Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды и формы девиантного поведения



 

Каждый тип девиантного поведения имеет свою специфику и особенности исследования. Из-за ограниченности объема учебного пособия кратко остановимся лишь на некоторых видах и формах проявления девиантного поведения.

Социальный паразитизм.Одной из проблем, которые относятся к ряду вечных, воспроизводящихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры – это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Одной из крайних форм аутсайдерства является бродяжничество, под которым принято понимать систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы. Существование на нетрудовые доходы является социальным паразитизмом.

Следует различать бездомность и бродяжничество. Слово «бомж» вначале возникло как аббревиатура от словосочетания «без определенного места жительства». Впервые оно появилось в милицейских протоколах, а затем перешло в разговорный язык и сейчас зачастую обозначает просто опустившегося человека. Это не совсем верно, ибо отсутствие определенного места жительства не всегда связано с деградацией личности. Не имеют жилья беженцы и вынужденные мигранты, фактически бездомными являются проживающие в общежитиях разного типа люди, уехавшие на заработки и не сумевшие там определиться, – словом, все, кто по разным причинам имеет временное жилье.

С другой стороны, многие опустившиеся люди, которые живут попрошайничеством и случайными заработками, имеют жилье и прописку. В специальной литературе и в жизни их определяют как «лица без определенных занятий» («БОЗ»). Употребляется также слово «бич». Считается, что оно пришло в разговорный язык из сталинских лагерей как аббревиатура от «бывший интеллигентный человек», поскольку нередко зэки из числа интеллигентов не выдерживали нечеловеческих условий ГУЛАГа и быстро опускались. Иногда встречается термин «труболет» (возможно, связаниный с тем, что эти люди часто находят пристанище и районах теплотрасс) и др.

Что же представляет собой бродяжничество как социальное явление? Прежде всего, – это специфический образ жизни, который складывается в ходе постепенного разрыва социальных связей, десоциализации личности. В административной практике и социологической литературе бомжей относят к социально дезадаптированным группам населения, куда включают и безнадзорных и беспризорных детей – «детей улицы».Безнадзорные дети– это те, кто оставлен без надзора или попечения родителей, занимающихся не должным образом или не занимающихся вовсе воспитанием детей. Абеспризорные дети– это те, кто еще и лишен жилья – маленькие бомжи.

Безнадзорность, беспризорность, преступления несовершеннолетних являются цепочками одной цепи. Ситуации насилия, направленные против личности и общественного порядка, вряд ли являются случайными для этой категории лиц. Вероятнее всего, они подготовлены всей предыдущей историей жизни ребенка и, прежде всего – историей его взаимоотношений с родителями и взрослыми. Исследователи отмечают, что агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности основных потребностей, своим положением, складывающимися отношениями в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.

Попрошайничающих беспризорников можно встретить везде: у метро, магазинов, на вокзалах. У одних есть мамы, у других – нет. Так или иначе, эти мамы их предали. Их и продолжают предавать взрослые, которые дают им деньги. Деньги на клей, водку, сигареты.

В Москве и других российских мегаполисах можно легко взять ребенка напрокат. Цены колеблются от 200 рублей за грудничка до 100 рублей за трехлетнего. Постарше дети «не котируются». Они зарабатывают сами. Определить свой или чужой ребенок у попрошайки почти невозможно. Ведь чтобы вписать ребенка в паспорт нужно всего две вещи: паспорт и ручка. Никаких печатей и подписей не требуется. Многие этим пользуются. Дети постарше «работают» на вокзале. Они прекрасно знают, когда надо улыбнуться, когда скроить жалобную мину. Они предлагают свои услуги: за 10 рублей показывают, где ближайший туалет, за 50 рублей рассказывают про город Москву. Причем рассказывают не хуже профессиональных и опытных экскурсоводов. Беспризорные дети, живущие на вокзале бегут из дома по разным причинам. В основном из-за алкоголизма родителей.

Многие бомжи всех возрастов ищут средства к существованию и на городских свалках, где можно найти продукты, одежду и вещи, которые они потом нередко продают или обменивают на спиртное. Места обитания бомжей – подвалы, чердаки, теплоцентрали, свалки, заброшенные дома, бомбоубежища. Летом – лесопарковые зоны, кладбища.

Можно выделить две группы причин бродяжничества: объективные и субъективные. Помимо общих причин девиантного поведения, к числу объективных можно отнести следующие: отсутствие жилья, ухудшение социально-экономической и политической ситуации в государствах – бывших республиках СССР, стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в ряде регионов страны. Однако объективные причины далеко не всегда толкают человека на путь бродяжничества.

Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией. В зависимости от субъективных причин можно выделить следующие группы бомжей:

· лица, уклоняющиеся от исполнения возложенных судом обязанностей или совершившие преступление и вынужденные скрываться;

· бывшие осужденные, утратившие социальные связи и не имеющие возможности реализовать конституционное право на жилище в связи с: а) продажей жилья родственниками или его потерей вследствие их смерти; б) нежеланием родственников совместно проживать (человек насильно выгоняется с занимаемой им жилплощади); в) несовершенством функционирования структур по учету и распределению жилья;

· жертвы мошенничества с жильем;

· лица, выселенные по решению суда с занимаемой ими служебной жилплощади вследствие прекращения трудовых отношений с предприятием, предоставившим жилую площадь;

· принципиально не желающие работать (наиболее многочисленная группа);

· лица, обладающие завышенными требованиями к средствам существования, которым не хватает любого заработка (шабашники, старатели и т. д.);

· люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в семье или на работе;

· дети, убегающие от родителей, из воспитательных учреждений и домов-интернатов;

· жертвы социальной пропаганды и собственной романтики;

· лица с психической патологией, больные алкоголизмом или наркоманией, не желающие лечиться, потерявшие связь с семьей и вынужденные скитаться.

