Здавалка
Главная | Обратная связь

Мышление и его роль в познании.



Логика представляет собой лишь одну из форм мышления, с помощью которой человек познаёт окружающий мир. Познавательная деятельность человека многообразна и состоит из нескольких уровней. Обычно в неё включают чувственный и рациональный (абстрактный) уровни познания.

Чувственное познание человека протекает в трёх основных формах: ощущении, восприятии и представлении. Ощущение – это отражение человеком отдельных свойств познаваемых предметов – их запаха, вкуса, цвета, формы. Восприятие – это результат непосредственного взаимодействия органов чувств человека с внешним миром, в результате которого возникает целостный чувственный образ. Особенность восприятия состоит ещё и в том, что оно способно через часть дать информацию о целом.

Представление – это чувственно-наглядный образ, свободно сохраняемый в памяти и воспроизводимый в сознании. Представление дает нам возможность сохранить опреде­ленную информацию о предметах, когда они находятся вне сферы непосредственного воздействия на наши органы чувств.

Обычно чувственные данные фиксируются в словах и словосо­четаниях языка. Посредством языка происходит также и перера­ботка чувственных данных, осознание специфики тех или иных предметов, выделение их сходств и различий, выявление и обобще­ние их связей и отношений с другими предметами.

Процесс воспроизведения действительности в сознании чело­века с помощью языка называют рациональной ступенью познания или ступенью абстрактного мышления, в отличие от чувственной ступени.

Между чувственной ступенью и рациональной ступенью поз­нания имеется ряд существенно различных характеристик. Различ­ны, во-первых, сами формы отражения действительности на той и другой ступени. На первой — чувственной, — как мы уже говорили, таковыми являются: ощущения, восприятия, представления. На ступени же абстрактного мышления наши знания о действительно­сти представлены такими формами, как понятия, суждения, умозаключения. Это специфические языковые формы выраже­ния полученных знаний в процессе познания, тогда как формы чувственного опыта отнюдь не обязательно связаны с языком.

Далее, чувственное познание является в основном пассивной формой отражения действительности. Чувственные данные человек получает нередко помимо своей воли, а иногда — и вопреки жела­ниям. Процесс же познания на рациональной, абстрактной ступени представляет собой активную, волевую, целенаправленную деятельность. Мышление – это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет существенные признаки.

Как и всякая деятельность, мышление имеет свои специфичес­кие приемы и методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аб­страгирование, научное объяснение и др., с помощью которых формируются понятия, высказывания суждения, умозаключения. К числу приемов и методов мыслительной деятельности относятся также операции с самими понятиями и высказываниями: обобщение и ограничение, деление и классификация понятий, доказательство и опровержение высказываний, выводы одних высказываний из дру­гих — умозаключения.

Если на чувствен­ной ступени познания мы имеем информацию об отдельных явлениях и предметах и лишь в некоторой мере достигаем обобщения различных предметов в представлениях, то на ступени абстрактного мышления всякое отдельное, конкретное познается на основе об­щего, то есть на основе предварительного обобщения предметов тех или иных классов (металлов, растений и т.п.). Обобщения достига­ются за счет выделения именно того общего, что характерно для предметов этого класса.

Можно сказать, что основные особенности абстрактного мышления, опреде­ленные аспекты которого изучает логика, составляют: неразрывная связь с языком, опосредованный, целенаправленный и обобщенный характер отражения и наличие особых форм отражения действитель­ности, особых приемов и методов познавательной деятельности.

Но отсюда вовсе не следует, что всякое абстрактное мышление может нас вести к истине, к истинному знанию. К истинному знанию нас может вести только должное, правильное мышление. Для этого оно должно удовлетворять трём главным требованиям: 1) определенности, 2) последовательности, 3) доказательности. В связи с этими требованиями в 40-е годы прошлого столетия В.Ф. Асмус особо акцентировал на том, что только «определённое мышление есть мышление точное, свободное от всякой сбивчивости. Последовательное мышление есть мышление, свободное от внутренних противоречий, разрушающих связь между мыслями там, где эта связь необходима. Доказательное мышление есть мышление, не просто формулирующее истину, но вместе с тем и указывающее основания, по которым она необходимо должна быть признана истиной» (Асмус В.Ф. Логика. 2-е изд. М., 2001. С. 5).

Все три требования относительно обосновывают три правила относительно должного в логическом мышлении:

1) Всякое мышление, чтобы быть логичным, должно удовлетворять условиям определенности;

2) Всякое мышление, чтобы быть логичным, должно быть последовательным;

3) Всякое мышление, чтобы быть логичным, должно быть доказательным.

 

1.2. Понятие о логической форме.

Всякое мышление включает в себя содержание и формы. Содержание мышления – это содержание наших знаний. Форма мышления – это структура мысли, способ связи её содержательных частей. Общими формами мышления, которые исследует логика, являются понятие, суждение, умозаключение, доказательство и др.

Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках. Например: экзаменатор, студент, баран, дерево, глупость, небесное тело.

Суждение – это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой утверждением или отрицанием. К примеру, возьмем первые три приведенные выше понятия и построим утвердительные суждения: Экзаменатор был справедлив; Студент был внимателен; Баран был упрям. В трёх суждениях утверждаются различные свойства предмета суждения. В каждом суждении утверждается другое свойство предмета суждения, но именно такое свойство, которое принадлежит самому предмету. Эта принадлежность предмету определенного свойства объединяет все три суждения, которые, в свою очередь, содержат в себе один и тот же способ связи – посредством слова «был». Этот способ связи и есть логическая форма. (S – P) – где символ S есть субъект суждения (студент), а Р – есть символ предиката суждения (внимателен).

Умозаключение – Это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, которое и называется умозаключением. Приведем пример: Все студенты учатся.

Иванов – студент

Иванов учится

Таким образом, логическая форма мысли – это структура, правильная форма мышления, благодаря которой содержание мыслей существует и осуществляет истинное познание действительности.

Логическая форма тесно связана с понятием логического закона. Дело в том, что связи между мыслями, при которых истинность одних с необходимостью обусловливает истинность других, определяют формально-логические законы, или законы логики. Законы логики – это такие выражения, которые являются истинными только в силу своей логической формы, т.е. только на основании связи их составляющих. К ним относятся: закон тождества; закон непротиворечия; закон исключенного третьего; закон достаточного основания.

Закон тождества отражает коренное свойство мышления – его определённость: всякое высказывание имплицирует само себя (Если А истинно, то оно истинно). Его формула: А А.

Закон непротиворечия: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными (Неверно, что истинно А и не-А). Его формула может быть выражена: (А А).

Закон исключенного третьего: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно (Истинно либо А, либо не-А). Его формула может быть выражена в символической записи: А А

Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной (Если А истинно, то существует некоторое В, из которого следует А). Символическая запись этого закона такова: А (В А).

Обоснованность является важнейшим средством логического мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, убеждаем в чем-либо других, мы должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей. В этом и состоит коренное отличие научного мышления от ненаучного, которое характеризуется бездоказательностью, способностью принимать на веру различные положения и догмы.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.