СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Великая Октябрьская социалистическая революция, начавшая новый этап истории человечества, явилась и важнейшим рубежом в истории науки и организации производства. Человек, освобожденный великой революцией от эксплуатации человеком, ставший хозяином своей жизни, своей судьбы, по-новому подходит и к овладению силами природы, к развитию производительных сил. «Тайны исчезают,— писал Г. М. Кржижановский,— и перед человечеством развертывается широкая подъемная дорога в прямой опоре лишь на самого себя и лишь на те силы природы, неотрывным звеном которых является и сам человек»'. Ф. Энгельс предвидел, что наступит время, когда в результате социальной революции люди впервые станут действительными и сознательными повелителями природы, потому что они станут господами своей жизни. Это время началось в России в октябре 1917 г. Научное предвидение будущего, а затем стройная система планирования народного хозяйства страны открыли огромные возможности развития производительных сил, а его географическая (территориальная) организация приобрела исключительно большое значение. Вдервые в истории человечества важнейшие проблемы использования природных ресурсов, географического размещения произ-водства, роста и размещения городов и сельских поселений, улучшения условий жизни и труда людей начали решаться по плану, основанному на достижениях науки и техники. Применение науки соединилось с планированием народного хозяйства. Наука стала превращаться в орудие освоения природы, изменения расселения и жизни населения, преобразования экономики и общественных отношений Советской страны. В первые же годы существования молодого Советского государства в ряд наук, имеющих большое значение для развития и планирования народного хозяйства, встала и география, особенно экономическая. До этого во всем мире география обращала главное внимание на описание стран и районов, на познание и научное истолкование особенностей их природы, населения и хозяйства. Экономическая география в большинстве научных исследований и учебников понималась как наука, практически полезная для коммерсантов (коммерческая география) и для понимания пространственного размещения экономических процессов, различных форм экономической жизни на поверхности земного шара. Только после 1917 г. в Советской России впервые в истории мировой географической науки география стала важной в практическом отношении, преобразующей наукой. Особенно рельефно выявилось большое практическое значение экономической географии; это было связано с задачей научного обоснования новой плановой территориальной организации производительных сил социалистического общества, рационального их размещения по территории страны. В новых условиях задача правильного размещения производительных сил сразу же была поставлена В. И. Лениным как одна из очень важных проблем Советского государства. Уже в апреле 1918 г. в «Наброске плана научно-технических работ» В. И. Ленин обязал Академию наук выполнить задачу разработки проблемы рационального размещения промышленности. В своем письме в Академию наук он писал так: «...образовать ряд комиссий из специалистов для возможно более быстрого составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России. В этот план должно входить: рациональное размещение промышленности в России с точки зрения близости сырья и возможности наименьшей потери труда при переходе от обработки сырья ко всем последовательным стадиям обработки полуфабрикатов вплоть до получения готового продукта»'. В. И. Ленин поставил вопрос и о наиболее полном использовании природных богатств Советской России. Мощное развитие производительных сил страны невозможно без прочной опоры на ее природные ресурсы. Крупные природные богатства используют и экономически развитые капиталистические страны. Но капитализм не в состоянии рационально использовать природные ресурсы. Многие известные науке ресурсы не используются или используются односторонне, неполно, хищнически из-за борьбы монополий, из-за требований мирового капиталистического рынка, из-за противоречий развития капиталистического общества. Социализм, напротив, открывает огромные возможности комплексного всестороннего использования природных ресурсов в интересах общества, имеет большие преимущества по сравнению с капитализмом в постановке на службу обществу гигантских сил природы. При социализме силы и ресурсы природы приобретают особенно большое значение. В апреле 1918 г., т. е. одновременно с «Наброском плана научно-технических работ», В. И. Ленин в «Очередных задачах Советской власти» писал, что «разработка этих естественных богатств приемами новейшей техники даст основу невиданного прогресса производительных сил»2. В связи с этим в советский период стали играть гораздо большую роль, чем раньше, науки