Здавалка
Главная | Обратная связь

Массовое сознание, общественное мнение и социальные конфликты



 

Массовое сознание –совокупность идей, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отражающих все без исключения стороны жизни общества, принципиально доступные массам и способные вызвать их интерес. Массовое сознание характеризуется разорванностью, противоречивостью, пористостью, неравномерностью изменения отдельных элементов.

Среди основных состояний массового сознания различают:

· совокупность знаний о действительности;

· совокупность оценок действительности (общественное мнение);

· совокупность ценностных ориентаций, установок, выражающих готовность масс действовать определенным образом;

· совокупность эмоциональных переживаний, выражающихся в каждый данный момент в общественном настроении.

В наибольшей мере в социологии уделяется изучению общественного мнения –состояния массового сознания, заключающего в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемным событиям и фактам действительности. Общественное мнение трактуется, во-первых, как мнение, поддерживаемое частью какой-либо человеческой общности; во-вторых, как доминирующее мнение общности. При первой трактовке общественных мнений может быть много, при второй – общественное мнение одно. Обе трактовки распространены как в массовом, так и научном сознании.

Общественное мнение выступает в ряде функций:

· экспрессивная:выражение определенной позиции;

· консультативная: общественное мнение дает совет;

· контрольная: общественное мнение регулирует поведение индивидов, принимая или отвергая ту или иную точку зрения;

· директивная: общественное мнение дает указание, «принуждает» действовать определенным образом.

Общественное мнение выражается как в позитивных, так и в негативных суждениях. В поле зрения общественного мнения попадают лишь те проблемы, события, факты действительности, которые вызывают общественный интерес.

Общественное мнение формируется как стихийно, так и создается сознательно под управлением различных организаций, СМИ. Роль последних в настоящее время особенно велика.

Часто говорят о манипулировании общественным мнением, когда последнее формируется без учета того, в какой степени оно отвечает интересам масс – его носителей. Общественное мнение содержит в себе, как верные, так и иллюзорные представления.

Роль общественного мнения в условиях демократизации общества возрастает. Так, общественное мнение является решающим при выборах законодательной и исполнительной власти. Через средства массовой информации общественность информируется обо всех событиях, соответствующим образом реагирует на них и оказывает при этом давление на органы власти при принятии решений. Поэтому все политические силы стремятся сформировать общественное мнение в выгодном для себя направлении.

В России существует несколько научных центров, проводящих мониторинг общественного мнения населения страны по различным проблемам. Изучение общественного мнения проводится и на уровне регионов, отдельных предприятий и коллективов. При опросах населения изучаются следующие характеристики общественного мнения:

· направленность: выявляется позитивная или негативная позиция общественного мнения по отношению к определенному факту, событию («да» или «нет», «согласен» или «не согласен» и т. п.);

· интенсивность: сила и твердость общественного мнения, проявляющаяся в таких вариантах ответов, как «полностью согласен», «скорее согласен, чем не согласен», «в равной мере согласен и не согласен» и т. д.;

· степень однородности: выясняется, какая доля опрошенных придерживается той или иной позиции.

Среди форм массового поведения выделяют:

1. Массовые истерии – состояния всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. В качестве примера можно привести охоту за ведьмами в средние века, разоблачение «врагов народа» в 30-е годы в СССР.

2. Распространение слухов – совокупность сведений, которые возникли из анонимных источников и тиражируются по неформальным каналам. Слухи, касающиеся личной жизни людей называются сплетнями. Слухи, несмотря на их неофициальный характер, могут существенно повлиять на решение той ли иной проблемы, судьбу человека и даже ситуацию в стране в целом. Поэтому часто слухи фабрикуются сознательно с намерениями достичь определенных целей.

3. Паника – форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют не скоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.

4. Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и возбужденной толпой против собственности или личности. Классическим примером погрома является действия толпы против представителей какой-либо национальности – «еврейский погром», «армянский погром» и т.д. К погрому можно отнести и действия «фанатов» футбольных команд, выражающих свои эмоции после завершения матча путем переворачивания машин, битья стекол, драк и т. п.

5. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста против официальных властей. Причиной служит массовое недовольство чем-либо.

6. Демонстрация – это временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту какой-либо цели или в знак протеста против чего-либо.

7. Мода – массовое следование каким-либо временным образцам, стандартам, не носящим обязательного характера, но поддерживаемым силой общественного мнения.

8. Массовые пристрастия – это быстро распространяющиеся заразительные виды поведения. Они близки к панике, но в основе их лежит не страх, а другие мотивы. Так, в начале 90-х годов массовым пристрастием многих россиян было вкладывание денег в банки и различного рода трастовые компании, обещавшие большие проценты начислений. В основе этих действий лежало желание быстрого и легкого обогащения.

Наукой доказано, что конфликты в обществе существовали всегда. Что же такое конфликт? Наиболее распространенной в западной литературе является мысль Л. Козера о том, что конфликт представляет собой борьбу за ценности и претензии на определенный социальный статус, власть и недостаточные для всех материальные блага; борьбу с врагом до полного его уничтожения (или нанесения ему вреда). Э. Гидденс дополняет такое представление положением о том, что конфликт – это реальная борьба между людьми или группами независимо от того, каковы источники этой борьбы и какие способы мобилизует каждая из сторон. Конфликт – это результат напряжения, возникающего из-за неудовлетворенности базовых, основных потребностей людей и социальных групп. Конфликт также результат социального неравенства (П. Сорокин), несовпадения целей и интересов людей (Дюркгейм, Парсонс). Социальный конфликт возникает, когда две или более сторон уверены, что их цели и интересы несовместимы, что их стремления не могут быть достижимы одновременно.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) –столкновение противоположных целей, мнений, позиций. В марксистской теории утверждалось, что конфликт является чертой только классового общества, а общество будущего, коммунизм – это бесконфликтное общество, общество полной гармонии. В настоящее время преобладает мнение, что конфликт – это неотъемлемая сторона общественной жизни во все времена. Исследователи отмечают, что конфликт является причиной 80% разводов и 40% увольнений.

