Реорганизация органов ОГПУ–НКВД
Государственное управление в условиях форсированного экономического строительства, насильственной ломки социальных структур использовало массированные методы принуждения и репрессий. Традиционное для советской системы широкое применение внесудебных репрессий с началом сплошной коллективизации получило свое выражение в создании «троек», которые стали практиковаться, прежде всего, на местах. 5 октября 1929 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло к сведению такую практику, а весной 1930 г. постановлением Президиума ЦИК СССР «тройкам» на местах были делегированы полномочия Судебной коллегии ОГПУ. В 1930 г. произошла важная реформа милиции. Ликвидировались НКВД союзных и автономных республик, и милиция была передана в состав ОГПУ, что существенно расширило «возможности политического сыска, поскольку сеть подразделений милиции покрывала всю страну» В 1931 г. СНК СССР было утверждено первое общесоюзное Положение о милиции, определяющее • объединение милиции в масштабах СССР, • ликвидацию подчинения милиции местным органам власти и • включение ее в систему политического сыска. С принятием паспортной системы в 1932 г. на милицию возлагались обязанности • выдачи паспортов, • прописка, • контроль за соблюдением паспортного режима. В 1934 г. был радикально реформирован карательно-репрессивный аппарат. По постановлению ЦИК СССР от 10 июля 1934 г., преобразован НКВД СССР. В него вошли: • бывшие ОГПУ, преобразованные в Главное управление государственной безопасности (в нем работало в 3,5 раза больше сотрудников, чем в Главном управлении милиции, также вошедшем в объединенный НКВД), • Главное управление пограничных и внутренних войск, • Главное управление пожарной охраны, • Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений. В дальнейшем в его состав включались • Главное управление шоссейных дорог, • Главное управление геодезии и картографии и ряд других ведомств. Масштаб этого государственного учреждения трудно преувеличить, как и его возможности. В НКВД передавались конвойные, железнодорожные войска и воинские подразделения других ведомств. Внутренние войска, подчинявшиеся НКВД, выросли с 50 тыс. человек в начале 1930-х гг. до 200 тыс. человек к 1941 г. НКВД СССР подчинялись одноименные наркоматы в союзных республиках, за исключением РСФСР, где вместо наркомата был учрежден пост уполномоченного НКВД СССР по РСФСР. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. было учрежденоОсобое совещание при НКВД СССР. Положение о нем почти текстуально совпадало с Положением об Особом совещании при МВД Российской империи от 14 августа 1881 г. Внесудебные репрессиишироко применялись с первых лет советской власти, с начала 1930 г. с вручением особых полномочий по применению репрессий во внесудебном порядке «тройкам» они получили широчайшие санкции. Особую роль своеобразного рубежа к массовым репрессиям политического характера сыграло убийство С.М.Кирова и принятое в день убийства 1 декабря 1934 г. Постановление ЦИК СССР об особом порядке ведения дел о террористических актах. По этому постановлению: • сроки следствия по данной категории дел сокращались до 10 дней; • обвинительное заключение обвиняемому вручалось за сутки до суда, в котором дело рассматривалось без участия сторон (т.е. без прокурора и адвоката); • кассационное обжалование и подача ходатайств о помиловании не допускались; • приговор к высшей мере наказания должен был приводиться в исполнение немедленно по оглашении. 14 сентября 1937 г. аналогичный порядок вводился по делам о вредительстве и диверсиях. Максимальный срок лишения свободы по делам о государственных преступлениях увеличился с 10 до 25 лет. Полномочия Особого совещания при НКВД СССР были расширены (по инициативе Кагановича). Оно теперь могло применять все меры наказания, вплоть до смертной казни. Эти полномочия получили также Особые совещания («тройки») в союзных и автономных республиках, краях и областях... Разбирательство дел стало проводиться (по инициативе Молотова) не индивидуально, а списками. Исключительное место в государственном механизме аппарата НКВД обусловливалось: • его колоссальными полномочиями, • огромными военно-милицейскими ресурсами, • объединением целого ряда ведущих силовых ведомств и ведомств инфраструктуры. Исключительность подчеркивалась: • порядком присвоения специальных званий: – сержант госбезопасности приравнивался к армейскому лейтенанту, – капитан госбезопасности – к армейскому полковнику, – майор госбезопасности – к армейскому комбригу, • материальным обеспечением, которое было значительно выше, чем в армии, • широкими пропагандистскими мерами, обеспечивающими исключительный авторитет и роль этих органов. В феврале 1941 г. был изменен статус Главного управления госбезопасности– он превратился в самостоятельный наркоматНКГБ. В системе советского государственного управления к концу 1930-х–началу 1940-х гг. НКВД СССР играл роль одного из важнейших производственных наркоматов, чья деятельность основывалась на широчайшем использовании труда заключенных. Система репрессивных органов, являясь частью общей системы государственного управления, в 1930-е гг. приобрела грандиозные масштабы, беспредельные полномочия, известную степень автономности. Репрессивно-карательные органы государственного управления находились под жестким контролем и, в свою очередь, подвергались чисткам, репрессиям и иным мерам, блокировавшим возможности их чрезмерной самостоятельности. Сталинские наркомы НКВД Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов и значительная часть аппарата были репрессированы главным образом за выполнение порученных обязанностей по таким же фантастическим обвинениям, что и выдвигавшиеся ими. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|