Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и функции социального управления



 

Управление − это сознательные и целенаправленные воздействия людей и социальных институтов на социальную систему в целом, на ее отдельные звенья с целью их оптимального и взаимосогласованного функционирования.

Социальное управление представляет собой один из видов управленческой деятельности и состоит в сознательном, системном и организованном влиянии на общество с целью упорядочения, совершенствования его структуры и деятельности, а также сохранения целостности. Весь круг явлений, отношений и процессов, существующих в обществе и требующих целенаправленного на них влияния, подлежат в целом социальному управлению. Чтобы обеспечить эффективность управленческой деятельности, необходимо четко уяснить специфику ее разных видов и направлений, поскольку все они включают в себя различные действия, функции, имеют разные принципы, используют свои специфические способы и методы.

Прежде всего, различают виды управления по их субъектам и объектам. Под субъектом управления понимается система, которая управляет, организационно оформленная общность людей, обладающих функциями и соответствующими им возможностями для осуществления управленческого влияния. Объектом управления выступает система, которой управляют. По субъектам управляющие системы могут быть государственными или внегосударственными, одновременно имея общенациональный или местный (муниципальный) уровень. По объектам различают такие виды управления, как технологическое, экономическое, социальное.

Технологическое управление регулирует совокупность действий, операций членов определенной деятельностной организации, независимо от того, какой продукт она создает − производственный или осуществляет услуги в какой-либо конкретной сфере − образовательной, медицинской, правоохранительной и т. д.

Экономическое управление регулирует экономические аспекты деятельности организации и ее связи с окружающей средой. Совокупность этих аспектов создает вторую подсистему жизнедеятельности, отличную от технологической.

Социальное управление представляет собой третью подсистему, требующую особенной направленности управленческой деятельности. Это совокупность элементов, в которых воплощены социальные качества людей, входящих в эту подсистему, уровень их культуры, общих и профессиональных знаний, их потребности, интересы, ценности, а также отношение к условиям своей жизнедеятельности, характеру человеческих взаимоотношений и т. д.

Иными словами, объектом социального управления, связанного с третьей подсистемой, является такая социальная система, элементами которой выступают общество, социальные группы, взаимодействующие между собой по поводу реализации общих и специфических интересов.

С элементно-структурной точки зрения − это отдельные люди, организации, поселенческие, социально-классовые, демографические, этнические и другие общности, в которых:

· проявляются социальные отношения, то есть отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ и условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей;

· отражаются социальные процессы, то есть происходит последовательная смена состояний или движение системы и ее подсистем любого социального объекта путем развертывания во времени того или иного социального явления.

Таким образом, под социальным управлением понимается целенаправленное влияние на социальные отношения, структуры и процессы. Социальное управление присуще всем без исключения сферам человеческой деятельности, оно как бы пронизывает их, обеспечивая разработку и применение способов, методов и форм осуществления намеченных изменений.

Социальные проблемы имеют существенное значение в разрешении многих ситуаций: социальные факторы, ценностные ориентации и установки, симпатии и антипатии влияют на темпы и качество не только социальных, но и многих технологических, экономических, правовых, политических и других процессов. Из этого следует, что приход социологии в общую науку управления знаменует собой поиск глубинных резервов, многие из которых прямо зависят от общественного сознания и поведения людей. Социальные резервы − это социальные возможности индивидов и коллективов, которые в данный момент не реализуются, для повышения их активности и эффективности определенных видов социальной деятельности. Такими резервами являются способности, квалификация, компетентность, трудовая и управленческая культура, стиль социального поведения и т. д.

В основе социального управления лежит необходимость научиться определять вторичные, отдаленные общественные последствия нашей деятельности, среди них ключевое место занимают последствия социальные, то есть результаты (планировавшиеся или неожиданные, предвиденные или непредвиденные) таких преобразований, которые отражаются на социальных отношениях групп, общностей, индивидов, и сопровождаются изменениями в их положении. Поэтому очевидно, что кроме собственно социального направления в развитии общества, социальные последствия проявляются также в управлении социально-экономическими, социально-политическими и духовными процессами.

Управление социалъно-экономическим развитием− это одна из форм общественного управления, которая связана с осуществлением хозяйственно-организаторских функций. Управление всегда имеет социальную направленность, невзирая на то, что, сколько и как создают предприятия. Социальная направленность экономического развития − это, во-первых, социальный аспект управления первичными производственными организациями, в том числе коммерческими предприятиями, акционерными обществами, биржами, совместными предприятиями, свободными экономическими зонами и т. д. Во-вторых, под социальной направленностью экономического управления понимается сосредоточение управленческих функций на решение социальных проблем и, прежде всего, социальных проблем труда. В данном случае проявляется влияние на условия трудовой деятельности, содержание труда, направленность ее интеллектуального развития.

