ЗНАЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В экономической и социальной стратегии, разработанной Коммунистической партией на современном этапе развития СССР, важное место принадлежит совершенствованию территориальной организации производительных сил. Курс на интенсификацию народного хозяйства, соединение преимуществ социалистического строя с всемерным использованием достижений научно-технической революции в большой мере связаны с рациональным формированием территориальных систем производительных сил. Для нашей науки важно осознать глубину и масштабы преобразований, которые в близкой перспективе вызовут крупные изменения в географии страны, правильно определить задачи, на которых следует сосредоточить усилия, оценить проблемы, решение которых позволит существенно расширить вклад экономической географии в экономическое и социальное развитие страны. Итоги и перспективы развития основных направлений экономико-географической науки (экономическая география СССР, экономическая география зарубежных стран и др.) освещены в последующих главах книги. Здесь охарактеризуем основные задачи развития экономической географии в целом, определяющие ее значение в перспективе. Но прежде всего отметим, что советская экономическая география в настоящее время имеет наряду с нерешенными проблемами значительные достижения, правильная оценка которых необходима, чтобы наметить ясные ориентиры на будущее. Так, в процессе экономико-географических исследований развит ряд фундаментальных концепций, позволивших раскрыть географические аспекты развивающихся сложных процессов формирования территориальной организации производительных сил и обосновать важные конструктивные выводы. К ним относятся концепции географического (территориального) разделения труда, территориально-производственных комплексов, экономического районирования, системного анализа расселения, комплексного анализа региональных различий, анализа и прогноза экономико-географического положения городов, эффективности развития групповых форм расселения и городских агломераций при регулируемом росте больших городов, учета долгосрочных последствий преобразования природной среды и многие другие. Важнейшие из них стали достоянием общественной мысли, вошли в партийные и государственные документы, в практику территориального планирования и проектирования. Высокий уровень экономико-географических знаний в стране, реализующийся во многих областях науки, практики, государственного и хозяйственного строительства,— результат успешной работы больших коллективов географов нескольких поколений — ученых, специалистов, учителей средней школы. Развитие общества постоянно выдвигает новые экономические и социальные проблемы огромной сложности. Научно-техническая революция, глубочайшие социальные сдвиги в развитии общества определяют появление новых точек роста нашей науки, формирование новых направлений фундаментальных и прикладных экономико-географических исследований, которые беспрестанно выявляют, показывают в новом свете, «высвечивают» значение экономико-географических знаний и подходов. Современная советская экономическая география — это наука о процессах формирования, развития и функционирования территориальных социально-экономических систем и об управлении этими системами. Теснейшим образом взаимосвязанная с другими науками, образующими систему географических наук, экономическая география имеет собственный объект исследования — территориальные социально-экономические системы, развивающиеся по законам общественного развития. Комплексность подхода, нацеленность на поиск системного решения наиболее сложных территориальных проблем — ключевая особенность географического исследования. В полной мере сохраняет свое значение образная характеристика Н. Н. Баранским географического мышления: «Географическое мышление — это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли», иначе говоря, «играющее аккордами, а не одним пальчиком»1. Экономическая география в процессе длительного развития выработала уникальный в методологическом и конструктивном аспектах опыт анализа и синтеза комплексных территориальных проблем. Следует предвидеть, что по мере нарастания масштаба территориальных проблем «барьер сложности» при их решении будет становиться все более трудно преодолимым, потребуются новые уровни научных усилий для их раскрытия, комплексного исследования и решения. Суметь ответить на эти непрерывно усложняющиеся потребности практики в комплексной разработке многообразных территориальных проблем — главная задача экономической географии в перспективе. Географический анализ особенностей и взаимосвязей в развитии района, его места в системе географического разделения труда, широта, системность и перспективность подхода представляют