Здавалка
Главная | Обратная связь

Логика и её главные задачи



Логика это наука о формах правильного мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам. Когда говорят, что логика изучает приемы и методы познава­тельной деятельности, имеются в виду действия именно логичес­кого характера, т.е. такие приемы и методы познания, которые не ­связаны со специфическим содержанием тех или иных наук. Каж­дая из конкретных наук имеет в качестве предмета исследования ту или иную область природы или общественной жизни, логика же изучает то, каким образом осуществляется мыслительно-познава­тельная деятельность в различных науках.

Наряду с исследованием законов и форм выводов и доказа­тельств, представляющих собой процесс получения нового знания из уже имеющегося, в логике анализируются формы выражения знания: возможные виды и логические структуры понятий, выска­зываний, теорий, а также многообразные операции с понятиями и высказываниями, отношения между ними.

В исследовании же языка, как средства познания, выясняются вопросы о том, каким образом выражения языка могут представ­лять в нашем мышлении те или иные предметы, связи, отношения.

Логику, в первую очередь, интересует не то, как мыслит чело­век, а то, как он должен мыслить для решения тех или иных задач логико-познавательного характера. Причем имеется в виду такое решение этих задач, которое бы обеспечивало достижение истин­ных результатов в процессе познания. В естественных же процессах мышления у нас нередко проявляется склонность к поспешным обобщениям, излишняя доверчивость к интуиции, неопределен­ность значений употребляемых слов. Предписания логики способ­ствуют сокращению этих и других недостатков естественных рас­суждений.

Таким образом, логика имеет не только описательный, но и нормативный (предписывающий) характер. Описание и объяснение мыслительных процедур с точки зрения логики направлено на выработку определенных требований, норм и правил, которые предъявляются к мыслительным процедурам. Огромное значение логической правильности мышления состоит в том, что оно является необходимым условием гарантированного получения истинных результатов в решении задач, которые возникают в процессе познания.

 

1.3. Исторические этапы развития логики.

Логика – одна из древнейших наук. Некоторые стороны логической науки начинают разрабатываться сVI в. до н. э. в Древней Индии и Греции. Индийская логическая традиция распространилась позднее в Китае, Японии, Тибете, Монголии, на Цейлоне, а греческая – в Европе и на Ближнем Востоке.

С самого начала логика разрабатывалась в связи с запросами развития ораторского искусства как часть риторики. Эта связь прослеживается везде, где возникала логика: в Индии, Греции, Риме. Известные русские востоковеды В. П. Васильев и Ф.И. Щербатской обратили внимание и исследовали логическую традицию на Востоке.

Логическое развитие в Индии подразделяется на три периода.

1). VI - V вв. до н. э. В этот период рассматривались виды речи: правильная, красивая, дурная, уместная. Речь должна быть лёгкой, простой, интересной, естественной, последовательной, без темноты, бессвязности, запутанности. В логических положениях различалось: что является предметом доказательства и средства доказательства. Большое значение в развитии логического знания в этот период внес буддизм.

2). IV в. до н. э. по V в. н. э. связан в основном со школой ньяя (умозаключение). В этот период главным элементом исследования была аналогия. Ньяя также разрабатывали природу пятичленного силлогизма:

1. На холме ест огонь. тезис

2. Ибо на холме есть дым. аргумент

3. Где дым, там огонь, как в очаге, но в пруду огня нет пример

4. На этом холме есть дым применение

5. Значит, на этом холме есть дым заключение

3). VI - VIII вв. н. э. – период теоретической логики. Наиболее яркие представители этого периода – Дигнага и Дхармакирти. В логике Дигнаги при менялись трёх- и пятичленный силлогизм. В логических трактатах Дхармакирти логика подразделяется на четыре раздела: восприятие, умозаключение для себя (суждение), умозаключение для других (обоснование, убеждение) и логические ошибки. Логические идеи Дхармакирти получили широкое распространение в интеллектуальных традициях Востока.