о природных ресурсах и природных условиях труда, об использовании и преобразовании природы, в том числе и география. Начавшееся социалистическое строительство стояло перед очень большими трудностями. Значительная часть территории страны была еще занята белогвардейцами и интервентами. Вновь созданное пролетарское государство было отрезано от главнейших источников сырья и энергии, от важнейших центров черной металлургии, каменного угля, от сибирских и южных хлебородных частей страны. Временно распалось исторически сложившееся географическое разделение труда между районами Советской России, была утрачена их специализация. Приходилось временно развивать в каждом из районов все необходимые отрасли хозяйства, превращать их в самоснабжающиеся экономические единицы. Необходимо было восстановить разделение труда между районами. Это прекрасно понимали не только экономисты и географы, но и широкие массы населения. Именно в это время появляются такие лозунги, как: «В Сибирь за хлебом», «В Баку за нефтью», «В Донбасс за углем». В связи с этим серьезно начинает заниматься экономической географией, преподавать ее, выступать перед народом с экономико-географическими лекциями Н. Н. Баранский', который затем сыграл исключительно важную роль в развитии советской экономической географии. По мере освобождения страны от белогвардейцев и интервентов, восстановления народного хозяйства, возобновления транспорта и разделения труда между районами все большее значение приобретала проблема экономического районирования, развития экономических районов и размещения производительных сил по этим районам. В 1920 г. была принята «вторая программа партии» — утвержден первый перспективный план развития народного хозяйства страны на основе электрификации — план ГОЭЛРО. Он включал и многие важные вопросы, непосредственно связанные с территориальной организацией производства. В плане ГОЭЛРО придавалось большое значение географической районной стороне развития производительных сил страны. В плане ГОЭЛРО отдельные стороны народного хозяйства были комплексно увязаны и сбалансированы. На основе развития и электрификации ведущих звеньев народного хозяйства — топливной промышленности, черной и цветной металлургии — создавались предпосылки для преобразования и других отраслей промышленности и наиболее отсталого сектора — сельского хозяйства. Большее внимание в плане ГОЭЛРО было уделено комбинациям отраслей хозяйства, развитию крупнейших экономических районов страны на базе их электрификации. Центрами таких районов должны были стать крупные районные электростанции и их системы. Само это понятие — «районная электростанция» — зародилось в 1920 г. в Советской России. Оно относилось к таким крупным электростанциям, которые снабжали энергией не один пункт (город), а значительный район и не одну какую-либо отрасль, а всю районную комбинацию отраслей производства. Таким образом, районные электростанции и тем более их системы становились основным рычагом развития всего комплекса производительных сил района, «дирижером» районного комплекса. Как уже говорилось, в России зародилась и достигла больших высот теория экономического районирования, был прослежен сложный процесс формирования системы экономических районов большой страны. История развития экономических районов России доказывает, что система разделения труда между районами возникла вместе с зарождением капиталистических отношений. По мере развития капитализма система районов становилась все более отчетливой и разделение труда между районами приобретало все большее значение. В. И. Ленин, рассматривая в своей книге «Развитие капитализма в России» процесс развития капиталистической экономики послереформенной России, показал, что, во-первых, одним из результатов этого развития было формирование специализированных районов — промышленных, сельскохозяйственных и общеэкономических. Во-вторых, глубокая марксистская характеристика общественного производства страны невозможна без порайонного анализа. Если не использовать в научном исследовании порайонные методы анализа процесса экономического развития страны, то многие его особенности и специфические черты не могут быть выявлены, а отсюда и целое будет не полно, предстанет в искаженном виде. В. И. Ленин впервые в мировой науке раскрыл научный процесс экономического районирования как процесс не столько разделения страны на непохожие друг на друга части, сколько выделения системы частей, образующих целое, связанных друг с другом территориальным разделением общественного труда. Экономические районы капиталистической России, выделенные В. И. Лениным,— это объективно существующие районы с той или иной производственной специализацией в масштабе всей страны. Социальная революция не сметает производительных сил. Она открывает простор их развитию. Это же