Обобщение и ограничение понятий
Обобщение некоторого понятия есть операция образования из этого понятия некоторого нового с более широким объемом, что означает обобщение и выделение более широкого круга предметов. Обратная операция перехода от некоторого понятия к понятию с меньшим объемом называется ограничением понятия. Переход от данного понятия к понятию с более широким объемом — обобщение понятия — осуществляется за счет определенного ослабления содержания первого. Так, от понятия «повествовательное предложение» переходим к понятию «предложение», исключая из содержания этого понятия указание на то, что в грамматической форме этого типа о чем-то сообщается. Ясно, что обратная операция перехода от некоторого понятия к понятию с меньшим объемом — ограничение понятия — осуществляется за счет расширения содержания исходного. Ограничивая понятие «исследование», получаем понятие «научное исследование», затем «экспериментальное исследование», «квотный опрос». В этих примерах мы имеем, очевидно, уже не отдельные акты обобщений и ограничений, а и последовательности таковых. В процессах такого рода необходима определенная последовательность. Другими словами, надо избегать скачков в обобщениях и ограничениях: каждый акт обобщения должен быть переходом от вида к некоторому ближайшему роду. При ограничений, наоборот: от рода - к некоторому ближайшему виду. Ограничение одного и того же понятия может идти по разным направлениям. Аналогично имеются различные возможности обобщения одного и того же понятия. От понятия «равносторонний прямоугольный четырехугольник» можно перейти как к понятию «равносторонний четырехугольник», так и к понятию «прямоугольный четырехугольник». Ограничение понятия есть его конкретизация, которая связана с учетом особенностей при образовании более узкого понятия. Обобщение, наоборот, связано с приемом абстрагирования, отвлечения от каких-то особенностей, мыслимых в понятии предметов Заметим, что обобщение - это переход от данного понятия к некоторому его роду, а ограничение, наоборот, — от рода (данного понятия) к некоторому его виду; обобщение представляет собой переход от подчиненного понятия к подчиняющему, а ограничение — наоборот. С точки зрения объемов понятий это переходы от подмножеств (подклассов) к множествам (классам) и наоборот. Отношения вида и рода, как мы уже раньше подчеркивали, надо отличать от отношения «часть и целое» между предметами. Аналогично, не следует смешивать обобщение понятий (например, переход от понятия «прямоугольный треугольник» к понятию «треугольник») с переходами - в процессе мысленного оперирования с предметами - от части к целому (например, переход от «стороны треугольника» к «треугольнику»). В первом случае мы можем сказать: «Всякий прямоугольный треугольник есть треугольник». Но сторона треугольника, конечно, не является треугольником. Нетрудно видеть, что операции обобщения и ограничения понятий связаны с законом обратного отношения. Если понятие А является обобщением понятия В, а второе, очевидно, в этом случае - результат ограничения первого, то объем второго составляет часть первого, или является подмножеством первого. Содержание же первого понятия является частью содержания второго. Напомним, что расширение содержания понятия может происходить отнюдь не только за счет добавления, как и ослабление содержания - не только за счет исключения каких-то имеющихся в нем признаков: содержание понятия «вещество, не соединяющееся с соляной кислотой», слабее, чем содержание понятия «вещество, не соединяющееся ни с какой кислотой» (а объемы их, соответственно, в обратной зависимости). Хотя дело здесь, конечно, не в количестве признаков. Имеются ли пределы обобщения и oгpaничeния того или иного определенного понятия? Что касается ограничения, го здесь вопрос решается просто. Пределами ограничения являются единичные понятия. Сложнее дело обстоит с вопросом о пределах обобщения. Здесь надо отличать вопрос о пределах обобщения отдельно взятого понятия (вне какой-либо системы знаний) от обобщения понятия в составе некоторой системы знания, в рамках некоторой теории. Например, рассматривая понятие «млекопитающее, живущее на суше», можем получить «млекопитающее», «животное», «живое тело», «тело» и даже вообще - «нечто». Это последнее, по-видимому, и есть предел обобщения любого отдельно взятого понятия. В рамках же биологии пределом обобщения только что рассмотренного понятия было бы, очевидно, «живое тело»; переход к понятию «тело» означал бы выход за эти рамки, поскольку тела вообще и тем более «нечто» не являются объектом изучения биологии. Таким образом, вопрос о пределах обобщения понятия в системе знания решается конкретно длякаждой науки или теории. Деление понятий К операции деления мы прибегаем во всех случаях, когда возникает задача обзора, систематизации некоторого материала, определения последовательности планируемых действий. Деление понятия — это операция разбиения объема понятия на подклассы, представляющие собой виды предметов, мыслимых в этом понятии. Строго говоря, как видим, делится не понятие, а объем некоторого понятия. Однако само выделение видов предметов осуществляется в соответствующих понятиях. Каждое такое понятие есть результат ограничения исходного. Таким образом, сам процесс деления понятия может быть охактеризован, так же как процесс выявления возможных видовых понятий. Это различение проводится всегда с какой-го точки зрения. Людей, например, различают по возрасту, профессиям, по национальности, но классовой принадлежности и т.н. То, что мы называем точкой зрения или аспектом различения предметов. называют основанием деления понятий. Цель деления понятия состоит в том, чтобы выделить все возможные виды предметов каждый раз по некоторому определенному основанию. А это, в свою очередь, нужно дляосуществления систематического обзора мыслимых в понятии предметов. В составе каждого деления можно выделить: делимое понятие А, основание деления и члены деления – В1, В2.., - видовые понятия по отношению к исходному, выделенные по данному основанию. Делимым является объем исходного понятия, а членами деления - его подклассы. Правила деления (I)Деление должно происходить по одному определенному основанию. (2)Полученные при делении понятия должны быть попарно несовместимы. (3)Члены деления как классы должны исчерпывать объем исходного понятия, т.е. объединение их должно быть равно этому объему. (4)Деление должно быть непрерывным, т.е. все его члены являются ближайшими видами объема исходного понятия, выделяемыми по выбранному основанию. Условие (4) не выполняется, например, для деления понятия «член предложения» на «главный член предложения», «определение», «дополнение», «обстоятельство», поскольку «определение», «дополнение», «обстоятельство» не ближайшие виды для делимого понятия. Ближайшим же видом является «второстепенный член предложения». Из приведенного выше видно, что условия (2) и (4) являются следствиями (1). Если выполнено первое, то должно выполняться (2) и (4). Однако это верно лишь тогда, когда точно определено основание деления, что иногда бывает сделать довольно трудно. Требования (2) и (4) в таких случаях являются полезными дополнительными критериями правильности деления. Их нарушение в том или ином делении указывает как раз на нарушение условия (1). Наряду с правилами деления необходимо знать о возможных ошибках в делении. При нарушении условия (1) говорят, что деление происходит не по одному основанию. Ошибка, связанная с нарушением условия (2), состоит в том, что члены деления не исключают друг друга. Невыполнение условия (3) влечет ошибку, характеризуемую как несоразмерность деления: отсутствие равенства между объемом делимого понятия и совокупностью членов деления – деление оказывается слишком узким или слишком широким. Нарушение условия (4) характеризуется как «скачок в делении».
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|