного метода определяется двумя факторами: задачами конкретного исследования и квалификацией исследователя. Немаловажной специфической чертой метода анализа документов является субъективность. Понимание текста документа требует установления соответствия между языком документа и языком исследователя, требует «включения» интуиции, культуры, жизненного опыта. Все это может вносить искажение в результаты исследования. Конечно же, социология выработала определенные процедуры и специализированные методы проведения анализа документа, которые позволяют уменьшить долю субъективизма, но успешность использования данного метода в социологических исследованиях во многом зависит от индивидуальных черт исследователя. Основными условиями успешного использования данного метода является проверка массива документов на надежность и достоверность. За любым текстом всегда стоят люди и их интересы, их сила и слабости всегда отражаются в содержании документа. Поэтому в целях проверки надежности документов необходимо установить подлинность источника и его связь с предметом исследования. А изучение правдивости освещения фактов, точности в передаче автором описываемых им событий позволит оценить степень достоверности документа. Как следует из приведенного выше определения понятия «документ», в качестве такового может выступать практически любой носитель социальной информации. Развитие технологий коммуникации и разнообразие современной жизни предлагают исследователю множество документальной информации, которая требует своего упорядочения в классификациях. Классифицировать документы можно по разным основаниям: · по форме изложения (вербальные и статистические); · по форме фиксации (печатные и рукописные на бумажной основе, иконографические в виде записи на кино-, фото- и видеопленке, на магнитной ленте, лазерных дисках и т. п.); · по способу восприятия (визуальные, аудиальные, кинестетические и смешанные); · по прямому содержанию (литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований, видеохроники общественных событий, научно-технические: книги, патенты, инвестиционные проекты, конструкторско-технологическая документация и т. д.; правовые: постановления, указы, договоры и т. д.; управленческие: приказы, директивы и пр.; экономические: технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т. п.; организационные: организационные проекты, устав, организационные структуры, протоколы, инструкции и т. п.); · по статусу (официальные: правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность, документы, удостоверяющие личность человека и его права и т. п. и неофициальные: личные материалы, а также составленные гражданами безличные документы, например статистические обобщения, выполненные другими исследователями на основе собственных наблюдений и др.); · по уровню иерархии нормативно-методического обеспечения (международное сообщество, страна, регион, город, село, фирма); · по функциональным особенностям (информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные); · по целевому назначению (целевые, возникновение которых было специально задумано исследователем: ответы на вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов; справки официальных и общественных организаций, выполненные по инициативе, заказу исследователей; статистическая информация, собранная и обобщенная в ориентации на определенное социологическое исследование, и наличные, т. е. существующие независимо от исследователя: официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т. д.); · по степени персонификации (личные: карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры или анкеты и бланки, заверенные подписью); характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи; документы поименного голосования в представительных органах власти и безличные: статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний); · по количеству авторов (один и множество); · по источнику информации (первичные, составляющиеся на базе прямого наблюдения или опроса, на основе непосредственной регистрации совершающихся событий, и вторичные: обработка, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников); · по месту хранения (в государственных и частных, отечественных и зарубежных, центральных и региональных архивах; научных публикациях – статьях, монографиях, словарях и энциклопедиях, справочниках; веб-сайтах: отечественных и зарубежных электронных библиотеках; сайтах, специализирующихся на социологии и родственных с ней дисциплинах; официальных сайтах научных журналов). Предложенные способы классификации документов охватывают большую их часть, но они не являются конечными и исчерпывающими. Методы анализа документов. Основная проблема при анализе документов заключается в сложности интерпретации языка документов в терминах языка исследования. Документы составлены не для того, чтобы социолог проверял по ним свои гипотезы. Они создаются с другими целями: ведомственными, личными, общественными и др. Поэтому необходимо использование определенных правил и процедур изучения документов, необходима разработка самой схемы анализа документа, необходимо