Лица без определенного места жительства являются бесправной частью современного общества. Многие права и свободы в их отношении просто не соблюдаются. Государство и общество в целом не имеют рычагов воздействия на ситуацию. Бродяжничество приняло в нашем обществе стихийный, неконтролируемый характер.

Специальные исследования позволили выявить у некоторой части бродяг осознанные или не осознанные мотивы бродяжничества, свидетельствующие об их желании избежать социального контроля, сохранить свою субъективно-личностную и социальную дезидентифицированность.

Проблема бездомных не обсуждается широко в средствах массовой информации и слабо изучается, что является показателем недооценки масштабов этого социального явления общественностью и государством. В основном попытки как-то решить эту проблему принадлежат общественным и религиозным организациям.

В отношении бомжей не соблюдаются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ: право на труд, медицинское обслуживание, образование и т. д.

Исследования показали, что источниками средств существования для бездомных являются: случайные и временные заработки – 84%; собирание бутылок – 7%; попрошайничество – 5%; помощь родственников – 4%.

Бездомные представляют огромный резерв рабочей силы, но не востребованной в силу профессиональной дисквалификации и ряда других причин. Кроме того, отсутствие прописки и документов усложняет процесс трудоустройства, а, следовательно, и адаптацию в обществе. И лишь 12% опрошенных не стремятся трудоустроиться по причине хронических заболеваний или инвалидности.

Бродяжничество усугубляет криминогенную обстановку в стране. С одной стороны, лица без определенного места жительства сами совершают кражи, мошенничество, хулиганские действия. С другой стороны, они сами являются жертвами. Большая часть из них становится бездомными в результате незаконных операций с квартирами. Проведенное исследование показало, что лишь 44% опрошенных не являлись жертвами насилия, либо не хотели признаться в этом. Испытали насилие 56%. Причем подобные действия чаще всего исходят от правоохранительных органов и несовершеннолетних.

Безусловно, бродяжничество причиняет обществу существенный вред. Во-первых, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркотизмом, токсикоманией, преступностью. Во-вторых, бомжи являются разносчиками инфекционных заболеваний. В-третьих, общество вынуждено тратить значительные средства на содержание спецучреждений, социальную помощь, медицинское обслуживание этой категории населения. Кроме того, бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личности и тем, кто с ним сталкивается.

Преступность.Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К.Ф. Германа (1824). Мощный толчок развития социологии преступности дала работа «Социальная физика» (1835) франко-бельгийского ученого математика-статистика Л.А. Кетле, который, опираясь на статистический анализ, пришел к заключению, что всякий социальный порядок предусматривает определенное количество и определенный порядок преступлений, обусловленные его организацией.

Изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, которые влияют на ее динамику: социальное положение, род деятельности, образование, убожество как самостоятельный фактор, деклассирование, то есть разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой.

В 30-е годы XX в. исследования, которые были проведены представителями чикагской школы социологии, обнаружили влияние внутригородских отличий на уровень преступности: самыми «преступными» оказались районы, характеризующиеся высокой степенью социальной дезорганизации.

До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения.

В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям, который характеризуется появлением таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция.

Ежегодно в России регистрируется около 3 млн. преступлений. Особую тревогу вызывает рост преступности несовершеннолетних (См.: Климова С.В. Подростковая преступность в зеркале социологической экспертизы // Социологические исследования. – 2006. – № 9). Так, состояние преступности и правонарушений несовершеннолетних в Белгородской области характеризуют следующие показатели. Так, в 2006 году ими было совершено 1017 преступлений (сокращение на 9,1% по сравнению с предыдущим годом). Структура преступлений несовершеннолетних или при их соучастии выглядит таким образом: кражи – 50,2%, грабежи – 13,7%, разбойные нападения – 2,3%, угон и хищение транспортных средств – 5,1%, тяжкие телесные повреждения – 2,1%, хулиганство – 0,9%, убийства – 0,5%, изнасилования – 0,4% (См.: Белгородская область в цифрах в 2006 году. Крат. стат. сб.: Белгород: Белгородстат, 2007. – С. 102). Среди несовершеннолетних, совершивших преступление, 26,6% составили школьники, 23,7% – учащиеся профессиональных училищ и лицеев, 5,4% – учащиеся других учебных заведений, 7,8% – работающие, 3,2% – неработающие и неучащиеся (См.: О положении детей и защите их прав в Белгородской области. 2006 г. Ежегодный доклад. – Белгород, 2007. – С. 82-83).

В целом рост преступности в молодежной среде России соответствует общемировой тенденции. Однако статистика дает относительную возможность проследить динамику лишь зарегистрированных преступлений, когда практика показывает, что уровень латентной преступности сопоставим с уровнем зарегистрированной. Мы сталкиваемся с такими, сравнительно новыми для России видами преступления как похищение людей, терроризм, многочисленные экономические правонарушения (для некоторых из них даже в новом УК нет статьи). Можно отметить существенный рост тяжких преступлений, связанных с насилием над личностью. Мы сталкиваемся вплотную с проблемой «заказных убийств», «политических убийств» коррупцией в высших эшелонах власти, а базой для всего этого служит правовой нигилизм всего общества.