собой исключительный по богатству идей и методов научный потенциал, который может быть с большой эффективностью реализован в процессе экономико-географического исследования. При большой методической и технической оснащенности современных все более глубоко специализирующихся наук решение четко поставленной частной задачи (как бы сложна она ни была), как правило, не создает непреодолимых трудностей. Значительно сложнее увидеть эту задачу, найти ее место среди других взаимосвязанных задач, оценить ее значение в общей системе и конечный экономический и социальный эффект. Таким образом, умение увидеть район как «систему в большой системе», вскрыть связи и взаимодействия между отдельными элементами в их динамике и локальных территориальных сочетаниях, расчленить крупномасштабную региональную проблему на соподчиненные проблемы второго, третьего и т. д. рангов, выделить стратегические цели развития района и тактические пути их достижения — таковы очень сложные задачи, требующие больших междисциплинарных усилий, в рамках которых ведущее место принадлежит экономической географии. В перспективе еще больше возрастает роль экономического районирования — научной основы выявления системы соподчиненных районов разного таксономического ранга, конструирования их наиболее рациональной территориальной организации, управления их развитием. Центральное значение в экономико-географической проблематике приобретает дальнейшее развитие учения о территориально-производственных комплексах, определение их типов, структур, главных направлений формирования. Новым важнейшим направлением является разработка проблем природно-хо-зяйственных районов. Дальнейшее развитие должна получить теория социально-экономических систем и практические разработки на ее основе. Экономическое районирование территории страны в целях наиболее эффективной территориальной организации ее производительных сил всегда будет оставаться важнейшей задачей экономической географии. Современный этап развития науки характеризуется усилением интеграционных процессов, позволяющих обеспечить взаимодействие общественных, естественных и технических наук для решения проблем возрастающей сложности. Известное высказывание В. И. Вернадского о том, что мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам, ярко отражает эту необходимость развития междисциплинарных усилий. Для экономической географии наиболее важны два «поля» интеграционных процессов с природоведческими и социальными науками. Нацеленность экономической географии на изучение взаимодействий общества и природной среды в их территориальных — глобальных, региональных, локальных — аспектах составляет ее важнейшую особенность. В силу своего синтезирующего значения, стремления к охвату природы, населения, хозяйства, по своей близости к народнохозяйственному планированию и управлению народным хозяйством экономическая география особенно сильно заинтересована в целостности и единстве географической науки. Н. Н. Баранский, отстаивая единство географической науки, резко критиковал «противоестественных экономико-географов» и «бесчеловечных физико-географов». Наиболее выдающиеся физико-географы также ясно понимали значение взаимосвязей экономико-географических и физико-географических исследований. «Я... считаю экономическую географию венцом географической науки»,— отмечал Л. С. Берг. Значение совместных экономико-географических и физико-географических исследований особенно возрастает в связи с развитием обширного междисциплинарного комплекса экологических исследований, что требует от географической науки новых научных усилий, не осуществимых в рамках «разорванной» географии. Понимание необходимости органического взаимодействия физической и экономической географии — драгоценный итог всего опыта развития нашей науки, что приобретает особое значение в свете обширных задач познания закономерностей многих не раскрытых еще взаимодействий в системе «общество — природа» и развития конструктивных разработок по этой проблематике. Важнейшее «поле» научных интеграционных процессов связано с развитием исследований на стыках экономической географии с социальными науками. Здесь уже получил плодотворное развитие ряд новых ветвей экономической географии: география сферы обслуживания, рекреационная география, география науки и высшего образования, изучение образа жизни и др. На этом пути, несомненно, откроются новые возможности. Например, весьма перспективным может оказаться проникновение идей и подходов нашей науки в исследование проблем управления. Впереди — развитие теории и методов географии культуры. Развитие социального «крыла» в экономической географии сопровождается усилением социальных аспектов исследования традиционных объектов нашей науки (промышленность, сельское хозяйство, население