Схема шкал измерения
Классификация и описание методов измерения. Перечисленные в предыдущем вопросе виды шкал и уровни измерения не исчерпывают всю их классификацию. Как известно, социология имеет дело не только с социальными фактами, но и с данными «нефактуального» характера. Первыми в социологии стали применяться оценочные шкалы (простейший пример такой шкалы – школьная система баллов; к ней относится и балльная оценка погоды на море). Существуют два вида оценочных шкал: графическая (график с нанесенными интервалами) и дескриптивная (словесные характеристики шкальных позиций). Впервые оценочная шкала была применена в 1925 г. Э. Богардусом для определения социальной дистанции в межнациональных отношениях (по сути, это – ординальная шкала измерения). Л. Тернстоун развил оценочную шкалу, предложив метод равных интервалов, состоящий из следующих процедур: · сбор множества различных мнений (суждений), связанных с объектом измерения; · отобранная часть суждений равномерно распределяется по континууму (от крайне положительного до крайне отрицательного отношения); · подбирается достаточно многочисленная группа экспертов; · эксперты размещают отобранные суждения по 7-11 «равноудаленных» (по оценкам экспертов) друг от друга групп; · суждениям, попавшим в одну группу, приписывается определенный и одинаковый балл («вес» суждения по шкале); · при массовом опросе каждый респондент получает оценку в соответствии с балльными значениями отмеченных им суждений. Р. Лайкерт предложил свой метод измерения установки (получивший название метод суммарных оценок, или шкала Лайкерта). Группе респондентов даются вопросы, оцениваемые по 5-балльной системе в зависимости от степени согласия/несогласия с этими вопросами (суждениями). Респонденты ранжируются по их суммарным баллам. Л. Гуттман разработал еще один вариант измерения установки – шкалограммный анализ Гуттмана (в его основе – порядковая одномерная шкала). Шаги построения этой шкалы таковы: · отбор серии суждений относительно измеряемого свойства (объекта); · получение ответов «да – нет» на эти суждения (вопросы) от группы респондентов; · отбраковка суждений, набравших более 80% положительных и отрицательных ответов; · оставшиеся вопросы и респонденты ранжируются от высшего балла к низшему. Развитие шкал получило дополнительный импульс, связанный с социометрической техникой Дж. Морено. Социометрия– инструмент оценки предпочтений/отторжений индивидов в группе. Построенные в результате опроса социометрические таблицы позволяют получать индексы, характеризующие структуру внутригрупповых отношений (интеграция – дезинтеграция, напряженность, изменчивость и др.). Для измерения смысла понятий и слов Ч. Осгуд разработал метод семантического дифференциала. Отношение респондентов к какому-либо явлению определяется набором шкал, каждая из которых – континуум, имеющий 7 градаций и пары антонимичных прилагательных в качестве полюсов. Оценки каждого респондента по каждой шкале суммируются и подвергаются дальнейшей статической и графической обработке. Многомерное шкалирование и измерение. Многомерность человека и общества (простейший пример – градация людей по возрасту, уровню образования и уровню дохода) – исходная объективная предпосылка к разработке и применению в социальных науках методов многомерного измерения и шкалирования. Этому в немалой степени способствовало развитие многомерной статистики. Первоначально возник и был применен факторный анализ (количественные данные в психологии), затем – латентный анализ (качественные данные в социологии и социальной психологии), позднее – методика распознавания образов (вероятностная классификация). Смысл факторного анализа заключается в том, что принято считать данные n переменных линейными функциями меньшего числа других переменных, называемых факторами. Факторы выступают как бы более фундаментальными переменными, характеризующими явления, и исходные переменные как бы объединяются в группы, каждая из которых представляет некий фактор. Задача анализа – найти эти факторы. Латентный анализ предполагает, что исследуемая социальная установка представляет собой в числовом соотношении некоторый гипотетический (латентный) континуум. Индивиды будут как-то располагаться на этом континууме в соответствии с определенным значением своей социальной установки. Индивидам задаются вопросы, и ответы на вопросы выражают как бы внешнюю эмпирическую структуру исследуемого социального явления. Задача метода – в установлении внутренней латентной структуры, которая обуславливает именно данный характер ответов. В самом общем и широком понимании под латентным анализом понимают всю совокупность статистических методов анализа информации, и на этом основании включают в него такие методы, как факторный и кластерный анализ, распознавание образов и другие виды анализа. Возвращаясь к изначальному термину «многомерное шкалирование», можно добавить, что все его методы делятся на метрические (если исходные оценки получены по шкале не ниже интервальной, что редко в социологии) и неметрические (когда учитываются не числовые значения, а порядок).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|