ОТРАСЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Отраслям материального производства посвящена многочисленная литература по экономической и социальной географии СССР. Это согласуется с их ведущей ролью в развитии и территориальной организации ЕНХК. Может показаться парадоксальным, но именно в Московском университете, где Н. Н. Баранский сформировал районную школу экономической географии, отраслевые исследования получили, пожалуй, наиболее широкий размах. На самом деле никакого противоречия нет: эти исследования по замыслу и исполнению всегда отличались районным подходом к изучаемым процессам и явлениям. На кафедре экономической географии СССР Московского университета впервые появились фундаментальные работы по всей стране в целом, по географии промышленности, сельского хозяйства, географии транспорта. Сотрудникам кафедры принадлежит приоритет в разработке вопросов географии строительства и географии торговли. Экономико-географические исследования различных отраслей материального производства, выполненные у нас в стране, имеют не только научно-познавательное значение. Многие из них содержат рекомендации, которые могут быть использованы в народнохозяйственной практике. Особенно важен конструктивный подход к отраслевым проблемам в современных условиях ускорения социально-экономического развития страны на базе научно-технического прогресса. В первую очередь необходимо учитывать изменения, вызываемые перестройкой инвестиционной и структурной политики. Ее основой является, как известно, упор на техническое перевооружение предприятий, экономию ресурсов, на резкое повышение качества про- дукции. Капитальные вложения намечено концентрировать на ключевых направлениях, с тем чтобы обеспечить пропорциональность и сбалансированность в развитии различных отраслей. При этом на первый план выдвигается машиностроение, которому принадлежит ведущая роль в перевооружении народного хозяйства, в осуществлении научно-технической революции. Промышленность.Как ведущая отрасль ЕНХК она представлена самыми многочисленными по сравнению с другими отраслями народного хозяйства публикациями, которые можно объединить по тематике в следующие группы: 1) анализ особенностей и факторов территориальной органи 2) характеристики отдельных отраслей промышленности, 3) исследование вопросов промышленного районирования, 4) региональные характеристики промышленности. Территориальная организация промышленности — междисциплинарная проблема. Она может иметь «размещенческую» интерпретацию, что видно на примере работ А. Е. Пробста «Размещение социалистической промышленности» (М., 1962), «Вопросы размещения социалистической промышленности» (М., 1971), а также таких кол-лективных трудов экономистов, как «Особенности и факторы размещения отраслей народного хозяйства СССР» (М., 1960) и «Промышленность в хозяйственном комплексе экономических районов СССР» (М., 1964). В экономической и социальной географии эта проблема рассматривается прежде всего с позиций интеграционных процессов и территориально-производственного комплексообразования, о чем свидетельствуют труды П. Я. Бакланова (Динамические пространственные системы промышленности.— М., 1978), А. Т. Хрущева (География промышленности СССР.— М., 1969; Промышленные районы и узлы СССР.— М., 1972; География промышленности СССР.— М., 1979; География промышленности СССР.— М., 1986) и др. Территориальная организация промышленности выступает как система пространственного сопряжения и взаимодействия разных отраслей и одновременно территориально-производственных сочетаний, основанная на рациональном использовании природных, материальных и трудовых ресурсов, а также на экономии затрат по транспортным связям между источниками сырья, топлива, энергии, местами производства и потребления продукции и способствующая достижению общей народнохозяйственной эффективности. Современный «портфель» географии промышленности содержит труды, отличающиеся конструктивным характером изучения многих отраслевых и региональных проблем. Достаточно известны работы Института географии АН СССР, Института экономики АН СССР, Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР, Совета по изучению производительных сил (СОПС) при Госплане СССР, Центрального экономического научно-исследовательского института (ЦЭНИИ) при Гос~ плане РСФСР, географического факультета Московского университета и его кафедры экономической географии СССР и других научных учреждений, университетов и проектных организаций. Во многих трудах по этой тематике обращают на себя внимание следующие исходные позиции: во-первых, представление о взаимообусловленном размещении предприятий в виде территориально-производственных сочетаний как пространственной особенности социалистической промышленности; во-вторых, признание того обстоятельства, что наиболее эффективной формой территориальной организации промышленности являются промышленные комплексы; в-третьих, целеустремленность