и расселение и др.). Этот процесс социологизации нашей науки будет продолжаться и уже нашел свое формальное отражение в ее преобразовании в официальных документах ГКНТ СССР и ВАК СССР в экономическую и социальную географию. История развития экономической географии убеждает, что одна из ее важнейших научных задач — комплексные страноведческие и региональные исследования. Географическая панорама мира, в том числе и нашей страны, необычайно широка. Видеть ее богатство и разнообразие, исследовать географические различия от места к месту, создавать конкретные монографические исследования стран, регионов, городов и их систем — значит, наиболее эффективно способствовать их изучению, оценке тенденций развития и, коль скоро это касается социалистических стран,— правильному определению направлений их роста. Подлинно научное географическое исследование стран и регионов должно быть не мозаикой фактов, а целеустремленным анализом и прогнозом очень высокого профессионального уровня, синтезом самых современных концепций и идей. Наряду с региональными и страноведческими исследованиями следует развить глобальные экономико-географические исследования в рамках нового междисциплинарного комплекса исследований глобальных проблем. Можно полагать, что регионалистика, страноведение, геоглобалистика — важнейшие направления конкретных синтезирующих географических исследований — находятся сейчас на переломном этапе своего развития. Экономическая география как фундаментальная наука может наилучшим, самым эффективным образом обслуживать потребности практики, решая крупные теоретические и поисковые проблемы. Разработанные в ней общие концепции и подходы, как показала практика, могут быть конкретизированы, использованы в конструктивных целях, доведены до «технического внедрения» через прикладные и «стыковые» науки и дисциплины (комплексного или более узкого характера), возникающие при ветвлении экономической географии и особенно на ее гранях с другими науками. Развитие таких прикладных наук (районная планировка, региональная экономика, география океана и др.), использование ими экономико-географических идей, подходов, знаний — свидетельство теоретической и практической зрелости нашей науки. Широта, с которой экономическая география создает новые концепции и идеи, и щедрость, с которой она передает их прикладным и стыковым наукам и дисциплинам, вполне закономерны, соответствуют логике развития науки, отвечают характеру взаимоотношений, обычно складывающихся, как это ярко показывает история науки, между фундаментальными и прикладными дисциплинами. Можно предполагать, что новые конструктивные направления будут возникать и дальше на стыках географической науки с другими науками и дисциплинами; наиболее вероятно, что они будут интегрироваться новыми комплексными дисциплинами. В каждом случае от географической науки потребуется быстрая мобилизация на новом направлении ее творческого потенциала и развитие в этом направлении фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, опирающихся на основные методологические концепции нашей науки; потребуются кадры специалистов-географов, притом (во всяком случае вначале) не специально подготовленных для работы в новой области, а обладающих достаточно широкими знаниями, чтобы принять активное участие в ее формировании вместе со специалистами других областей знания и в совместной работе использовать и развить географические подходы и методы. Современная экономическая география представляет собой широко разросшееся, «ветвящееся» дерево, состоящее из множества теоретических и прикладных дисциплин и направлений. Это дерево будет тем плодоноснее, чем крепче, сильнее будет его ствол, включающий интегральные экономико-географические теории, подходы, методы. Дальнейшее развитие теории и методологии экономической географии, в особенности теории экономического раионириьаппп, | На новом этапе развития нашей науки необходимо восстановить и углубить внимание географов к историко-географическим ; исследованиям. В советской экономической географии, в особенности в 40—50-х гг. даны прекрасные образцы историко-геогра-фических исследований стран, районов, городов, крупных географических процессов. В самое последнее время стремление к постановке современных и перспективных проблем, к сожалению, сопровождалось потерей интереса к историко-географическим исследованиям, в определенной мере утрачено весьма тонкое искусство этих исследований и особенно литературное мастерство историко-географических характеристик, получившее большое развитие в работах послевоенного десятилетия. Между тем исторический анализ необычайно важен для понимания современных процессов и предвидения будущего; пренебрежение этим анализом теоретически и практически разоружает