Государственное управление идеологией и культурой в 20–30-е гг.⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Наркомат просвещения РСФСР,образованный по декрету II съезда Советов, с начала своей деятельности имел чрезвычайно обширные задачи: • школьное и дошкольное образование и воспитание, • политико-просветительская работа, • руководство издательским делом, • научными учреждениями, • искусством. Долгие годы Наркомат возглавлял А.В. Луначарский, личность и качества которого оказывали значительное влияние на характер деятельности Наркомпроса. В первые годы одним из важнейших направлений была ликвидация неграмотности. Декрет СНК о ликвидации неграмотности в РСФСР в декабре 1919 г. вводил обязательное обучение грамоте для всех граждан от 8 до 50 лет. Главная роль отводилась Всероссийской Чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности,образованной в составе Наркомата в 1920 г. Гигантский растущий и плохо управляемый аппарат Наркомпроса был реорганизован в феврале 1921 г. По первому положению о Наркомпросе РСФСР его центральный аппарат состоял из трех частей: • академического центра, • организационного центра, • главков,в числе которых основными были: – Главсоцвос(дошкольное воспитание, школьное образование и т.п.); – Главпрофобр (профессионально-технические школы); – Главполитпросвет(всё внешкольное образование); – Госиздат; – Главнаука и др. Характер деятельности Наркомпроса изменялся в сторону изъятия из его ведения различных сфер руководства культурой, в первую очередь, наукой, научными учреждениями. С середины 1920-х гг. начались качественные изменения системы подготовки кадров– расширялась сеть вузов, втузов и техникумов, которые находились в различных ведомственных подчинениях. Важнейшим этапом в деле централизации руководства подготовкой кадров стал 1932 г., когда был создан Комитет по высшей технической школе при ЦИК СССР. В дальнейшем деятельность Комитета расширялась на все высшие учебные заведения, а статус его повышался. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР, которому были подчинены все вузы страны за исключением военных и находившихся в ведении Комитета по делам искусств. Накануне войны в непосредственном ведении Всесоюзного комитета находилось 19 вузов из 817, подчинявшихся 120 наркоматам. Ежегодный выпуск специалистов составлял 100–110 тыс. Жесткие принципы управления высшей школой были основаны на: • директивных методах, • централизованных бюджетных средствах и • системе государственного распределения выпускников. Важнейшим этапом в развитии партийно-государственной системы управления идеологией и культурой стало образование в июне 1920 г. в структуре ЦК РКП(б) Отдела агитационно-пропагандистской работы (Агитпроп),который с момента создания и до конца 1920-х гг. возглавлял один из секретарей ЦК партии. Полномочия Агитпропа по управлению и координации всех государственных и общественных организаций культуры были таковы, что он возглавлял «верхушку той пирамиды из партийных и государственных органов, которые руководили всей идеологической работой в стране». Ему подчинялись
• Наркомат просвещения, • Госиздат, • Центропечать, • Политуправления Красной Армии и др. В коллегию Агитпропа входили представители • отделов ЦК партии, • Главного политического управления, • Наркомата просвещения, • РОСТА, • ЦК комсомола и др. В подчинение Агитпропу придавался созданный в 1921 г. главк Наркомата просвещения – Главполитпросвет – своеобразный государственно-партийный орган. Его руководители назначались Политбюро, и он полностью подчинялся Агитпропу. Декретом СНК 6 июня 1922 г. создавалось при Наркомпросе Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит РСФСР).Это означало централизацию всего дела цензуры, которой занимались различные государственные органы. Главлит находился под прямым подчинением ЦК партии, и «при сохранении советского законодательства в прежнем виде, ужесточение цензурной политики проходило согласно партийным инструкциям». Главлит имел свои местные органы – обллиты и гублиты. Полномочия Главлита систематически расширялись, при этом от цензуры освобождались: • издания Коммунистического Интернационала, • партийная печать, • издания Главиздата, • Главполитпросвета, • «Известия ВЦИК», • труды Российской академии наук. В 1930 г. по постановлению СНК РСФСР Главлит был реорганизован в части расширения прав исключительного контроля за всеми видами изданий и средств массовой информации. Идеи создания Всесоюзного Главлита не были осуществлены. В составе Главлита в феврале 1923 г. был создан Комитет по контролю за зрелищами и репертуаром (Главрепертком), без которого, в соответствии с постановлением СНК, «ни одно произведение не может быть допущено к публичному исполнению». В 1934 г. Главрепертком был выделен в самостоятельное управление под ведомством Наркомата просвещения. С началом реконструкции государственного управления в условиях «развернутого наступления социализма» происходят качественные изменения в характере государственной идеологии. Широкомасштабные кампании, направленные против «спецов» (Шахтинское дело), вели к поискам «вредителей» во всех сферах, связанных с идеологией и культурой. При этом «борьба на идейном фронте» развернулась и внутри сложившейся к концу 1920-х гг. системы партийно-государственных учреждений, особенно в связи с так называемым «академическим делом» (против «старых» историков и против «школы Покровского»). М.Н. Покровский – один из крупнейших историков-марксистов, долгое время являвшийся представителем идеологической партийной элиты, не только сам (и его ученики) был подвергнут уничтожающей критике, но и целый ряд учреждений и организаций, в той или иной степени связанных с идеолого-партийными установками 1920-х гг. подверглись гонениям. Ликвидированы Общество старых большевиков, Общество политкаторжан и ссыльно-переселенцев, Общество историков-марксистов и т.д. Реорганизация партийно-государственного руководства культурой, наукой, творческой интеллигенцией приобрела новый характер после постановления ЦК ВКП(б) в 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». В 1934–1935 гг. создаются единые союзы: • писателей, • художников, • композиторов, • архитекторов. Эти союзы стали жесткими бюрократическими структурами государственного управления. Номенклатурный принцип подбора и расстановки кадров, директивное руководство основной деятельностью в соответствии с указаниями государственных и партийных органов сочетались с известными принципами добровольности, наличия обобществленной собственности, определенной самостоятельности при выборах правлений – таковы были основные начала деятельности творческих союзов. В середине 1930-х гг. происходят качественные изменения характера государственной идеологии в направлении укрепления патриотических и державных начал. В середине 1930-х гг. ряд репрессированных в 1929–1931 гг. ученых возвращены к исследовательской и преподавательской деятельности. Идеология государственного управления 1930-х гг. основывалась на апелляции к чувствам социального оптимизма, когда успешная и непрерывная борьба с врагами выступает средством мобилизации, сплоченности, активного поиска и ощущения достигнутого результата. «Закон» усиления классовой борьбы по мере успехов социалистического строительства, сформулированный И.