Алкоголизм.С давних времен алкоголь именуют как похититель рассудка. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и т. п. Археологические исследования показали, что в 6400 году до н. э. люди изготовляли пиво и некоторые другие алкогольные напитки. Виноградное вино появилось в IV-III веках до н. э. Известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

Открытие арабским алхимиком и врачом Альбуказисом Коза (по другим источникам – Рагезом) этилового спирта, который он назвал «аль-ке-голь» (в переводе с арабского – «самая тонкая, чистая сущность вещи»), повлекло за собой распространение и употребление этого вещества.

В Средневековье в Западной Европе научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

Отношение общества к алкоголю в разные периоды времени было неоднозначным. Не исключено, что именно осознание последствий алкогольного влияния на человека послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом (Магомет, 570-632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов – Коран (VII век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались. Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось Кораном, культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

В нашей стране проблема пьянства и алкоголизма стала нарастать, как «снежный ком», с момента создания Киевского государства, в котором употребление спиртных напитков было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда. Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселие на Руси – есть пити».

С XVI века начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове утверждаются «царевы кабаки», приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку». Запрещалось выдавать вино «питухам» (т. е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: «чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство.

Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.

Открытие промышленного способа получения этилового спирта сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII веке пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Франция, Швеция и др.

Можно сказать, что XIX в. породил, а XX в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации – проблему алкоголизма.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

Не менее актуальная проблема – пьянство несовершеннолетних. Так, в 2006 году в органы внутренних дел Белгородской области доставлено 3374 несовершеннолетних за появление в состоянии алкогольного опьянения или распитие спиртных напитков в общественных местах (в 2005 году 2891, или 19,6%). Почти 8,5% из числа доставленных – дети в возрасте до 14 лет, 41,2% – школьники, 41,1% – учащиеся училищ и лицеев, студенты техникумов. За употребление спиртных напитков на учебе в органах внутренних дел состоит 967 несовершеннолетних. Из 3491 административного правонарушения, рассмотренного на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, 2510 (72%) составляет употребление несовершеннолетними алкогольных и спиртосодержащих напитков (См.: О положении детей и защите их прав в Белгородской области. 2006 год. – Белгород: Белгородстат, 2007. – С. 78). Главная причина кроется в доступности спиртных напитков и невыполнении родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей. За распитие спиртных напитков к административной ответственности было привлечено в 2006 г. в Белгородской области 809 несовершеннолетних (2005 г. – 782).

Изучение различных аспектов потребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. По каким критериям можно судить об алкогольном положении и его динамике? Как правило, используются три группы социологических показателей остроты алкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых, уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления; во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Показатель уровня потребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структуре потребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например, регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны и особенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения: численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Поведение при одинаковой степени опьянения и оценки этого поведения также существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят в понятие модели алкогольного потребления.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя – не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический, медицинский и иные аспекты. Только с учетом всех этих аспектов становится возможным ее успешное решение.

Табакокурение. Считается, что табак выращивался еще в VI веке до нашей эры. В I веке до нашей эры американские индейцы начали использовать табак в медицинских и религиозных целях. На Американском континенте табак специально выращивали для религиозных церемоний, существовал даже бог табака. Однако подлинное значение табачных листьев утеряно и неизвестно европейцам и по сей день. 15 октября 1492 г. табак был передан Христофору Колумбу американскими индейцами как подарок и, вскоре после этого, табак был завезен в Европу, а в Россию попал в начале XVII века.

Курение в то время преследовалось властями. Петр I, пристрастившийся к курению табака во время пребывания в Голландии, разрешил продажу табака в России, наложив торговую пошлину на распространение табака, которая шла в государственную казну.

Если до ХХ века подавляющее преимущество получал табак для курительных трубок и сигары, то в XX веке постепенно выходят на первое место в общем объеме табачного производства сигареты.

Известны более 70 видов табака, которые дико растут в тропиках, в Америке и Австралии. Возделывают два курительных вида табака: махорку и обычный табак.

Наряду с алкоголем табак – самое распространенное средство получения удовольствия. По классификации табачной зависимости по МКБ (международной классификации болезней), нюханье, жевание и другие формы потребления табака значительно уступают курению. Курение сигарет по распространенности и опасности стоит на первом месте по сравнению с курением сигар и трубки.

Как это ни парадоксально, в окружающую курильщика атмосферу попадает токсических компонентов во много раз больше, чем в организм самого курильщика. Именно это обстоятельство обуславливает особую опасность пассивного или «принудительного» курения для окружающих. Еще недавно никотин считали самым токсическим веществом табачного дыма, но в результате более точных исследований установлено, что по токсичности радиоактивные изотопы табачного дыма превышают никотин. Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, получает дозу радиации, в 3,5 раза большую, чем биологически допустимая; те же 20 сигарет (пачка) в день дают такую же дозу радиации, как 200 рентгеновских снимков. Радиоактивные изотопы имеют коварное свойство накапливаться в организме, в связи с чем радиоактивный фон организма курящего в 30 раз выше, чем у некурящего. При вдыхании табачного дыма радиоактивные частицы оседают глубоко в легких, разносятся током крови по организму, оседая в тканях печени, поджелудочной железы, лимфатических узлах, костном мозге и т. д.