относится и к исторически сложившейся системе экономических районов. Великая Октябрьская социалистическая революция не могла сразу изменить вещной, натуральной формы специализации и обмена товарами экономических районов, унаследованных от дореволюционной России. В постепенном становлении системы экономических районов Советской России было необходимо отправляться от районов капиталистической России, блестяще исследованных В. И. Лениным. Вполне закономерно, что районные комбинации производительных сил, формирующиеся еще при капитализме, развитие которых столь противоречиво, неполно, а во многих случаях и уродливо даже в основных капиталистических странах, привлекли пристальное внимание В. И. Ленина, когда начались работы по составлению плана ГОЭЛРО. В. И. Ленин увидел, что районная организация производительных сил может дать молодой Советской России огромный экономический выигрыш по сравнению с самыми развитыми капиталистическими странами. В новых общественных условиях Советской России районной форме развития производительных сил открывался широкий простор. Необходимо было найти могучий рычаг развития экономических районов. Таким рычагом явились крупные районные электростанции. Экономический район и районная электростанция стали двумя сторонами одного целого. При проектировании систем районных электрических станций выявилась необходимость составления детального плана использования природных и человеческих ресурсов развития хозяйства по тем экономическим районам, которые обслуживались этими мощными электрическими станциями. Элек- трификация страны, в которой существует государственная собственность на землю и другие основные средства производства, страны, строящей социалистическое общество, повлекла за собой необходимость научного экономического районирования территории, для того чтобы стала возможной порайонная плановая территориальная организация производительных сил. В плане ГОЭЛРО был сформулирован новый, районный подход к решению задачи резкого подъема уровня производительных сил Советской России, «...было обращено внимание на то, что отдельные элементы и отрасли хозяйства не представляют собой определенных величин, значение их меняется в зависимости от того, в каком сочетании находятся эти элементы и отрасли. Необходимо поэтому изучать хозяйство в его целом и сравнивать между собой системы хозяйства, а не отдельные его звенья. В связи с этим при выработке рационального плана хозяйства для страны предстоит подразделить ее на хозяйственно самостоятельные единицы — районы — и идти путем сравнения вариантов хозяйственного плана, вырабатываемых на почве проведения в жизнь различных мероприятий, в частности электрификации»1. Научные основы социалистической территориальной, районной, организации производительных сил, сформулированные в плане ГОЭЛРО, созданном под руководством В. И. Ленина, послужили началом новой, конструктивной советской экономической географии. Об оценке ее значения в это время говорит тот факт, что В. И. Ленин в 1921 г. в развитие плана ГОЭЛРО и его пропаганды в народе подписал декрет об обязательном минимуме высших учебных заведений страны, в котором предусматривалось преподавание экономической географии. Еще в 1920 г. В. И. Ленин связывал электрификацию страны с ее экономической географией. В беседе с Г. М. Кржижановским о работах по составлению плана ГОЭЛРО В. И. Ленин говорил о «географии каждого из участков плана электрификации», о том, что он ожидает научно разработанную карту опорных электростанций. В плане ГОЭЛРО первоначально было выделено восемь крупных экономических районов: 1. Северный, 2. Центрально-Промышленный, 3. Приволжский, 4. Донецко-Южный, 5. Уральский, 6. Кавказский, 7. Туркестанский, 8. Западно-Сибирский. Для каждого из этих районов была составлена подробная программа изучения и характеристики — первая программа экономико-географического исследования района, созданная для его преобразования на базе электрификации, включающая обоснование перспектив его развития. В отчете Комиссии по электрификации России правительству (18 июня 1920 г.) хорошо сказано о сути изучения районов: «Исследуя народное хозяйство России в тех районах, на которые естественно распадается хозяйственная жизнь страны, комиссия стремилась в каждом районе найти тот основной нерв хозяйственной жизни района, действуя на который можно ожидать скорейшего возрождения его экономической жизни»1. Постепенно новые части страны включались в план ее электрификации. В постановлении Совнаркома «О плане электрификации России» (21 декабря 1921 г.) говорится уже о десяти крупных районах: 1. Центрально-Промышленном, 2. Центрально-Черноземном, 3. Южном Горнопромышленном, 4. Северо-Западном, 5. Уральском, 6. Средневолжском, 7. Юго-Восточном, 8. Кавказском, 9. Западно-Сибирском, 10. Туркестанском. Вначале был