Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнения и задачи



№ 1

Как вы думаете, зачем нужна человеку логика? Какую роль она играет в его жизни? Можно ли, на ваш взгляд, без нее обойтись? Попытайтесь привести примеры, иллюстрирующие тот факт, что даже никогда не изучавшие логику люди все равно интуитивно ей пользуются.

 

№ 2

Какими бывают понятия по объему и содержанию? Приведите 10 примеров для понятий единичных, общих, нулевых, собирательных, несобирательных, конкретных, абстрактных, положительных, отрицательных. Что такое логическая характеристика понятия? Как она составляется? Какие ошибки часто допускают при составлении логической характеристики понятий?

 

№ 3

Дайте логическую характеристику следующим понятиям:

Луна; растение; столица государства; музыкальный коллектив; знаменитый художник; кентавр; немецкий философ Л. Фейербах; лист бумаги; древний мыслитель; радость; Атлантида; сборная России; русалка; умный человек; геометрия; водород; знамя; драгоценный камень; химический процесс; тяжесть.

 

№ 4

Придумайте понятия, соответствующие следующим логическим характеристикам:

Общее, несобирательное, конкретное, положительное.

Единичное, несобирательное, конкретное, положительное.

Единичное, собирательное, конкретное, положительное.

Общее, собирательное, конкретное, положительное.

Общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное.

Пустое, несобирательное, конкретное, положительное.

Пустое, собирательное, абстрактное, отрицательное.

№ 5

Какие из следующих понятий являются определенными, а какие неопределенными:

щука; млекопитающее животное; маленькая собака; дикая кошка; престижный вуз; экзамен; силач; бездарный преподаватель; кандидат технических наук; богатая пища; красавица; высокие горы; скучная лекция; известный философ; начальник; сборная Росси по футболу; учебник по логике.

 

№ 6

В каких отношениях находятся следующие понятия:

отличник и студент; композитор и человек; деревня и город; учебное заведение и Дальрыбвтуз; логика и учебная дисциплина; дом и крыша дома; монарх и самодержец; физика и математика; чайник и планета Солнечной системы; лейтенант и военнослужащий; сержант и россиянин; растение и редиска; рыба и обезьяна; счастливый и несчастливый день; тренировка и борьба.

 

№ 7.

С помощью кругов Эйлера изобразите отношения между следующими группами понятий.

1) Квадрат, треугольник, равносторонний прямоугольник; геометрическая фигура.

2) Двигатель, колесо автомобиль, сцепление, техническое изделие.

3) Петр Первый, монарх, персонаж русской истории, самодержец.

4) Спортсмен, хоккеист, всемирно известный спортсмен, человек.

5) Дедушка, сын, отец, внук, мужчина, человек.

 

№ 8

Произведите действие деления над следующими понятиями:

Артиллерийское орудие, планета, школа, газета, растение, часы, отопление, двигатель, здание, дерево, врач, преподаватель, наука,

 

 

№ 9

Установите, какие принципы употребления имен нарушены в следующих языковых контекстах.

 

1. «На первом курсе мы изучаем логику. Мы познакомимся со многими логиками – традиционной символической, классической и неклассической. После этого для нас не останется тайн ни в логике ребенка, ни в женской логике».

2. Из милицейского протокола: « на полу лежал труп, рядом сидела жена трупа, а брат трупа лежал в другой комнате без сознания».

 

 

№ 10

Представьте объемы следующих имен в виде кругов и покажите, в каком отношении эти круги находятся. Круги могут попарно пересекаться, совпадать, один может входить в другой.

 

Стоимость, меновая стоимость, потребительная стоимость, производство, промышленность, деятельность, сапоги, обувь, изделие.

 

№ 11

Являются ли правильными следующие обобщения понятий?

 

1. Наука, изучающая причины преступности и меры ее предупреждения, - юридическая наука.

 

2.Денежное выражение стоимости товара (цена) – стоимость.

 

3. История первобытного общества – древняя история – средневековая история – новая история – новейшая история.