Управление социально-политическими процессамипредстает на практике как осуществление политических изменений, особенно когда речь идет о политических сдвигах и политических реформах. В механизме управления в сфере политики первое место занимает определение цели, во имя которой мобилизуются усилия людей. Необходимо предвидеть и оценить как результат этих усилий, так и то, на чем он базируется, поскольку показатели развития социально-политических процессов не всегда могут быть ограничены количественными характеристиками (например, сколько избирателей проголосовало, сколько существует партий). Функционирование политических структур зависит и от того, как люди голосуют, какие права имеют и какие из них реально обеспечены, какое влияние могут иметь люди на принятие решения.

Управление социально-политическими процессами не сводится к техническим приемам и методам, поскольку оно представляет собой механизм, как централизации действий, так и самоуправления.

Управление духовными процессами− понятие в известном смысле условное, поскольку имеет серьезные отличия от тех процессов, которые происходят, например, в экономике. Оно далеко не всегда может быть четким, жестким, ориентированным на количественные показатели. Это скорее глубокий анализ состояния духовности, выявление тенденций и предвидение возможных изменений в создании духовных ценностей, а также нацеленность на создание реальных условий для оптимального развития культурных запросов человека и их удовлетворения. Оно проявляется в умелом и гибком влиянии, которое происходит в сфере образования, науки, литературы, искусства, религии. Исключительно важными являются процессы влияния на взаимодействие национальных культур, на развитие сознания, например, на процесс формирование правовой культуры.

Изменения в духовной жизни общества в конечном итоге зависят и от материальных факторов. Поэтому при управлении духовными процессами учитываются материальные возможности общества, наличие экономических условий для разных социальных групп в их духовном развитии. Управление духовными процессами, таким образом, очень сложное явление, ибо связано как с материальными условиями, так и сознанием, и при этом является относительно самостоятельным. Все это усложняет познание закономерностей духовной жизни и управление ею.

Управление имеет целью выявление тех факторов, которые обеспечивают духовное развитие индивидов. Это сердцевина управления духовными процессами.

Таким образом, определить суть и специфику социального управления в той или иной сфере общественной жизни − это значит выработать четкое понимание того, какой круг общественных процессов оно охватывает своим направляющим влиянием и конечным результатом.

Во всех рассмотренных выше направлениях общественного развития проявляются социальные отношения по поводу неравенства и справедливости в распоряжении материальными благами. Все это на практике эмпирически фиксируется при помощи социальных индикаторов − количественных и качественных характеристик отдельных свойств и состояний социальных объектов (систем организаций) и процессов. Совокупность индикаторов отражает особенности социальных объектов в статике и динамике. К таким индикаторам относятся: уровень и качество жизни, уровень занятости и безработицы, прожиточный минимум, показатели смертности и рождаемости, уровень конфликтности в обществе и в его отдельных звеньях и т. д.

Выделение и понимание сущности и специфики социального управления как самостоятельной подсистемы управленческой деятельности, отличающейся от других подсистем (технологической и экономической), имеет практическое значение. Например, на предприятии может существовать идеальная в организационном и функциональном отношении технологическая система управления производством, очень хорошо отлажена экономика, но в то же время процессы, определяющие динамику взаимоотношений между людьми, их социального самочувствия, удовлетворения трудовой средой из-за недостаточного внимания к ним начинают деградировать. Это неотвратимо, крайне отрицательно повлияет и на собственно производственные, экономические показатели, на общие результаты деятельности предприятия и будет иметь к тому же отрицательные социальные последствия.

Цели социального управления в любой сфере общественной жизни − это усовершенствование условий жизни людей, их взаимоотношений и социальных качеств личности. Исходя из того, что имманентной чертой нашего общества является его социальная ориентированность, вполне понятной становится проблема познания законов социального управления социумом вообще. Этот социум представляет собой предельно большую устойчивую общность, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях, а вследствие этого − единством культуры. Разновидностями социумов выступают общество как целостная социальная система, семейно-родственные, стратификационные, поселенческие, демографические, этнические общности. С позиции социального управления важно подчеркнуть, что любой социум − это целостное, относительно автономное образование, взаимосвязанное с другими общностями, вследствие чего оно претерпевает позитивные изменения или деформации в зависимости от того, каким образом осуществляется управление.

Содержание любого вида и направления управленческой деятельности конкретно проявляется в его функциях. Если исходить из того, что функциями называют определенную деятельность, обязанности, назначение, роль, то функциями управления могут быть определенные виды управленческой деятельности, сущность которых состоит в целенаправленном влиянии на объект управления. Функции управления обеспечивают выявление и обоснование характеристик цели и путей развития объекта управления, а также соответствующих способов достижения целей развития объектов управления. Если цели и задачи отражают содержание деятельности субъектов управления, то функции отражают формы и методы управленческой деятельности.