исследований, их связь с практикой территориального планирования. Принципиальное значение имеет вопрос о соотношении отраслей промышленности и территориально-производственных сочетаний, который впервые был раскрыт в работах А. Т. Хрущева. По его мнению, каждая отрасль, будучи одним из слагаемых промышленного производства (и всего народного хозяйства) страны, вместе с тем служит звеном того или иного территориально-производственного сочетания (вплоть до ТПК экономического района). При такой «двойственности» изучение отдельно взятой отрасли должно проводиться в широком плане, с тем чтобы раскрыть всю полноту связей и отношений данной отрасли с другими отраслями промышленности, народным хозяйством, населением и его трудовыми ресурсами, исторически накопленными материальными ценностями, окружающей природной средой, сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами. Доказывается, что взаимное переплетение отраслевых и региональных аспектов — типичный признак экономико-географического обоснования территориальной организации промышленности. Ни одно территориальное сочетание предприятий, в какой бы форме оно ни выступало, не может быть правильно понято без знания технико-экономической специфики и особенностей размещения каждой отрасли в отдельности. Таким образом, в процессе исследования надо идти от отраслей к территориально-производственным сочетаниям. В свою очередь любая отрасль должна рассматриваться с двух позиций — сквозь призму всей промышленности (и народного хозяйства в целом) и через сочетания предприятий разных отраслей на одной и той же территории. Причем внимание обращено на сильную дифференциацию региональных характеристик отраслей. Анализ закономерностей территориальной организации промышленности, а также факторов размещения предприятий дается во многих работах. Наиболее оригинальными в этом отношении являются труды А. Е. Пробста и П. Н. Степанова (География промышленности СССР.— М., 1955; География тяжелой промышленности СССР.—М., 1961). Классификацию отраслей промышленности по факторам размещения предприятий осуществил А. Т. Хрущев. Он пришел, в частности, к выводу о том, что одни и те же отрасли имеют разные варианты пространственной ориентации в зависимости от характера исходного сырья и степени его транспортабельности, характера исходного сырья и технологических приемов его переработки, от сравнительной эффективности транспортировки сырья или топлива и готовой продукции. Мало того, разные стадии технологического процесса одной и той же отрасли отличаются друг от друга по вариантам пространственной ориентации. Отраслевая тематика имеет «крен» в сторону экономических исследований. Она представлена, например, работами Е. А. Афанасьевского (Легкая промышленность: экономические проблемы размещения.— М., 1976), Г. К. Войтоловского (География морских путей и рыбной промышленности.— М., 1974), В. П. Евстигнеева (Эффективность размещения машиностроения в восточных и западных районах СССР.— М., 1972), Ю. К- Козлова (Развитие и размещение машиностроения и методика его планирования.— М., 1964), Н. Д. Ле-люхиной (Экономическая эффективность размещения черной металлургии.— М., 1973), В. А. Шелеста (Экономика размещения электроэнергетики СССР.— М., 1965; Региональные энергоэкономические проблемы СССР.— М., 1975), Н. А. Шокина (Методологические проблемы размещения отрасли промышленности.— М., 1971) и др. Что касается географических аспектов отдельных отраслей промышленности, то к числу таких работ можно отнести только следующие: Алисов Н. В., Золотарев Ю. Ф., Савин-ска я М. Э. Размещение химических производств и предприятий (М., 1974), Горовой В. Л., Приваловская Г. А. География лесной промышленности СССР (М., 1966), Ростовцев М. И., Рунова Т. Г. Добывающая промышленность СССР (М., 1972). Отраслевые исследования, выполненные за последнее время, отличаются конструктивным подходом к рассматриваемым вопросам. Изучение той или иной отрасли связано с решением задач повышения эффективности общественного производства, ориентируется на совершенствование практики размещения предприятий. Как правило, такого рода работы завершаются отраслевым районированием или рекомендациями относительно составления моделей развития и размещения производства. Промышленность, как известно, выполняет важнейшие районо-образующие функции. Поэтому районирование самой промышленности следует рассматривать в качестве средства, способствующего дальнейшему совершенствованию территориальной организации ЕНХК. На современном этапе экономического и социального развития страны актуальность промышленного районирования трудно переоценить. Особенно велико его значение в свете решений XXVII съезда КПСС о глубоких качественных сдвигах в материально-технической базе на основе ускорения научно-технического прогресса, интенсификации общественного производства, повышения его эффективности. В. И. Ленин неоднократно обращал внимание на необходимость районного подхода к анализу промышленности: «Важность вопроса о размещении промышленности требует группировки по отдельным городам, пригородам, селам и группам сел, образующих промышленные центры или районы»1. В решениях IX съезда партии (1920) по Отчетному докладу ПК, с которым выступил В. И. Ленин, отмечается, что одна из задач состоит в том, чтобы, «...