 

№ 12

Установите состав, вид и распределенность терминов следующих атрибутивных суждений.

 

1. Ни один кит не является рыбой.

2. Все сделки, не соответствующие требованиям закона, являются недействительными.

3. Некоторые водные животные являются теплокровными.

4. Великобритания – конституционная монархия.

5. Некоторые студенты не являются отличниками учебы.

6. Ни один студент нашей группы не является отличником.

 

№ 13

Какой смысл (строго-разделительный или соединительно-разделительный) можно придать союзу «или» в следующих дизъюнктивных суждениях, если принять эти суждения за истинные?

 

1.Он учится в институте или на курсах иностранных языков.

2. Повысит рентабельность можно за счет повышения производительности труда или за счет приобретения сырья на более выгодных условиях.

3. Националистическая и шовинистическая пропаганда может быть совершена устно или письменно.

4. Это деяние является противозаконным или не является противозаконным.

5. Студент ленив, или у него отсутствуют способности.

6. Пациент жив, или пациент мертв.

7. Он совершил это преступление или не совершил этого преступления.

 

№ 14

Являются ли правильными следующие условно-категорические умозаключения?

 

1.Если Земля шарообразна, то ее тень должна иметь форму круга. Затмения показывают, что тень Земли имеет форму круга. Следовательно, Земля шарообразна.

 

2. Если понятые не приглашены, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Понятые не приглашены. Следовательно, процессуальный порядок следственного действия не соблюден.

 

№ 15

Установите, к какому виду относится каждое из следующих определений.

 

1. Кислота – это жидкость, при погружении в которую лакмусовой бумажки последняя окрашивается в красный цвет.

2. Круг есть фигура, получающая в результате вращения отрезка прямой вокруг одного из его концов в плоскости.

3. Вес – тяжесть чего-нибудь, определяемая какой-нибудь мерой.

4. Федерация – это государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств.

5. «Человек – смеющееся животное» (Аль-Фараби).

6. Фасовать – раскладывать на части определенного веса или объема.

 

№ 16

Являются ли правильными следующие определения? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?

 

1. Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем с пресной водой.

2. Философ – это человек, разрабатывающий научную методологию.

3. Человек – это живое существо, имеющее мягкие мочки ушей.

4. Дадаизм – художественное хулиганство.

5. Либеральный человек – это человек, имеющий либеральные убеждения.

6. Бразилия – страна неожиданностей.

7. Сущность – это суть вещи, выражающая ее сущность.

8. Что такое возможность? – Потенциальная действительность. Что такое действительность? – Реализованная возможность.

9. «Душа – то, что у человека болит, когда тело здорово» (отец Андрей Кураев)

10. Еж – это существо, колючее на ощупь.

11. .Противозаконное действие – это действие, запрещенное законом.

12. Прибыль – это разница между выручкой предприятия за реализованную продукцию и издержками на ее производство.

13. Комар – мелкое двукрылое насекомое с тонким тельцем, больно кусающееся.

14. Преступник – это лицо, совершившее преступление.

15. Притвориться – принять вид, не соответствующий действительности.

 

№ 17

Установите, к каким видам относятся следующие деления. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

1. Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные.

2. Треугольники делятся на равнобедренные, равносторонние и разносторонние.

3. Живые существа делятся на растения, позвоночных животных и беспозвоночных животных.

4. Сделки могут быть односторонними, двусторонними, многосторонними и письменными.

5. Живые существа делятся на растения и животных, растения – на однолетние и многолетние, животные – на позвоночных и беспозвоночных.

6. Право делится на уголовное, уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое.

 

№ 18

Проанализируйте каждое из следующих рассуждений и выясните, являются ли оно аргументацией или критикой или нет, если является, то установите его состав и вид, проверьте соблюдение правил аргументации и критики.

 

1. Человек во сне не стареет. Это подтверждено фактами. Люди, находившиеся в летаргическом сне, почти не старели.

2. В качестве аргументов могут выступать общеизвестные положения. Например,

20 % людей выпивают 80 % пива. Точно такое же соотношение концентрации усилий наблюдается и во всех остальных областях человеческой деятельности, в том числе и в науке.