определить текстовые индикаторы ключевых понятий концепции исследования и т. д. Все это приводит к возникновению множества методов анализа документов. Тем не менее, все многообразие методов анализа документов сводится к двум основным типам: традиционному (качественному, содержательному) анализу и формализованному (количественному) анализу. Некоторые исследователи считают, что эти два исследования являются полностью независимыми друг от друга и могут быть использованы самостоятельно и по отдельности. Вторая позиция представляется более аргументированной и логичной – оба типа взаимно дополняют друг друга. На первом этапе анализа документов целесообразно использовать традиционный анализ, который позволит скорректировать гипотезы исследования, изучить существо анализируемых материалов, логики текста, обоснованность и достоверность приводимых сведений. Традиционный анализ – это толкование документа, его всесторонняя интерпретация путем выяснения основных мыслей и идей конкретного текста, воссоздания логических связей и противоречий между ними. Традиционный анализ бывает внешний и внутренний. Внешний предполагает восстановление обстоятельств создания документа в историческом и социальном планах. Внутренний представляет собой анализ содержания документального источника, выяснения отраженных в нем конкретных социальных связей и отношений. Традиционный анализ применим для документов всех типов. Выделяют специальные методы традиционного анализа: исторический, психологический, юридический, лингвистический. Интерпретация документа представляет собой оценочные суждения самого исследователя, обусловленные его мировоззренческой позицией и ситуативными установками. Это увеличивает субъективность результатов социологического исследования, что снижает его качество. Для снижения субъективизма в социологии разработаны методы, которые позволяют оценить документ на основе объективных показателей содержания. Это методы формализованного анализа. К методам формализованного анализа относят информационно-целевой метод и методы контент-анализа. Суть информационно-целевого метода заключается в следующем. Любой текст обладает счетным и конечным количеством смысловых опорных узлов содержания. Также любой текст содержит некоторое количество базовых идей. Различные соотношения между опорными узлами содержания и базовыми идеями текста позволяют вычислить коэффициент новизны или информативность текста. Специфика контент-анализа будет рассмотрена ниже. Контент-анализ или формализованный (количественный) анализ документов направлен на получение объективной информации о некоторой совокупности однородных документов путем фиксации существенных характеристик содержания и их количественного описания. Общая структура контент-анализа может быть модифицирована различными способами. Американский социолог Р. Мертон выделяет шесть типов контент-анализа: · Элементарный контент-анализ. Простейшее выделение и исследование единиц анализа, содержащихся в документе. · Классификационный контент-анализ. Выделяются единицы анализа, которые не только отражают наличие искомой информации, но и позволяют выявить отношение этих единиц к объекту исследования. Затем полученную информацию можно упорядочить в классификации по отношению к объекту исследования. · Контент-анализ по единицам анализа. При использовании этого типа анализа документов выделяют главные и второстепенные единицы анализа с позиций проводимого исследования. Единицы анализа можно классифицировать не просто на главные и второстепенные, но выстроить сложную систему иерархии важности единиц анализа для целей социологического исследования. Таким образом, модель документа оказывается более богатой по своим исследовательским свойствам. · Тематический контент-анализ. Первоначально исследователь определяет максимально широкую совокупность категорий анализа, чтобы охватить всю совокупность тем, которые могут содержаться в массиве документов и относятся к предмету исследования. Каждая категория анализа полностью описывается единицами анализа. Полученная совокупность данных наиболее широко представляет содержание текста. · Структурный контент-анализ. Целью данного вида анализа, документов является анализ взаимоотношений различных тем и отношений в анализируемом тексте, то есть анализ структуры документов. · Анализ пропаганды. Данный вид контент-анализа используется в том случае, когда необходимо установить основную идею массива информации в целом. Довольно часто совокупность документов посвящена одной теме и преследует какую-то скрытую цель, раскрыть эту цель можно только путем содержательного анализа всего массива информации. В данном виде контент-анализа также необходимо строить модель каждого документа, выявляется их общая направленность, система причинно-следственных связей между документами и темами документов, тенденции и способы представления информации в выявленном направлении. Выделенные Р. Мертоном шесть типов контент-анализа отличаются друг от друга целью, направленностью, процедурой проведения и т. д. В тоже время, у этого метода есть некие общие свойства, которые позволяют выявить моменты, характеризующие метод в целом. Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют: · понятия, выраженные в отдельных терминах; · тему, выраженную в целых смысловых абзацах, частях текстов, статей, радиопередач и т. п.; · имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений; · целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т. п.; · смысл апелляций к потенциальному адресату (в том числе апелляции к определенным ценностям, идеалам, интересам и т. д.). По мнению В. И. Добренькова и А. И. Кравченко роль единиц анализа может выполнять что угодно: темы и проблемы, пропозиции, образы, идеологемы, метафоры, примеры и аналогии, каламбуры, аллитерации, мифологемы, кочующие образы и многое другое, иногда очень экзотическое, скажем, надписи на стенах публичных туалетов. Единицами анализа могут служить, например, упоминания о российских политических деятелях и политических партиях и движениях (фамилии, имена политиков и названия партий). В такой роли могут выступать также фрагменты текста или его признаки, фотографии, заголовки, названия профессий, события, города, страны, организации, оценки, суждения на определенную тему и т. п. Смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы. Основная задача исследователя – определить максимально корректные единицы анализа. В тоже время количество их не должно быть чрезмерно большим, так как это является признаком нестрогости и эклектизма. В социологических исследованиях наиболее часто используются следующие виды смысловых единиц анализа: слово (словосочетание), сообщение, герой (характер), тема, суждение, ситуация и т. д. Обычно в исследовании используется несколько видов единиц анализа одновременно. Смысловые единицы анализа измеряются с помощью двух видов мер: · единицы протяженности (физическая протяженность или площадь текстов, заполненная смысловыми единицами: число строк, абзацев, квадратных миллиметров, знаков, колонок – в печатных текстах; длительность трансляции по радио или телевидению, метраж пленки при магнитофонных записях); · единицы частоты (частота упоминания по отношению к другим единицам). После определения смысловых единиц анализа и видов их измерения проводится анализ текста на предмет выявления количества тех или иных смысловых единиц анализа определенной протяженности и частоты. По отношению к единицам анализа, сгруппированным по единому основанию, иначе говоря, составляющим концептуальное целое, специалисты употребляют другой термин – «категории анализа». Категории анализа – его смысловые единицы, обозначающие эмпирические признаки текстовой информации, которые являются результатом операционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования. Требования к категориям анализа: · должны выражать теоретические понятия исследования; · иметь в соответствии признаки (смысловые единицы) в тексте; · обладать возможностями однозначной регистрации признаков, составляющих эти категории. Категории анализа выражаются определенными признаками (подкатегориями), характеризующими интенсивность, направленность, значимость выраженной в категории идеи, проблемы. К ним могут относиться понятия из любой сферы жизни общества: формы собственности, приватизация, финансовая система, научно-технический прогресс, методы хозяйствования, национализм, авторитаризм, демократия, международное сотрудничество, права человека, гуманизм, активность, деловая предприимчивость, нарушение законности, коррупция и др. С помощью категорий выделяют концептуальные связи, модели, микропроблемы, тематические поля. Категории анализа, по мнению С. И. Григорьева и Ю. Е. Растова, должны быть: · уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач; · исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования; · взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме); · надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа. Г. Г. Воробьев отмечает, что в настоящее время различается четыре методологии контент-анализа: · грамматический (лингвистический) – по размеру абзацев, длине фраз, порядку слов в предложении, метрическому составу и другим формальным признакам языка; · семантический (социологический) – по экспертным оценкам содержания; · документалистический (кибернетический) – по параметрам языка, текста и документа как сообщения (дескрипторы и их нагрузка, компактность, информационная плотность, аспектность, проточность, физический и информационный объемы, информационная емкость и информативность); · цитационный – анализ библиографических ссылок в научной литературе. Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Разные специалисты и источники называют неодинаковое число таких документов. По мнению С. И. Григорьева и Ю. Е. Растова, их должно быть пять: · классификатор контент-анализа; · протокол итогов анализа (он еще называется – бланк контент-анализа); · регистрационная карточка (кодировальная матрица); · инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета; · каталог (список) проанализированных документов. Классификатором контент-анализа авторы называют общую таблицу, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор уподобляется социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов, и считается основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание других документов. Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т. п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны контент-анализа, а исходя из желания на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе (так удобнее сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов). Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующих единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу. Типичные ошибки контент-анализа документов. Если контент-анализ применяется впервые, то допускаются многочисленные ошибки. Среди них специалисты отмечают наиболее типичные просчеты: · анализ документов опережает разработку исследовательской программы; · анализируются документы, не связанные с гипотезами исследования (имеющие сходство с темой исследования лишь по названию); · не проверена подлинность документа; · не уточнено его авторство; · неполно учтено его предназначение; · категории анализа не определены до такой степени, которая позволяет четко различать смысловые единицы текста документа; · категории анализа не субординарны и не приведены в соответствие с теми дефинициями и операционализирующими их терминами, которые зафиксированы в программе исследования; · категории анализа несопоставимы со смыслом и языком текста анализируемого документа; · единицы анализа характеризуют категории анализа лишь внешне, а не по существу, поэтому единицы анализа не позволяют идентифицировать содержание документа в полном соответствии с категориями анализа; · анализ документа ведется без предварительной подготовки всего комплекса методических инструментов; · классификатор имеет недочеты, составлен с нарушением правил логики; · регистраторы (кодировщики) не получили должной методической подготовки; · инструкция по регистрации и кодировке недостаточно полная, составлена исследователем, который сам предварительно не апробировал инструментарий; · кодировка не соответствует программе математической обработки данных исследования; · результаты контент-анализа не перепроверены информацией, собранной иными методами. Метод наблюдения В социологических исследованиях под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии (прослеживании) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке. Таким образом, научное социологическое наблюдение должно обладать следующими чертами: · оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; · планируется по заранее обдуманной процедуре; · все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; · информация, полученная путем наблюдения должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость. Для того чтобы превратить обыденное наблюдение в научный метод, необходимо, по мнению С. И. Григорьева и Ю. Е. Растова, осуществить следующий ряд исследовательских процедур: · вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения; · определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения: объект наблюдения (индивид, малая группа, социальная общность, общественное мероприятие, событие и др.); предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения); категории наблюдения – показатели либо конкретные признаки, которые отвечают определенным требованиям (они значимы для решения поставленной задачи, операционализированы и доведены до уровня наблюдаемых признаков, имеют количественный характер), они более конкретны, чем исходные понятия наблюдения, но более абстрактны, чем единицы наблюдения; наблюдаемые ситуации, т.е. реальные обстоятельства, при которых могут проявиться категории наблюдения; условия наблюдения, т.е. обязательные требования к ситуации, при наличии которых только и может происходить наблюдение (или этого делать нельзя); единицы наблюдения – элементарные, эмпирически фиксируемые акты поведения людей, через которые распознается категория наблюдения; · подготовить инструментарий наблюдения: дневник наблюдения – методический документ, где в закодированной или общепонятной форме записываются: ход наблюдения, результаты наблюдения, действия наблюдателя, оценка инструментария и процедур, реакция наблюдаемых; карточки наблюдения (карточка наблюдателя, лист наблюдения, карточка индикаторов для регистрации) – методический документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения); протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий методические сведения о процедуре наблюдения; классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей; аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения; программу обработки данных наблюдения; · провести пилотаж (апробировать) инструментария, внести в него, если потребуется, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров; · составить план и (или) сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит); · разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж; · осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями. Специфика наблюдения такова, что оно всегда является локальным. Каждая