Управление вообще можно представить как непрерывную серию взаимосвязанных и осуществляемых на практике управленческих функций.

Управление можно рассматривать как упорядочение, как действие стремящееся привести систему к порядку, сделать неправильное правильным. При этом слово «правильный» в различных ситуациях может означать и «соответствующий идеалу», и «общепринятый». Слово «упорядочение», в свою очередь, можно рассматривать в двух смыслах:

1.Установление некоторого общего порядка, который ассоциируется с равновесием и покоем;

2.Согласование действий людей, подчинение отдельных компонентов программе развития и функционирования целого.

При рассмотрении управления как деятельности следует различать:

· управление как практическую деятельность;

· как научную организацию управления.

Если пользоваться типологией социального действия М. Вебера, традиционное управление следует отнести к ценностнорациональному действию, а научно организованное управление − к целерациональному.

Ценностнорациональное действие направлено, в первую очередь, на поддержание традиций, ритуал; целерациональное предполагает повышение эффективности.

В любом случае управление является осознанной деятельностью. Необходимость управления обусловлена разделением труда и потребностью в его кооперации. Цель управленческой деятельности − разрешение внешних и внутренних противоречий системы.

Управление можно рассматривать и как ресурс развития системы. «Упорядочение» и «согласование», как правило, важны не сами по себе, а как необходимое условие развития системы. Развитие − это процесс увеличения элементного состава, повышения сложности, качества и эффективности.

Благодаря повышению сложности увеличивается информационный потенциал системы, что отражается на процессе информационного обмена с внешней средой. В результате развития могут возникнуть новые компоненты среды и самой системы.

Управление можно рассматривать как процесс, ибо работа по достижению целей не разовое действие, а серия непрерывных влияний. Каждое действие и влияние, осуществляемое в процессе управления, в свою очередь выступает как процесс целенаправленного влияния на социальные структуры и отношения.

А. Файоль, автор первой разработки функций управления, выделял пять исходных функций. По его мнению, управлять − это значит прогнозировать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Другие авторы со временем предложили другой перечень функций: планирование, организация, командование, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решения. Несмотря на различия и при новом перечислении функций управления наиболее важные из них остались неизменными.

Это обусловлено социальной природой управления. Социальное управление как регулирование процессов развития систем, образующих социальную сферу общественной жизни, состоит из функций, присущих именно данному виду деятельности. Набор и система функций определяются совокупностью процессов, присущих различным разновидностям социальной управленческой деятельности.

В соответствии с этим существует два основных подхода к определению функций: первый исходит из назначения и направленности влияния, второй − из характеристики самого процесса управления. Относительно первого подхода выделяют три группы конкретных функций социального управления:

1) изменение в условиях, качестве и образе жизни людей;

2) формирование и развитие социальных качеств личности;

3) формирование, функционирование и развитие социальных систем как целостных образований.

В соответствии со вторым, процессным подходом выделяют диагностическую, организационную, регулятивную, учетно-контрольную функции в их органическом единстве. Рассмотрим оба подхода детальнее.

Функции назначения и направлений влияния ориентированы преимущественно на создание благоприятных условий жизни людей и последовательное их улучшение. Важно подчеркнуть, что создание благоприятных условий жизнедеятельности зависит, прежде всего, от самого человека, и он в первую очередь должен использовать подобную возможность, имея при этом в виду, что полного равенства в обществе быть, не может. В свою очередь социальное управление одной из своих целей имеет стремление смягчить последствия естественного и социального неравенства людей путем проведения соответствующей социальной политики. Путями управления в данном случае могут быть изъятие части доходов у богатой части населения для помощи бедным, предоставление последним некоторых льгот для получения образования, трудоустройства, охраны здоровья и т. д. Но размеры такой помощи имеют предел и не могут быть значительными и не должны вести к потере стимулов к труду. В противном случае может возрастать безработица и даже наступить деградация некоторых прослоек общества.

Функциями социального управления первой группы являются также создание условий, гарантирующих права и свободы человека, поддержание и совершенствование условий участия граждан в управлении социальными процессами.

Функции второй группы охватывают процессы внутренних изменений в самом содержании жизнедеятельности, то есть в самом образе жизни людей, а не в его условиях, а также в их социальных качествах, а не в условиях их формирования. К этой группе относятся такие функции: формирование, поддержка, развитие творческой энергии, инициативы, самостоятельности, настойчивости, а также восприимчивости к инновациям и возрастания образовательного и культурного уровня человека.