исследователя. Знание прошлого позволяет яснее оценить современность и лучше представить тенденции, структуру, параметры будущего. Становление и развитие советской экономической географии сопровождалось непрестанной борьбой идей. Многочисленные дискуссии принимали порой весьма острый и подчас резкий характер. Так было в упоминавшейся ожесточенной борьбе с «леваками» в конце 20-х — начале 30-х гг., завершившейся победой районной школы экономической географии, возглавлявшейся Н. Н. Баранским. Эта борьба еще ждет своего историка, хотя о ней много написано непосредственными участниками событий. Но нам, отдаленным несколькими десятилетиями от горячих споров того времени, важно увидеть не частности и отдельные перипетии борьбы, а ее принципиальные вехи: отвергнутые временем взгляды В. Э. Дена и других представителей традиционного «отраслево-статистического» направления; концепции сторонников буржуазной антропогеогра-фии; критика их «леваками», при которой едва не «выплеснули ребенка», т. е. под угрозой оказалась самая сущность нашей науки; восторжествовавшие идеи школы Н. Н. Баранского, ставшей ядром советской национальной школы экономической географии. Борьба идей в экономической географии не прекращалась и в дальнейшем. Так, в конце 40-х гг. статья Н. Н. Колосовского «Производственно-территориальное сочетание (комплекс) в советской экономической географии», содержавшая одну из самых ярких идей советской экономической географии, вызвала со стороны менее дальновидных ученых упреки автору в техницизме и непонимании значения общественных закономерностей развития'. В конце 50-х гг. острая дискуссия возникла вокруг проблемы единства географии, в частности в связи с защитой докторской диссертации В. А. Анучина2. В самое последнее время, в конце 70-х — начале 80-х гг., вспыхнули споры о сущности городских агломераций, о направленности процессов урбанизации и путях регулирования крупных городов, о региональной экономике, о теоретической географии и метагеографии, о содержании, структуре и даже названии нашей науки. Этот ряд примеров можно было бы продолжить. Не все дискуссии были плодотворными, некоторые содержали много наносного и уводили науку в сторону от подлинно важных вопросов. Но из песни слова не выкинешь. И, оценивая эти дискуссии в целом, важно отметить два обстоятельства. Объективную основу для обостренной полемики создавало положение объекта и предмета географической науки на стыке природы и общества и, следовательно, необходимость изучения в ней процессов и явлений, развивающихся на основе принципиально различных естественных и общественных закономерностей. В этом особом положении географической науки, создающем для нее не только определенные методологические трудности, но и уникальные возможности, всегда была почва для споров и заблуждений, которые можно преодолеть лишь на очень высоком этапе развития науки. Другую объективную основу споров представляли огромность и необычайная сложность предмета науки, связанного с важнейшими и широчайшими усилиями советского народа по развитию и преобразованию своей страны, ее природы и производительных сил. Борьба идей в экономической географии в целом, несомненно, способствовала ее развитию. История этой борьбы, которую еще следует написать, позволяет оценить преемственность научной мысли на каждом новом «витке» развития науки, увидеть развитие наиболее плодотворных идей, оценить взгляды, отброшенные наукой, с тем чтобы больше к ним не возвращаться, выявить проблемы, еще требующие исследований, поисков и дискуссий. Для развития каждой науки, разрабатывающей фундаментальные проблемы, характерна своя «драма идей». Характерна она и для экономической географии, особенно для переломных этапов ее развития. В последнее время в экономической географии по мере интенсивного развертывания исследований на гранях с социальными и природоведческими науками сильное развитие получили тенденции, кратко формулируемые как процессы ее «социологизации» и «экологизации». Эти тенденции получили широкое признание в среде экономико-географов и, бесспорно, имеют положительное значение. Вместе с тем все большее значение приобретает ее «эко-номизация» — усиление роли экономических критериев, включая «оценку рублем», к которой призывал еще Н. Н. Баранский. Эти важнейшие современные тенденции — «сквозные направления» развития экономической географии — должны обогащать ее. раздвигать ее горизонты, усиливать взаимодействие со смежными науками, но не сдвигать «ось» развития нашей науки с пути, верно намеченного ее основоположниками Н. Н. Баранским, Н. Н. Колосов-ским, И. А. Витвером, Ю. Г. Саушкиным1. В этой связи важно подчеркнуть, что, по мере того как экономическая география наращивает и расширяет свой потенциал, развивая исследования на гранях