Здавалка
Главная | Обратная связь

Законы и принципы социального управления



 

Законы − это общие, существенные и необходимые связи между явлениями. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

В то же время отметим, что законы управления носят вероятностный характер, т. е. истинны лишь для определенной части управленческих ситуаций, а также лишь для части людей и социальных групп, действующих в данных ситуациях. Доля случаев, когда имеет место выведенная закономерность, определяется конкретными социологическими исследованиями.

Современная социология управления позволяет сформулировать ряд законов:

· закон необходимого разнообразия − система должна быть не менее разнообразна, чем ее отдельные элементы;

· закон специализации управления − усложнение системы требует разделения управленческих функций;

· закон интеграции − различные уровни управления должны действовать согласованно;

· закон экономии времени − достижение целей должно сопровождаться минимально возможными временными затратами;

· закон приоритетности социальных целей − главные цели управления должны быть направлены на благо человека;

· закон доминирования глобальной цели системы − невозможно одновременно достичь несколько глобальных целей;

· закон возрастания субъективности в управлении − в современных условиях в силу усложнения управленческих систем возрастающую роль играет личность руководителя, определенный тип его сознания.

Это далеко не полный перечень законов. Текущая управленческая практика может потребовать пересмотреть и уточнить выявленные зависимости.

Одним из важнейших законов современного социального управления является передача функций управления(функций, прав, полномочий, ресурсов) народным органам самоуправления,развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и саморазвития.

Современная социальная система сложна и многообразна. Механизмом ее управления выступает интеграция в единую организационную систему:

а) направляющего влияния, сущность которого состоит в достижении запланированного результата;

б) самоорганизации, отличительной чертой которой является отсутствие единого организующего начала, самодостаточность;

в) организационного порядка, представляющего собой систему социальных, моральных и правовых норм, которые, с одной стороны, заданы целевым управленческим влиянием и формализацией, а с другой − системой правил и норм, сложившихся стихийно и активно действующих.

В процессе самоорганизации возникают нормы и правила, ценностные ориентации и социальные связи, разделяемые вследствие их полезности и целесообразности большинством участников определенного социального процесса и переходящие в разряд действующих, повторяющихся, длительных. Организационный порядок, в свою очередь, обеспечивает оптимальный уровень стабильности социальной системы.

Рассматривая такие составляющие управления социальной системой, как направляющее влияние, самоорганизация и результат их взаимодействия, можно считать, что самое эффективное социальное управление состоит в определении места и функций каждого компонента управления, в достижении их взаимодействия, а также в единстве стратегических целей и задач. Все это достигается путем соблюдения определенных принципов социального управления.

Под принципами управления понимаются, во-первых, основополагающие начала и обобщенные основные правила, определяющие отбор стратегических целей управления, построение организационных структур, функционирование управляемой системы, принятие решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях. Во-вторых, важнейшие требования, соблюдение которых обусловливает обеспечение эффективности управленческих решений, управленческой деятельности, то есть управления в целом.

К основным принципам социального управления относят принципы:

· единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

· единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

· сочетания отраслевого и территориального управления;

· приоритетности в достижении стратегических целей;

· научности социального управления;

· прогнозирования социального управления;

· мотивации (стимулирования) труда;

· ответственности за результаты социального управления;

· рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

· экономичности и эффективности управления;

· системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

· иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

· необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

· обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

· сочетания единоначалия и коллегиальности;

· ситуационного управления по прогнозированию возмущений;

· программно-целевого обеспечения;

· делегирования полномочий;

· гуманизма и нравственности в управлении;

· гласности в принятии решения.

Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

· основываться на законах развития общества, на законах управления;

· соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

· учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

· в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.