В Древней Греции первый, кто начал разработку логики, был Демокрит. Но его сочинение «О логическом, или Мерило» не сохранилось - о нем лишь упоминает Диоген Лаэртский (первый историк философии античности). Сохранились сведения, что первый, кто ввел сам термин «логика» был Зенон-стоик. Существенный вклад в развитии логических идей внесли Сократ и Платон. Однако основателем науки логики большинство исследователей считают Аристотеля (384 – 322 г. до н. э.) – ученика Платона. Аристотель впервые широко систематизировал логические формы и правила мышления. Он написал ряд сочинений по логике: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях», которые были объединены под общим названием «Органон». Аристотель практически заложил основательный фундамент в здании рациональной культуры Европы: он определил основные формы мысли, сформулировал основные правила и законы мышления, разработал особую форму рассуждения (категорический силлогизм), теорию доказательств, дал классификацию логических ошибок. Если Аристотель использовал формы мышления и их законы для отображения и достижения истины, разрабатывал логику дедуктивного характера, то его ученики (Теофраст, Евдем) разрабатывали по преимуществу рассуждения вероятностного характера: индуктивную и проблематическую логику, а также – учение об условных силлогизмах, включая в них разделительные суждения. Эта проблематика развивалась и в логических учениях стоиков, киников, эпикурейцев, чьими усилиями была сформулирована оппозиция индуктивизма и дедуктивизма в логике, которая возродилась в самом начале Нового времени трудами Ф. Бэкона и Р. Декарта.

В эпохи Средневековья и Возрождения интерес к логическому знанию не ослабел. В этот период утверждается латинская терминология в логическом знании. Секст Эмпирик и Диоген Лаэртский (II – III вв.) собирают сведения по истории логики. Гален (ок. 130 – 200) разрабатывает полисиллогизм и силлогизмы отношений, Порфирий ( ок. 232 – 303) – закон обратного отношения содержания и объёма понятия, дихотомическое деление, учение о видах и родах. Логические идеи Аристотеля изучал и распространял Боэций (480 – 524). Марциан Капелла (V в.) стал называть логику «диалектикой» - до конца средневековья это термин стал синонимом логики. Византийский логик Михаил Пселл (1018 – 1096) разрабатывает учение о логическом квадрате, таблицу отношений модальных суждений. В Работах П. Абеляра, У. Шервуда, П. Раме, И.Д. Скота, У. Оккама, Ж. Буридана, П. Испанца в рамках различения формального и фактического разрабатывалось учение о дедукции, об именах, об универсалиях, формировалась идея о «машинизации» мышления. Были предприняты попытки практического применения логики при создании робота Альбертом Великим, Раймондом Луллием – «логической машины», - Джорданом Бруно, Блезом Паскалем – «логики открытий». Эти «пионерские» разработки найдут воплощение только в ХХ столетии.

В эпоху Нового времени трудами Ф. Бэкона и Р. Декартом были заложены современные идеи в построении индуктивного и дедуктивного методов. Их трудами логика легла в основу экспериментально-научного знания и методологию познания. Логика в их трудах стала пониматься широко: как основополагающий метод научного познания. В качестве требований этого метода (дедуктивного) Декарт формулирует следующие четыре правила:

- принимать за истину лишь то, что с очевидностью принимается таковым; избегать поспешности и предубеждения;

- разделять каждую из трудностей на столько частей, сколько только можно, дабы легче разрешить проблему;

- мыслить начинать с простейшего и мельчайшего, восходить постепенно до познания более сложных вопросов и проблем, от доказанного идти к недоказанному, но не наоборот;

- делать всюду перечни столь полные и обзоры столь обширные, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено (См. Декарт Р. Сочинения. В 2-х т. М., 1989. Т. 1. С. 260).

Р. Декарт как и Ф. Бэкон стремились вывести и обосновать несомненное знание, которое может быть только истинным, логическим, а потому – научным. Далее идеи Декарта были развиты Г.В. Лейбницем (1646 – 1716). Его заслугой по праву считается открытие и обоснование закона достаточного основания, формирование математической логики и особых её разделов: логика классов, символической логики. Его идеи были развиты в работах Д. Буля, О. Моргана, С. Джевонса, Ч. Пирса, Г. Фреге, П.С. Порецкого, Д. Венна. К началу ХХ века символическая логика оформляется в самостоятельную дисциплину: с 1910 по 1913 гг. выходит трёхтомный труд по символической логике Б. Рассела и А. Уайтхеда «Принципы математики». Идеи индуктивного метода Ф. Бэкона стали развиваться в работах Дж. Гершеля, У. Уэвеля, Д.С. Милля.