с другими науками, возникает насущная необходимость идти дальше вглубь, усиливая ее «географическое ядро», т. е. свойственные только ей фундаментальные географические подходы. Эта необходимость вполне логично по аналогии с приведенными выше и часто употребляемыми метафорами может быть сформулирована как требование дальнейшей «географизации» нашей науки. Заметим, что «географизация» экономической географии — это как раз то, что было очень важной заслугой Н. Н. Баранского в борьбе с «леваками» в упоминавшихся дискуссиях 30-х гг. и что во многом определило формирование современной школы экономической географии в нашей стране. Как заметил К- К. Марков, термин «географизация» может быть применен ко всему фронту современной науки, где возрастает потребность в географических (территориальных) подходах2. Возникает вопрос о развитии структуры экономической географии и ее наиболее адекватном наименовании. Наиболее важный процесс, который должен быть при этом отражен,— развитие социальной географии. Но что такое социальная география? Каково ее место в экономической географии или, точнее, соотношение с ней? Влияет ли процесс развития социально-географических исследований на положение нашей науки среди других наук? По этому поводу высказываются разные мнения. Одна из точек зрения заключается в том, что «социальная география не есть новая отрасль нашей науки типа географии промышленности, географии населения... Суть дела заключается в том, что социально-географический аспект исследования должен быть во всех отраслях и подразделениях нашей науки... Каждая из этих отраслей и подразделений изучает определенную группу явлений и процессов в пространственно-временном аспекте, т. е. в четырех измерениях. Социальная география — это «пя- тое измерение» всех отраслей и направлений экономической географии, совершенно необходимое для их современного и перспективного анализа, синтеза, прогноза, управления»1. Другая позиция исходит из того, что «экономическая география в 70-х гг. повсеместно становится социально-экономической»; в ее рамках бурно растущая в 60—70-х гг. «география населения перерастает в социальную географию; в последнюю, как в подсистему современной социальной и экономической географии, входит принципиально новые области социального крыла географической науки: география науки и образования..., география культуры..., география сферы обслуживания..., рекреационная география» . При этом термин «экономическая и социальная география» (или «социально-экономическая география») заменяет собой термин «экономическая география» как более точный и соответствующий современному уровню развития науки»3; иными словами, «экономическая география — устаревший (но заслуженный!) синоним социально-экономической географии»4. Высказывается и еще одна, принципиально отличная точка зрения. Доказывается, что «социологизация экономической географии является весьма важным частным процессом в развитии современной географии, но она не может быть истолкована как процесс превращения экономической географии в социально-экономическую»5; «гипотеза о прекращении существования экономической географии в качестве самостоятельной науки ничем не может быть обоснована. Поскольку народное хозяйство, или экономика страны, сохраняется в действительности как реально существующая система, служащая объектом исследования экономической науки, сохраняется и необходимость в географическом исследовании его экономической географией», наряду с которой существует и развивается география населения (или демогеография), социо-география, география культуры, формирующиеся отрасли общественной географии; на стыке с природной географией развивается география природопользования и теоретическая география; в результате синтез-интеграции всех этих дисциплин формируется новая общественно-географическая наука — социально-экономическая география, объектом исследования которой являются не экономические районы, территориально-производственные комплексы, отраслевые производственные системы, как в экономической географии, или соответствующие им образования социального характера, а социально-экономические пространственные системы более высокого уровня. В качестве таковых, с учетом особой роли расселения, предлагаются на разных ступенях генерализации поселение, социально-экономический территориальный комплекс, социально-экономический район, страна (государство)'. Авторы этой конструкции принимают предложенное ранее определение нашей науки как «общественной географии», которое разделяется рядом исследователей. В ее рамках предлагается развивать и социально-экономическую географию, и объектные дисциплины — экономическую географию, географию населения, географию культуры и т. д. Предложение о применении термина «общественная география» аргументируется2 в свете мыслей Н. Н. Баранского о «социогео-графии» (географии социума, т.