запроектирован охват работами по электрификации еще не всей страны. Между тем было необходимо составить перспективный план развития хозяйства всех экономических районов страны. Для этой цели начались огромные коллективные работы по экономическому районированию Советской России. Они были осуществлены Госпланом2, который возглавил старый большевик, крупный ученый, инженер-энергетик Г. М. Кржижановский. При Госплане была создана специальная комиссия по районированию России (по типу комиссии по электрификации России), под председательством Г. М. Кржижановского. «Душой» этой комиссии был И. Г. Александров. Комиссия встретилась с большими трудностями в обосновании общепринятой государственной системы экономических районов страны. Самое сильное противодействие шло со стороны трех ведомств: транспортного, сельскохозяйственного, внутренних дел. Самая трудная проблема, осложнявшая экономическое районирование,— национальная проблема. Госплан оказался не в силах преодолеть возникшие трудности. Тогда была организована специальная комиссия по районированию при ВЦИКе, возглавляемая его председателем—М. И. Калининым. Эта комиссия обладала большими правами и могла сочетать экономические принципы районирования с принципами национальными, с демократическим централизмом Советского государства, полнее учесть волю и инициативу разбуженных революцией мест. В. И. Ленин внимательно следил за работами по экономическому районированию, давал им направление. «Я вспоминаю,— писал Г. М. Кржижановский,— свои неоднократные беседы с Владимиром Ильичей по вопросам экономического районирования и не помню никаких его возражений по существу этой темы. Он считал, что проведение экономического районирования непременно должно быть связано с большой предварительной пропагандой этой идеи и должно быть построено так, чтобы воля к нему шла в значительной степени с самих мест»3. Принципы районирования 20-х гг. (получившего название «госплановского») были таковы: 1. Каждый из экономических районов должен представлять 2. В основу районирования кладется энергоэкономический прин 3. Каждый район специализируется в общесоюзном масшта 4. Отсюда вытекает, что районирование необходимо и для 5. Районирование является перспективным, т. е. границы района 6. При районировании надо принимать во внимание нацио Знаменитые «Тезисы, выработанные комиссией при ВЦИКе по вопросу об экономическом районировании России», ознаменовавшие эпоху в развитии экономической географии, начинаются следующими словами: «В основу районирования должен быть положен экономический принцип. В виде района должна быть выделена своеобразная, по возможности экономически законченная, территория страны, которая, благодаря комбинациям природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени и населения с его подготовкой для производственной деятельности, представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства. Этот принцип экономической законченности дает возможность построить далее на хорошо подобранном комплексе местных ресурсов, капитальных ценностей, привнесенных со стороны, новой техники и общегосударственного плана народного хозяйства проект хозяйственного развития района на базе наилучшего использования всех возможностей при наименьших затратах. При этом достигаются и другие весьма важные результаты: районы до известной степени специализируются в тех отраслях, которые в них могут быть развиты наиболее полно, а обмен между районами ограничивается строго необходимым количеством целесообразно направленных товаров. Районирование, таким образом, позволит установить теснейшую связь между природными ресурсами, навыками населения, накопленными предыдущей культурой ценностями, новой техникой и получить наилучшую производственную комбинацию, проводя, с одной стороны, целесообразное разделение труда между отдельными областями и, с другой, организуя область в крупную комбинированную хозяйственную систему, чем достигается, очевидно, лучший результат»1. Это определение экономического района не потеряло своего значения до наших дней, стало одним из основных научных понятий советской экономической географии. И теперь экономический район определяется как крупный производственный территориальный комплекс со специализацией общесоюзного значения. Отдельные производственные звенья производственного комплекса соединяются друг с другом не только единством территории и ее ресурсов, но прежде всего на основе новой техники — электрификации и химизации народного хозяйства. И в наши дни районирование служит основным методом экономической географии для установления теснейшей связи между природными ресурсами, населением, ранее созданными материальными ценностями и новой техникой. Раскрытие этих взаимосвязей представляет важнейшую задачу экономической географии. Госплан выделил на карте страны