Статистические данные американских исследователей говорят о том, что отсроченный результат пассивного курения дает 46000 смертей в год, причем 14000 – от раковых заболеваний различной локализации, 32000 – от заболеваний сердца и сосудов. В основе профилактики вредного воздействия пассивного курения лежит, прежде всего, профилактика обычного табакокурения.

Коварство табакокурения заключается в том, что тяжкие последствия развиваются постепенно и незаметно для самого курильщика. Ведь для того чтобы заболеть раком легкого, нужно курить 10-15 лет, ишемической болезнью сердца – 5-8 лет и т. д. Раньше или позже каждый курильщик чувствует последствия табакокурения. Одни спохватываются при появлении кашля, одышки, слабости в ногах, болях в сердце, другие только тогда, когда врачи ставят им диагноз.

Курение табака – один из наиболее распространенных видов зависимости в мире. Курением увлекаются многие миллионы людей на планете. В среднем, в мире курят около 50 % мужчин и 25 % женщин. Глобальной проблемой человечества стало курение среди подростков и детей младше 10 лет. Как правило, это дети из неблагополучных семей или подростки, подвергшиеся влиянию современного общества, хотя влияние общества это даже не причина, ведь сначала одна группа молодых людей перенимает эту привычку у других, более взрослых, потом они передают эту привычку другим, более молодым. Под влиянием этого фактора в силе устоять только 15 %, остальные поддаются основной массе людей.

По данным Всемирной организации здравоохранения, из тех, кто начинает курить в юности и продолжает курить в течение жизни, около половины умрет от болезней, связанных с курением; половина из них погибнет в среднем возрасте. Среди мужчин промышленно развитых стран в возрасте 35-69 лет с курением связывают 40-45 % всех случаев смерти от рака легких, 75 % – от хронических заболеваний легких и 35 % смертей – сердечно-сосудистых заболеваний. В настоящее время в России 42 % случаев преждевременной смерти мужчин в возрасте 35-69 лет связано с табакокурением.

Заболеваемость раком легких в стране за последние 10 лет выросла на 63 %, а в ряде городов России превысила самые высокие показатели, когда-либо зарегистрированные в мире. В России курит более 50 млн. человек – каждый третий списочный житель страны. По проценту курящего населения наша страна держит печальный «рекорд» – одна из ведущих в мире.

Наводнение рынка России красочно оформленными импортными табачными изделиями, несмотря на значительное повышение цен, создает угрозу еще большего увеличения распространенности курения, особенно среди молодежи и женщин. Тем более что этот процесс происходит на фоне существенного увеличения психо-эмоционального напряжения, ухудшения питания и т. д. Последствия «табачной» эпидемии уже в ближайшие годы скажется на здоровье населения России.

Наркомания.Это заболевание, заключающееся в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, которая постепенно приводит к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Употребление наркотических веществ известно давно (наркотические свойства мака и конопли известны около 6 тыс. лет). В доисторические времена это разрешалось только избранным (вождям, шаманам, жрецам), поскольку наркотики вызывают изменение душевного состояния. Для простых смертных это было строго запрещено, и если кто-то нарушил запрет – его ждала жестокая кара. Наркотические вещества употреблялись только для общения с «высшими силами». Рецепты приготовления снадобий тщательно охранялись, что в известной мере ограничило их распространение и уберегло народы.

В начале XXI века насчитывается свыше 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения.

Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространения потребления наркотиков или веществ, которые к ним приравниваются и включает злоупотребления наркотиками и болезненное (обычное) их потребление. В нашей стране до середины ХХ века наркомания не имела широкого распространения. В СССР в послевоенный период наркомания существовала, в основном, лишь в республиках Средней Азии. Так, число лиц, которые лечились от наркомании в Москве, в 50-х годах насчитывало в разные годы от 3 до 7 человек на один миллион населения. Однако с 60-х годов наркотики начали приобретать более свободное хождение в нашей стране, стали появляться кустарно изготовляемые наркотики.

Проблема наркомании начала приобретать остроту в середине 70-х годов. Со стороны органов здравоохранения и милиции принимались некоторые довольно робкие меры, но в силу того, что проблема не стала актуальной (о ней даже не принято было говорить), общество в 90-х годах, когда начался лавинообразный рост наркоманов, оказалось неподготовленным к решению данной проблемы.

Наркотизм часто объясняют как форму ухода от житейских невзгод и конфликтов. В наркомании видят бегство не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни в современном обществе. И хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и даже биологические факторы (тип нервной системы, психические аномалии и т.п.), однако, в конечном счете, уход в наркотики – результат, прежде всего, социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни – «экзистенциального вакуума» (В. Франкл). Сказанное не означает оправдания стремления людей к наркотикам. Потребление их влечет многочисленные беды: вред для физического, психического, социального здоровья самого наркомана, горе для его близких, более или менее прямой или косвенный ущерб для общества. Помимо того, что наркотики удовлетворяют – пусть в извращенной форме определенные потребности, существуют катализирующие наркотизм факторы, как то: социальный кризис, недостатки социокультурной сферы, влияние худших образов западной молодежной субкультуры, доступность наркотиков и токсических веществ, прозрачность современных границ России и СНГ.

По данным Минздрава России, за последние 10 лет смертность от наркотиков увеличилась в России в 12 раз, а среди детей – в 42 раза. Особенно настораживают темпы роста числа наркоманов среди подростков, девушек и молодых женщин.