наблюдаемая ситуация носит ограниченный, принципиально уникальный характер. Поэтому, каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и экстраполированы на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований. Виды наблюдения. Наблюдение можно классифицировать по различным основаниям: · по степени формализованности (структурированное, систематизированное или стандартизированное и неструктурированное или нестандартизированное); · в зависимости от положения наблюдателя (включенное и невключенное); · по упорядоченности (случайное и систематическое); · по форме взаимоотношений ученого с испытуемыми (скрытое и открытое наблюдение); · по условиям организации (полевое и лабораторное); · по длительности проведения, задачам и масштабу изучаемого явления (кратковременное и долговременное). Структурированное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее определяет значимые элементы изучаемой ситуации, составляя подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдения еще до начала сбора материалов. Этот вид наблюдения предполагает повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. Неструктурированное наблюдение – вид сбора информации, при котором элементы процесса, подлежащего изучению, заранее не определяются. Применяется при отсутствии четких гипотез и детального плана действий наблюдателя, требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации, способности быстро переключать внимание, не зацикливаясь лишь на каком-либо одном проявлении категории наблюдения. Включенное наблюдение – способ наблюдения, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы. Здесь от наблюдателя потребуются умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность. Невключенное наблюдение – наблюдение, при котором исследователь выполняет функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне их поля зрения, не включаясь в ход событий и не задавая вопросов. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя. Случайное наблюдение – наблюдение заранее незапланированного явления. Систематическое наблюдение – вид наблюдения, которые проводят регулярно в течение определенного периода. Скрытое наблюдение – вид наблюдения, при котором участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя. Открытое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь сообщает участникам о своих намерениях. Полевое наблюдение – вид сбора информации, осуществляемый в естественных наблюдаемых условиях, в реальной жизненной ситуации. Особую роль здесь играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них. Лабораторное наблюдение – вид сбора информации, при котором условия окружающей среды определяются исследователем, то есть наблюдение осуществляется в условиях, искусственно созданных для наблюдаемых и контролируемых исследователем. При этом повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). Кратковременное наблюдение – вид сбора информации на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, полученных другими методами. Долговременное наблюдение – вид сбора информации, длящийся многие месяцы и годы, призванный отследить протекание крупномасштабных либо сложно организованных социальных процессов. Довольно часто наблюдение используется в социологических исследованиях как метод предварительного исследования, результаты которого могут быть использованы для разработки программ (включая формулировку гипотез) и инструментария для дальнейших исследований. Преимущества и недостатки наблюдения. Наблюдение как метод сбора информации имеет бесспорные преимущества перед другими методами, но также имеет и некоторые недостатки. К числу преимуществ метода наблюдения можно отнести следующие: · наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, появления, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивида. Ретроспективные суждения индивидов всегда основываются на стремлении сгладить некоторые «шероховатости» поведения, стремлении выглядеть лучше, чем есть на самом деле; · независимость наблюдения от готовности наблюдаемых лиц. Это позволяет фиксировать элементы социальной жизни в том виде, в котором они существуют в реальности; · многомерность охвата, то есть исследователь может оценить ситуацию полностью, не ограничиваясь единицами наблюдения; · широта поля наблюдения. В ходе наблюдения исследователь может принять во внимание такие факторы, которые ранее не учитывались им при разработке программы исследования; · отсутствие специальной аппаратуры при обыденном наблюдении. К числу недостатков метода наблюдения можно отнести следующие: · сложность, а иногда и невозможность проведения повторного наблюдения, поскольку социальные процессы подвергаются воздействию большого числа различных факторов, которые не всегда могут повторяться; · влияние психологических особенностей наблюдателя на процесс наблюдения, что ведет к искажению полученной информации; · возникновение последующих событий. Довольно часто по окончании наблюдения могут происходить такие события, которые могут полностью изменить полученные результаты или существенно скорректировать выводы исследования; · высокая