сохраняя и развивая вертикальный централизм..., сочетать его с горизонтальным соподчинением предприятий по линии хозяйственных районов, где предприятия разных отраслей промышленности и разного хозяйственного значения вынуждены питаться одними и теми же источниками местного сырья, транспортных средств, рабочей силы и пр.»2. Оценка исследований по промышленному районированию позволяет сделать следующие выводы: 1) характерна тесная преемственность идей прошлого и на 2) главная теоретическая посылка — представление о рацио 3) большинство работ рассматривает промышленность на фоне 4) среди специальных исследований, касающихся промышленно Основное содержание промышленного районирования составляет, по А. Т. Хрущеву, выявление и обоснование территориально-производственных сочетаний разного таксономического ранга, складывающихся внутри промышленности под влиянием общих и региональных взаимодействий между экономикой, техникой и природой. Свойственные промышленности территориально-производственные сочетания представлены, согласно его концепции, двумя качественно различными формами — промышленнными группировками и промышленными комплексами. Причем под промышленной группировкой следует понимать такое территориально-производственное сочетание, где предприятия объединены общностью транс-портно-географического положения и совместным использованием одной и той же инфраструктуры. Что касается промышленного комплекса, то для него характерно, кроме указанных признаков, тесное взаимодействие предприятий на основе последовательной и комплексной переработки исходного сырья, утилизации производственных отходов и совместного выпуска готовой продукции. Промышленным комплексам посвящена довольно значительная литература, в том числе монографии Н. Т. Агафонова (Основные проблемы формирования промышленных комплексов СССР.— Л., 1970), А. М. Гаджи-Заде (Азербайджанский промышленный комплекс.— Баку, 1975), Э. Д. Кобахидзе (Промышленный комплекс Грузинской ССР.— Тбилиси, 1974), Ю. Н. Коваленко (Научные основы территориальной организации промышленных комплексов.— Киев, 1977), М. М. Паламарчука, Н. Н. Процко (Теоретические основы методики исследования функциональной структуры промышленного комплекса экономического района.— Киев, 1970), А. Т. Хрущева, И. В. Никольского, О. Д. Чувилкина (Новые промышленные комплексы СССР.— М., 1973), О. И. Шаблия (Межотраслевые территориальные системы.— Львов, 1976), Н. И. Шрага (Промышленные комплексы.— М., 1969). Промышленные комплексы, как и вообще территориально-производственные сочетания, служат основой процесса районообразо-вания в промышленности. Кроме того в этом процессе участвуют и единичные предприятия. Однако формы территориально-производственных сочетаний не тождественны таксономическим единицам промышленного районирования. Иерархия промышленного районирования включает районы, узлы, центры и пункты. Каждой таксономической единице, по А. Т. Хрущеву, соответствует определенная форма территориально-производственных сочетаний. В промышленном районе — «ядре»— комплексы и группировки (вместе или раздельно), в промышленном узле — комплекс, в промышленном центре — группировка, в промышленном пункте — единичное предприятие. Следовательно, отдельные таксоны отличаются друг от друга не только в количественном, но и в качественном отношении. Разница состоит в характере территориально-производственного сочетания. Промышленный узел — наиболее комплексное образование. Он представляет собой «...локализованное производственно-территориальное сочетание комплексного характера, где при взаимной близости предприятия объединены между собой тесными производственными и производственно-технологическими связями, общностью транспортно-географического положения, общими системами инфраструктуры и населенных мест с целью наиболее эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов»'. «Узловая» тематика представлена большим числом публикаций, среди которых имеются работы М. А. Абрамова (Апшеронский промышленный узел.—Баку, 1971), В. А. Адамчука, В. Я- Двоскина (Проблемы развития промышленных узлов СССР.— М., 1968), А. И. Деменева (Эффективность специализации и комплексного развития промышленных узлов.— Свердловск, 1970), М. В. Пань-кова, В. А. Рыгалова (Промышленные узлы.— М., 1974), Ю. Г. Саушкина, А. С. Шапошникова (Проблемы развития и типология промышленных узлов на примере Среднего Поволжья.— М., 1965), А. Т. Хрущева (Промышленные районы и узлы СССР.