На учете в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) УВД г. Белгорода состоит 1052 человека, допускающих немедицинское потребление наркотиков, из них потребителей опия – 684 человека (65%), марихуаны – 263 человека (25%), других видов наркотиков – 105 человек (10%); потребляющих два и белее видов наркотиков – 85%. Среди них почти каждый четвертый – ранее судимый. Молодежь в возрасте до 30 лет составляет 631 человек (60%) (См.: Белгородская городская комплексная целевая программа противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001 – 2008 гг.; Профилактика потребления ПАФ несовершеннолетними: методические рекомендации. – Белгород, 2001). Результаты опроса подростков в 23 школах г. Белгорода и Белгородской области показали, что 0,9% из них находятся в зависимости от потребления ПАВ (психоактивных веществ), 4% имеют опыт повторного употребления наркотиков.

Получили распространение «семейная наркомания» и даже приобщение родителями малолетних детей. Подсчитано, что каждый наркоман вовлекает в наркозависимость от 10 до 50 человек в год. По данным МВД России за 10 лет количество ежегодно регистрируемых наркопреступлений увеличилось в 15 раз, выявленных факторов наркоторговли – в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности – 9 раз. Масштабы и темпы приобщения подростков и молодежи к наркомании сегодня таковы, что это серьезно угрожают национальной безопасности страны.

Игромания или игровая зависимость – это термин из обихода. Медики давно страсти к игре дали свое название – лудомания,а обществоведы предпочитают использовать термин «гемблинг». Гемблинг – от англ. слова Gamble – рискованное предприятие, азартная игра. Азартные игры возникли на заре человечества. В самых различных формах они существовали во многих обществах и культурах. Среди индивидов, страдающих патологической страстью к игре – можно встретить людей от 7 и до 70 лет. Они из разных социальных слоев, занимают разное положение в обществе. Единственное, что их зачастую объединяет – это высокий интеллект.

Так, в 1793 году баснописец И.А. Крылов получил от Екатерины II жалованье за пять лет для завершения образования за границей. Но Иван Андреевич никуда не поехал: он стал профессиональным карточным игроком. Математические способности позволяли ему часто выигрывать, так что временами Крылов пребывал в уверенности, что ухватил фортуну за хвост, раскрыл секретную формулу игры. Впоследствии И.А. Крылов полностью отрекся от карт, но в результате у него развилось другое пристрастие (девиация) – патологическое обжорство.

Ф.М.Достоевский способен был писать только полностью проигравшись, оставшись без гроша в кармане, прозакладывав все свое имущество и не имея возможности начать игру снова. Лишь угроза голодной смерти позволяла великому русскому писателю на время овладеть пагубным пристрастием, вытеснявшим его творческий талант.

Даже Александр Сергеевич Пушкин был далеко не чужд адреналиновой волны азарта, более того, поэт признавался, что карты – его единственная привязанность. После его гибели царю Александру I пришлось назначить специальный опекунский совет, занимавшийся исключительно погашением огромных карточных долгов азартного поэта.

Сейчас все ограничения сняты; тотализатор, рулетка, ипподром, «однорукие бандиты» и даже телевизионные капитал-шоу, викторины, лотереи, конкурсы собирают публику, которая часто объясняет свой к ним интерес желанием поправить финансовую ситуацию, получить ценный приз.

Игра притягивает, зависимый игрок жалуется, что теряет ощущение времени, вообще ничего не помнит. Принцип возникновения зависимости тот же, что у алкоголизма и наркомании. Со временем теряют значение семья, репутация, работа – действительно, болезнь души. Трудно определить типы игроков, у них больше общего, чем различий. Главное, что их роднит, – маниакальная уверенность, что следующую игру они выиграют.

Конечно, не все становятся патологическими игроками, кто-то играет с относительно холодной головой. Эти люди самодостаточны и имеют высокий уровень самоконтроля. Проводят довольно мало времени за игрой, не делают больших ставок, играют на определенную сумму, которую разрешают себе проиграть. Играют они исключительно для отдыха, эпизодически, не преследуя корыстных и тщеславных целей, умеют сдержанно реагировать на выигрыш.

Когда же игроки распаляются, играют, делая все более высокие ставки, и тем самым повышают риск в игре, то незаметно для себя они начинают погружаться в так называемый игровой транс, когда забывают о том, что собирались выиграть или отыграться. Выигрывая, они не знают, что делать с выигранными деньгами и вновь делают ставки, продолжая играть до упора, пока не закончатся деньги. Подобное трансовое состояние сопровождается выбросом гигантского количества нейрогормонов, что обеспечивает получение сильных эмоций, которые трудно получить в реальности. Игроки погружаются в некое виртуальное состояние, полностью теряя счет времени и деньгам. Очнуться от игры они могут только тогда, когда закончатся деньги или они упадут без сил после многодневной игровой гонки. При этом у человека происходят физиологические и личностные изменения. Причем последние выражаются в том, что игра становится смыслом жизни такого человека, все остальное – семья, работа, общественное положение – больше не имеют значения и отходят на второй план. В результате чего, он теряет семью, друзей, знакомых, работу, жилье; дамокловым мечом висит огромный долг: за удовольствие и азарт игрок жестоко и дорого расплачивается. Игроман становится лживым, изворотливым попрошайкой, «бомжем» от игры. Самые тяжелые последствия пагубной страсти – криминал (подлог, кража, мошенничество) и суицидальное поведение. Чтобы достать деньги на игру, «хронический» игрок готов пойти на все. Через 10-15 лет такой жизни человек превращается в полного аутсайдера.