3. Американские исследователи пишут, что употреблять алкогольные напитки полезно, особенно пить полными стаканами, так как это укрепляет мышцы рук.

4. Обосновывая необходимость принятия закона о свободной купле и продаже земли, аргументатор говорит колхознику, что это последнему выгодно: «Получишь на семью из четырех человек 20 гектаров земли (В Подмосковье), продашь ее за 43 миллиона х 20 (цена земли в Подмосковье в первой половине 1993 года) купишь квартиру и магазин в Москве, дом в деревне у тебя останется, будешь жить богато».

5. – То, что ты не терял, ты имеешь?

- Да.

- Ты не терял рога, значит, ты их имеешь, т. е. ты рогатый.

 

№ 19

В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Исследователи сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обоснованно ли это заключение? Если необоснованно, то какие методологические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены? Если обоснованно, то на каком основании?

 

 

№ 20

Укажите умозаключения полной и неполной индукции

1. Для выступления с докладами на научной конференции подготовились пять студентов: Иванов, Петров, Фролова, Рябова, Стрелкова. Студент Иванов выступил с докладом на пленарном заседании. Студенты Петров, Фролова, Рябова, Стрелкова выступили с докладами на секциях. Таким образом, все студенты, подготовившие доклады, выступили на конференции.

 

2. Русские юристы последней трети Х1Х в. Александров и Спасович были выдающимися судебными ораторами. То же можно сказать и о юристах этого периода Андреевском, Арсеньеве, Плевако, Карабачевском, Урусове. Следовательно, все русские юристы последней трети Х1Х в. были выдающимися судебными ораторами.

 

№ 21

Являются ли правильными следующие условно-категорические умозаключения?

1. Если Земля шарообразна, то ее тень должна иметь форму круга. Затмения показывают, что тень Земли имеет форму круга. Следовательно, Земля шарообразна.

 

2. Если понятые не приглашены, то процессуальный порядок следственного действия не соблюден. Понятые не приглашены. Процессуальный порядок следственного действия не соблюден.

 

№ 22

Являются ли правильными умозаключения?

 

1. Если смерть – переход в небытие, то она благо. Если смерть – переход в мир иной, то она благо. Смерть – переход в небытие или иной мир. Следовательно, смерть – благо.

2. Если философ – дуалист, то он не материалист. Если философ – диалектик, то он не метафизик. Он материалист или метафизик. Следовательно, он не дуалист или не диалектик.

3. Во время пожара некто рассуждает так: «Если я пойду по лестнице, то сгорю. Если я выпрыгну из окна, то разобьюсь. Я не пойду по лестнице или не выпрыгну из окна. Следовательно, я не сгорю или не разобьюсь».

4. Молодой афинянин обратился к Сократу за советом: стоит ли ему жениться или нет? Сократ ответил: «Если тебе попадется хорошая жена, то будешь счастливым исключением, если – плохая, то будешь, как и я, философом. Но тебе попадется хорошая или плохая жена». Присутствовавший при этом пожилой афинянин сказал: «Но моя жена и ни хорошая, и ни плохая». Сократ ответил: «Значит, хорошая». (Закончите рассуждение Сократа).

 

№ 23

Попытайтесь восстановить до полного силлогизма следующие энтимемы:

1). У него завышенная самооценка, так как люди, переоценивающие себя, имеют завышенную самооценку.

2). Соляная кислота – это химическое соединение, потому что все кислоты являются химическими соединениями.

3) В недрах Солнца происходит термоядерная реакция, ведь Солнце – это звезда.

4) Данное вещество является углеродом, так как все углероды горючи.

5) Роман «Преступление и наказание» - это шедевр мировой литературы, так как он принадлежит перу Ф.М, Достоевского.

 

№ 24

В чем заключается ошибка данного рассуждения?

- Кто такой ветеринар?

- Человек, который лечит животных.