Третья группа связана с целенаправленным влиянием на процессы формирования, функционирования и развития социальных систем как целостных образований, на изменение их социальной организации и структуры. Являясь результатом естественного хода развития общественных изменений, социальные системы (классы, этносы, семьи, демографические группы и т. д.), воспринимают в процессе своего формирования и развития различные управленческие влияния, что может радикально повлиять на их изменения.

Второй подход к анализу функций социального управления мы определили как процессный. Термин «второй» не означает, что можно использовать лишь один или другой подход. Обычно их применяют одновременно. Формула применения этих подходов такова: определенные общественные назначения находят определенные формы и методы осуществления. Особенности функций при процессном подходе состоят в том, что они формулируются не произвольно, а представляют собой определенную систему.

Последовательно используемые функции в их единстве и взаимосвязи образуют управленческий цикл. Он осуществляется таким образом.

Все начинается со сбора информации. Именно эта функция открывает управленческий цикл. Сущность ее состоит в том, что она обосновывает цели управления, разработку задач и способы их реализаций, информационно обеспечивает социальную диагностику. Социальная диагностика − это вид оперативного анализа социального субъекта с целью определения его состояния, оценки конкретной ситуации, в которой он существует, проблемных характеристик. Результатом такого анализа является описание социального объекта путем использования адекватной ему системы показателей, то есть количественных и качественных характеристик отдельных свойств и состояний этого объекта.

Появляется этап мотивации, что связано с необходимостью признавать наличие воли у объекта управления. На определенном этапе развития управленческой мысли созрело понимание того, что одна лишь директива без сопроводительного «фона» в виде человеческих отношений не будет выполняться эффективно.

Следующим этапом и функцией управления выступает принятие управленческого решения. Управленческое решение − это не просто документ, представляющий собой определенный план действий. Это развернутый во времени, логический, эмоционально-психологический, организационно-правовой процесс, осуществляемый в пределах компетенций субъекта управления. Результатом этого процесса является определенным образом зафиксированный проект каких-либо изменений в конкретных системах общества. Учитывая то, что управленческое решение не просто принимается на втором этапе управленческого цикла, но и сопровождает последующие этапы, проблема решения имеет особенное значение.

Четвертым этапом и функцией управления является организация. Она направлена на создание и взаимодействие двух систем: системы управляющей (субъекта управления) и системы управляемой (объекта управления). Оптимальная организация, при помощи которой координируется деятельность людей на достижение определенных целей, значительно повышает эффективность социального управления за счет:

· систематизированного и сознательного объединения людей;

· наличия комплекса организационных положений (регламентов, нормативов, инструкций, требований, системы ответственности), определяющих порядок управления.

Пятый этап и функцию управления представляет регулирование, направленное на сохранение, поддержку и совершенствование управляемой системы. В каждой системе действуют тенденции организации и дезорганизации, именно поэтому и необходимо регулирование. Оно всегда связано с правом, с влиянием на сознание и поведение людей, с обеспечением стабильности функций управления. На этом этапе вновь принимается управленческое решение, но регулятивного характера.

Управленческий цикл завершают функции учета и контроля. Учет − это получение, обработка, анализ и систематизация информации, которая, по общему правилу, выражается в количественной форме. К основным видам учета относятся статистический, бухгалтерский, оперативно-технический и т. д. Контроль представляет систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой системы принятым решениям, а также определение результатов управления. Контроль − это процесс, посредством которого выясняется, достигает ли общество или определенная система (организация) своих целей, определяются возникшие проблемы для принятия новых решений. Все это предполагает принятие мер для предотвращения возможного вреда социальной системе. В настоящее время контроль становится не просто надзором, а инструментом обратной связи, призванным обогащать субъект управления новыми знаниями.

Контроль также дает возможность определить, нужно ли пересматривать предыдущие планы, поскольку они не выполнены или их нельзя реализовать в принципе. Такая связь между планированием и контролем завершает управленческий цикл, благодаря которому управление предстает как процесс реализации взаимосвязанных функций. Понятно, что такое деление управленческого цикла на функции и соответствующие им этапы управления несколько условны. Все они взаимосвязаны, переплетаются и накладываются одна на другую. Ни одна функция отдельно не дает представления об управлении. Лишь все они вместе и составляют процесс социального управления.

Социология управления позволяет диагностировать состояние управленческого цикла в конкретной управленческой системе (на уровне организации либо территории).

Основными измеряемыми параметрами могут быть:

· выраженность каждого этапа;

· соотношение количественных и качественных характеристик решений, относящихся к планированию, организации, мотивации и контролю;

· функциональность механизмов обратной связи;

· степень открытости управленческой системы;

· источник организационных изменений (научные знания, собственный практический опыт, заимствование опыта).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.