Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственное управление идеологией и культурой в 20–30-е гг.



Наркомат просвещения РСФСР,образованный по декрету II съезда Советов, с начала своей деятельности имел чрезвычайно обширные задачи:

• школьное и дошкольное образование и воспитание,

• политико-просветительская работа,

• руководство издательским делом,

• научными учреждениями,

• искусством.

Долгие годы Наркомат возглавлял А.В. Луначарский, личность и качества которого оказывали значительное влияние на характер деятельности Наркомпроса.

В первые годы одним из важнейших направлений была ликвидация неграмотности. Декрет СНК о ликвидации неграмотности в РСФСР в декабре 1919 г. вводил обязательное обучение грамоте для всех граждан от 8 до 50 лет. Главная роль отводилась Всероссийской Чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности,образованной в составе Наркомата в 1920 г. Гигантский растущий и плохо управляемый аппарат Наркомпроса был реорганизован в феврале 1921 г. По первому положению о Наркомпросе РСФСР его центральный аппарат состоял из трех частей:

академического центра,

организационного центра,

главков,в числе которых основными были:

Главсоцвос(дошкольное воспитание, школьное образование и т.п.);

Главпрофобр (профессионально-технические школы);

Главполитпросвет(всё внешкольное образование);

Госиздат;

Главнаука и др.

Характер деятельности Наркомпроса изменялся в сторону изъятия из его ведения различных сфер руководства культурой, в первую очередь, наукой, научными учреждениями.

С середины 1920-х гг. начались качественные изменения системы подготовки кадров– расширялась сеть вузов, втузов и техникумов, которые находились в различных ведомственных подчинениях.

Важнейшим этапом в деле централизации руководства подготовкой кадров стал 1932 г., когда был создан Комитет по высшей технической школе при ЦИК СССР. В дальнейшем деятельность Комитета расширялась на все высшие учебные заведения, а статус его повышался.

В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР, которому были подчинены все вузы страны за исключением военных и находившихся в ведении Комитета по делам искусств. Накануне войны в непосредственном ведении Всесоюзного комитета находилось 19 вузов из 817, подчинявшихся 120 наркоматам. Ежегодный выпуск специалистов составлял 100–110 тыс. Жесткие принципы управления высшей школой были основаны на:

• директивных методах,

• централизованных бюджетных средствах и

• системе государственного распределения выпускников.

Важнейшим этапом в развитии партийно-государственной системы управления идеологией и культурой стало образование в июне 1920 г. в структуре ЦК РКП(б) Отдела агитационно-пропагандистской работы (Агитпроп),который с момента создания и до конца 1920-х гг. возглавлял один из секретарей ЦК партии. Полномочия Агитпропа по управлению и координации всех государственных и общественных организаций культуры были таковы, что он возглавлял «верхушку той пирамиды из партийных и государственных органов, которые руководили всей идеологической работой в стране». Ему подчинялись

 

Наркомат просвещения,

Госиздат,

Центропечать,

Политуправления Красной Армии и др.

В коллегию Агитпропа входили представители

• отделов ЦК партии,

• Главного политического управления,

• Наркомата просвещения,

• РОСТА,

• ЦК комсомола и др.

В подчинение Агитпропу придавался созданный в 1921 г. главк Наркомата просвещения – Главполитпросвет – своеобразный государственно-партий­ный орган. Его руководители назначались Политбюро, и он полностью подчинялся Агитпропу.

Декретом СНК 6 июня 1922 г. создавалось при Наркомпросе Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит РСФСР).Это означало централизацию всего дела цензуры, которой занимались различные государственные органы. Главлит находился под прямым подчинением ЦК партии, и «при сохранении советского законодательства в прежнем виде, ужесточение цензурной политики проходило согласно партийным инструкциям».

Главлит имел свои местные органы – обллиты и гублиты.

Полномочия Главлита систематически расширялись, при этом от цензуры освобождались:

• издания Коммунистического Интернационала,

• партийная печать,

• издания Главиздата,

• Главполитпросвета,

• «Известия ВЦИК»,

• труды Российской академии наук.

В 1930 г. по постановлению СНК РСФСР Главлит был реорганизован в части расширения прав исключительного контроля за всеми видами изданий и средств массовой информации. Идеи создания Всесоюзного Главлита не были осуществлены.