- Но человек – это ведь животное. Мы же говорим: человек – разумное животное. Таким образом, животное лечит животное. Значит, животное лечит само себя. Не кажется ли вам это бессмысленным?

 

№ 25

Постройте фигуру, создайте силлогизм по модусу: ЕАЕ.

 

№ 26

Постройте фигуру, создайте силлогизм по модусу: ААА.

 

№ 27

Постройте фигуру, создайте силлогизм по модусу: IAI.

 

№ 28

Постройте фигуру, создайте силлогизм по модусу: AAI

 

№ 29

Сделайте разбор силлогизма: определите форму, термины, постройте фигуру, назовите модус.

 

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на образование. Иванов – гражданин Российской Федерации. Следовательно, Иванов имеет право на образование.

 

№ 30

В приведенных ниже комических эпизодах нарушены правила по отношению к тезису.

Определите, какое правило нарушается в каждой ситуации.

 

1. Найденные под Уссурийском кости, несомненно, принадлежат собаке, - установил недавно известный археолог Копаев. Сейчас он принимает уколы от бешенства и очень сожалеет, что трогал чужую еду.

2. Говорят, семья заменяет все. Так что выбирай – или все, или семья.

3. На приеме у психиатра. « Доктор, мои родственники уверены в том, что я сошел с ума. – Почему же они так думают? – Понимаете, доктор, я очень люблю сосиски. – Так что же здесь странного; я тоже люблю сосиски. – Правда, доктор?! Как это хорошо! Пойдемте скорее – я покажу Вам свою коллекцию.

4. Мать – дочери: « дочка, этот парень хромой, косой и к тому же – полный сирота; не надо выходить за него замуж!» - А я за красотой не гонюсь, мама! – отвечает дочь.

- Да я не о том, дочка,- парню и так тяжело в жизни пришлось,- пожалей человека.

 

 

№ 31

Составьте силлогизм по данной фигуре и модусу (ААА):

М Р

 

 

S M

 

S P

 

№ 32

Составьте силлогизм по данной фигуре и модусу (ЕАЕ):

Р М

 

 

S M

 

 

S P

 

 

№ 33

Укажите, кто из следующих мыслителей сформулировал закон достаточного

основания:

 

а) Аристотель; б) Гегель; в) Лейбниц; г) Кант; д) Спиноза.

 

 

№ 34

Какому термину дано определение: «- это материальный предмет, воспроизводящий свойства, отношения, некоторого другого предмета»

 

А) имя; б) понятие; в) знак; г) язык; д) категория.

 

 

№ 35

Как выражается закон отношения между содержанием понятия и объемом понятия:

 

А) содержание всегда богаче объема понятия;

Б) объем всегда богаче содержания;

В) объем понятия должен быть больше содержания;

Г) чем богаче содержание, тем уже объем понятия.

 

№ 36

Выделите один термин, который относится к формальной логике:

 

А) Сознания; б) материя; в) эпихейрема; г) вес; д) случай); е) уровень.

 

№ 37

Установите тезис, аргументы и демонстрацию в приведенных доказательствах.

 

1). Этот гриб съедобен, потому что он является боровиком, а все боровики, как известно, съедобны.

2) Смерти не следует бояться, так как она не имеет к нам никакого отношения, ведь пока мы есть, смерти нет, а когда смерть есть, тогда нас нет (Эпикур).

3) Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне (Гельвеций).

4) Воздержанность и труд – вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им (Руссо).

5). Повесть «Дядюшкин сон» написал Ф.М. Достоевский, или Л.Н. Толстой, или А.П. Чехов. Однако точно известно, что ни Л.Н. Толстой, ни А.П. Чехов не являются авторами этой повести. Следовательно, она принадлежит перу Ф.М. Достоевского.

 

№ 38

Определите, какие логические правила доказательства нарушены в следующих ситуациях. Обратите внимание на то, что среди предложенных ниже эпизодов могут быть и такие, в которых нарушено не одно, а одновременно несколько правил доказательства.

 

Они доказывают это при помощи следующего силлогизма: слова только ветер; знание же не что иное, как слова; следовательно, знание есть не что иное, как ветер.