Суицид. В узком, медико-правовом смысле самоубийство означает вид насильственной смерти с указанием ее причины. В широком смысле суицид – вид саморазрушительного поведения, к которому относится пьянство, курение, потребление наркотиков, переедание (обжорство), альпинизм, мотогонки и т. п.

На рубеже тысячелетий во многих странах мира отмечается рост числа самоубийств. В развитых странах суицид занимает второе место среди причин смерти детей, подростков и молодежи. По неполным данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в мире совершается ежегодно более пятисот тысяч самоубийств и около семи миллионов попыток. Парадокс в том, что самый высокий уровень самоубийств наблюдается в таких развитых странах, как Финляндия, Дания, Австрия, Великобритания. В России с ее сложной социально-экономической ситуацией уровень самоубийств еще выше. В 1994 году уровень их достиг 74 случаев на 100 тысяч человек в год, то есть по этому показателю страна вышла на одно из ведущих мест в Мире.

Суициды совершаются не только больными, но и достаточно часто психически здоровыми людьми, причем в некоторых культурах самоубийство, осуществленное при определенных обстоятельствах, считается адекватной реакцией. Достаточно вспомнить традицию харакири японских самураев.

Добровольное принесение себя в жертву Богам во имя общественных интересов в древности существовало практически у всех народов. В голодные годы старики и дети ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко жертвы приносились ради прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий. Определенную долю общественно регламентированных самоубийств составляли добровольные уходы из жизни после смерти «повелителя» – жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и отправиться следом в загробный мир.

Самоубийства вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности. Решительность и бесстрашие многих из них поражает воображение – Порция, жена небезызвестного в римской истории Брута, узнав о смерти мужа, не замедлила проглотить горсть горящих углей. В Индии обычай сати – самосожжение вдовы вместе с телом мужа вплоть до XIX века являлся не просто образцом для подражания, но и обязательным ритуалом.

Ритуальные самоубийства, как правило, были почетны, поощрялись обществом, и уклонение от них считалось большим позором. В античности отношение к жизни и смерти было несколько другим, чем в более поздние времена. Например, по эпикурейской школе, если жизнь перестает приносить удовольствие и радость – она не нужна. Если человек доказывал целесообразность этого поступка, ему давали яд, специально закупленный на деньги городской казны. Смерть являлась естественным и красивым завершением жизни.

Знаменитый французский психиатр Пинель (конец XVIII начало XIX вв.) считал потерю чести достаточным основанием для совершения самоубийства. Возможны ситуации, при которых необходимо выбирать между жизнью и принципами, и если эти принципы высоки, то никто не может осуждать человека, который предпочел смерть, и тем более считать его поступок следствием психического заболевания. Для античной и европейской цивилизации эталоном такого поведения была смерть Сократа. Он отказался просить о жизни, чего от него добивались судьи, а это, по существу, являлось самоубийством. Платон в «Апологии Сократа» писал, что Сократ говорит пришедшим проститься с ним друзьям: «... ни на суде, ни на войне, ни мне, ни кому-либо другому не следует избегать смерти любыми способами без разбора». «Избегнуть смерти не трудно, а вот, что гораздо труднее – избегнуть нравственной порчи: она настигает стремительней смерти».

Самоубийство в истории общества было также одним из способов выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести. До сих пор в некоторых африканских племенах сохранилась такая странная, на наш взгляд, форма защиты своего достоинства: человек, которому нанесено оскорбление, должен по обычаю племени взобраться на высокое дерево и, публично излив свой гнев на обидчика, броситься вниз головой. В Японии, где власть иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях самоубийство было единственной возможностью выражения протеста людей, стоявших на низших ступенях иерархической лестницы.

Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств и непосредственно связывающих прошлое и настоящее в жизни общества, является религия. Джеймс в своем знаменитом эссе «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?» пришел к выводу, что одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждал самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах, исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивалась ценность жизни для бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, за исключением отказа от бога, убийства и кровосмешения.

Христианство после волны самоубийств первых христиан-мучеников, стремящихся таким образом как можно быстрее предстать перед лицом всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни. И хотя слова Экклезиаста «и возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа» могут посоперничать по пессимизму с книгой Иова («человек рождается на страдания»), тем не менее, попытки избежать страданий, ниспосланных богом, объявлялись теоретиками христианства, в частности св. Августином, не просто слабостью, но и грехом (так как нарушается заповедь «не убий»), который лишает самоубийцу прощения и спасения в другой жизни.

Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, над их трупами совершали надругательства (здесь играл роль эстетический момент: показать людям, что с ними будет после такого шага, потому что человеку свойственно представлять момент своей собственной смерти и похорон эстетически переживая), они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане – семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.

Печально известный приказ Сталина 1942 г. фактически предписывал советским воинам в случае угрозы плена совершать самоубийства. Попавшие в плен живыми считались предателями, и судьба многих из 2 млн. вернувшихся на Родину военнопленных оказалась не легкой.

