Здавалка
Главная | Обратная связь

СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ



До недавнего времени она рассматривалась в рамках геогра­фии населения, но теперь представляет самостоятельную область экономико-географических знаний.

Значение географии сферы обслуживания населения (сокращен­но— географии обслуживания), к которой обычно относят изуче­ние почти всех отраслей, образующих непроизводственную сферу, особенно возросло в связи с усилением социальных аспектов раз­вития единого народнохозяйственного комплекса страны. Доста­точно вспомнить, что высшая цель экономической стратегии — не­уклонный подъем материального и культурного уровня жизни наро­да, создание лучших условий для всестороннего развития лично­сти. XXVII съезд КПСС, как известно, наметил обеспечить дальней­ший социальный прогресс общества, осуществить широкую програм­му повышения народного благосостояния.

Экономико-географический спектр изучения сферы обслужива­ния населения практически охватывает все виды услуг: жилищное обслуживание; розничную торговлю и общественное питание; услу­ги по социальному обеспечению; услуги пассажирского транспорта; бытовое обслуживание; культурное обслуживание; детские учреж­дения; медицинское обслуживание; обеспечение безопасности на­селения и правопорядка. Как видно, в сферу обслуживания насе­ления включаются и некоторые элементы материального производ­ства.

По С. А. Ковалеву, география обслуживания призвана изучать региональные различия в потребностях и уровне обслуживания на­селения, а также проблемы территориальной организации сферы обслуживания в целом и ее отраслей (включая формирование цен­тров обслуживания) в различных природных, экономических, де­мографических условиях, при различных формах расселения1.

География обслуживания развивается в основном по двум на


правлениям. Одно из них связано с исследованием территориаль­ных различий в уровне обслуживания населения. Другое ориенти­руется на изучение особенностей территориальной организации са­мой сферы обслуживания.

Среди публикаций, посвященных географии обслуживания, преобладают работы по территориальной организации сферы обслу­живания в целом и отдельных ее видов. Что касается региональ­ных исследований, то они в большей мере затрагивают отдель­ные виды обслуживания, чем их совокупности, комплексы. Вообще изученность СССР в отношении сферы обслуживания населения ука­зывает на еще недостаточное освещение восточных районов, где как раз задача обеспечения населения различными услугами имеет осо­бенно актуальное значение.

Шагом вперед следует считать экономико-географические ис­следования, касающиеся взаимодействия материального производ­ства, сферы обслуживания и системы расселения на различных ре­гиональных уровнях. В этом отношении обращает на себя внимание книга М. А. Абрамова «Производство и сфера обслуживания» (М., 1977), которая посвящена главным образом особенностям террито­риальной организации отраслей материального производства и сфе­ры обслуживания в крупном экономическом районе на примере За­кавказья.

Территориальные различия в сфере обслуживания населения зависят от многих экономических, социальных и природных факто­ров. В большой мере они определяются различиями, существующими в расселении и характере межселенных связей по линии обслужива­ния населения. Вместе с тем велика роль особенностей потребле­ния как одного из признаков, характеризующих уровень жизни на­селения. Вот почему география потребления непосредственно примы­кает к географии сферы обслуживания. Заметным вкладом в разра­ботку этой тематики является работа Э. И. Калмуцкой «География потребления» (Черновцы, 1980). Автор рассматривает географию потребления как связующее звено между географией населения и географией хозяйства того или иного района, придавая особое зна­чение выявлению территориальных различий в уровне и структуре потребления, установлению региональной специфики в потребле­нии, раскрытию существующих закономерностей и тенденций даль­нейшего совершенствования структуры потребления для целей его территориального прогнозирования и планирования.

За последнее время от географии сферы обслуживания «от­почковались» география туризма и рекреационная география. Обе они носят теперь междисциплинарный характер, опираясь как на экономико-географические, так и на физико-географические зна­ния. Наиболее значительные исследования по этой тематике под­готовили М. А. Ананьев (Экономика и география международного туризма.— М., 1975), Е. А. Котляров (География отдыха и туриз­ма.— М., 1978), М. С. Мироненко, И. Т. Твердохлебов (Рекре­ационная география.— М., 1981).

Рекреационная география трактуется как новая географиче-


екая дисциплина, предметом изучения которой служат территори­альные рекреационные системы. Эта система в свою очередь со­стоит из нескольких подсистем: природных и культурных комплек­сов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала, органа управления, наконец, отдыхающих (рекреантов), характеризуясь как функциональной, так и территориальной целостностью.

Определенное итоговое значение имеет сборник «География СССР. Том 11. География сферы обслуживания» (М., 1974), в ко­тором рассмотрены вопросы о географии сферы обслуживания как особой экономико-географической дисциплине (С. А. Ковалев, В. В. Покшишевский), размещении учреждений сферы обслужива­ния в городах и агломерациях (Ф. М. Листенгурт), географии обслуживания сельского населения (С. А. Ковалев), географи­ческих аспектах в работах по отраслям обслуживания населения (Э. И. Вайнберг).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.