(Дж. Свифт «Сказка бочки»).

 

Вначале я была совершенно невежественная. Первое время я, сколько ни билась, никак не могла уследить, когда водопад взбегает обратно в гору… теперь я знаю, что вода никогда не бежит в гору при свете – только когда темно. Я поняла, что она проделывает это в темноте, потому что озеро не высыхает, а ведь если бы вода не возвращалась ночью обратно на свое место, то оно непременно бы высохло. Самое лучшее – все проверять экспериментальным путем. С помощью экспериментов я установила, что дерево плавает, а также и сухие листья, и перья, и еще великое множество различных предметов; отсюда, делая обобщение, можно прийти к выводу, что скала тоже должна плавать, но приходится просто признать, что это так, потому что доказать это на опыте нет никакой возможности… пока что. Я, конечно, найду и для этого способ…

(М. Твен «Дневник Евы»).

№ 39

Что такое софизмы? Приведите пример какого-нибудь софизма и покажите, каким образом нарушается в нем закон тождества. Определите, как нарушается закон тождества в приведенных ниже софизмах.

 

1. 15 – это одно число; 15 – это 7 и 8; но 7 и 8 – это два разных числа, следовательно, 15 – это два разных числа.

2. Все люди имеют глаза, значит, все существа с глазами – это люди.

3. Что от нас дальше – Луна или Африка? – Конечно же, Африка, ведь Луну отсюда видно, а Африку – нет.

4. Если вы подпрыгните в комнате, то приземлитесь, конечно же, в том месте, от которого оттолкнулись. Если же вы подпрыгните в быстро идущем вагоне, то за то время (пусть и очень маленькое), пока вы находитесь в воздухе, пол вагона успеет уйти вперед, и когда вы приземлитесь, то окажетесь не на том же месте, от которого оттолкнулись, а немного позади него. Подпрыгнув еще раз, вы приземлитесь еще дальше от первоначальной точки. Таким образом, в вагоне быстро идущего поезда совсем не обязательно ходить в один или другой конец, - достаточно просто попрыгать немного на месте, пока вас не «снесет» в нужную сторону.

5. – Ах, эти детские мечты. Сбылась ли хоть одна из них? - У меня да. В детстве, когда мама меня причесывала, я мечтала, чтобы у меня не было волос.

6. На экзамене преподаватель – студенту:

- Ваша фамилия?

- Иванов, - отвечает студент и улыбается.

- Чему вы улыбаетесь? – спрашивает преподаватель.

- Я радуюсь!

- Чему же вы радуетесь?

- Тому, что правильно ответил на первый вопрос.

 

7. Пациентка – врачу-психиатру:

- Доктор, мой муж, кажется, сошел с ума!

- Почему вы так решили?

- Понимаете, он каждое утро пьет кофе.

- Ну и что же здесь странного?

- Да, но потом он съедает чашку!

- Что, целиком съедает?!

- Нет, ручку оставляет.

- Действительно, странно, - говорит врач, - ведь самое вкусное в чашке – это как раз ручка!

 

 

№ 40

Определите, какие логические правила доказательства нарушены в следующих ситуациях. Обратите внимание на то, что среди предложенных ниже эпизодов могут быть и такие, в которых нарушено не одно, а одновременно несколько правил доказательства.

 

1. На экзамене по физике преподаватель спрашивает студента:

- Что такое лошадиная сила?

Студент уверенно отвечает:

- Лошадиная сила – это сила, которую развивает лошадь весом в один килограмм и ростом в один метр.

- Где же вы видели такую лошадь? – удивляется преподаватель.

- Эта лошадь хранится в Париже, в Международном бюро мер и весов.

 

2. Если ей суждено полюбить меня, то она все равно меня полюбит, независимо от того, буду я что-либо предпринимать или нет. Если же не суждено, чтобы она полюбила меня, то она в любом случае меня не полюбит, несмотря на все мои попытки и старания. Таким образом, в любом случае мне не следует ничего предпринимать.

