Здавалка
Главная | Обратная связь

Схема шкал измерения



 

Шкала Основные эмпирические операции Математическая групповая структура Допустимая статистика Типичные примеры
Номинальная (наименований) Установление равенства или неравенства Группа перестановок Число случаев, мода, корреляция качественных признаков Нумерация игроков в команде
Ординальная (порядковая) Установление отношений «больше-меньше» Изотоническая группа Медиана, ранговая корреляция Ранжирование лиц по признаку
Интервальная Установление равенства интервалов Группа линейных преобразований Среднее арифметическое, корреляция количественных переменных Температура, календарные даты
Пропорциональная (отношений) Установление равенства отношений Группа подобия Все операции математической статистики Время, длина, вес, деньги

 

Классификация и описание методов измерения. Перечисленные в предыдущем вопросе виды шкал и уровни измерения не исчерпывают всю их классификацию. Как известно, социология имеет дело не только с социальными фактами, но и с данными «нефактуального» характера.

Первыми в социологии стали применяться оценочные шкалы (простейший пример такой шкалы – школьная система баллов; к ней относится и балльная оценка погоды на море). Существуют два вида оценочных шкал: графическая (график с нанесенными интервалами) и дескриптивная (словесные характеристики шкальных позиций). Впервые оценочная шкала была применена в 1925 г. Э. Богардусом для определения социальной дистанции в межнациональных отношениях (по сути, это – ординальная шкала измерения).

Л. Тернстоун развил оценочную шкалу, предложив метод равных интервалов, состоящий из следующих процедур:

· сбор множества различных мнений (суждений), связанных с объектом измерения;

· отобранная часть суждений равномерно распределяется по континууму (от крайне положительного до крайне отрицательного отношения);

· подбирается достаточно многочисленная группа экспертов;

· эксперты размещают отобранные суждения по 7-11 «равноудаленных» (по оценкам экспертов) друг от друга групп;

· суждениям, попавшим в одну группу, приписывается определенный и одинаковый балл («вес» суждения по шкале);

· при массовом опросе каждый респондент получает оценку в соответствии с балльными значениями отмеченных им суждений.

Р. Лайкерт предложил свой метод измерения установки (получивший название метод суммарных оценок, или шкала Лайкерта). Группе респондентов даются вопросы, оцениваемые по 5-балльной системе в зависимости от степени согласия/несогласия с этими вопросами (суждениями). Респонденты ранжируются по их суммарным баллам.

Л. Гуттман разработал еще один вариант измерения установки – шкалограммный анализ Гуттмана (в его основе – порядковая одномерная шкала). Шаги построения этой шкалы таковы:

· отбор серии суждений относительно измеряемого свойства (объекта);

· получение ответов «да – нет» на эти суждения (вопросы) от группы респондентов;

· отбраковка суждений, набравших более 80% положительных и отрицательных ответов;

· оставшиеся вопросы и респонденты ранжируются от высшего балла к низшему.

Развитие шкал получило дополнительный импульс, связанный с социометрической техникой Дж. Морено. Социометрия– инструмент оценки предпочтений/отторжений индивидов в группе. Построенные в результате опроса социометрические таблицы позволяют получать индексы, характеризующие структуру внутригрупповых отношений (интеграция – дезинтеграция, напряженность, изменчивость и др.).

Для измерения смысла понятий и слов Ч. Осгуд разработал метод семантического дифференциала. Отношение респондентов к какому-либо явлению определяется набором шкал, каждая из которых – континуум, имеющий 7 градаций и пары антонимичных прилагательных в качестве полюсов. Оценки каждого респондента по каждой шкале суммируются и подвергаются дальнейшей статической и графической обработке.

Многомерное шкалирование и измерение. Многомерность человека и общества (простейший пример – градация людей по возрасту, уровню образования и уровню дохода) – исходная объективная предпосылка к разработке и применению в социальных науках методов многомерного измерения и шкалирования. Этому в немалой степени способствовало развитие многомерной статистики.

Первоначально возник и был применен факторный анализ (количественные данные в психологии), затем – латентный анализ (качественные данные в социологии и социальной психологии), позднее – методика распознавания образов (вероятностная классификация).

Смысл факторного анализа заключается в том, что принято считать данные n переменных линейными функциями меньшего числа других переменных, называемых факторами. Факторы выступают как бы более фундаментальными переменными, характеризующими явления, и исходные переменные как бы объединяются в группы, каждая из которых представляет некий фактор. Задача анализа – найти эти факторы.

Латентный анализ предполагает, что исследуемая социальная установка представляет собой в числовом соотношении некоторый гипотетический (латентный) континуум. Индивиды будут как-то располагаться на этом континууме в соответствии с определенным значением своей социальной установки. Индивидам задаются вопросы, и ответы на вопросы выражают как бы внешнюю эмпирическую структуру исследуемого социального явления. Задача метода – в установлении внутренней латентной структуры, которая обуславливает именно данный характер ответов.

В самом общем и широком понимании под латентным анализом понимают всю совокупность статистических методов анализа информации, и на этом основании включают в него такие методы, как факторный и кластерный анализ, распознавание образов и другие виды анализа.

Возвращаясь к изначальному термину «многомерное шкалирование», можно добавить, что все его методы делятся на метрические (если исходные оценки получены по шкале не ниже интервальной, что редко в социологии) и неметрические (когда учитываются не числовые значения, а порядок).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.