е. общества), как предлагал в свое время Н. Н. Баранский «назвать все здания общественной географической науки»3. Напоминается, что Н. Н. Баранский говорил о «социогеографии и, в частности, экономической географии»4, т. е. рассматривая последнюю как составную часть первой. Исходя из многомерности современной классификации наук и из сущности трех теоретических ориентации, складывающихся в обществознании (социальной, экономической и культуровед-ческой), отмечается, что «в общественной географии на этой основе можно выделить три направления исследований: социально-географическое (изучение территориальных аспектов социальных структур общества в их развитии), экономико-географическое (изучение территориальных структур его экономической жизни) и культурно-географическое (изучение территориальной дифференциации культур и ее изменения)»5. Далее предлагается провести группировку большинства объектных дисциплин (отраслей) общественной географии, положив в основу относительное значение для них каждого из исследовательских аспектов (ориентации). «При этом мы получаем блоки отраслей, которые можно с большей или меньшей степенью условности называть экономической, социальной и культурной географиями. Однако некоторые отрасли фактически не укладываются в такую группировку: примером может служить география населения, которую многие считали частью экономической географии, тогда как другие утверждали, что она шире экономической географии»6. Отметив, что «внутренняя структура общественной географии и ее положение в различных системах наук еще нуждаются в дальнейшем углубленном исследо- вании»1, автор этой концепции подробно развивает свои мысли о путях развития культурной географии. Дискуссионны проблемы теоретической географии и метагео-графии. Теоретическая география и метагеография формируются с начала 70-х гг. как области географической науки наиболее общего, теоретического характера, без развития которых дальнейшее углубление теоретических исследований в нашей науке становится невозможным. Отражением интенсивного роста исследований и разработок в этих областях стали всесоюзные конференции по теоретической географии в 70-х — начале 80-х гг., а также обсуждение вопросов теоретической географии на других географических совещаниях. Можно полагать, что область теоретической географии — выявление на высоком уровне абстракции наиболее общих законов и построений пространственно-временных систем и структур, изучаемых географической наукой. Цель мета-географии как части науковедения — исследовать географическую науку как систему, ее место среди других наук, задачи и перспективы ее развития. Однако такое понимание этих областей науки небесспорно. Ряд авторов (С. В. Калесник, В. А. Анучин) в 70-х гг. резко выступили против развития теоретической географии. Э. Б. Алаев в специальном исследовании о понятийно-терминологическом аппарате экономической географии полагает, что «теоретическая география, развитие которой в 70-х гг. явилось одним из условий быстрого развития теоретических исследований в нашей стране... не является дисциплиной в строгом значении этого слова: это скорее совокупность взаимосвязанных положений фундаментального характера, обязательная составная часть всех аспектных и объектных дисциплин»2. Содержанием метагео-графии Э. Б. Алаев считает систему общегеографических теоретических положений (зональность, цикличность процессов, диффузия, контактное взаимодействие, комплексность и др.)»3, которая согласно высказанному выше представлению относится к области теоретической географии. Было бы преждевременным подводить итог этим важным дискуссиям или пытаться в рамках данной книги аргументировать ту или иную точку зрения. По-видимому, пройдет немалое время, прежде чем такой итог можно будет подвести, анализируя реальное развитие науки. Здесь хотелось бы ограничиться следующими замечаниями. Бесспорным и глубоко прогрессивным фактом ^является быстрое развитие, разрастание и усложнение структуры экономической географии. Феноменально стремительный рост географии населения, быстро развивающиеся тенденции социологизации, экологизации, экономизации науки, назревающие процессы ее усиленной математизации, появление новых областей науки на стыках с другими науками — отрадное и закономерное явление. Столь же неизбежным и плодотворным процессом является пересмотр устоявшихся взглядов, концепций, терминов в тех случаях, когда дискуссии, а главное, практика развития науки выявят необходимость этого. При этом недопустим консерватизм, сдерживающий развитие новых плодотворных научных идей и направлений (вспомним на примере других наук, к каким большим трудностям привели волюнтаристские ограничения в развитии кибернетики, генетики и др., и, напротив, насколько успешным оказалось развитие космонавтики благодаря, в частности, рано сформулированным и широко поддержанным идеям в этой области). Недопустимо и «шараханье» в сторону модных новаций, не доказавших своей научной ценности, в особенности терминологические ухищрения, не имеющие содержательной основы. Однако как бы ни развивалась, ни усложняла вполне закономерно свою структуру, свой понятийный аппарат наша наука, необходимо подчеркнуть важность сохранения ее целостности, единства. Один из авторов данной главы в сборнике «Вопросы географии», № 115, посвященном памяти Н. Н. Баранского, подчеркивал: «...