вероятность ошибок наблюдателя в оценках ситуации. Они вытекают преимущественно из отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту или к обстоятельствам наблюдения и мешают достичь требуемой адекватности в отображении исследуемого объекта; · усреднение результатов. Любая формализация процедур наблюдения приводит к усреднению наблюдаемых явлений, что ведет к искажению информации; · большие затраты времени, людских, материальных и финансовых ресурсов; · ограниченность круга наблюдаемых лиц и явлений. Организация и технология проведения наблюдения. Прежде чем исследователь должен преступить к непосредственному наблюдению, он должен провести ряд подготовительных процедур, которые связаны с предварительным изучением объекта и ситуации. Отметим основные ориентиры предварительного изучения: · общая характеристика социальной ситуации (сфера деятельности, социальные регуляторы объекта, степень саморегуляции объекта и т.д.); · типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации относительно других аналогичных объектов и ситуаций; · субъекты или участники социальных событий; · цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп; · структура деятельности субъектов (мотивация, влияющие факторы и т. д.); · регулярность и частота наблюдаемых событий. После предварительного изучения объекта и ситуации исследователь должен сформулировать общую концепцию процесса наблюдения, и лишь затем переходить непосредственно к процессу наблюдения. Наблюдение, как метод, имеет общей задачей структурировать объект, выделить в нем разнородные свойства, элементы, функции действующих лиц или групп. Исходя из этого, первым этапом процесса наблюдения является структурирование объекта, выделение наиболее значимых субъектов, процессов, реакций субъектов и т. д. На данном этапе также необходимо определить шкалы оценок, которые позволят измерить силу проявления различных реакций наблюдаемого объекта. Если наблюдение является включенным, то на этом же этапе необходимо определить роль наблюдателя, которая определяется в большей степени программой исследования и в чуть меньшей – результатами предварительного изучения объекта и ситуации. Выделяют следующие роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения: · полный участник (цели и статус исследователя для окружающих неизвестен); · участник как наблюдатель (цели и статус исследователя известен только для некоторых окружающих, исследователь является инициатором событий, которые представляют интерес для исследования); · наблюдатель как участник (цели и статус исследователя известен всем окружающим, наблюдаемые добровольно позволяют исследователю стать участником событий); · полный наблюдатель (цель и статус исследователя известен для окружающих, но он не допускается наблюдаемыми к тем событиям, которые представляют исследовательский интерес). На втором этапе исследователь должен подготовить бланк протокола регистрации данных наблюдения, в котором будет отмечать наличие тех или иных элементов наблюдения, силу их проявления, частоту проявления, время протекания и некие специфические черты каждого элемента. На данном этапе необходимо провести апробацию бланка протокола с целью проверить удобство работы с ним. Третий этап – собственно наблюдение за объектом. Необходимо отметить, что наблюдение за большой аудиторией наблюдаемых проводится несколькими лицами и соответственно требует предварительного инструктажа наблюдателей. Четвертый этап метода наблюдения – первичная обработка результатов. Цель данного этапа – проверка правильности заполнения бланков протокола. Для того чтобы обеспечить надежность, обоснованность и устойчивость данных, необходимо соблюдать следующие правила: · максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащие наблюдению, пользуясь четкими индикаторами; · если наблюдение осуществляется несколькими лицами, то необходимо согласование их впечатлений и оценок событий; · один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях; · необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики; · четко различать описание событий и их интерпретацию; · при включенном или невключенном наблюдении необходимо следить за обоснованностью интерпретации данных; · необходимо осуществлять проверку обоснованности наблюдения с помощью независимых критериев (например, с помощью других методов сбора данных по той же программе исследования). В протокол наблюдения заносятся данные о трех оценочных показателях: · коэффициент согласия наблюдателей – показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одновременно различными наблюдателями; · коэффициент устойчивости наблюдений – показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время; · коэффициент надежности наблюдения – показатель, характеризующий совпадение данных, полученных разными наблюдателями в различное время. Социологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче будет ему отделить закономерное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы. Психологические проблемы наблюдения. Главной особенностью наблюдения в социологии и социальной работе является неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на его восприятие социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию, подверженную влиянию его мировоззрения. Этот же фактор связи наблюдателя с объектом формирует психологическую проблему – восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены. Эту особенность необходимо иметь в виду как одну из причин возможного искажения данных наблюдения. В.