 

3. Ах, батюшки мои! Да чем же он плут, скажи, пожалуйста! Каждый праздник он в церковь ходит, да придет-то раньше всех; посты держит; великим постом и чаю не пьет с сахаром – все с медом либо с изюмом. Так-то, голубчик! Не то, что ты. А если и обманет кого, так что за беда! Не он первый, не он последний; человек коммерческий. Тем, Антипушка, и торговля-то держится. (А.Н. Островский. «Семейная картина).

 

 

4. Этот человек, сказал он, самый умный и самый сильный из всех людей, это - правда. Но именно поэтому его следует казнить как можно скорее. Ведь если во время войны он вздумает присоединиться к врагам нашей родины, то мы погибли. Сейчас он еще в наших руках, и надо действовать пока не поздно.

(Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»)

 

5.Один из придворных страдал зубами и при этом он был большой любитель проговорить. Вот он обратился к Балакиреву, не подскажет ли тот средство против боли.

- Знаю и причину, знаю и средство, – сказал в ответ Балакирев.

- Скажи, ради Бога.

- У тебя болят зубы оттого, что ты их очень часто колотишь языком – это причина.

- Оставь глупости, пожалуйста, говори, какое на это средство?

- А средство, - чаще спи и как можно более.

- Почему так?

- Потому что язык твой во время сна находится в покое и не тревожит зубов.

(Кривошлык М.Г. Исторические анекдоты из жизни русских замечательных людей).

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Вариант № 1.

 

1. Кто из мыслителей в античности является основателем логики как самостоятельной формы мышления?

 

 

а. Пифагор; б. Аристотель; в. Платон; г. Сократ; д. Протагор.

 

 

2.Назовите основателя диалектической логики?

 

А) Кант; б) Фихте; в) Маркс; г) Спиноза; д) Гегель

 

 

3. Назовите основателя разработки индуктивного метода?

 

А) Спиноза; б) Витгенштейн; в) Бэкон; г) Локк; д) Декарт.

 

4. Назовите термин формальной логики?

 

А) материя; б) синекдоха; в) синергия; г) сорит; д) сорбит.

 

5. Назовите раздел семиотики?

 

А) Синтетика; б) прогностика; б) прагматика; г) праксиология; д) проклитика.

 

6. В логике используются законы:

 

А) логического круга; б) логического треугольника; в) логической прямоугольника; г) логического квадрата; д) логической пирамиды.

 

 

7. Логика – это наука о

А) формах познания; б) формах мышления; в) формах коммуникациях; г) формах исследования; д) формах анализа.

 

8. Закон соотношения объема и содержания в понятии гласит:

 

А) Чем богаче объем, тем уже содержание; б) Чем богаче объем, тем и богаче содержание; в) Чем беднее содержание, тем беднее и объем; г) Чем беднее объем, тем беднее и содержание; д) Чем богаче содержание, тем уже объем.

 

9. Назовите основные формы мышления?

 

А) понятие; б) вывод; в) Закон; г) суждение; д) индукция; е) умозаключение;

Ж) следовательно; З) сознание.

 

10. Закон достаточного основания гласит:

А) у всякой мысли должно быть много достатка; б) Истинная мысль должна быть достаточно истинна; в) Истинное суждение должно быть достаточно истинным;

Г) истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.

 

Вариант № 2.

 

1. Кто сформулировал в современной логике закон исключенного третьего:

 

А) Гегель, б) Гедель, в) Гердер, г) Гадамер, д) Аристотель.

 

 

2. Пор-Рояль – это название:

 

А) Школы, б) академии, в) философского напитка, г) произведения, д) университета.

 

3. Кто сформулировал основные положения дедуктивного метода:

 

А) Лейбниц, б) Сократ, в) Аристотель, г) Декарт, д) Гегель.

 

4. Суждение «экзаменатор был справедлив» относится:

 

А) общеотрицательному, Б) общеутвердительному; в) положительному; г) нейтральному, д) частноутвердительному.

 

 

5. Аксиоматический метод относится к:

 

А) философии. Б) логике, в) аксиологии, г) культурологии, д) математике.