экономическая и социальная география составляет единое диалектическое целое»1. В. В. Покшишевский, возражая против выделения географии населения из экономической географии, отмечал: «География населения имеет ясно выраженную экономико-географическую природу; с другой стороны, экономическая география была бы выхолощена, если бы мы изъяли из нее человека, население — носителя трудового начала и главную производительную силу. География населения лишь ветвь (правда, становящаяся все более значимой) экономической географии. Человека география населения изучает непрерывно в процессе общественного воспроизводства, в его многообразной деятельности, соприкасающейся одними гранями с преобразуемой этой же деятельностью природной средой, другими — с техногенными элементами производительных сил (которые тоже порождение этой же деятельности). Именно в системе таких взаимоотношений проявляется единство всей системы географических знаний, органически присущая им комплексность»2. Решительно и четко сформулировал мысль о единстве нашей науки О. А. Константинов: «Большое преимущество экономико-географической науки... в том, что она едина...Если ветви от ствола отпадут, ствол останется голым...»3. Таким образом, вопрос о единстве нашей науки, как и вопрос о целостности, единстве всей географической науки при всех отмеченных выше и других дискуссиях, представляется бесспорным. Современная экономическая география в СССР — это многие десятки тысяч специалистов, работающих в научно-исследовательских, плановых и проектных организациях, вузах, средней школе. Можно выделить следующие основные группы учреждений, в которых трудятся экономико-географы: 1. Академические учреждения.Сильные подразделения эконо- 2. Высшие учебные заведения.Здесь работает многочислен 3. Научно-исследовательские, проектные и плановые органи Институт генпланов Московской области, Ленгипрогор, Гипроград, Киевниипградостроительства, Белниипградостроительства и др., а также многочисленные проектно-исследовательские организации министерств и ведомств. Экономико-географы принимали ведущее участие при разработке таких крупных проектов, как генеральная и региональные схемы развития и размещения производительных сил СССР и союзных республик, генеральная схема районной планировки зоны Байкало-Амурской магистрали, генеральная и региональная схемы расселения на территории СССР, многие проекты планировки крупнейших районов и городов СССР, а также во многих других проектах, схемах, научных обоснованиях предпланового и предпроектного характера. Следует стремиться к тому, чтобы в практических организациях работали не отдельные специалисты экономико-географы, как бы успешно ни справлялись они со своими обязанностями, а формировались коллективы экономико-географов, способные обеспечить широкое применение экономико-географических идей и подходов в конкретных разработках. Именно это имело место, например, в 60—70-х гг. в градостроительных проектно-исследовательских организациях, где, как указывалось выше, получила интенсивное развитие новая область знаний — районная планировка, сложившаяся на основе объединения научных подходов, методов и кадров ряда наук и дисциплин (наибольший вклад в ее развитие внесли экономико-географы, архитекторы и инженеры широкого градостроительного профиля). 4. Средняя школа.Здесь трудится самый многочисленный отряд советских географов, сочетающих, как правило, преподавание и экономической и физической географии, передающих географические, в том числе экономико-географические, знания подрастающему поколению. Особое место занимает Географическое общество СССР — крупнейшая общественная организация, созданная в 1845 г. Она объединяет более 37 тыс. географов, работающих во всех частях страны — в отделах, филиалах Географического общества СССР и в Географических обществах союзных республик. Большим авторитетом пользуются всесоюзные съезды Географического общества СССР, проводимые один раз в четыре года. Географическое общество СССР проводит всесоюзные и региональные конференции и совещания по актуальным вопросам географической