Во все времена особую опасность представляла такая форма суицида, в которой присутствовал момент подражательности эстетизируемому самоубийцей примеру. Например, появление в 1774 г. романа Гете «Страдания молодого Вертера», в котором описаны жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породило целую эпидемию самоубийств. Смерть известной голливудской актрисы Мэрилин Монро и широкое обсуждение в прессе версии причин ее самоубийства внушили суицидальные идеи и вызвали волну ответных самоубийств у сотен американцев. За добровольной смертью в 1970 г. писателя Юкиа Мисима, лауреата Нобелевской премии по литературе, последовала целая серия ухода из жизни японцев разного возраста (См.: Мелихов, А. Мелкие делишки или общее дело? – М., 2001. – С. 21).

Примеры для подражания могут лежать совсем близко. Например, за самоубийством солиста группы Иванушки International Игоря Сорина (1998 г.) по стране прокатилась волна молодежных самоубийств. Юные девушки устраивали массовые самоубийства, подростки вскрывали себе вены и отправлялись вслед за «учителем». Подражание – есть следствие влияния на сознание самоубийцы поражающего его воображение примером. Однако действие силы подражания всегда ограничено и, кроме того, носит перемежающий характер. Если подражание и достигает известной степени интенсивности, то на очень короткий промежуток времени.

Особым слабо изученным современной суицидологией феноменом остается суицидальное поведение террористов – смертников.

Самоубийства особенно среди подростков и молодежи, не поддаются четкой типизации, поскольку анализ многих социально-экономических параметров, таких как уровень доходов, место жизни, социальный уровень и ряда других, не позволяет установить четких взаимосвязей между различными факторами социальной, экономической, политической, культурной жизни людей.

За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых смертей от несчастного случая (передозировка лекарственных препаратов, автомобильные аварии, падение с высоты) на самом деле являются суициды. Основные причины: неудачи в учебе, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. В 2003 году только на территории Белгородской области покончили с собой 439 человек, в 2004 г. – 410 (См.: Наш Белгород, 9 сентября 2005 года).

Все статистические данные о самоубийствах имеют определенное искажение, причем по двум причинам: органы внутренних дел и здравоохранения предпочитают говорить скорее о несчастных случаях, чем о самоубийствах, или оставляют место сомнениям и не желают травмировать семью тяжелым известием. О самоубийствах говорят лишь в тех случаях, когда жертва оставляет письмо, в котором объясняет свои намерения; таких случаев относительно не много. Возможно, что и положение с суицидами среди молодежи куда более серьезно.

Современная молодежь гораздо труднее, чем предыдущее поколение, находит себе место в обществе, а общество, в свою очередь, не может удовлетворить потребности молодежи. С другой стороны, многие подростки фактически оказываются без попечения родителей. Значительно увеличилось количество «социальных сирот». Часто подростки оказываются единственными кормильцами всей семьи, в которой помимо родителей есть еще младшие братья и сестры и т. д.

Основоположником социологического подхода, декларирующего связь между суицидальным поведением и социальными условиями считается Э. Дюркгейм (1897) (См.: Дюркгейм, Э. Самоубийство: социальный этюд. – М., 1994). Проанализировав огромный статистический материал по конкретным странам (Франция, Англия, Германия и др.), он сделал вывод о том, что «наклонности к самоубийству…коллективно подвержено каждое общество… на эгоистические и альтруистические, с одной стороны, анемические и фаталистические самоубийства, с другой, по мнению Дюркгейма, влияют такие моменты, как экономические кризисы, брачная аномия», конфессиональная принадлежность, служба в армии, политические кризисы и т. д.

К сожалению, в нашей стране широкие междисциплинарные исследования в области суицидологии на долгие годы были свернуты вскоре после Октябрьского переворота. В начале тридцатых годов был ликвидирован сектор социальных аномалий при ЦСУ (Центральном статистическом управлении). Суицид стал рассматриваться как явление психопатологии, а самоубийцы – как классовые враги или, в крайнем случае, как сумасшедшие. Возрождение отечественной суицидологии связано с именем А.Г. Амбрумовой, которая создала и возглавила Всесоюзный суицидологический центр и суицидологическую службу Москвы. Ею же был организован выпуск сборников трудов по проблемам суицидологии, первый их которых вышел в 1978 г.

А.Г. Амбрумова и основанная ею школа суицидологии отстаивали междисциплинарный подход к проблеме самоубийств в противоположность бытовавшему узкомедицинскому, психиатрическому подходу.

Параллельно развивалась и так называемая «ленинградская школа» суицидологии, крупнейшими представителями которой были Я. Гилинский и Г. Румянцева. В первую очередь представители этой школы интерпретировали суицид как социальный феномен.

В последнее время большой вклад в развитие суицидологии стали вносить военные психологи и социологи. Интерес к этой теме вызван увеличившимся количеством завершенных суицидов, как среди рядового состава армии, так и среди офицеров, появился ряд исследований, направленных на изучение суицидальной активности военнослужащих, на профилактику и диагностику суицидального поведения.

Существует множество различных типологий самоубийств. Рассмотрим некоторые из них.

1. В соответствии с причинами молодежные самоубийства делятся на эгоистические, альтруистические, аномичные и фаталистические.

Эгоистические самоубийства. Если считать эгоизмом такое состояние молодого человека, когда индивидуальное «Я» резко противопоставляется социальному «Я» в ущерб последнему, то можно считать эгоистичным тот частный вид суицида, который вызывается чрезмерной индивидуализацией.

Альтруистические самоубийства. Альтруизм – это состояние, когда «Я» не принадлежит человеку, когда центр его деятельности находится вне его существа, но внутри группы, к которой этот молодой человек относится. Характерным для данного типа суицида является то, что он совершается во имя долга.