— М., 1972) и др. Положительную роль в развитии исследований по промышленным узлам сыграл сборник научных трудов конференции, проведен- ной совместно географическим факультетом Московского университета и ЦЭНИИ при Госплане РСФСР,— «Проблемы территориальной организации промышленных районов и узлов СССР» (М., 1974). В работах по промышленному районированию известное внимание уделяется типологии промышленных комплексов, промышленных районов и узлов. Среди признаков, которые могут быть использованы для типологических целей, наиболее существенны: 1) генетические (условия, предпосылки и стадия формирования), 2) функциональные (специализация производства), 3) структурные (особенности взаимного сочетания составных «элементов»). Своего рода промежуточный итог исследований по промышленной тематике подведен в сборнике «География СССР. Том 13. Географии, а также НИИ системы Госагропрома СССР и ВАСХНИЛ, и некоторые общие проблемы географии промышленности в СССР, проблемы промышленного районирования, промышленные комплексы, промышленные узлы и их проблематика. Сельское хозяйство.Это одна из старых областей экономико-географических знаний. Специальные исследования по географии сельского хозяйства проводятся на географических факультетах Московского, Воронежского, Киевского, Кубанского и ряда других университетов страны, в академических институтах географии, а также НИИсистемы Госагропрома СССР и ВАСХНИЛ, в частности в Государственном институте земельных ресурсов (ГИЗР). Они затрагивают главным образом те стороны совершенствования территориальной организации сельского хозяйства, которые связаны с учетом влияния природных и экономических факторов, природным и сельскохозяйственным районированием, межхозяйственной кооперацией и агропромышленной интеграцией. Важное научное и практическое значение приобрели исследования, раскрывающие особенности связей сельского хозяйства с природной средой. В этом отношении выделяются труды А. Н. Ра-китникова, в первую очередь его «География сельского хозяйства» (М., 1970). Автор много внимания уделяет выявлению и обоснованию региональных типов сельского хозяйства в сопоставлении с типами природной среды, разработке вопросов территориальной дифференциации сельского хозяйства и сельскохозяйственного районирования. Весьма положительную роль для комплексного изучения природных условий, экономики и организации сельского хозяйства играют проводимые с начала 60-х гг. исследования по оценке земель и подготовке земельного кадастра. Все больший интерес экономико-географов привлекает к себе типология сельскохозяйственных предприятий. Мало того, разрабатываются модели перспективных производственных типов колхозов и совхозов с учетом рационального использования природных и экономических ресурсов. Исследования по типологии сельскохозяйственных предприятий начали проводиться с 60-х гг. и получили довольно широкое распространение. Эта тематика хорошо представлена в работах В. Г. Крючкова, среди которых обращает на себя внимание «Территориальная организация сельского хозяйства» (М., 1978). Основными критериями выделения производственных типов сельскохозяйственных предприятий принято считать, во-первых, специализацию, характеризующую функцию того или иного предприятия, во-вторых, способы ведения отраслей растениеводства и животноводства. В соответствии с имеющимися рекомендациями при типологии сельскохозяйственных предприятий изучению подлежат следующие вопросы: местоположение, экономические и природные условия и размеры хозяйств; специализация хозяйства; уровень интенсивности хозяйства; результативные показатели сельскохозяйственного производства. В процессе исследования тех или иных сочетаний форм земледелия и типов содержания скота удается определить влияние природных и экономических условий на организацию территории и механизм формирования производственных типов сельскохозяйственных предприятий. Именно этим вопросам, по В. Г. Крючкову, придается важное значение при экономико-географическом изучении сельскохозяйственных предприятий и районов. Работы по типологии сельскохозяйственных предприятий имеют не только познавательное, но и сугубо практическое значение. Их результаты могут быть использованы при проведении земельного кадастра, районных планировках, при решении задач, связанных с развитием межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. За последнее время произошел заметный поворот экономико-географических исследований в сторону агропромышленной интеграции. Изучение вопросов развития специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, формирования АПК страны в целом и локальных АПК приобрело особый смысл в свете решений майского (1982) Пленума ЦК КПСС, принявшего Продовольственную программу СССР. Территориальные аспекты агропромышленной интеграции рассматриваются в трудах К. И. Иванова, В. Г. Крючкова, И. Ф. Мукомеля, М. М. Паламарчука, Н. Д. Пистуна и других экономике-географов. Экономико-географическое изучение проблем агропромышленной интеграции имеет широкий диапазон, от АПК страны в целом до локальных АПК разного таксономического ранга (союзные республики и экономические районы, административно-территориальные единицы). Формирование АПК страны подготовлено, как известно, всей историей социалистического строительства. Его современная структура начала складываться в связи с переходом к развитому социализму. Она отражает те сдвиги в народном хозяйстве, которые вызваны научно-технической революцией и быстро развертывающимися интеграционными процессами. АПК — результат технологического, экономического и организационного соединения взаимосвязанных стадий производства, хра- нения, переработки и доведения до населения продовольственных продуктов и других предметов потребления из сельскохозяйственного сырья, т. е. агропромышленной интеграции. Этот комплекс включает три сферы: 1) отрасли промышленности, создающие материально-техниче 2) собственно сельское хозяйство; 3) отрасли, осуществляющие заготовки и переработку сель Кроме того, в составе АПК многие исследователи выделяют инфраструктуру (не только производственную, но и социальную). По структуре конечного продукта АПК страны выступает как продовольственный. Сельское хозяйство и пищевая промышленность производят 70%, а легкая промышленность — только 30% конечного продукта. Всемерное развитие АПК в перспективе предусматривает пропорциональный и сбалансированный рост сельского хозяйства, обслуживающих его отраслей промышленности, пищевой индустрии, а также производств, связанных с заготовкой, хранением, транспортировкой и переработкой сельскохозяйственной продукции. Опубликованные по агропромышленной тематике работы носят в основном региональный характер. Причем локальные АПК рассматриваются преимущественно в рамках административно-территориального деления. Характерен акцент на вопросы, касающиеся функциональной и территориальной структуры АПК и влияния агропромышленной интеграции на территориальную организацию сельского хозяйства. В целом доля публикаций по географии сельского хозяйства среди экономико-географической литературы относительно невелика. Между тем актуальность разработки проблем агропромышленной интеграции требует совместных усилий представителей разных ветвей экономической и социальной географии. Важно учитывать, что в настоящее время принята единая система управления АПК, состоящая из следующих звеньев: от агропромышленных объединений административных районов и автономных округов (РАПО) до агропромышленных комитетов автономных республик, краев и областей (агропромы), союзных республик (госагропромы) и страны в целом (Госагропром СССР). Некоторые итоги исследований по аграрной тематике содержатся в сборнике «География СССР. Том 14. География сельского хозяйства» (М., 1979), где рассматриваются главные направления географического изучения сельского хозяйства СССР, методы экономической оценки земель и земельный кадастр, территориальная дифференциация сельского хозяйства и сельскохозяйственное районирование, производственные типы сельскохозяйственных предприятий, межколхозное кооперирование и агропромышленная интеграция. Транспорт.Эта отрасль относится к старым областям экономико-географических знаний. Подобно промышленности, география транспорта СССР своими истоками имеет план ГОЭЛРО и работы Госплана 20-х гг. по экономическому районированию. Основоположниками изучения проблем магистрализации транспорта в тесной связи с электрификацией страны и экономическим районированием были И. Г. Александров и Н. Н. Колосовский. География транспорта всегда ориентировалась на анализ транспортно-экономических связей и грузопотоков, формирования сети путей сообщения, региональных особенностей развития транспорта. Характерно, что такого рода исследования до сих пор проводятся географами главным образом в ведомственных научно-исследовательских и проектных институтах, а также" в Институте комплексных транспортных проблем (ИКТП) при Госплане СССР. Это обстоятельство подчеркивает их практическую направленность. Экономико-географический подход к изучению транспорта совершенствовался под влиянием запросов практики планирования. Традиционные характеристики с течением времени были дополнены новыми аспектами. Большое значение приобрел анализ транспортно-экономических связей, составляющий основу районирования обращения. Расчеты по системе «база — тяготеющая территория» позволили установить рациональные зоны перевозок грузов в зависимости от районирования производства. Анализ транспортно-экономических связей дал возможность рассматривать транспортные проблемы через призму экономического районирования и территориальной организации хозяйства страны. Усилилось внимание к таким вопросам, как соотношение специализации экономических районов и магистрализации транспорта, комплексного развития экономических районов и формирования районных транспортных систем. Н. Н. Колосовский подчеркивал, что «в методике изучения районов исследование системы связей и транспорта является одной из важнейших частей общего исследования экономического