науки, выпускает журнал, научные сборники. Большое место в работе Географического общества СССР занимает экономико-географическая проблематика. Международные связи советских географов весьма обширны. Их координирует Национальный комитет советских географов, а также научно-технические советы Минвуза СССР, Минпроса СССР и др. Научная и научно-популярная экономико-географическая литература выпускается большим количеством центральных, республиканских и местных издательств. Среди них наиболее важное место занимают издательства «Мысль», «Просвещение», «Совет- екая энциклопедия», «Наука», «Прогресс» и др. Однако объем и координация научно-издательской деятельности в области географической литературы недостаточна. Между тем следует напомнить, что около 11 % статей в третьем издании Большой советской энциклопедии имеет географическую тематику. Очевидна государственная важность расширения, координации и издания на высоком уровне огромного и потенциально необходимого массива научной информации, имеющего географическую направленность. Большой интерес, который проявляют к географическим знаниям, в том числе экономико-географическим, самые широкие круги специалистов, работники всех отраслей хозяйства, преподаватели высшей и средней школ, лекторы сети политического просвещения и самые широкие массы трудящихся, требует дальнейшей активизации работы экономико-географов в массах, в том числе через общество «Знание» и другие организации, призванные популяризировать научные знания. Следует расширить периодические географические издания. В настоящее время в стране издается лишь несколько специализированных периодических изданий — журналы «Известия Академии наук СССР» (серия географическая), «Известия Всесоюзного Географического общества», «Вестник Московского университета» (серия географическая), журнал Сибирского отделения АН СССР «Природа и ресурсы». Кроме того, регулярно выпускаются весьма авторитетные выпуски Московского филиала Географического общества СССР «Вопросы географии» — с 1946 по 1985 г. вышло около 120 выпусков, из них значительное число посвящено полностью или преимущественно экономико-географической проблематике; издаются упоминавшиеся научные сборники в вузах, научных институтах, отделах и филиалах Географического общества СССР и в Географических обществах союзных республик. Однако для такой огромной страны, как СССР, это недостаточно. Н. Н. Баранский мечтал, чтобы география стала народной наукой. Эта цель остается ведущей для советских географов. Обеспечить еще более высокий уровень географического образования народа — для нашей науки задача решающей важности. Она включает и повседневную многогранную деятельность учителей средней школы, и повышение качества образования в вузах, определяющего уровень подготовки учителей, и развитие научных географических исследований. От последних в конечном счете зависит вклад нашей науки в решение народнохозяйственных проблем, авторитет географических знаний, размах и уровень географического образования в стране. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, проводимая в соответствии с решениями июньского (1983) и апрельского (1984) Пленумов ЦК КПСС и первой сессии Верховного Совета СССР XI созыва, имеет большое значение для географии. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной шко- лы» определено важное место географии в школьном обучении: ей отводится ведущая роль не только в собственно географическом, но и в экономическом и экологическом образовании учащихся. Преподавание географии в школе, в особенности экономической географии, должно сформировать в молодых умах выпускников школ — будущих рабочих, инженеров, ученых, руководителей, специалистов любой профессии — комплекс знаний и представлений, ясно ориентирующий их в областях, с которыми они неоднократно встретятся в жизни. Он призван способствовать развитию у них мировоззрения советского человека — рачительного хозяина своей страны, ее природных и материальных богатств, умеющего пользоваться ими грамотно и эффективно. Разработать такой комплекс знаний, обладающий внутренней целостностью, доступный и убедительный для сотен миллионов молодых людей,— не только сложная педагогическая задача. Это вместе с тем и глубоко научная задача, требующая от нашей науки новой оценки исторически накопленного опыта, развития свойственного ей умения широко думать, «мыслить на гранях», понимать и разрабатывать междисциплинарные подходы и концепции. Осмысливая времен связующую нить — зарождение, становление, современность и будущее экономической географии,— советские экономико-географы справедливо гордятся историей своей науки и в полной мере осознают большие задачи, которые ей предстоит решать в перспективе. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|