Аномичные самоубийства. Известно, что общество всегда в той или иной степени воздействует на любого индивида, в том числе на подростка или молодого человека, управляет, руководит им. Аномичные суициды совершаются при отсутствии общечеловеческих ценностей, принятых правил поведения.

Фаталистические самоубийства. Объясняя данный тип молодежного суицида можно сказать, что преследовать какую-либо заведомо недостижимую цель значит обрекать себя на вечное состояние недовольства. Чем больше молодой человек будет достигать, тем большего он будет желать. Под давлением иерархизирования социальных функций обществом, человек находит себе нишу и примиряется со своим положением, стремясь уже к невозможному, при отсутствии необходимых для самовыражения свобод.

2. Существует также типология самоубийств, основанная на категории цели, в соответствии с которой выделяют три типа суицидального поведения:

· демонстративное или демонстративно-шантажное суицидальное поведение (театральное разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут). Его целью является привлечение или возврат утраченного внимания, желание вызвать жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или чтобы доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует о том, кому она адресована: дома – родным, в компании сверстников – кому-либо из ее членов, при аресте – органам внутренних дел и т. д. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики – к изображению попыток самоповешения, порезов вен, отравления неядовитыми веществами;

· аффективное суицидальное поведение – суицидальные попытки, совершаемые в состоянии аффекта (сильного и относительно кратковременного эмоционального переживания), который может длиться всего несколько минут, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент в этой ситуации обычно мелькает мысль о том, чтобы расстаться с жизнью, либо такая возможность допускается. Однако и здесь чаще всего присутствует компонент демонстративности. В зависимости от степени его проявления психологи выделяют: аффективную демонстрацию, аффективную демонстрацию с желанием «произвести впечатление», истинное покушение на самоубийство на высоте аффективной реакции. Примерно 27 % таких попыток совершается в состоянии опьянения. По форме – это чаще всего попытки самоповешения и отравления, реже – порезы вен;

· истинное суицидальное поведение – обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. В таких ситуациях поведение строится так, чтобы суицидная попытка была эффективной, чтобы суицидным действиям не помешали. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинения близких. В состоянии алкогольного опьянения совершается 47 % таких попыток. Девочки чаще всего избирают отравление, мальчики – самоповешение, реже отравление.

3. Рассмотрим еще одну классификацию суицидов, основанную на категории личностного смысла как отношения не совпадающих между собой целей действия – суицида и мотива деятельности, в которую он включен. Здесь выделяются следующие типы: протест, месть, призыв, избежание, самонаказание и отказ.

Протестные формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта.

Месть – конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению.

Смысл суицидального поведения под названием призыв состоит в активизации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности пассивна.

Избежание как тип суицида заключается в избежании непереносимой наличной угрозы путем самоустранения.

Самонаказание можно определить как протест во внутреннем плане личности, конфликт, по преимуществу внутренний, при своеобразном расщеплении «Я» на «Я» - «Судья» и «Я» - «Подсудимый».

Если в предыдущих случаях цель суицида и мотив деятельности не совпадали, то при суицидах отказа обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается, то есть мотивом является отказ от существования, а целью – лишение себя жизни.

Однако вопреки уникальности каждого индивидуального суицидального акта, имеют место некоторые общие характеристики самоубийств, которые сведены в следующие блоки:

А. Ситуационные аспекты суицида:

1. Общие стимулы суицида – невыносимость психических страданий (боли).

2. Общие стрессоры суицида – фрустрация (блокирование) психологических потребностей.

Б. Конативныс («волевые») аспекты суицида:

3. Обшие намерения суицида – поиск решения (самоубийство – это реакция на дилему).

4. Общие цели суицида – прекращение сознания (самоубийство – это покончить с психическими страданиям).

В. Аффективные аспекты суицида:

5. Общие эмоции суицида – безнадежность, беспомощность.

6. Общие межличностные аттитюды (отношения) к суициду – амбивалентность (каждый акт самоубийства – «крик о помощи», «сгу for help»).

Г. Когнитивные (относящиеся к познанию) аспекты суицида:

7. Общая когнитивная ситуация (позиция) в суициде – сужение (у суицидентов наблюдается «туннельное зрение», «зацикленность» на проблеме).

Д. Аспекты отношений (relational):

8. Общий межличностный акт в суициде – коммуникация намерений (проявление беспомощности, просьбы о помощи).

9. Общие действия в суициде – агрессия (так, суицидальное поведение называют аутоагрессией в отличие от убийства – агрессии, направленной на другого).

Е. Серийный аспект суицида:

10. Постоянство в суициде – пожизненность скрытых паттернов (установок) (См.: Гилинский, Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – С. 317-318).

Завершая обзор суицидального поведения отметим, что соотношение между мужчинами и женщинами-самоубийцами приблизительно 4:1 при самоубийствах, которые удались, и 4:2 при попытках, то есть суицидальное поведение мужчин чаще приводит к трагическому следствию. Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы. Так, самоубийства осуществляются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети. Мировая статистика свидетельствует, что суицидальное ведение чаще наблюдается в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии. В конце концов, несомненно, существует связь суицидального поведения с другими формами социальных отклонений, например, пьянством. Судебными экспертами выявлено, что 68% мужчин и 31% женщин лишили себя жизни, находясь в состоянии алкогольного опьянения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.