достаточно крупные экономические районы, устремленные вперед, на перспективу примерно в 15 лет. Проект экономического районирования Госплана (1922) предусматривал выделение 21 района. Районы были такие: 1. Центрально-Промышленный, 2. Центрально-Черноземный, 3. Северо-Западный, 4. Северо-Восточный, 5. Вятско-Ветлужский, 6. Средневолжский, 7. Нижневолжский, 8. Западный, 9. Юго-Западный, 10. Южный Горнопромышленный, 11. Кавказский, 12. Уральский, 13. Обский, 14. Кузнецко-Алтайский, 15. Енисейский, 16. Лено-Байкальский, 17. Якутский, 18. Дальневосточный, 19. Западно-Казахский, 20. Восточно-Казахский и 21. Среднеазиатский. Смелый взгляд вперед, отражение реальной экономической жизни, установление закономерностей развития хозяйства районов, ясная целевая установка — таковы были характерные черты госплановского проекта экономического районирования. Госплановский проект экономического районирования по своим принципам резко отличался от дореволюционных опытов районирования, которые имели лишь познавательное значение. Новый проект советского экономического районирования ставил своей целью установить перспективное развитие районов, он преследовал прежде всего цели преобразовательные. Если в дореволюционных опытах район понимался как нечто однородное, в госплановском районировании район — это комплекс. Районирование стало основой перспективного планирования народного хозяйства страны. Вместе с тем по своим очертаниям районы Госплана во многих случаях напоминали районы, выделенные еще в конце прошлого века П. П. Семе-новым-Тян-Шанским. Это говорит о медленном процессе изменения сетки объективно существующих экономических районов даже в условиях коренных изменений общественных отношений. В. И. Ленин высоко ценил произведенные Госпланом работы по экономическому районированию страны. И. Г. Александров писал, что В. И. Ленин прочел весь доклад Госплана III сессии ВЦИКа «Экономическое районирование России» и одобрил этот доклад1. На XI съезде партии (март — апрель 1922 г.) В. И. Ленин говорил: «У нас теперь деление России на областные районы произведено по научным основаниям, при учете хозяйственных условий, климатических, бытовых, условий получения топлива, местной промышленности и т. д.»2. В декабре 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик. Одной из причин добровольного объединения советских республик в единое государство было исторически сложившееся географическое разделение труда между этими республиками, исторически сформировавшиеся многообразные связи, соединяющие республики в экономически целостную систему. В апреле 1923 г. состоялся XII съезд партии. Уделяя большое внимание вопросам районирования, он указал на необходимость предоставления хозяйственным областям нужной им самостоятельности в решении хозяйственных задач, вытекающих из их естественных и производственных условий. Работы 20-х гг. по экономическому районированию страны проводились в центре и на местах большим коллективом относительно молодых инженеров и экономистов. Из их среды сформировались блестящие ученые, вписавшие замечательные страницы в историю советской науки и техники, в частности и в историю советской экономической географии. Среди них прежде всего надо отметить И. Г. Александрова, Л. Л. Никитина, Н. Н. Коло-совского, Г. Н. Черданцева, Е. Я. Шульгина, К. Д. Егорова, В. В. Заорскую-Александрову. Этот коллектив выполнил огромный труд. Было изучено классическое наследие в области районирования. Именно тогда из забвения были извлечены исследования К. И. Арсеньева, П. П. Семе-нова-Тян-Шанского и других ученых прошлого. Были систематизированы и обобщены данные о природных ресурсах и условиях, о населении и хозяйстве всех экономических районов страны. Никогда еще в истории отечественной географии не был одновременно научно обобщен такой богатый и разнообразный материал в районном разрезе. Новое время, новые задачи потребовали не подновления старых направлений экономической географии, а выдвижения новых людей и создания совершенно нового направления в науке с учетом, конечно, всего ценного, что было в старых направлениях, с привлечением к новому делу наиболее крупных, более прогрессивных и работоспособных деятелей старых направлений, равно как и их учеников, которые быстрее перестраивались и пополняли ряды нового направления. Колоссальный напряженный труд по созданию нового направления экономической географии начал выполнять с начала 20-х гг. Н. Н. Баранский. Значение Н. Н. Баранского для географии (особенно для экономической географии) исключительно велико. Замечательный деятель ленинской школы, Н. Н. Баранский принес в эту область человеческого знания подлинную партийность, широту, убежденность, огромную и разностороннюю культуру, творческое понимание марксистской теории, колоссальный жизненный опыт, преданность делу, стойкость