А. Козлов и Ю.А. Суслов выделяют следующие типичные ошибки наблюдателя: · социальное положение наблюдаемого, свойства его характера и т. п. могут повлиять на регистрацию фактов исследователем; · искажения могут проистекать из так называемой «тенденции ожидания» наблюдателя. С другой стороны, наблюдаемый, уловив характер ожиданий наблюдателя, может подстроиться под него, вести себя соответствующим образом; · процедура наблюдения предъявляет повышенные требования к вниманию исследователя. В состоянии психологического насыщения одни события регистрируются реже, другие, наоборот, излишне подчеркиваются. Кроме перечисленных выше типичных ошибок наблюдателя выделяют следующие недостатки метода наблюдения, причины которых имеют психологическую основу. Приведем основные: · «гало-эффект», т.е. наблюдатель приписывает наблюдаемому какие-то качества, не наблюдая их, а основываясь на собственных установках; · эффект «снисходительности». Этот эффект проявляется в тенденции давать общему результату наблюдения преувеличенно положительную оценку, основанную на заботе наблюдателя о собственном престиже; · ошибка моделирования. Наблюдатель основывается на установке, что различные свойства наблюдаемого должны согласовываться либо быть сходными между собой, что не всегда есть на самом деле; · ошибка контрастности. Склонность наблюдателя при оценке других людей игнорировать или отрицать у них наличие черт характера, наблюдаемых у самого себя. Основным способом устранения влияния психологических искажений на качество полученных данных является тщательная подготовка наблюдателя, максимальная формализация процедур наблюдения и неоднократное наблюдение изучаемого объекта. По возможности наблюдение ведется одновременно и несколькими наблюдателями. Анкетирование Анкетный опрос – наиболее распространенный и наиболее универсальный метод сбора данных в социологии. Он предполагает «общение» исследователя с опрашиваемым лицом (респондентом) с помощью анкеты, или опросного листа. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. В зависимости от содержания и конструкции задаваемых вопросов, места проведения опроса и формы контакта с респондентами различают следующие виды анкетных опросов: · заочные (респондент заполняет анкету самостоятельно) и прямые (в присутствии анкетера) опросы; · индивидуальные (при обращении к отдельному респонденту) и групповые (одновременное заполнение анкет опрашиваемыми в какой-либо аудитории) опросы; · опросы «на месте» (дома, на работе, когда сам анкетер раздает и собирает опросные листы) и почтовые (рассылочные) опросы; · зондажные (для апробации выборки и самой анкеты) и основные опросы; · в привязке к тематике выделяют событийные анкеты, анкеты на определение ценностных ориентаций, статистические (при переписях), хронометражные (о бюджетах времени); · наконец, по форме и характеру вопросов различают открытые и закрытые опросы. К вышеизложенным можно добавить еще такой специфический вид, как экспертные опросы – ситуацию, когда в качестве респондентов выбираются специалисты-эксперты в сфере соответствующей исследовательской проблемы (объекта). Условия применения анкеты. Когда целесообразно и возможно применение анкетирования? Пожалуй, в самом общем виде такую ситуацию можно обозначить как стремление в относительно сжатые сроки охватить возможно большее количество людей по достаточно широкому спектру вопросов, причем получаемая информация допускает разнообразные методы математико-статистической обработки с помощью компьютерной техники. К этой общей констатации следует добавить и несколько частных условий (обстоятельств) применения анкетного опроса: · в отличие от наблюдения и эксперимента, доступными для исследователя становятся так называемые «факты сознания» (оценки, мнения, мотивы, установки); · в дополнение к «фактологии» анкетирование позволяет установить причины действий, поступков и взглядов опрашиваемых; · в качестве фактора-«ограничителя» при изучении внутреннего мира человека анкетирование предполагает соблюдение принципов добровольности и анонимности; · в целях повышения обоснованности и достоверности получаемой субъективной информации (поскольку речь идет об индивидуальном опросе) анкетирование должно предполагать средства «дополняющей» проверки – в виде контрольных вопросов, вопросов-фильтров и т. п. Преимущества и недостатки анкетирования. В дополнение к таблице сравнительных характеристик различных методов сбора информации (см. ранее, вопрос «Методы сбора информации (общий обзор)» можно, обобщая социологическую литературу по данному вопросу, зафиксировать следующее (табл. 3.5.3.1): Таблица 3.5.3.1 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|