Особым событием в истории развития логики было ознаменовано появлением работ Г.В.Ф. Гегеля, которые заложили крепкую традицию возникновения диалектической логики. В работах «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философская пропедевтика» он сформулировал основные положения этой отрасли логического знания и выступил с острой критикой основ формальной логики. Предметом диалектической логики стала выступать абсолютная идея как система развивающихся категорий, которые составляют основу всей действительности. В основе диалектической логики лежит тезис о тождестве мышления и бытия. В результате этого диалектическая логика оказывается одновременно онтологией (учением о развитии бытия), гносеологией (учением о познании) и логикой (учением о законах и формах мышления). Построение диалектической логики строится по принципу триады: тезис - антитезис – синтез. Логика делится на учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. При этом каждый раздел также делится по принципу триады. Логическое, в свою очередь, предшествует историческому. Чтобы понять сущность исторического процесса, необходимо, чтобы этот процесс развернулся в своей действительности и необходимости и прошел все стадии до своей высшей точки развития. Только с высоты завершения исторического процесса будет видна его логика, которая, в свою очередь, и есть проявленная абсолютная идея. Действительность развивается по логической необходимости движения мысли, рационально. Гегель – панлогист, его диалектическая логика – это сама действительность, содержащая в себе самой логику, но логику не застывшую, а развивающуюся, абсолютно процессуальную. Источником диалектического развития выступает противоречие как основа всякого самосуществования, самодвижения и саморазвития.

Основные положения диалектической логики нашли дальнейшее развитие в работах К. Маркса, Ф. Энгельса. В России диалектическую логику разрабатывали Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Б.М. Кедров, Э.В. Ильенков, П.В. Копнин, М.М. Розенталь, Д.П. Горский, И.С. Нарский, В.И. Шинкарук и др.

В России знакомство с логическими идеями началось с момента перевода трудов античных и византийских мыслителей еще в Древней Руси в Х в., но первый самостоятельный труд по логике вышел только в ХVI столетии, написанный А.М. Курбским (1528 – 1583) и озаглавленный как «Андрея Курпского сказ о логике». В ХVII столетии Софроний Лихуда подготовил на греческом языке труд по логике, но первая книга по логике на русском языке была написана Макарием Петровичем «Логика теоретическая», которая, к сожалению, не была издана. Первым учебным пособием по логике по праву считается две работы М.В. Ломоносова «Краткое руководство к риторике» и «Краткое руководство к красноречию». К сожалению, его рукопись «Логика» была утеряна и до сих пор не найдена. В ХVIII столетии в России логическими исследованиями занимались такие ученые, как Х. Гросс, Х. Мартини, Л. Эйлер, Я. Козельский. В ХIХ столетии логика стала обязательной дисциплиной университетского образования и в первой половине этого столетия выходят работы по логике А. Лубкина, П. Любовского, А. Галича, Н. Рождественского. Во второй половине ХIХ в. появляются новаторские разработки вопросов логики в работах В.Н. Карпова, М.И. Владиславлева, М.И. Каринского, Н.Я. Грота, П.С. Порецкого, А.И. Введенского, Е.Л. Буницкого. ХХ век представлен оригинальными идеями Н.А. Васильева, С.И. Поварнина, И.И. Лапшина, Н.О Лосского, Г.И. Челпанова, В.Ф. Асмуса, Е.К. Войшвилло. Во второй половине ХХ столетия отечественные логики продуктивно разрабатывали и внесли существенный вклад в развитии многозначных логик (А.А. Зиновьев), модальных логик (В.А. Смирнов, Ю.В. Ивлев, А.А. Ивин), силлогистики (В.А. Бочаров, В.И. Маркин). Были разработаны логические теории, получивших название релевантных и паранепротиворечивых логик (Е.А. Сидоренко, Е.К. Войшвилло).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.