и принципиальность, умение объединять людей для решения крупных проблем, работать для науки, писать и говорить для широких кругов народа просто, ясно, доступно. Для Н. Н. Баранского география (экономическая география в особенности) была логическим продолжением его партийной революционной деятельности. В ней он видел одно из могучих средств переустройства мира, строительства коммунизма, воспитания и образования народа, отчетливо понимал большую мировоззренческую роль географии, силу и партийность ее научных идей. Н. Н. Баранский с 1921 г. параллельно с большой государственной работой стал преподавать экономическую географию в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова — этой важнейшей кузнице партийных кадров, где в тот период читали лекции В. И. Ленин, М. И. Калинин, А. В. Луначарский, Г. М. Кржижановский, А. С. Бубнов и многие другие выдающиеся партийные деятели и ученые. Для своих слушателей Н. Н. Баранский написал первый в истории науки марксистский учебник «Экономическая география СССР. Обзор по областям Госплана», вышедший первым изданием в 1926 г. В этот курс были впервые введены в методологию экономической географии идеи плана ГОЭЛРО и госплановского экономического районирования, т. е. был выделен главный стержень экономической географии. Суть заключалась в новом, районном аспекте экономико-географического научного анализа, в создании районного направления советской экономической географии, определяющего сущность этой науки, раскрывающего перед ней наибольшие перспективы. Новое, районное направление советской экономической географии нашло реальное воплощение в районном томе первого пятилетнего плана. Методология госплановского районирования, на основе которой была написана «Экономическая география СССР» Н. Н. Баранского, получила в этом томе дальнейшее развитие. Она предстала в нем еще более обогащенная, стройная и сильная. Большое внимание в этом томе уделено перспективам географического разделения труда внутри страны, системе районов и типам районов, анализу природных ресурсов, формированию районных производственных комплексов и другим важнейшим экономико-географическим проблемам. Еще в 20-е гг. была выдвинута идея районных комбинатов. В 1927 г. ее конкретизировал в проекте Днепростроя один из замечательных ученых новой советской эпохи — И. Г. Александров. После XVI съезда партии он еще шире поставил вопрос о новом строительстве путем создания крупных районных производственных комбинатов. Идеи И. Г. Александрова были горячо одобрены и другими крупнейшими учеными, в том числе А. Е. Ферсманом, который при поддержке С. М. Кирова создал смелый проект строительства крупного промышленного комбината на Кольском полуострове, Н. Н. Колосовский применил идеи И. Г. Александрова к огромным просторам Урала, Сибири и Казахстана, обогатил их, сделал новый шаг вперед и в практике и в теории районных комплексов (комбинатов). К этому времени в университетах страны начинается подготовка специалистов экономико-географов, сначала на географических отделениях, а затем факультетах. Прежде к исследованиям в области экономической географии приходили обычно лица других специальностей, не имеющие географического образования. В Московском университете впервые в 1929 г. под руководством Н. Н. Баранского создается экономико-географическая специальность и разворачивается большая научная, в частности экспедиционная, деятельность с участием студентов и аспирантов. Н. Н. Баранский организовал в МГУ ряд аспирантских семинаров, в которых активное участие принимали и научные сотрудники. Существенное значение имели проводившиеся силами экономико-географов Московского университета транспортно-экономиче-ские экспедиции, охватившие обширные районы страны (Урал, За- падную Сибирь, Бурятию, Южный Казахстан, позже Татарскую АССР, Абхазскую АССР и другие районы). В этих экспедициях под общим руководством Н. Н. Баранского вырабатывались методы полевых экономико-географических исследований, крупномасштабного экономического картографирования, комплексной экономико-географической характеристики территорий, анализа внутренних экономических различий, микрорайонирования и др. В это же время — в начале 30-х гг.— острая борьба со старыми направлениями в науке, с буржуазными теориями, сопровождалась и перегибами, отрицанием географии, стремлениями превратить экономическую географию в «политическую экономию in concreto» (т.