В. Сталиным, утверждал понимание борьбы как образа жизни. Убежденность в наличии громадных внешних опасностей, и вполне реальные, хорошо ощущаемые массами бедствия и трудности связывались с проявлениями враждебной рыночной культуры («проклятые нэпманы», «недорезанные буржуи»), происками внутренних и внешних врагов. Чрезвычайно важным было утверждение в государственной идеологии коллективизма как источника социального оптимизма, защищающего, дающего возможности реализации, утверждения справедливости, силы, стационарности, благодаря которым всё и вся существует.
С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству. В постановлениях ЦК партии "О журнале "Под знаменем марксизма" и "О работе Комакадемии" (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об "обострении классовой борьбы на теоретическом фронте". Вслед за тем начались поиски "классовых врагов" на "историческом фронте", на музыкальном и литературных "фронтах". В "контрреволюционном вредительстве" были обвинены историки Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед Д.С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П.Н. Васильев, О.Э. Мандельштам и др.). Составной частью отечественной культуры 20-х - 30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова. В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. Развитие образования: В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г. - 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни. В 20-е годы преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции. В 1930 г. было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным - с 288 тыс. до 1,5 млн. Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории. Наука и техника: В 20-е годы. Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них действующие поныне Физико-химический, Физико-технический, Центральный аэрогидродинамический (ДАЛИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам -ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР. В конце 20-х – 30-е годы. Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Александрова способы зашиты кораблей от магнитных мин. В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов. Общественная мысль и художественная литература: Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в "сторону коммунистических задач пролетариата". Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина "Разин Степан" и О.Д. Форш "Одеты камнем"). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия", пьеса "Бег") и драматурга К.А. Тренева (пьеса "Любовь Яровая"). Внутренняя перестройка произошла в поэзии С.А. Есенина и Н.Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни. Начиная со II половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с "контрреволюционными" идеями и "буржуазными теориями" в сфере художественной жизни. На рубеже 20-х - 30-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы "Перевал", "Леф" (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и другие. Они проводили свои съезды, имели печатные органы. В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций". В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил А.М. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились А.М. Горький и А.А. Фадеев. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность. Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д.Д. Шостаковича (оперы "Нос" и "Катерина Измайлова"), С.С. Прокофьева (опера "Семен Котко") и др. На рубеже 20 - 30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, Б Л. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Корнилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы "Христолюбовские ситцы" и "Соляной бунт") и А.Т. Твардовский (поэма "Страна Муравия"). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Толстого, А.А. Фадеева. Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А.С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы ("Александр Невский" режиссера С.М. Эйзенштейна, "Петр Первый" В.М. Петрова, "Суворов" В.И. Пудовкина и др.). Архитектура: Индустриализация конца 20-х - начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню - Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду - театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.И. Симбирцев). Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы -столицы СССР - и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.). Живопись: К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству. Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, Б Л. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Корнилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы "Христолюбовские ситцы" и "Соляной бунт") и А.Т. Твардовский (поэма "Страна Муравия"). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Толстого, А.А. Фадеева. Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А.С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы ("Александр Невский" режиссера С.М. Эйзенштейна, "Петр Первый" В.М. Петрова, "Суворов" В.И. Пудовкина и др.). Театр: 20-е годы. В театрах ставилась политическая оперетта "Белые и черные" В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; "Мистерия-буфф" В. Маяковского. Деятели искусства стремились к утверждению агитационно-пропагандистских форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В.Э. Мейерхольда. В 20-е - 30-е годы значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П.Д. Кориным и М.В. Нестеровым, Р.Р. Фальком и П.Н. Филоновым. Музыка: 20-е годы. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за "чистоту" пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ). Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины "Тяжелая индустрия" Ю.И. Пименова и "Тачанка" М.Б. Грекова. На рубеже 20 - 30-х годов Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д.Д. Шостаковича (оперы "Нос" и "Катерина Измайлова"), С.С. Прокофьева (опера "Семен Котко") и др. Многие участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Общая оценка этапа развития культуры. Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|