Здавалка
Главная | Обратная связь

Корпоративная социальная ответственность: концепция КСО и генезис феномена. КСО как фактор положительной репутации компании. Формы КСО



 

Концепция «корпоративная социальная ответственность» - это концепция, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды.

Политика компании в области корпоративной социальной ответственности отражает ее будущее поведение в соответствии с ожиданиями стейкхолдеров (заинтересованных сторон: служащих, акционеров, инвесторов, потребителей, властей и неправительственных организаций).

Одна из важнейших задач КСО – коммуникационная: выяснение мнений и интересов всех заинтересованных сторон с тем, чтобы максимально учесть их в своей последующей деятельности.

Корпоративная социальная ответственность имеет индикаторы результативности, которые делятся на экономические, экологические и социальные.

Экономические индикаторы: производство качественного товара; вклад в развитие персонала, добровольное пенсионное обеспечение.

Экологические индикаторы: доля используемого вторичного сырья, энергосбережение, снижение выбросов парниковых газов, контроль выброса загрязняющих веществ в атмосферу, рациональное использование пресной воды, инициативы по смягчению воздействия продукции и услуг на окружающую среду и масштаб смягчения воздействия

Социальные индикаторы: медицинское страхование, уровень травматизма на производстве, случаи дискриминации, взаимодействие с органами власти в области в области общественно значимых задач (социально-экономического развития территории присутствия организации) и др.

Социальная ответственность бизнеса многогранна. Она включает в себя:

- имущественную ответственность перед инвесторами, акционерами и кредиторами за их собственность;

- перед потребителями и клиентами - ответственность за качество товаров и услуг;

- перед работниками – ответственность за рабочие места, занятость, охрану труда;

- перед населением – за охрану и восстановление окружающей среды;

- перед государством – за соблюдение законов, включая уплату налогов;

Некоторые виды ответственности выражены и закреплены в законах, т.е. носят правовой характер. Некоторые имеют моральный характер, но от этого не становятся менее жесткими – например, контроль со стороны общественных организаций и СМИ.

Важно понимать, что социальная ответственность бизнеса возможна только при ряде условий:

- главное – это возможность бизнеса принимать самостоятельные решения, КСО не может быть обязательной для всех;

- ответственность и понимание последствий самостоятельно принятых решений – следствий и результатов как непосредственных, так и последующих, опосредованных;

- способность видеть цели и смысл развития бизнеса в контексте развития общества;

- желание принимать решения, способствующие развитию общества.

Сегодня большинство крупнейших мировых компаний рассматривает репутацию, выстроенную через корпоративную социальную ответственность, своим главным активом. Доверие к бизнесу падает, когда он увлекается исключительно ростом прибылей, уклоняется от участия в решении важных социальных проблем, проявляет безответственность, дает меньше, чем обещает и т.д. Чтобы бизнесу доверяли, он должен быть социально ответственным и доказывать это делом. Более того, доверие вызывает только тот, кто открыт и искренен, кто считается с мнением о нем окружающих.

Принято считать, что одной из первых попыток реализации принципов социальной ответственности была социальная программа Г. Форда 1914—1920 гг., центральным пунктом которой было установление самой высокой в то время оплаты труда промышленных рабочих при соблюдении ими определенных условий, а также строительство малых предприятий в сельской местности.

Систематический научный анализ вопросов, относимых к проблематике КСО, начался лишь в 1950-х годах. Пионерной считается работа Г.Боуена «Социальная ответственность бизнесмена» (1953 г.). В этой монографии, принесшей автору славу «отца корпоративной социальной ответственности», во многом были определены рамки и заданы направления последующей дискуссии о КСО.

Многие же специалисты полагают, что на самом деле поворотным пунктом в распространении принципов социальной ответственности оказался Саммит Земли 1992 г. Несмотря на то, что основной темой саммита была защита окружающей среды, проблема рассматривалась шире — речь шла о поисках способа уравновешивания интересов развития общества и бизнеса. После этого события компании уже не могли полностью игнорировать проблемы общества.

Существуют 3 основные интерпретации концепции «корпоративная социальная ответственность»:

1. Теория необходимости максимизации прибыли (теория корпоративного эгоизма, Милтон Фридман). Она утверждает, что единственная ответственность бизнеса - увеличение прибыли для своих акционеров. Решение социальных проблем - дело государства.

2. Теория корпоративного альтруизма. Бизнес-структуры обязаны безвозмездно вносить значительный вклад в улучшение качества жизни общества.

3. Теория разумного эгоизма. В ней утверждается, что корпоративная социальная ответственность - это просто «хороший бизнес», поскольку превращает сиюминутные потери в долгосрочные прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли.

Г.Тульчинский выделяет след. основные формы корпоративной социальной ответственности:

1. Спонсорство – это деятельность лица или организации, выступающей как финансирующая сторона проектов и программ в области спорта, индустрии развлечений, молодежных фестивалей и т.д.

Здесь речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве - о реализации совместного проекта или программы. Спонсорские отношения обычно оформляются договором, в основе которого лежит типовой договор о совместной деятельности, в котором указываются взаимные права и обязательства сторон. Обычно спонсорская поддержка оказывается не столько структурам (организациям, учреждениям), сколько конкретным проектам и программам. Чаще всего это делается в виде целевых субсидий, но достаточно распространены и переводы средств. Оплаты счетов, передача материальных ценностей, оборудования, инструментов, организационная поддержка.

Один из видов спонсорства – эндорсмент. Это такая форма спонсорской деятельности, при которой организация (персона) получает деньги в обмен на использование специальных предметов (одежда, спор. оборудование), которое предоставляется спонсором.

2. Патронат - это покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Как правило, патронат редко имеет публичный статус. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Наиболее распространенные организационно-правовые формы патронажа - соучредительство (членство) и создание фондов поддержки. Примером членства может служить, например, создание попечительских советов, члены которых, в зависимости от объемов и масштабов поддержки имеют конкретные права влиять на деятельность патронируемой организации. Другой формой патронажа является создание фондов поддержки патронируемой структуры (фонд поддержки и развития театра, музея, учебного заведения).

3. Благотворительность является проявлением филантропии без предположения каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Обычно это помощь нуждающимся в области здравоохранения, социальная поддержка неимущих. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли, оказывая поддержку как акт дарения. Оформляться благотворительность может посредством дарственной, перечисления средств, оплаты счетов, передачи ценностей с баланса на баланс.

Меценатство – это разновидность благотворительности. Это деятельность, направленная на помощь какому-либо начинанию в сфере науки или искусства.

4. Фанд-райзинг- целенаправленный, систематический поиск спонсорских и иных средств для осуществления проектов, программ, акций или поддержки тех или иных социальных институтов.

Фанд-райзинг включает в себя:

· поиск социально значимой важной интересной идеи;

· объединение единомышленников вокруг идеи;

· нахождение средств для реализации идеи.

 


Вопрос № 18.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.