районирования в действительности. В сочетании с географией производства оно очень важно при определении внешних границ экономического района и его внутренней географической структуры»1. Этот подход стал доминирующим в исследованиях по географии транспорта СССР. И. В. Никольский убедительно доказал, что его сущность заключается в обосновании транспорта как необходимого звена любых ТПК, т. е. состоит в решении транспортной проблемы территориальной организации хозяйства. Определенную поддержку в изучении системы «производство — транспорт» географы получили со стороны экономистов. Были опубликованы работы Е. Д. Ханукова «Транспорт и размещение производства» (М., 1956) и Ю. И. Колдомасова «Экономические связи в народном хозяйстве» (М., 1963). Среди важнейших достижений в области географии транспорта находится обоснование единой транспортной сети страны (ETC) с точки зрения территориальной организации хозяйства. Специфика экономико-географического рассмотрения проблем, связанных с развитием и фунционированием ЕТС? состоит в строгом учете территориальной дифференциации хозяйства и одновременно интеграционных процессов, всесторонней оценке местных экономических и природных условий, акценте внимания на региональных взаимодействиях между природой, производством и транспортом. В этом отношении особенно показательны работы И. И. Белоусова, В. С. Варламова, М. X. Ганкина, Н. Н. Казанского, И. В. Никольского, П. С. Семенова и др. ETC как понятие принадлежит теперь к одним из основных в экономической географии вообще. Его смысл составляет пропорциональное развитие и соподчиненная, согласованная работа всех видов транспорта как в целом по стране, так и на разных региональных уровнях. Н. Н. Казанский справедливо отмечает, что «значение понятия ETC для экономической географии столь же важно, как и понятия производственно-территориального комплекса. Оба эти понятия создают необходимые методологические предпосылки для конструктивного системного подхода в территориальной организации производительных сил, открывая возможности количественного измерения эффекта различных вариантов размещения производства и транспорта, то есть оптимизация территориально-производственной структуры страны»1. ETC страны в целом до сих пор находилась в поле зрения преимущественно экономической науки. Однако весьма существенно, что именно в рамках географии транспорта сложилось представление о ETC как совокупности районных транспортных систем. Экономико-географические исследования сосредоточились на ее региональных аспектах. Особенно много внимания было уделено роли транспорта в процессе формирования районных производственных комплексов, а также транспортным проблемам восточных районов. Первой среди экономико-географических работ, посвященных вопросам изучения транспорта, была книга С. В. Бернштейна-Ко-гана «Очерки географии транспорта» (М., 1930). Значительную роль в географическом осмыслении этой отрасли материального производства играли труды М. М. Галицкого и Г. Г. Ситникова. По географии транспорта наиболее фундаментальный характер носят исследования И. В. Никольского. Его работа «География транспорта СССР» (М., 1978) допущена в качестве учебника для системы высшего географического образования. И. В. Никольский впервые обосновал концепцию транспортно-экономического районирования, предложил типологию транспортных узлов. Очень много им сделано в отношении характеристики транспорта по районам страны. В частности, он установил влияние экономического профиля района на густоту и структуру транспортной сети. Среди других работ, выделяющихся обстоятельностью изложения и широкой трактовкой темы, следует назвать следующие: М. М. Галицкий, С. К- Данилов, А. И. Корнеев «Экономическая география транспорта СССР» (М., 1965), «География путей сообщения» (М., 1966), С. К- Данилов «Экономическая география транспорта СССР» (М., 1977), «География СССР. Том 10. География транспорта» (М., 1973). Исследований, посвященных отдельным видам транспорта, сравнительно мало. К ним следует отнести, например, работы Л. А. Брилианта «География морского судоходства» (М., 1975), В. И. Тоняева «География внутренних водных путей» (М., 1977), И. В. Никольского, В. И. Тоняева, К. С. Ляхова «География водного транспорта СССР» (М, 1983). В противоположность этому много публикаций касается районных транспортных проблем. Известны работы Н. В. Багрова по Южному экономическому району, В. С. Варламова по Уралу и Сибири, Г. П. Кобылковского по Дальнему Востоку, П. Е. Семенова по Казахстану и Средней Азии, А. П. Чистобаева по Северу идр. Крупная монография регионального характера создана Р. И. Кверенчхиладзе (Географические проблемы транспорта Грузии.—Тбилиси, 1976). Итоги выполненных исследований по транспортной тематике содержатся в сборнике «География СССР. Том 10. География транспорта» (М., 1973), в котором рассмотрены география транспорта и территориальная организация хозяйства СССР и географические аспекты изучения транспорта. Строительство.