При характеристике конфликтов нет и не может быть единой всеохватывающей классификации. Существует множество критериев, по которым можно такую классификацию осуществить:

· по сферам проявления конфликты могут быть экономическими, политическими, социальными (в узком понимании), этническими, религиозными, бытовыми, культурными и т. д.;

· по зонам разногласия – личностные конфликты (уровне индивидуального сознания), межличностные (разногласия между двумя или более индивидами, не образующими группы), межгрупповые, конфликты с внешней средой (индивид или группа могут испытывать давление извне, прежде всего со стороны политических, экономических, административных и др. норм);

· по субъектам и уровням организации общественной жизни различают конфликты между индивидами, социальными группами, классами, государствами;

· по объектам конфликтов – то есть по конкретным материальным, социальным и духовным ценностям, к владению которыми стремятся участники конфликта;

· по уровню радикализации намеченных изменений — конфликты частичные, которые ориентированы на изменения в отдельных структурах, и радикальные, которые имеют своим источником коренные интересы и основные ценности противоборствующих сил и в результате которых происходит перелом в жизни общества;

· по уровню охвата общественного поля различают конфликты на высшем государственном уровне, региональном и местном;

· по количеству участников и степени их вовлеченности конфликты могут быть локальными и глобальными;

· по уровню остроты противоборства конфликты бывают антагонистические и неантагонистические;

· по времени существования различают конфликты длительные и краткосрочные;

· по объективности причин конфликты бывают действительными, порожденными объективными противоречиями между интересами и целями; случайными, условными, они действуют, пока конфликтное состояние не осознается участниками; смешанные, причины их лишь опосредованно связаны с объективными причинами. Приписанные конфликты, когда конфликтуют совсем не те, кто действительно пребывают в противоборстве; мнимые конфликты, то есть не имеющие реальных причин; – по функциям выделяют конфликты позитивные и негативные; материальные и духовные, сигнальные информационные, дифференцирующие и динамизирующие. Классификация конфликтов этим не исчерпывается. Их различают также и по формам протекания, и по результатам завершения, и по характеру проблем в конфликте (главные или второстепенные).

Причины конфликтов многообразны, их можно обобщить следующим образом:

– наличие противоположных идеологических ориентаций;

– социальное неравенство (обычно выступает причиной, если осознается ущемленной стороной как несправедливость);

– ограниченность и дефицитность ресурсов (в качестве таковых могут выступать территория, вода, полезные ископаемые, рынки сбыта и многое др.)

Динамика конфликта предполагает его прохождение через ряд стадий.

1. Предконфликтная стадия, которая в свою очередь состоит из ряда последовательных фаз:

а) начальная (латентная) фаза, которая характеризуется формированием конфликтной ситуации, накоплением противоречий;

б) вторая фаза начинается с инцидента или повода, т. е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны, что является показателем осознания конфликтующими сторонами своих побудительных мотивов, т. е. противоположности интересов, целей, ценностей и т. д.

2. Стадия конфликтного поведения – это стадия активных действий, направленных на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороны ее целей. Это стадия острых разногласий, разрушения привычных взаимосвязей. В эмоциональной сфере нарастает агрессивность.

Для развития конфликта существенное значение имеет сила участников конфликта, т.е. способность оппонентов реализовывать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Это может быть:

- физическая сила (включая технические средства как инструмент насилия);

- факты, информация о слабых местах оппонента, «компромат»;

- социальный статус;

- природные ресурсы, деньги, территория, лимит времени, союзники и др.

Значительное влияние на протекание конфликта оказывает окружающая среда. Она может стимулировать участников конфликта, сдерживать их или быть нейтральной.

Стадия конфликтного поведения также включает в себя две фазы:

а) фаза обострения;

б) фаза перелома.

В фазе перелома происходит переоценка ценностей, уточнение своих представлений об оппоненте и выбор дальнейшей программы поведения. Возможны три варианта этой программы: (1) доведение конфликта до более высокой стадии; (2) снижение остроты конфликтной ситуации, ее перевод в латентную фазу за счет частичных уступок; (3) поиск способа полного разрешения конфликта

Если выбран третий вариант, то наступает третья стадия – разрешение конфликта.

Разрешение конфликта предполагает:

а) изменение объективной ситуации (устранение причин);

б) изменение субъективного образа ситуации. Должно быть налажено сотрудничество между конфликтующими сторонами по совместному выходу из сложившейся ситуации.

Разрешение конфликта возможно не только через устранение причин. Могут быть и другие варианты (односторонние и взаимные уступки, истощение ресурсов у одной из сторон, вмешательство третьей силы, полное устранение соперника).

Влияние конфликта на социальную жизнь неоднозначно. Конфликт имеет:

а) негативные, дезинтегративные последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитиям, а также к внутригрупповому напряжению, которое отвлекает часть группы от насущных проблем;

б) позитивные, интегративные последствия, которые, усилив групповую сплоченность, приводят группу к более ясному пониманию своих интересов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.