В составе Главлита в феврале 1923 г. был создан Комитет по контролю за зрелищами и репертуаром (Главрепертком), без которого, в соответствии с постановлением СНК, «ни одно произведение не может быть допущено к публичному исполнению». В 1934 г. Главрепертком был выделен в самостоятельное управление под ведомством Наркомата просвещения.

С началом реконструкции государственного управления в условиях «развернутого наступления социализма» происходят качественные изменения в характере государственной идеологии.

Широкомасштабные кампании, направленные против «спецов» (Шахтинское дело), вели к поискам «вредителей» во всех сферах, связанных с идеологией и культурой. При этом «борьба на идейном фронте» развернулась и внутри сложившейся к концу 1920-х гг. системы партийно-государственных учреждений, особенно в связи с так называемым «академическим делом» (против «старых» историков и против «школы Покровского»). М.Н. Покровский – один из крупнейших историков-марксистов, долгое время являвшийся представителем идеологической партийной элиты, не только сам (и его ученики) был подвергнут уничтожающей критике, но и целый ряд учреждений и организаций, в той или иной степени связанных с идеолого-партийными установками 1920-х гг. подверглись гонениям.

Ликвидированы Общество старых большевиков, Общество полит­каторжан и ссыльно-переселенцев, Общество историков-марксистов и т.д.

Реорганизация партийно-государственного руководства культурой, наукой, творческой интеллигенцией приобрела новый характер после постановления ЦК ВКП(б) в 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». В 1934–1935 гг. создаются единые союзы:

• писателей,

• художников,

• композиторов,

• архитекторов.

Эти союзы стали жесткими бюрократическими структурами государственного управления. Номенклатурный принцип подбора и расстановки кадров, директивное руководство основной деятельностью в соответствии с указаниями государственных и партийных органов сочетались с известными принципами добровольности, наличия обобществленной собственности, определенной самостоятельности при выборах правлений – таковы были основные начала деятельности творческих союзов.

В середине 1930-х гг. происходят качественные изменения характера государственной идеологии в направлении укрепления патриотических и державных начал.

В середине 1930-х гг. ряд репрессированных в 1929–1931 гг. ученых возвращены к исследовательской и преподавательской деятельности.

Идеология государственного управления 1930-х гг. основывалась на апелляции к чувствам социального оптимизма, когда успешная и непрерывная борьба с врагами выступает средством мобилизации, сплоченности, активного поиска и ощущения достигнутого результата. «Закон» усиления классовой борьбы по мере успехов социалистического строительства, сформулированный И.В. Сталиным, утверждал понимание борьбы как образа жизни. Убежденность в наличии громадных внешних опасностей, и вполне реальные, хорошо ощущаемые массами бедствия и трудности связывались с проявлениями враждебной рыночной культуры («проклятые нэпманы», «недорезанные буржуи»), происками внутренних и внешних врагов.

Чрезвычайно важным было утверждение в государственной идеологии коллективизма как источника социального оптимизма, защищающего, дающего возможности реализации, утверждения справедливости, силы, стационарности, благодаря которым всё и вся существует.

 

С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления куль­турой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализи­рованным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и ра­диовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними на­роднохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятель­ности партийно-государственных органов большое место занимала ра­бота, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утвержде­ние марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся обще­ственно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печа­ти, литературе и искусству.

В постановлениях ЦК партии "О журнале "Под знаменем марксиз­ма" и "О работе Комакадемии" (1931 г.) были намечены задачи и ос­новные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строи­тельства. В постановлениях был сформулирован тезис об "обострении классовой борьбы на теоретическом фронте". Вслед за тем начались поиски "классовых врагов" на "историческом фронте", на музыкальном и литературных "фронтах". В "контрреволюционном вредительстве" были обвинены историки Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед Д.С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П.Н. Васильев, О.Э. Мандельштам и др.).

Составной частью отечественной культуры 20-х - 30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выхо­дили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова. В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в ис­тории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и дру­гие стали основоположниками евразийского движения.

Развитие образования:

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образо­вания и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительст­во приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличе­ние числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного на­селения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г. - 24%). Не­сколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями го­рода и деревни.

В 20-е годы преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаме­нов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при по­ступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для по­ступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

В 1930 г. было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образова­тельный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности. Ликвидировались рабфаки.

Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохо­зяйственного развития потребовало увеличения подготовки специали­стов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. чис­ленность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным - с 288 тыс. до 1,5 млн.

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое по­становление касалось подготовки учебников по истории.

Наука и техника:

В 20-е годы. Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них действующие поныне Физико-химический, Физико-технический, Центральный аэрогидродинамический (ДАЛИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиа­ции Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам -ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Прави­тельство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для ста­новления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

В конце 20-х – 30-е годы. Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских цен­тров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйст­венных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали на­учной основой для создания первых опытных ракет. Исследования уче­ного-химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Вели­кой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Алек­сандрова способы зашиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во вто­рой половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их фи­лиалов.

Общественная мысль и художественная литература:

Художественная жизнь 20-х годов развива­лась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира.

В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетар­ские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воз­действии на читателя в "сторону коммунистических задач пролетариа­та".

Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историче­скому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина "Разин Степан" и О.Д. Форш "Одеты камнем"). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия", пьеса "Бег") и драматурга К.А. Тренева (пьеса "Любовь Яро­вая").

Внутренняя перестройка произошла в поэзии С.А. Есенина и Н.Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.

Начиная со II половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммуни­стического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с "контрреволюционными" идеями и "буржуазными теориями" в сфере художественной жизни.

На рубеже 20-х - 30-х годов увеличилось число литературных объе­динений. Действовали группы "Перевал", "Леф" (Левый фронт искусст­ва), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей, Ли­тературный центр конструктивистов (ЛЦК) и другие. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций". В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объеди­нялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил А.М. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились А.М. Горький и А.А. Фадеев. Основным творческим методом литера­туры и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не оста­новила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произве­дениями Д.Д. Шостаковича (оперы "Нос" и "Катерина Измайлова"), С.С. Прокофьева (опера "Семен Котко") и др.

На рубеже 20 - 30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в разви­тии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебе­дев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре рабо­тали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, Б Л. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Кор­нилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжа­ли в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы "Христолюбовские ситцы" и "Соляной бунт") и А.Т. Твардовский (поэма "Страна Муравия"). За­метным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Тол­стого, А.А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому стра­ны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А.С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на историче­ские темы ("Александр Невский" режиссера С.М. Эйзенштейна, "Петр Первый" В.М. Петрова, "Суворов" В.И. Пудовкина и др.).

Архитектура:

Индустриализация конца 20-х - начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архи­тектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой куль­турно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то ги­гантскую шестерню - Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду - театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.И. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы -столицы СССР - и других промышленных центров. Стремление к соз­данию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценней­шие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.).

Живопись:

К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художествен­ной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не оста­новила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, Б Л. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Кор­нилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжа­ли в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы "Христолюбовские ситцы" и "Соляной бунт") и А.Т. Твардовский (поэма "Страна Муравия"). За­метным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Тол­стого, А.А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому стра­ны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А.С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на историче­ские темы ("Александр Невский" режиссера С.М. Эйзенштейна, "Петр Первый" В.М. Петрова, "Суворов" В.И. Пудовкина и др.).

Театр:

20-е годы. В театрах ставилась политическая оперетта "Белые и черные" В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; "Мистерия-буфф" В. Маяков­ского. Деятели искусства стремились к утверждению агитационно-пропагандистских форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищ­ного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В.Э. Мейерхольда.

В 20-е - 30-е годы значитель­ных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной класси­ки, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П.Д. Кориным и М.В. Нестеровым, Р.Р. Фальком и П.Н. Филоновым.

Музыка:

20-е годы. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием ново­го общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкан­тов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за "чистоту" пролетарского искусства вела Российская ассоциация проле­тарских художников (РАПХ). Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, ли­тераторы, художники стремились отразить в своем творчестве совре­менную им действительность. На художественных выставках демонст­рировались картины "Тяжелая индустрия" Ю.И. Пименова и "Тачанка" М.Б. Грекова.

На рубеже 20 - 30-х годов Музыкальная культура этих лет была представлена произве­дениями Д.Д. Шостаковича (оперы "Нос" и "Катерина Измайлова"), С.С. Прокофьева (опера "Семен Котко") и др. Многие участвовали в разви­тии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебе­дев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре рабо­тали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности.

Общая оценка этапа развития культуры.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неодно­значны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламента­ция художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.