 

6. дедукция – это:

 

А) способ наведения или – б) способ выведения.

 

 

7. Закон исключенного третьего гласит:

 

А) третий – лишний; б) истинно может быть все, кроме третьего; в) истинно может быть высказывание, но никак не отрицание; г) Если истинно третье высказывание, то оно истинно; д) Истинно или само высказывание, или его отрицание.

 

8. Деление понятий должно быть:

 

А) аналитическим; б) синтетическим; в) таксономическим; г) правильным, д) логичным.

 

9. Суждения – ААА – это суждения:

 

А) частноутвердительные, б) общеутвердительные, в) общеотрицательные.

 

10. Суждения – ЕЕЕ – это суждения:

 

А) частноутвердительные, б) частноотрицательные, в) общеутвердительные, г) нейтральные, д) общеотрицательные.

 

 

Правильные ответы: Вариант № 1.

 

1. б.; 2. д; 3. в.; 4. г.; 5. б.; 6. б, г.; 7. б.; 8. д.; 9. а , г, е.; 10. г.;

 

Вариант № 2.

 

1. д.; 2. г.; 3. д.; 4. д.; 5. б, д,; 6. б.; 7. д.; 8. в.; 9. б.; 10. д.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

а) основная литература:

1. Асмус В.Ф. Логика. Изд. 2-е М., 2001.

2. Бочаров В.А., Маркин В.П. Основы логики. 4-е изд. М., 2008.

3. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. М., 2008.

4. Гетманова А.Д. Логика. М., 1995.

5. Горский Д.П. Логика. М., 1963.

6. Гусев Д.А. Логика. М., 2005.

7. Ивин А.А. Логика. М., 2008.

8. Ивлев Ю.В. Логика. Сборник упражнений. М., 2002.

9. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2009.

10. Кобзарь В.И. Основы логических знаний. СПб., 2001.

11. Ненашев М.И. Введение в логику. М., 2004.

12. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. М., 2003.

 

б) дополнительная литература:

1. Абачиев С.К. Традиционная логика в современном освещении. Формальная логика как опытная наука. Учебный курс. М., 2006.

2. Асмус В.Ф. Лекции по истории логики: Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт. Паскаль. М., 2007.

3. Афанасьева О. В. Логика. М., 2007.

4. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. Изд 2-е. М., 2002.

5. Бажанов В.А. История логики в России и СССР. М., 2007.

6. Бирюков Б.В. Трудные времена философии. В 2-х томах. М., 2006 - 2009. (разделы по истории логики в России).

7. Брюшинкин В.Н. Логика. М., 2001.

8. Войшвилло Е.К., Дектярёв М.Г. Логика. М., 2001.

9. Гетманова А.Д. Логика. М., 2005.

10. Грядовой Д.И. Логика. Практический курс основ формальной логики.

М., 2003.

11. Дегтярев М.Г. Логика. М., 1994.

12. Демидов И.В. Логика. М., 2000.

13. Кузина Е.Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., 2000.

14. Курбатов В.И. Логика. Систематический курс. Ростов н/ Дону., 2001.

15. Никифоров А.Л. Логика. М., 2001.

16. Павлова К.Г. Задачи и упражнения по логике. Владивосток, 1985.

17. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М.,1988.

18. Поварнин С.И. Искусство спора. М., 1993.

19. Попов Ю.П. Логика. Владивосток, 1998.

20. Строгович М.С. Логика. Изд. 2-е. М., 2004.

21. Упражнения по логике / Под ред. В.И. Кириллова. 6-е изд. М., 2009.

22. Фунтусов В.С. Логика. Владивосток, 2010.

22. Шипунова В.А. Логика и теория аргументации. М., 2005.

23. Челпанов Г.И. Учебник логики. Изд. 11-е. М., 2009.

24. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения. М., 1996.

 

Справочная литература

1.Горский Д.П., Ивин А.А., Никандров А.Л.Краткий словарь по логике.

М., 2001.

2. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. 2-е изд. М.,2002.

 

 

 

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.