е. конкретизированную политическую экономию). Такие «ниспровергатели» географии были позже в передовой статье «Правды» («Отлично знать географию», от 19 сентября 1937 г.) названы «леваками». «Правда» писала, что экономическая география в представлении «леваков» сводится к заучиванию схем и социологических обобщений. Наиболее крайние из них не признавали самое слово «география», категорически отрицали принадлежность экономической географии к системе географических наук и наличие специфического географического метода исследования в экономической географии, который прежде всего выражается в картографировании экономических явлений и в историческом анализе территориальных связей между природой, населением, хозяйством и между различными отраслями хозяйства. Они, как правило, не обладали позитивными знаниями, не имели определенной научной школы, не владели научными методами исследования. Значительную часть «леваков» в экономической географии составили лица, не преуспевшие на поприще общественных наук (политической экономии, истории и т.д.), очень далекие от географии, от естественноистори-ческих проблем. Поэтому в большинстве случаев для них было характерно игнорирование природных условий при решении экономико-географических проблем. Временный успех «леваков» связан с тем, что экономическая география была еще очень молода. Старые ученые-географы медленно перестраивали свои научные концепции и выступали с работами, иногда наивными с точки зрения новых задач социалистического строительства («Район и страна» R. П. Се-менова-Тян-Шанского и др.). Овладение марксизмом для старых географов и даже для их молодых учеников было сложнее, чем для переквалифицировавшихся в экономико-географов политико-эконо-мов и историков, но для последних овладение географией во многих случаях оказалось еще более трудным делом. Отсутствие научных знаний и концепций «леваки» прикрывали нередко громкими политическими фразами. Ущерб экономике, культуре и образованию, причиненный антигеографическими установками «леваков», был очевиден «Левацкому» направлению был нанесен сильный удар постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. о преподавании географии в школе. Оно имело громадное значение для дальнейшего развития советской географии в целом, экономической географии в Н. Н. Колосовский создал теорию территориально-производственных комплексов, внесшую исключительный по важности вклад в теоретическую базу советской экономической географии. Уже после смерти Н. Н. Колосовского было опубликовано его своеобразное теоретическое завещание — статья «Научные проблемы географии». Это один из самых сильных и смелых документов мировой географической науки. «Научные проблемы географии» смотрят далеко вперед. Вот главные идеи Н. Н. Колосовского: «Развитие географической науки в советскую эпоху отразило всю страстность революционной борьбы старого с новым, социализма с буржуазной идеологией. Преобразование мира, а не только описание — вот одна из линий борьбы с буржуазными пережитками в географии. Принципиальное и практическое единство всей географической группы знаний о мире природы, о мире общественной жизни и о мире технического творчества людей, вещной материально-технической базы производства,— вот вторая линия продолжающейся борьбы за новую географию коммунизма»1. Далее Н. Н. Колосовский подчеркивает значение решения теоретических проблем географии, поддерживая точку зрения, что география призвана давать «целостную картину современной жизни людей и природы на земном шаре, по отдельным странам и районам, выделяя, само собой разумеется, страны с различными способами производства и социальным строем»2. Н. Н. Колосовский критикует эмпирический подход к комплексным исследованиям и пишет, что необходимо создание общей теории географической науки, в противовес тем ученым, которые считают, что для комплексных исследований достаточно, чтобы физическая и экономическая география, каждая в отдельности, развивалась на марксистских теоретических основах. Н. Н. Колосовский особо останавливается на современном процессе «размывания водоразделов» между научными дисциплинами, подчеркивая, что «диалектическое единство всего человеческого знания становится все очевиднее»3. В географии объектом одновременно и физической и экономической географии является районная материально-техническая база производства — часть производительных сил общественного труда, подчиненных действию общественного развития, в которой действуют и природные законы. Для исследования материально-технической базы в районном территориальном аспекте необходимо установление органических связей между отдельными географическими дисциплинами и развитие новых дисциплин — «мостов перехода» — на стыках старых. Отрыв друг от друга географических дисциплин тормозит развитие советской географии. Необходимо критически, творчески рассмотреть сложившееся содержание и физической (природной), и экономической географии. В столь краткой форме, конечно, невозможно изложить все богатство мыслей статьи Н. Н. Колосовского1. Эта статья выдержала, как и многие другие работы Н. Н. Колосовского, проверку временем, развитием производства, общества, науки. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|