Это новая область экономико-географических знаний. Она начала формироваться в 50-х гг. на кафедре экономической географии СССР Московского университета в результате выполнения экспедиционных исследований, проводимых по заданию Госстроя СССР в районах сосредоточенного строительства, главным образом на территории Сибири и Казахстана, а также в Поволжье и на Урале. Опыт этих исследований впервые был теоретически обобщен в коллективной работе «Вопросы географии строительной индустрии и производства строительных материалов» (М., 1958). Авторы обосновали экономико-географическую сущность изучения строительства и строительной индустрии. Было установлено, что строительство как объект исследования шире строительной индустрии, что оно является особой производственной деятельностью населения, которая охватывает не только сферу производства, но и остальные стороны жизни общества, тогда как строительная индустрия ограничена совокупностью постоянно действующих подрядных строительных организаций, имеющих в своем распоряжении необходимую материально-техническую базу и постоянные кадры рабочих. Другими словами, строительная индустрия является сердцевиной строительства как отрасли народного хозяйства. Известно, что строительство занято производством основных фондов. Оно «выпускает» здания и разного рода сооружения. Прав- да, машиностроение — важнейшая отрасль промышленности — также специализируется на производстве основных фондов, причем дает наиболее активную их часть — машины и другие орудия труда. Но ни одна машина не может быть использована без соответствующих зданий и сооружений. Промышленность при стационарности производственного процесса дает продукцию, которая исключительно подвижна, находится в обращении. В строительстве — картина прямо противоположная. Здесь неподвижна продукция, а производственный процесс вместе с людьми и техническими средствами перемещается в пространстве по мере завершения работ на том или ином строительном объекте. Кроме того, строительство имеет более продолжительный по сравнению с промышленностью цикл производства, который занимает не только месяцы, но и годы. Наконец, «выпускаемая» им продукция долговечнее, много крупнее по размерам и требует значительно больших капиталовложений. Наконец, в отличие от промышленности, строительство, прежде всего, конечно, строительная индустрия, находится в гораздо большей зависимости от конкретных местных природных и эконо мических условий. «Конкретность» строительства и его четко выраженная, с точки зрения самого объекта и строительной площадки, индивидуальность заставляют всегда строго учитывать экономико-географическую специфику. Что касается самой строительной индустрии, то, обслуживая все отрасли народного хозяйства без исключения и являясь в свою очередь емким потребителем продукции тяжелой промышленности, она обеспечивает необходимые пропорции в экономике страны как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. Принципиально важное значение для географии строительства имеет вопрос о соотношении строительной индустрии и промышленности строительных материалов. Производство строительных материалов исторически составляло одно целое со строительным делом. В дальнейшем под влиянием общественного разделения труда оно обособилось в самостоятельную отрасль, относящуюся к тяжелой промышленности. Однако в настоящее время производство строительных материалов в СССР больше чем наполовину сосредоточено в рамках строительной индустрии. Таким образом, будучи совершенно разными отраслями народного хозяйства, строительная индустрия и промышленность строительных материалов очень тесно взаимодействуют между собой, формируя специфические индустриально-строительные территориальные сочетания. В итоге можно констатировать, что экономико-географические исследования предвосхитили обоснование строительного комплекса страны, который теперь понимается как межотраслевое взаимодействие строительной индустрии, промышленности строительных материалов и отраслей машиностроения, обслуживающих их потребности. В связи с формированием и развитием строительного комплек- са страны следует ожидать активизации исследований в области географии строительства. Пока они носят в известной мере спорадический характер и до сих пор не нашли должного отражения в учебниках и учебных пособиях по экономической географии СССР. Между тем единственный в своем роде опыт учебного пособия «Экономическая география СССР. Производительные силы страны в целом» (М., 1967), где имеется специальная глава по географии строительной индустрии, написанная А. Г. Буренстамом, показал плодотворность разработки таких вопросов, как роль и место строительства в составе ТПК, территориальные особенности основных фондов, типология районов и узлов сосредоточенного строительства, комплексообразующее значение строительной индустрии. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|